pokoyanieГрех – это любое действие противоречащее приказу Аллаха и его запрету. Любое совершение запретного и оставление обязательного является грехом, а все, что кроме этого, не считается грехом.


Соблюдение приказов и запретов Аллаха, следование Его руководству – являются причиной Его довольства, спасением от огня Ада и основанием для вхождения в Рай. Нарушение Его границ, отворачивание от поминания Его навлекают Его гнев и последующее наказание. Сказал Всевышний Аллах (перевод смыслов):


«Таковы ограничения Аллаха. Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние. А того, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором он пребудет вечно. Ему уготованы унизительные мучения» (4:13,14). А также сказал (перевод смыслов):


«Всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (20:123,124).


Аль-Къуртубий сказал: «Значение поминания – это повиновение Аллаху в исполнении его приказов и в отдалении от его запретов».


Передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто подчинился Аллаху, тот вспомнил о нем, даже если он молчал. А кто ослушался Аллаха, тот забыл его, даже если и восхвалял его».


Передается от Субана, что Посланник Аллаха (с.а.с.) в своем походе сказал: «Мы застали ночь, и пусть никто из вас не движется ночью». Однако один человек стал двигаться ночью и упав с верблюда сломал себе бедро и умер. Затем посланник Аллаха (с.а.с.) приказал прочитать над ним намаз (джаназа) и собрав всех людей сказал им трижды: «Не войдет в Рай грешник, не войдет в Рай грешник» (Ахмад).


Передает Абу Хурайра, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Все из моей уммы войдут в Рай кроме тех, кто откажется». Его спросили: «О посланник Аллаха, а кто откажется?!». Он ответил: «Кто подчинится мне, тот войдет в Рай. А кто ослушается меня, тот откажется» (Бухарий).


Аллах по своей справедливости установил «весы» для «взвешивания» некоторых дел своих рабов. А терпеливым, перенесшим беды и несчастья, будет воздано без счета. «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (39:10).


А что касается других творений Аллаха, то им он установит весы. Сказал Аллах (перевод смыслов):


«В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо» (21:47).


Тот, чья чаша на весах будет тяжелой, т.е. благих деяний будет больше чем плохих, то он войдет в рай. А тот, чья чаша будет легкой из-за того, что мало хороших деяний и много плохих, то он войдет в ад. Всевышний Аллах сказал (перевод смыслов):


«Тогда тот, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретет приятную жизнь. Тому же, чья чаша Весов окажется легкой, пристанищем будет Пропасть. Откуда ты мог знать, что это такое? Это – жаркий Огонь!» (101:6-11).


Обширная милость Аллаха к своим рабам мусульманам была такой, что он увеличил вознаграждение за благие деяния. Одно благое дело Он сделал подобным десяти благим деяниям. И Аллах увеличивает, кому пожелает без счета. А кто совершит плохое деяние, тому записывает одно плохое деяние из-за милости к своим рабам.


В противоположность этому и по своей мудрости Аллах не осведомил нас о том, как будут взвешиваться наши деяния, и как Аллах будет спрашивать своих рабов. Человек не должен полагаться на свои благие деяния, какими бы они значительными не были, и не должен пренебрегать плохими деяниями, какими бы они маленькими не были бы. Он должен постоянно бояться совершения грехов и желать милости своего Господа.


Передает Бухари от Убада ибн ас-Самит (да будет доволен им Аллах) который участвовал в Бадре и был одним из старейшин в ночь аль-Акабы, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал возле своих сподвижников: ««Присягните мне (на то, что) не (будете) придавать Аллаху сотоварищей, не (будете) воровать, не (будете) прелюбодействовать и не (будете) убивать своих детей. А также не (будете) измышлять ложь между руками и ногами и не (будете) ослушаться в одобряемом. И кто из вас исполнит это, то его вознаграждение за Аллахом. А кто же нарушит что-либо из этого и будет наказан в этой жизни, то это будет для него очищением. А кто же нарушит что-либо из этого, но Аллах скроет его, то это остается за Аллахом, если захочет, накажет, а если захочет, простит», - и мы дали ему присягу». Если один из сподвижников совершал грех, то он не успокаивался, несмотря на свое покаяние. Он приходил к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и просил его очистить, перенося наказание в этой жизни, очищаясь тем самым от своего греха и от наказания Аллаха в жизни грядущей: «... А кто же нарушит что-либо из этого и будет наказан в этой жизни, то это будет для него очищением». Передают со слов Абу Нуджайда Имрана бин аль-Хусайна аль-Хузаи, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды к Посланнику Аллаха (с.а.с.), явилась одна женщина из племени Джухайна, забеременевшая в результате прелюбодеяния, которая сказала ему: «О посланник Аллаха, я совершила то, что требует наказания, так подвергни же меня (этому наказанию)!». Тогда Пророк (с.а.с.), призвал к себе ее опекуна и сказал (ему): «Обращайся с ней хорошо, а когда она родит, приведи ее ко мне». (Этот человек так) и сделал, (а когда после родов он привел ее,) Пророк (с.а.с.), отдал соответствующее распоряжение, и одежду на ней крепко затянули, потом по его приказу ее подвергли побиванию камнями, а потом он совершил по ней заупокойную молитву. После этого Умар спросил его: «О посланник Аллаха, ты совершаешь молитву по ней, (несмотря на то, что) она совершила прелюбодеяние?!». (В ответ ему Пророк (с.а.с.),) сказал: «Она принесла такое покаяние, которое охватило бы собой семьдесят (человек) из числа жителей Медины, будь оно поделено меж ними! Неужели ты считаешь, (что она могла сделать нечто) более достойное, чем пожертвовать собой ради Аллаха Всемогущего и Великого?!»» (Муслим). Они отвечали на слова Всевышнего Аллаха (перевод смыслов):


«Неужели те, которые строят злые козни, не опасаются того, что Аллах заставит землю поглотить их, или мучения постигнут их оттуда, откуда они их не ожидают?» (16:45). А также на слова Аллаха (перевод смыслов):


«Неужели они не опасались хитрости Аллаха? Хитрости Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!» (7:99).


Они боялись своих грехов, сколько бы не сделали благих деяний. Абу Хамид приводит в книге «Кашфу илми аль-Ахира» (Познание следующей жизни): «Когда сравняются две чаши весов человека, Аллах скажет ему: «Ты не из числа обитателей Рая и не из числа обитателей Ада». И ангел принесет лист с деянием, где будет написано «Уф» и поставит на весы. И тогда чаша весов плохих деяний перевесит чашу благих деяний. Потому что это слово ослушания, которое может перевесить горы этой жизни. И будет приказано унести его в огонь, но он потребует, чтобы его вернули. И Аллах скажет: «Верните его». Затем скажет: «О, ослушавшийся раб, почему ты хочешь, чтобы тебя вернули?». Он ответит: «О, мой Господь. Я увидел, что иду в огонь и что это неминуемо. Я ослушался своего отца, и он тоже идет в огонь подобно мне. Увеличь мое наказание, добавляя к моему его наказание и спасая тем самым его от огня». И Аллах засмеется говоря: «Ослушался его в той жизни и оправдал его в последующей. Возьми своего отца за руки, и входите в Рай»».


Никто не знает, как будут «взвешиваться» деяния, и как будут опрашиваться рабы, ибо это дело Всевышнего Аллаха. Может быть, какое-то действие спасет человека от огня, а какое-то введет в него.


Как нам быть, когда мы слышим предостережение от Аллаха за совершение нами любого греха. Сказал Аллах: (перевод смыслов)


«Пусть же остерегаются те, которые противятся Его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания» (24:63). А также когда слышим слова Аллаха (перевод смыслов):


«Будет положена книга, и ты увидишь, как грешники будут трепетать от того, что в ней. Они скажут: «Горе нам! Что это за книга! В ней не упущен ни малый, ни великий грех – все подсчитано» (18:49).


Аль- Фадыль ибн Ияд если читал этот аят, то говорил: «Горе нам, прибегайте к Аллаху от маленьких грехов, прежде чем от больших».


И опять же, как нам быть когда мы читаем слова Аллаха, которые были ниспосланы относительно тех, которые говорили ложь. Предупреждая их тем самым от тех грехов, которые они совершают.


«Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это – великий грех» (24:15).


Мы знаем, какой пример привел Посланник Аллаха (с.а.с.) с маленькими грехами, сказав: «Поистине маленькие грехи подобны людям, остановившимся на пустынной местности, где каждый из них пошел за дровами. Один из них принес веточку, другой две, пока не собрали кучу, не разожгли костер и не испекли хлеб. И маленькие грехи человека собираются пока не погубят его, если только не простит их Аллах. И бойтесь маленьких грехов, ибо Аллах спросит за них». Мы слышим хадис Посланника Аллаха (с.а.с.) в котором говорится: «Может быть, слово, которое говорит человек, не придавая ему значения, вызовет гнев Аллаха, из-за которого он бросит его на сорок лет в огонь Ада». Из всего этого мы понимаем, что нужно подчиняться Аллаху насколько можем, и сторонится грехов. Если же совершит кто-то из нас грех, то он должен покаяться и не совершать его второй раз. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Все сыны Адама ошибающиеся и самые лучшие ошибающиеся – кающиеся». Приводится в Муснаде Ахмада: «Мне передал Шуайб ибн Зурайкъ ат-Таифий, который сказал: «Я сидел с человеком по имени аль-Хакем ибн Хазен аль-Кульфий который был в сопровождении Посланника Аллаха (с.а.с.) и он стал рассказывать нам: «Я пришел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) когда мне было семь или девять лет. Он позволил нам войти, и мы вошли и сказали: «О, посланник Аллаха, мы пришли, чтобы ты сделал благим дуъа для нас». И он сделал за нас дуъа, дав нам после этого финики. И мы пробыли с Посланником Аллаха (с.а.с.) несколько дней попав на пятничную молитву, где он встал, опираясь на свою палку, и сказал: «О, вы, люди! Вы не сможете выполнять все, что я вам приказываю. Однако будьте праведными в поступках и радуйтесь победе и довольству»».


Мусульманин не должен пренебрежительно относится к каким-либо грехам, он должен осознавать их существенность для себя и понимать, что совершая грех, ослушается Единого и Могучего. Он должен проявлять жалость к себе и плакать из-за своих ошибок.


Сообщается, что Абдуллах бин Масуд, да будет доволен им Аллах, передал два хадиса, в одном из которых были слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а в другом — его собственные слова. Он сказал: «Поистине, верующий смотрит на свои грехи так, будто он сидит у подножия горы и боится, что она обрушится на него, а нечестивый считает свои грехи чем-то вроде мухи, пролетающей у его носа, и отмахивается от неё вот так».


А также, если мусульманин совершит грех, то он должен спешить к покаянию и не повторять его, зная об этом, из-за боязни того, что не простится ему это и что его сердце окутается пеленой. Аллах сказал, восхваляя верующих (перевод смыслов):


«Тем же, кто совершил скверный поступок или прегрешение против самого себя, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи — а кто может простить грехи, кроме Аллаха? — и не собирается умышленно повторять прегрешения» (3:135).


Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «У мусульманина, когда он совершает грех, на его сердце появляется черная точка. Если же он покается и попросит прощения, то сердце приобретет первозданную чистоту. Если увеличатся его грехи, то увеличится точка». И это та пелена, о которой говорится в словах Аллаха (перевод смыслов):


«Так нет же! Деяния их окутали [пеленой] их сердца» (83:14).


Покаяние за каждый грех является обязательным, ибо Аллах говорит (перевод смыслов):


«О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, – быть может, вы преуспеете» (24:31). И говорит Аллах (перевод смыслов):


«О вы, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с искренним раскаянием» (66:8).


Умному человеку подобает поторопиться с покаянием, прежде чем его постигнет смерть. Всевышний Аллах сказал (перевод смыслов):


«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный». Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему до того, как мучения явятся к вам, ведь тогда вам уже не будет оказана помощь. Следуйте за наилучшим из того, что ниспослано вам вашим Господом, прежде, чем мучения явятся к вам внезапно, когда вы даже не почувствуете их приближения. Чтобы не пришлось человеку говорить: «О горе мне за то, что я был нерадив по отношению к Аллаху! Я был всего лишь одним из насмехающихся!» Или чтобы не пришлось ему говорить: «Если бы Аллах наставил меня на прямой путь, то я был бы одним из богобоязненных». Или чтобы не пришлось ему говорить, когда он увидит мучения: «Если бы у меня была еще одна возможность, то я стал бы одним из творящих добро». О нет! К тебе явились Мои знамения, но ты счел их ложью, возгордился и был одним из неверующих. В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в Геенне обитель возгордившихся? Аллах спасет богобоязненных, и они обретут успех (или по причине их успеха). Зло не коснется их, и они не будут опечалены» (39:53-61).


И покаяние не принимается в предсмертный час. Сказал Аллах (перевод смыслов):


«Но нет прощения тем, кто совершает прегрешения [всю жизнь], и лишь тогда, когда к нему приходит смерть, говорит: «Воистину, я раскаиваюсь теперь»» (4:18).


От Абу Абдуррахмана Абдуллаха ибн Умара ибн аль-Хаттаба да будет доволен ими Аллах, передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине Аллах не принимает покаяние раба перед смертью» (Передал ат-Тирмизи).


По своей милости Аллах открыл двери покаяния днем и ночью, пока не взойдет солнце оттуда, где оно заходит. Передается от Абу Муса Абдуллы бин Къайс аль-Ашъарий, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний будет протягивать руку Свою ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днем, и будет Он протягивать руку Свою днем, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью, до тех пор, пока солнце не взойдет оттуда, где оно заходит» (Муслим).


Пусть знает совершающий грех, несправедливый к самому себе, что поступки оцениваются согласно исходу, и он не знает когда настигнет его смерть. «Поистине дела согласно исходу». Как сказал посланник Аллаха (с.а.с.) в том, что передается от ибн Умара: «Я слышал как Посланник Аллаха (с.а.с.) рассказывал то, что я слышал не только один или два раза, однако я слышал это больше семи раз. Я слышал как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Жил человек по имени аль-Кифль из сынов Израиля, который не страшился грехов в своих деяниях. К нему пришла женщина, и он дал ей шестьдесят динаров взамен на то, чтобы совокупиться с ней. Когда он сел рядом с ней подобно тому, как мужчина садиться рядом со своей женой она испугалась и заплакала, - он сказал ей: «Почему ты плачешь? Разве я тебя вынудил на это?». Она ответила: «Нет, однако, это поступок, который я еще не совершала. Меня вынудила этому нужда», - и он сказал: «И ты делаешь это, хотя раньше не делала этого!! Ступай и это (шестьдесят динаров) тебе», - затем он сказал: «Клянусь Аллахом, я не буду после этого ослушаться его». И он умер в ту же ночь, и на его дверях было написано: «Поистине Аллах простил аль-Кифля»».


От Абдуллаха ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «…Поистине один из вас совершает поступок похожий на поступок обитателей Рая и между ними остается расстояние на локоть. И вдруг, предопределенное берет верх, и он совершает поступок похожий на поступок обитателей Ада и попадает в Ад. И поистине один из вас совершает поступок похожий на поступок обитателей огня, так что между ними остается расстояние с локоть. И вдруг, предопределенное берет верх, и он совершает поступок похожий на поступок обитателей Рая и попадает в Рай» (передал Бухари).


Каждый человек не должен отчаиваться в милости Аллаха, сколько бы он не совершил грехов. Милость Аллаха охватила все. Сказал всевышний Аллах (перевод смыслов):


«Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (39:53).


Этот аят охватывает все грехи, и даже придавание Аллаху сотоварищей, если раб покаялся после этого. И как красноречив этот аят. От Асмы передается, что она слышала как Посланник Аллаха (с.а.с.) читал (перевод смыслов):


«Воистину, Аллах прощает все грехи» (39:53), не обращая на них внимания, «ибо Он – Прощающий, Милосердный (39:53).


Передает Абу Зарр от Посланника Аллаха (с.а.с.), а он от своего Господа, где говорится: «О сын Адама, если ты будешь взывать ко Мне и просить Меня, я прощу тебе, то, что было у тебя. О сын Адама, если ты придешь ко мне, с грехами с величиной всех земель, Я встречу тебя с прощением с величиной всех земель, если ты не придавал Мне сотоварищей. О сын Адама, если ты совершишь грехи, и они достигнут небес, а затем попросишь у Меня прощения Я прощу тебе не обращая внимания на твои грехи» (передал ад-Дарумий).


А кто придет с грехами не придавая сотоварищей Аллаху, того Он, если захочет, простит и если захочет, накажет. А кто придаст Аллаху сотоварищей и не покается - того Аллах накажет. Аллах сказал (перевод смыслов):


«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (4:48).


Поистине Аллах радуется покаянию своего раба из-за грехов, даже если они и повторялись. Аллах сказал (перевод смыслов):


«Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (2:222).


Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас, когда неожиданно находит своего верблюда, потерянного им в пустыне» (Аль-Бухари, Муслим). От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если раб совершит грех и скажет: «О Аллах, я совершил грех, прости меня», - а Аллах скажет: «Мой раб дал знать, что у него есть Господь прощающий грехи и наказывающий за них. Я простил моему рабу». Затем прошло столько, сколько пожелал Аллах, и он вновь совершил грех и сказал: «О Аллах я вновь совершил грех, прости меня», - а Аллах скажет: «Мой раб дал знать, что у него есть Господь прощающий грехи и наказывающий за них. Я простил моему рабу». Затем прошло столько, сколько пожелал Аллах, и он вновь совершил грех и сказал: «О Аллах я вновь совершил грех, прости меня», - а Аллах скажет: «Мой раб дал знать, что у него есть Господь прощающий грехи и наказывающий за них. Я простил моему рабу трижды, пусть делает что хочет»».


Верующий или разумный человек не должен отчаиваться от милости Аллаха, сколько бы он не совершил плохих деяний. Аллах сказал (перевод смыслов):


«Ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (12:87).


Передают со слов Абу Са'ида Са'да бин Малика бин Синана аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Был среди живших до вас один человек, который погубил девяносто девять душ, а потом стал спрашивать (людей), кто из живущих на Земле является самым знающим, и ему указали на одного монаха (из числа сынов Исраиля). И он явился к нему, сказал, что убил девяносто девять человек, и (спросил) принесет ли ему (пользу) покаяние? Тот сказал: «Нет», - и тогда он убил (этого монаха), доведя (количество погубленных им душ) до сотни. Потом он снова стал спрашивать (людей) о том, кто из живущих на Земле является самым знающим, и ему указали на одного знающего человека. (Встретившись с ним,) он сказал, что убил сто человек, и (спросил,) принесет ли ему покаяние (пользу)? Тот сказал: «Да! Кто же мешает кающемуся принести покаяние? Отправляйся в такую-то землю, где живут люди, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему, поклоняйся Аллаху вместе с ними и не возвращайся на свою землю, ибо на этой земле (творится) зло!». И он отправился (туда), но на середине пути его настигла смерть, и из-за него начали спорить между собой ангелы милости и ангелы мук. Ангелы милости сказали: «Он шел с покаянием, обратившись сердцем своим к Аллаху Всевышнему!». Что же касается ангелов мук, то они сказали: «Поистине, он никогда не совершал ничего благого!». И тогда к ним явился ангел в образе человека, которого они избрали судьей в своем споре. Он сказал: «Измерьте расстояние до двух этих земель, и к какой из них он окажется ближе, той и будет принадлежать». Измерив, они обнаружили, что он ближе к той земле, к которой стремился, и его забрали ангелы милости» (Аль-Бухари, Муслим).


Как и нельзя рабу отчаиваться в милости Аллаха точно также нельзя приводить в отчаяние рабов Аллаха, в особенности это касается носителей призыва. Пусть в этом уподобляются посланнику Аллаха (с.а.с.) в его призыве, где он совмещал надежду и страх. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы смеялись мало и плакали много. Однако будьте праведными в поступках, приближайтесь и радуйтесь» (передал Ахмад).


Пусть знают несущие людям благо, что их ответственность заканчивается после доведения до них истины и что расчет за Аллахом. Если он захочет, простит, а если захочет, накажет. Аллах сказал (перевод смыслов):


«Покажем Мы тебе часть того, что Мы обещаем им, или упокоим тебя, на тебя возложена только передача откровения» (13:40).


И сказал Аллах (перевод смыслов):


«Тебя это не касается. Либо Аллах примет их покаяния, либо накажет их, ведь они являются беззаконниками. Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Он прощает, кого пожелает, и подвергает мучениям, кого пожелает. Аллах – Прощающий, Милосердный» (3:128,129).


Передается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Среди сынов Израиля было два брата. Один из них совершал грехи, другой усердствовал в поклонении. И всегда когда усердствующий видел другого как он грешил, говорил ему: «Прекрати». И однажды он увидел вновь его совершающим грех и сказал ему: «Прекрати». Тот ответил: «Оставь меня моему Господу. Ты что был послан надсмотрщиком надо мной»?! И другой сказал: «Клянусь Аллахом, он не простит тебя и не введет в Рай». Когда Аллах забрал их души, то они оба предстали перед ним. И он сказал тому, кто усердствовал в поклонении: «Знал ли ты меня или ты мог повлиять на то, что в моих руках». Он (Аллах) сказал грешнику: «Ступай и войди в Рай по милости моей». А другому сказал: «Уведите его в огонь». Абу Хурайра сказал: «Клянусь тем, в чьих руках моя душа он сказал слово, которое погубило ближайшую его жизнь и грядущую».


Поэтому двери покаяния открыты, пока солнце не взойдет оттуда, где оно заходит и до предсмертного хрипа. Поэтому нужно торопиться. А кто совершил грех, тот должен скрыть его и не разглашать о нем унижая себя, согласно хадису, переданному от Абу Хурайры: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Все члены моей общины будут избавлены (т.е. прощены), за исключением заявляющих во всеуслышание. (Примером чего могут служить) действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью, и Аллах покрывает его, а наутро он сам говорит: «О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то», — и (получается так, что) он засыпает под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха»» (Аль-Бухари, Муслим). Исключением этому является тот, кто хочет очистить себя перед халифом или тем, кто заменяет его в наказании. Примеров этому в Сунне очень много, как история Маиза и аль-Гамидийя.


Покаяние за любой грех является обязательным. И покаяние – это оставление греха и просьба о прощении перед Аллахом.


Для того, чтобы Аллах принял искреннее покаяние, есть определенные условия. Если грех был между Аллахом и его рабом, то есть три условия:


Первое: Перестать совершать этот грех. Аллах сказал (перевод смыслов):


«Воистину, если богобоязненных людей коснется наваждение от сатаны, то они поминают назидание и прозревают» (7:201).


А также сказал (перевод смыслов):


«Которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили» (3:135).


Второе: Раскаяться за содеянное. Передается от Аиши, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ей: «О Аиша, если ты совершила грех, то проси прощения перед Аллахом. Поистине покаяние за грех – раскаяние и прошение прощения». Передается от ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: «Очищением от греха является раскаяние» (передал Ахмад).


Третье: Точное и правдивое намерение больше не совершать этот грех. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Раскаивающийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен насмехающемуся над Аллахом».


И кто хочет покается, то ему необходимо исполнить эти условия. Если же одно из этих условий не будет исполнено, то покаяние не будет считаться правильным. Если же грех был связан с человеком, то в этом случае имеется четыре условия: Три вышеназванных условия: Раскаяться за содеянное, перестать совершать этот грех и намерение не совершать этот грех больше. И четвертое: вернуть право человека, если это возвращается или же попросить прощения. Если это были деньги, то нужно вернуть их. Если это связано с наказанием, то дать возможность отомстить и попросить прощения. Если это было злословием, то добиться его прощения.


Поэтому человеку нужно покаяться за все грехи. Если же он покается за некоторые, то его покаяние принимается за те, за которые есть покаяние, а остальные остаются. Аллах сказал (перевод смыслов):


«О те, которые уверовали! Раскаивайтесь перед Аллахом искренне!» (66:8).


И кто искренне покаялся за все свои грехи соблюдая все условия, то Посланник Аллаха (с.а.с.) оповещает о прощении. Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.): «Раскаивающийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его».


И нельзя никому разоблачать своего кающегося брата и укорять его за его грех. И правом мусульманина над мусульманином является покрытие его пороков и прощение его ошибок.


От Муаза ибн Джабаля передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто будет упрекать своего брата за содеянный грех, не умрет, пока сам не совершит его» (Ат-Тирмизий).


Передается от Абу Хурайры, что к Посланнику Аллаха (с.а.с.) привели человека, который выпел спиртное и он сказал: «Бейте его». Абу Хурайра сказал: «Из нас были те, кто били его руками, тапочками и одеждой. А когда он ушел, некоторые из нас сказали: «Да унизит тебя Аллах». И тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не говорите так, не помогайте шайтану против него»».


От Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если раб Аллаха покроет другого раба в этой жизни, то Аллах покроет его в жизни будущей» (Муслим). Для покаяния и просьбы о прощении есть великое вознаграждение. Аллах сказал (перевод смыслов):


«Я говорил: “Просите у вашего Господа прощения, ведь Он – Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди, поддержит вас имуществом и детьми, взрастит для вас сады и создаст для вас реки» (71:10-12).


Аллах простил своему посланнику все грехи и, несмотря на это, он просил прощения у Него в день по сто раз. В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О люди, приносите покаяние Аллаху и просите Его о прощении, я же, поистине, приношу покаяние по сто раз в день» (Муслим).


В Муснаде Ахмада приводится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тому, кто станет постоянно просить о прощении, Аллах облегчит для него любую печаль, (укажет) выход из любого (затруднительного положения), и пошлет ему его удел, откуда он и не ждет».


И самый лучший дуъа для просьбы о прощении – это то, что приводится в достоверном хадисе от Посланника Аллаха (с.а.с.):


«О Аллах, Ты - Господь мой, и нет бога, кроме Тебя, Ты создал меня, а я - Твой раб, и я буду хранить верность Тебе и верить обещанному Тобой, пока у меня хватит сил. Признаю милость, оказанную Тобой мне, и признаю грех свой. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя! И прибегаю к Тебе от зла того, что я сделал» (Аль-Бухари).


В завершении мы говорим: « Кто узнал это, пусть придерживается этого. А тот, кто совершил грех, пусть спешит к покаянию и просит о прощении, прежде чем будет уже поздно. Смысл в хорошем исходе, и поистине дела согласно исходу». Аллах сказал (перевод смыслов):


«Стремитесь к прощению от вашего Господа и Раю, ширина которого подобна ширине неба и земли. Он уготован для тех, которые уверовали в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью» (57:21).


И самый большой грех, который совершила умма – это потеря и сегодняшнее отсутствие исламского правителя, при помощи которого претворяется религия, распространяется справедливость и защищается единство и территория мусульман. А также защищается их честь и святыни и завершается унижение, которое постигло их. Упущение в возобновлении Ислама в жизни путем присяги Халифу для мусульман – является большим грехом. Потому что это оставление «вершины» фардов. Посланник Аллаха (с.а.с.) описывает того, кто не работает в этом направлении так, что его смерть подобна смерти времен невежества. Сказал Посланник Аллаха (с.а.с.): «Кто умер не присягнув Халифу тот умер смертью времен невежества». Спешите к работе для исполнения вершины фардов. Мы зовем вас о, мусульмане, чтобы вы победили в этой жизни и получили величие и довольство вашего Господа, а также Рай, ширина которого небеса и земля.


Мы приведем здесь слова Али, да почтит Аллах его лик, и завершим нашу речь. Его слова содержат озаряющие мысли, и мы просим Аллаха, чтобы они тронули умы и сердца всех мусульман. И чтобы они стали неотъемлемым качеством носителей призыва, в то время как они несут исламский призыв.


Передается от ад-Дарумий, что Али да будет доволен им Аллах сказал: «Настоящий факъих (знаток фикха) тот, кто не доводит людей до отчаяния от милости Аллаха, не дозволяет им его запреты, не дает надежды на спасение от наказания Аллаха. И не оставляет Коран желая чего-либо другого. Поистине нет блага в поклонении, в котором нет знания и понимания. И нет (блага) в чтении, в котором нет размышления».


Мы обращаемся к Аллаху с этой мольбой (и мольба вершина поклонения).

О Аллах, сделай нас носителями исламского призыва. О Аллах, сделай нас из числа искренних усердствующих ученых. О Аллах, дай нам в наследство по милости своей Рай и в друзья своего благородного Посланника (с.а.с.) у его почетного бассейна. О Аллах, обучи нас тому, чего мы не знали в Твоей Книге, и напомни нам то, что мы забыли. О Аллах, сделай великий Коран расцветом наших сердец, лучом наших грудей и исчезновением наших печалей и забот.


О Аллах, прости нам наши грехи, наше расточительство в наших делах. Укрепи наши стопы и дай нам победу над народом неверным. О Аллах, возвеличь нас праведным Халифатом согласно методу пророчества, которым Ты возвысишь Ислам и мусульман и унизишь неверных, неверие и лицемеров. О Аллах, мы были несправедливы к самим себе, и если ты не простишь нас и не помилуешь, то мы будем из числа несправедливых. И благослови о Аллах нашего господина Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников. И в завершение, хвала Аллаху, Господу миров!

Исламское правоВопрос: «Является ли чтение азана фардом для мусульман? Если да, то при каких обстоятельствах?»


Ответ: 1 – Азан является фард кифая для жителей городов и сел, за исключением того, кто находится вдали от населенного пункта или является путником. От Абу Дарда (р.а.) передается, что он слышал как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

ФикхВсевышний Аллах сказал:

وَسَارِعُواْ إِلَى مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا السَّمَاوَاتُ وَالأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ

«Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных». (3:133)

Фикх - поклонениеПост в месяц Рамадан, Саум (Праздник Разговения) и Къурбан (Праздник Жертвоприношения) являются ибадатом (поклонением), который регулирует отношение мусульман с их Создателем. Кроме этого они относятся к одному из общих аспектов исламской уммы. Все мусульмане вместе в один день начинают держать пост и все в один и тот же день отмечают праздник, подчиняясь объединяющим их приказам Всевышнего Аллаха, и не подчиняясь политическим решениям правителей и фетвам, сформулированным с целью разделения мусульман учёными лицемерами, которые угодны правителям.

Исламское правоВопрос: Ответьте, пожалуйста, можно ли по шариату что-то ставить на Коран или лежать, протягивая ноги в сторону Корана?

Ответ: На Коран нельзя ничего ставить, а также нельзя, чтобы Коран или его часть, т.е. аяты, был под ногами. Коран надо уважать, ухаживать за ним и оберегать его, т.к. сам Аллах (с.т.) говорит о Коране: «великий Коран». Также Он говорит:

ФикхСвященный Коран – это речь Аллаха, хвала Ему, который Он ниспослал своему Посланнику Мухаммаду (с.а.с.) с помощью аль-вахй (откровения) и ангела Джибриля, мир ему, как словами, так и смыслом. Он является чудом, и чтение его считается поклонением. Коран передан нам путем таватур (достоверно):