Исламское правоВопрос: «Является ли чтение азана фардом для мусульман? Если да, то при каких обстоятельствах?»


Ответ: 1 – Азан является фард кифая для жителей городов и сел, за исключением того, кто находится вдали от населенного пункта или является путником. От Абу Дарда (р.а.) передается, что он слышал как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:


"ما مِن ثلاثةٍ في قرية فلا يُؤذَّن ولا تُقام فيهم الصلاة إلا استحوذ عليهم الشيطان ..."

«Если трое живут в одном селении, но не призывают на намаз и не совершают намаз вместе, то ими овладел сатана. Держись вместе с мусульманами, потому, что волк съедает отбившуюся от стада овцу». (Передал Ахмад, хадис достоверный).


Передал аль-Малик о том, что Ибн Омар говорил:


"إنما الأذان للإمام الذي يجتمع الناس إليه"

«Поистине азан принадлежит имаму (является долгом), к которому присоединяются люди».


Азан является одним из обрядов поклонения Ислама. От Анаса (р.а.) передается:


"أن النبي كان إذا غزا بنا قوماً لم يكن يغزو بنا حتى يصبح وينظر، فإن سمع أذاناً كفَّ عنهم، وإن لم يسمع أذاناً أغار عليهم"

«..когда Посланник Аллаха (с.а.с.) вел нас в военный поход против какого-нибудь народа, то не начинал битву, пока не наступит утро. Если услышал азан (в этом селении), то не нападал на них. Если не услышал – то нападал». (Передал Бухари).


2 – Если азан является фардом кифая для местного населения, то для путника (мусафира) или находящегося в одиночестве, вдали от населенного пункта, на полях или пастбищах он является мандубом, т.е. желательным.


В хадисе Абдуллаха ибн Абду ар-Рахман аль-Ансари сообщается, что Абу Са‘ид аль-Худри сказал ему:


"إني أراك تحب الغنم والبادية فإذا كنت في غنمك أو باديتك فارفعْ صوتك بالنداء، فإنه لا يسمع مدى صوت المؤذن جنٌّ ولا إنس ولا شئ إلا يشهد له يوم القيامة، قال أبو سعيد: سمعته من رسول الله "

«Я вижу, что тебе нравится пасти овец в пустыне. Когда ты окажешься посреди пустыни, призывай на намаз погромче. Поистине, все люди, джинны и любые другие твари, которые слышат голос муэдзина, будут свидетельствовать в его пользу в День воскресения». Абу Са‘ид сказал, что он слышал это от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». (Передал аль-Бухари, Ахмад, ан-Насаи, Ибн Маджа и Малик).


От Акъаба Ибн Амир передал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:


يُعجَب ربُّك من راعي غنم في رأس الشَّظيَّة للجبل يؤذِّن للصلاة ويصلي، فيقول الله: انظروا إلى عبدي هذا يؤذِّن ويقيم الصلاة يخاف مني، قد غفرتُ لعبدي وأدخلته الجنة

«Твой Господь радуется человеку, который пасет овец на вершине горной скалы и призывает на намаз, а затем выстаивает его. И говорит Аллах: «Посмотрите на моего раба, он читает азан и выстаивает намаз, боясь меня. Я простил своему рабу его провинности и введу его в Рай». (Передал Ибн Хиббан, Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи).


От Анаса Ибн Малика (р.а.) передается: «Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.), идя по дороге, услышал некоего человека, который говорил слова: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар». Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал: «По своей природе». Затем сказал: «Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха». И тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Он защитился от огня». И когда проходили мимо него, мы заметили, что это пастух, который застал время намаза и призвал к нему». (Передал Ибн Хиббан, Муслим, Ахмад, ат-Тирмизи и Ибн Хузайма).


3 - Оглашение азана является обязательным для мужчин, а не женщин. Это решение общеизвестно среди всех мусульман. Ибн Омар (р.а.) сказал: «На женщин не возложено ни оглашение азана, ни чтение икъамата». (Передал аль-Байхакъи). Однако, то, что азан является обязательством мужчин, не означает, что женщине нельзя читать азан или икъамат в обществе женщин. Передал аль-Байхакъи от Аишы (р.а.), что «она читала азан и икъамат, а также возглавляла намаз (была имамом) в обществе женщин. И стояла посредине них». Естественно это происходило в доме Посланника Аллаха (с.а.с.). Азан разрешается читать женщине в обществе женщин.


Газета "Возрождение"