Фикх - нравственностьГнев ради Аллаха.


• Али Ибн Абу Талиб (р.а.) сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) одел меня в плащ с желтыми полосками, затем я вышел в нем, и увидев гнев на лице Посланника Аллаха (с.а.с.), и я разорвал его перед своими женами. (Бухарий и Муслим).


• Сообщается, что Абу Масъуд Укба Ибн Амр аль-Бадрий (р.а.) сказал: «Как-то раз один человек пришёл к Пророку (с.а.с.) и сказал: «Поистине, утренний намаз задерживает меня, потому что такой-то (имам) проводит её с нами (слишком) долго». И я никогда не видел, чтобы Пророк (с.а.с.) увещевая людей, гневался сильнее, чем в тот день. Он сказал: «О люди! Поистине, некоторые из вас отталкивают других от религии! Пусть же проводящий намаз с людьми не затягивает её, ибо, поистине, позади него находятся и старые, и малые, и те, у кого есть неотложные дела!». (Бухарий, Муслим)


• Сообщается, что Аиша (р.а.) сказала: «Посланник Аллаха (с.а.с.) вернулся (в Медину) после одного из походов,  а я повесила на свою кладовку (сахва)  тонкую занавеску, на которой были изображения,  и, увидев (эту занавеску) Посланник Аллаха (с.а.с.) разорвал её, цвет его лица изменился, и он сказал: «О Аиша, в День воскресения наиболее суровому наказанию Аллах подвергнет тех, кто (пытается) уподобиться Аллаху в творении!» (Бухарий, Муслим)


Хорошее мнение о мусульманах.


«Почему верующие мужчины и женщины не подумали о себе хорошо, когда вы это (фитну) услышали». (24:12)


Добрососедство.


«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи, а родителям делайте добро, и близким, и сиротам, и беднякам, и соседу близкому по родству, и соседу чужому, и другу по соседству, и путнику, и тем, кто находятся в вашем владение». (4:36)


• Передают со слов Ибн Умара и Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Джибриль так много давал мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу, что я даже подумал, что он скоро включит его в число наследников». (Бухарий, Муслим)


• Передают со слов Абу Шурайха аль-Хузаи (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает благодеяния своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит что-нибудь благое или хранит молчание». В таком виде этот хадис приводит Муслим, а Бухарий приводит его частично.


• Передают со слов Анаса (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему соседу или своему брату мусульманину того же, чего желает самому себе». (Бухарий, Муслим)


• Передают со слов Абдуллаха Ибн Умара (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Лучшим товарищем пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех относится к своему товарищу,  и лучшим соседом пред Аллахом Всевышним является тот, кто лучше всех относится к своему соседу». Этот хадис приводит ат-Тирмизий, сказавший: «Хороший хадис».


• Сообщается от Саъда Ибн Абу Ваккаса (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Есть четыре вещи, они из счастья: благочестивая жена, просторный дом, праведный сосед, и хорошее средство передвижения». (Ибн Хаббан и Ахмад).


• Передают от Нафиъа Ибн Хариса, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Из счастья человека является правдивый сосед, хорошее средство передвижения и просторный дом». Этот хадис приводит ат-Тирмизий, сказавший: «Хороший хадис».


• Сообщается, что Абу Зар (р.а.) сказал: «Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) мне сказал: «О Абу Зар, когда будешь варить мясо, добавь побольше воды и не забудь о своих соседях». (Муслим)


• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О женщины мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает ничем, чтобы сделать добро своей соседке, даже если речь идёт всего лишь об овечьем копыте».  (Бухарий, Муслим)


• Сообщается, что Аиша (р.а.) сказала: «Однажды я спросила: «О Посланник Аллаха, у меня есть два соседа, так кого же из них следует одарить?»  Он сказал: «Того, чья дверь к тебе ближе»». (Бухарий)


Честность.


«Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его...» (4:58)


• Хузайфа (р.а.) сказал: «Жители Наджрана пришли к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказали: «Отправь к нам верного человека». Он ответил: «Клянусь, я отправлю к вам такого». Многие хотели, чтобы Пророк (с.а.с.) их отправил, но Пророк (с.а.с.) отправил Абу Убайду Ибн аль-Джарраха». (Бухарий и Муслим).


• Сообщается, что Абу Зар (р.а.) сказал: «Однажды я сказал Пророку (с.а.с.): «О, Посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня править чем-либо?», - он похлопал меня рукой по плечу, а потом сказал: «О, Абу Зар, поистине, ты слаб, а власть представляет собой ответственность (амана), и в День воскресения она обернётся позором и сожалением для любого, за исключением тех, кто получит её по праву  и выполнит то, что он должен был делать»».  (Муслим)


• Сообщается, что Хузайфа Ибн аль-Йаман сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел позже своими глазами, а теперь ожидаю вторую. Он сообщил нам о том, что честность  была помещена в самую основу сердец...» (Бухарий, Муслим)


• Передается от Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал тем мусульманам, кто находился вокруг него: «Обещайте мне шесть вещей, и я обещаю вам Рай». И я спросил: «И какие это вещи?» Он ответил: «Намаз, милостыня, залог, половой орган, живот, и язык». Хадис передают ат-Табараний, Мунзирий и Хайсамий с хорошим иснадом.


Амана (честность) – это шариатское возложение, или повиновение. Это охватывает все приказы и запреты. Например, халиф – это тот, кому доверены дела уммы, и также валий (губернатор), рабочий, судья, член Шура, военачальник, посол, молящийся, постящийся, паломник, дающий милостыню, несущий призыв, обучающий людей Исламу, ищущий знание, муфтий, заведующий вакуфными имуществами, хозяин козны, продавец, собирающий милостыню, и тот, кто измеряет землю, обложенную налогами, муджтахид, ученые, занимающиеся хадисами, историк, собирающий трофеи, директор производства, переводчик, министр производства, обучающий детей Корану, человек, ответственный за свою семью, женщина в доме мужа, врач, акушерка, аптекарь, кормилица грудью, наемный работник, адвокат, журналист и другие. Амана – это очень важное дело, и достигший совершеннолетия за все это, будь то много или мало, несет ответственность.


Богобоязненность и остерегание от сомнительных вещей.


• Хузайфа Ибн аль-Йаман передает, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Заслуга знаний лучше, чем заслуга поклонения, и самое лучшее в вашей религии – это богобоязненность».(Табараний, Базар и Мунзирий).


• Сообщается, что ан-Нуман Ибн Башир сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного остается чистым в своей религии и своей чести, а тот, кто занимается сомнительным, не заметно приходит и к совершению запретного подобно тому пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого правителя есть своё заповедное место, и поистине, заповедным местом Аллаха является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, поистине, это и есть сердце»». (Бухарий и Муслим).


• Передают ан-Наввас Ибн Самъан (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «Благочестие есть благонравие, а греховное есть то, что шевелится  в твоей душе, но ты не желаешь, чтобы об этом знали люди». (Муслим)


• Сообщается, что Вабиса Ибн Муаббад (р.а.) сказал: «Однажды я пришел к Посланнику Аллаха (с.а.с.), и он спросил: «Ты пришёл, чтобы спросить о благочестии?» Я сказал: «Да». Тогда он сказал: «Спроси об этом своё сердце. Благочестие есть то, в чём ощущают уверенность сердце и душа, а греховным является то, что шевелится в душе и не даёт покоя сердцу, даже если люди  не раз скажут тебе, что это дозволено»». (Хороший хадис, который приводят Ахмад и ад-Дарими в своих «Муснадах».)


• Абу Саълаба Аль-Хашаний (р.а.) передает, что он спросил Посланника Аллаха (с.а.с.) о дозволенном и запретном, и он сказал: «Благочестие есть то, в чем спокойна душа и уверенно сердце, а греховным является то, в чем не спокойна душа и не уверенно сердце, даже если скажут тебе, что это дозволено». (Хайсамий от Ахмада).


• Передают со слов Анаса (р.а.), что (однажды) Пророк (с.а.с.), найдя на дороге финик, сказал: «Если бы я не опасался, что он может оказаться частью садака,  то обязательно съел бы его». (Бухарий, Муслим)


• Сообщается, что Абу Мухаммад аль-Хасан Ибн Али Ибн Абу Талиб (р.а.)  сказал: «Я запомнил, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Оставь внушающее тебе сомнение и бери то, что сомнений у тебя не вызывает». Этот хадис приводит ат-Тирмизий, который сказал: «Достоверный хадис».


• Передает Атыйя Ибн Урва ас-Садий, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не будет раб богобоязненным, пока не будет оставлять неплохое, опасаясь того, что это плохое». (Хаким и Захабий).


• Абу Усама (р.а.) сказал: «Один человек спросил Посланника Аллаха (с.а.с.): «Что такое грех?» Он ответил: «Если теребит в твоей душе что-то, то оставь его». Затем спросил: «А что такое иман?» Тогда он сказал: «Если огорчит тебя твое прегрешение и обрадует тебя твой хороший поступок, то ты уверовавший»». (Ахмад).


 

Из книги "Исламская нафсийя"