Фикх - нравственностьПроявление почтения к ученым, пожилым и уважаемым людям.


«Скажи: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» Поистине, вспоминают обладателей разума!»» (39:9)


• Передают со слов Джабира, что Пророк (с.а.с.) (велел) собирать убитых в битве при Ухуде по двое, то есть по двое в одну могилу - и спрашивал: «Кто из них знал наизусть больше аятов Корана?», когда ему указывали на одного из них, он повелевал хоронить его первым. (Бухарий)


• От Ибн Аббаса (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Благодать у старших». (Хаким и Ибн Хаббан).


• От Абдуллаха Ибн Умар (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тот, кто не проявляет жалость к младшему и не уважает старшего, тот не из нас». (Хаким)


• Убада Ибн ас-Самит (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не из числа моей уммы тот, кто не уважает старшего, и не жалеет младшего, и не признает ученого». (Ахма.д)


• Амр Ибн Шуайб передавал со слов своего отца, что его дедушка (р.а.) сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не относится к нам тот, кто не жалеет младших и не оказывает уважения старшим». Этот хадис приводят Абу Давуд и ат-Тирмизий, который сказал: «Хороший достоверный хадис». В версии этого хадиса, которую приводит только Абу Давуд, сообщается, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Не отдаёт должного старшим среди нас». (Ахмад, ат-Тирмизий, Абу Давуд и Бухарий).


• Передают со слов Абдуллаха Ибн Масъуда (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) трижды сказал: «Пусть становятся ближе ко мне взрослые и умные, а за ними следующие», после чего добавил: «И ни в коем случае не ведите себя так, будто находитесь на рынке!» (Муслим)


• Сообщается, что Абу Саид Самура Ибн Джундуб (р.а.) сказал: «При жизни Посланника Аллаха (с.а.с.) я был ещё юношей и запоминал его слова, но из-за того, что присутствовали люди, которые старше меня я не смел рассказать то, что слышал». (Бухарий, Муслим)


• Передают со слов Абу Мусы (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к седому мусульманину, человеку, знающему Коран наизусть, который не преступает границ и не отчуждается, и по отношению к справедливому правителю». (Абу Давуд)


Предпочтение других и соболезнование.


• Сообщается, что Абу Хурайра (р.а.) сказал: «Однажды к Пророку (с.а.с.) пришёл какой-то человек, сказавший ему: «Поистине, я изнурен!» Услышав это, Посланник Аллаха (с.а.с.) послал кого-то к одной из своих жён, но она сказала: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!» Тогда он послал его к другой своей жене, но и она сказала нечто подобное, и, в конце концов, он обошёл всех его жён, но все они говорили то же самое: «Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!» Тогда Пророк (с.а.с.) спросил: «Кто примет этого человека у себя сегодня ночью?» Один из ансаров откликнулся: «Я, Посланник Аллаха», – после чего он увёл его к себе домой и сказал своей жене: «Окажи почёт гостю Посланника Аллаха (с.а.с.)». (Бухарий, Муслим). В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что этот ансар сказал своей жене: «Есть ли у тебя что-нибудь?» Она ответила: «Нет ничего, кроме еды для моих детей». Он сказал: «Займи их чем-нибудь, если же они захотят поужинать, уложи их спать, а когда наш гость войдет, потуши светильник и делай вид, что мы тоже едим». А потом они сели на свои места, гость поел, а они легли спать голодными. И когда наутро хозяин дома пришёл к Пророку (с.а.с.), он сказал: «Аллаху понравилось то, как вы поступили с вашим гостем этой ночью!» (Бухарий и Муслим).


• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Еды двоих хватит и на троих, а еды троих хватит и на четверых». (Бухарий, Муслим)


• Сообщается, что Абу Саид аль-Худрий (р.а.) сказал: «Однажды, когда мы вместе с Пророком (с.а.с.) находились в пути, к нам подъехал какой-то человек, сидевший на своей верблюдице, и стал смотреть направо и налево. Увидев это, Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Пусть имеющий лишнее верховое животное отдаст его тому, кто его не имеет, и пусть тот, у кого есть лишние припасы, отдаст их тому, у кого их нет». И он упомянул то, что упомянул из видов имущества, перечислив их, пока мы не поняли, что никто из нас не должен иметь ничего лишнего». (Муслим)


• Передают со слов Абу Мусы (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Поистине, когда у ашъаритов во время джихада многие женщины остались вдовами, и когда им не хватало еды для детей в городе, они собирали всё, что у них было, на один кусок ткани, а потом поровну делили (собранное) между собой, отмеряя каждому его долю одним и тем же сосудом. Я из них и они из меня». (Бухарий, Муслим)


Щедрость и расходование на добрые дела.


«Если вы пожертвуете чем-нибудь, Он заменит это». (34:39)


«То, что вы потратили из добра, - то для самих себя, и вы тратите только ради довольства Аллаха. И что бы вы ни потратили из блага, будет полностью воздано вам, и вы не будете обижены». (2:273)


«Что бы вы ни тратили из добра, поистине, Аллах про это знает».

«Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте то, в чем Он сделал вас наследниками! И тем из вас, которые уверовали и расходовали, им - великая награда». (57:7)


«И жертвуют из того, чем Мы их наделили тайно и явно». (35:29)


«Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите». (3:93)


«Те, которые расходуют свои имущества на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе сто зерен. И Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине, Аллах объемлющ, знающ!» (2:261)


«А те, которые тратят свое имущество, уверенно и, стремясь к благоволению Аллаха, подобны саду на холме: его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне. А если не постиг его ливень, то - роса. Поистине, Аллах видит то, что вы делаете!» (2:265)


«Те, которые тратят свое имущество ночью и днем, тайно и явно, - им награда у Господа их; нет страха над ними, и не будут они печальны!» (2:174)


«Те, которые расходуют и в радости и в горе, сдерживающих гнев, прощающих людям. Аллах любит делающих добро людей!» (3:134)


• Передают со слов Ибн Масъуда (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:

«Не следует завидовать никому, кроме (обладателей двух качеств: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его без остатка должным образом, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и который судит на основании (этой мудрости) и передаёт её другим». (Бухарий, Муслим)


• Сообщается, что Ибн Масъуд (р.а.) сказал: «Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил людей: «Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем своё (собственное) богатство?» Они сказали: «Нет среди нас такого, кто не любил бы своё собственное богатство больше». Тогда он сказал: «Но, поистине, богатством каждого является то, что он потратил, а то, что он отложил, является богатством его наследника!»». (Бухарий)


• Передают со слов Адий Ибн Хатима (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Защитите себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика». (Бухарий, Муслим)


• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, с небес обязательно спускаются два Ангела, один из которых говорит: «О Аллах, даруй расходующему возмещение!», - другой же говорит: «О Аллах, приведи скупого к гибели!» (Бухарий, Муслим)


• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Аллах Всевышний сказал: «Расходуй, сын Адама, (тогда и) на тебя будут расходовать»». (Бухарий, Муслим)


• Сообщается, что Абдуллах Ибн Амр Ибн аль-Ас (р.а.) сказал: «Один человек спросил Посланника Аллаха (с.а.с.): «Какое проявление Ислама является наилучшим?» Он ответил: «Лучшее состоит в том, чтобы ты кормил людей и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь». (Бухарий, Муслим)


• Передают со слов Абу Умамы Судаййа Ибн Аджляна (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«О, сын Адама, поистине, тебе лучше потратить излишнее, а удерживать это для тебя хуже, ибо ты не подвергнешься порицаниям за то, что необходимо тебе для жизни. Расходовать свои средства начинай с тех, кто находится у тебя на попечении. Дающая рука лучше, чем берущая». (Муслим).


• Передают со слов Абу Мухаммада Абдуллаха Ибн Амра Ибн аль-Аса (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Есть сорок видов добрых дел, лучшим из которых является временное предоставление нуждающемуся дойной козы, и каждого мусульманина, который совершит (хотя бы) одно такое дело, надеясь получить за него награду от Аллаха, и твёрдо веря в то, что Аллахом обещано за него Рай». (Бухарий)


• Сообщается, что Асма Бинт Абу Бакр ас-Сыддык (р.а.) сказала: «Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал мне: «Не завязывай свой бурдюк от других, чтобы Аллах не завязал его от тебя». (Бухарий, Муслим)


• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что он слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Скупого и расходующего можно сравнить с двумя людьми в одеждах из железа, покрывающих их тела от груди до ключиц. Что касается расходующего, то он своим расходом удлиняет кольчугу, покрывая собой его тело, и так будет продолжаться до тех пор, пока она не покроет собой кончики пальцев его ног и не станет сглаживать его следы. Что же касается скупого, то всякий раз, как скупится он потратить что-нибудь, то кольчуга укорачивается. Он старается увеличить свою кольчугу, но она не увеличивается». (Бухарий, Муслим)


• Под «одеждой из железа» подразумевается кольчуга. Это значит, что каждый раз, как человек тратит что-нибудь из своего богатства, оно увеличивается и удлиняется, и это продолжается до тех пор, пока не начинает волочиться по земле позади него, скрывая его ноги и его следы.


• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«У того, кто подаст милостыню, равную хотя бы половины финика, из своего благоприобретённого достояния, - Аллах не принимает ничего, кроме благого! Аллах примет её Своей правой рукой, после чего станет растить эту милостыню для подавшего её, подобно тому, как любой из вас растит своего жеребёнка, и так будет продолжаться, пока не станет она величиной с гору». (Бухарий, Муслим)


Избегание невежд.


«Отстранись от невежд!». (7:199)


«Когда невежды плохо обращаются с ним, верующие отвечают: «Мир вам!»» (25:63)


Повиновение.


Повиновение бывает двух видов: абсолютное повиновение, которое не ограничено каким-то условием, и повиновение ограниченное одобряемым. Если приказано человеку подчиняться в грехе, то нет подчинения. И это подчинение родителям, мужу и амиру. Такое повиновение является обязательным и доказательства на это известны.


Все вышеприведенное – это похвальные качества, но также есть запретные и порицаемые качества.


Ложь.


• Передают со слов Ибн Масъуда (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:

«Поистине, лживость приводит к греху, а грех приводит к Огню, и человек станет лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец». (Бухарий, Муслим)


• Сообщается, что Абу Мухаммад аль-Хасан Ибн Али Ибн Абу Талиб сказал: «Я запомнил, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Оставь внушающее тебе сомнение и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает. Поистине, правда – это спокойствие, а ложь - сомнение»». Этот хадис приводит ат-Тирмизий, который сказал: «Достоверный хадис».


• Передают со слов Абдуллаха Ибн Амра Ибн аль-Аса (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:

«Отличающийся четырьмя качествами является явным лицемером, а тот, кому присуще хотя бы одно из этих качеств, будет обладать одним из качеств лицемерия до тех пор, пока не избавится от него. Когда ему доверяют, предаёт. Когда рассказывает о чём-либо, лжёт. Когда заключает договор, поступает вероломно. В случае возникновения расхождений с кем-либо нарушает закон Аллаха». (Бухарий, Муслим)


• От Абу Бакра ас-Сыддык (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Остерегайтесь лжи, и поистине лжец как развратник будут в огне». (Ибн Хаббан, Табараний и Хайсамий).


• Передают со слов Самры Ибн Джундуба (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) часто спрашивал своих сподвижников: «Видел ли кто-либо из вас какой-нибудь сон?», - и тогда ему рассказывали то, что было угодно Аллаху. И однажды утром он сказал им: «…Что касается человека, мимо которого ты проходил и которому углы рта, ноздри и глаза раздирали до самого затылка, то вина его состояла в том, что по утрам он выходил из своего дома и повсюду распространял ложь…». (Бухарий).


• Передают со слов Ибн Умара (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:

«Поистине, к наихудшим видам лжи относятся рассказы человека о чем-то, что он видел, а на самом деле не видел». (Бухарий)


• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает своё обещание, а когда ему доверяются, то он предаёт». (Бухарий, Муслим)


• Передается, что Аиша (р.а.) сказала: «Самым ненавистным нравом для Посланника Аллаха (с.а.с.) была ложь, и если он узнавал это в ком-то, то он не успокаивался, пока не узнает, что он покаялся». (Ахмад и Ибн Хаббан).


• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«В День воскресения Аллах не заговорит с тремя, не очистит их и не посмотрит на них . Такими окажутся блудливый старец, правитель, являющийся отъявленным лжецом, и горделивый бедняк ». (Муслим)


• Бахз Ибн Хаким передал от отца, от деда Муавия Ибн Хайда (р.а.), что он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Горе тому, кто рассказывает рассказы, чтобы рассмешить этим других, и лжет, горе ему, горе ему»». (Ат-Тирмизий, Абу Давуд и Ахмад)


• От Хакима Ибн Хаззама (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Торговцы имеют выбор, пока не разойдутся. Если они будут правдивыми, то будет благословение в их торговле, а если же скроют и солгут, то получат прибыль и сотрут благодать ее. Ложная клятва – эта кризис товара и потеря прибыли». (Бухарий и Муслим).


• Рафаъа Ибн Рафиъ Ибн Малик Ибн аль-Аджалян аз-Заркий аль-Ансарий (р.а.) сказал: «Я вышел с Посланником Аллаха (с.а.с.) в мечеть, и он увидел там людей, которые торговались, и сказал: «О, вы, группа купцов!» Они прислушались к нему, поднимая свои взоры, и Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал им: «Поистине купцы будут воскрешены в Судный день нечестивцами, кроме тех, кто боялся Аллаха, и был благочестивым и правдивым». (Ат-Тирмизий Ибн Маджа и Ибн Хаббан).


• Абдуррахман Ибн Шабаль (р.а.) сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Поистине купцы нечестивцы». Люди спросили: «О, Посланник Аллаха! Разве не сделал Аллах торговлю дозволенной?» Он ответил: «Да, однако, они дают ложную клятву и обманывают»». (Хаким, Хайсамий и Мунзирий).


• Передают со слов Абу Зара (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:

«В День воскресения Аллах с тремя не будет разговаривать, не посмотрит на них и не очистит их, и им (уготовано) мучительное наказание!» И Посланник Аллаха (с.а.с.) повторил эти слова трижды. Абу Зар сказал: «Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! Кто же это. О, Посланник Аллаха?» Он сказал: «Горделиво опускающий края одежды до земли, попрекающий людей своими благодеяниями, и сбывающий свой товар с помощью ложных клятв». (Муслим)


• От Сальман (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «На троих не посмотрит Аллах в День Суд: поседевшего прелюбодея, высокомерного бедняка, и мужчину, который сделал Аллаха своим товаром так, что он не покупает и не продает ничего кроме как, только с клятвой». (Табараний, Хайсамий и Мунзирий)


• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«С тремя не заговорит Аллах в День воскресения, не посмотрит на них, и не очистит их. Им (уготовано) мучительное наказание: человеку, имеющему в пустыне излишки воды и отказывающему в ней путнику; человеку, который после аср намаза договорился с (другим) человеком о продаже какого-либо товара, поклявшись Аллахом, что утром другие больше дали за него, и покупатель поверил ему, хотя на самом деле так не было; и человеку, который дает ложную клятву, чтобы присвоить имущество другого мусульманина». (Бухарий, Муслим)


• Абу Саид (р.а.) сказал: «Прошел бедуин с овцой, и я спросил его: «Не продаешь ли ты ее за три дирхема?» А он ответил: «Клянусь Аллахом, нет». Затем продал ее. Я рассказал это Посланнику Аллаха (с.а.с.), и он сказал: «Продал свою Последующую жизнь за эту». (Ибн Хаббан).


Также с ложью связаны две вещи:


1) Двусмысленность означает использование слова с определенным значением, и иметь в виду совсем другое, или же использовать слово, которое имеет два значения, прямое и косвенное. Ты имеешь в виду косвенное, а слушающий понимает прямое значение. Как в следующем хадисе. Сообщается, что Анас (р.а.) сказал: «У Абу Тальхи (р.а.) болел сын, который умер, когда Абу Тальхи не было дома. Вернувшись, Абу Тальха спросил: «Как дела у моего сына?» Умм Суляйм (мать ребенка) сказала: «Он успокоился, и я думаю, что ему лучше», - и подала ему ужин. Абу Тальха понял, что сын вылечился, и спокойно поужинал, а потом переспал с ней, после чего она сказала: «Похороните мальчика». Наутро Абу Тальха явился к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и обо всем рассказал ему. Он спросил: «Вы спали вместе этой ночью?» (Абу Тальха) ответил: «Да». (Тогда Пророк (с.а.с.)) сказал: «О Аллах, благослови их!», - и впоследствии жена Абу Тальхи родила мальчика». (Бухарий). Также в хадисе, переданном Ибн Хаббаном от Ибн Аббаса, сказано: «Когда был ниспослан аят: «да пропадут руки Абу Ляхаба», его жена пришла к Посланнику Аллаха (с.а.с.), в то время когда с ним находился Абу Бакр. И когда Абу Бакр увидел ее, он сказал: «О Посланник Аллаха, неприличная женщина, я боюсь, что она причинит тебе страдания, может лучше было бы, если ты встал (ушел)». Он сказал: «Она не увидит меня». Тут она пришла и сказала: «О Абу Бакр, твой друг высмеял меня в стихах». Абу Бакр сказал: «Нет, он не высмеивал тебя, и не говорит он стихов». На что она сказала: «Я верю тебе», и ушла. И я спросил: «О Посланник Аллаха, разве она не видела тебя?» Он сказал: «Нет, и ангел все еще прикрывает меня от нее своими крыльями»». В хадисе, переданном у Ахмада, ат-Тирмизий и Багавий от Анаса, где разъясняется сунна, сказано: «Мужчина из жителей пустыни, которого звали Захир, всегда дарил Посланнику Аллаха подарок из пустыни. И всегда Посланник Аллаха (с.а.с.) приготавливал его, если он хотел отправиться (на джихад). И (однажды) Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Захир, это наша пустыня, а мы его пришельцы». Он не был красивым, но Посланник Аллаха (с.а.с.) любил его. Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) пришел к нему, в то время когда он продавал свой товар, и обнял его сзади так, что он не видел. Захир сказал: «Отпусти меня, кто это?» А когда он обернулся назад и увидел Посланника Аллаха (с.а.с.), успокоился. Посланник Аллаха (с.а.с.) стал говорить: «Кто покупает этого раба?» Тогда он сказал: «О, Посланник Аллаха! Я дешевый и меня никто не будет покупать». А Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Однако у Аллаха ты дорогой»».


2) То, что разрешается изо лжи. Разрешается лгать на войне, или для того чтобы примирить супругов, или людей. Сообщается, что Умм Кульсум Бинт Укба Ибн Абу Муайт (р.а.) сказала: «Я не слышала, чтобы Пророк (с.а.с.) позволял людям (лгать), если не считать трёх (случаев)», - имея в виду войну, (попытки) примирения людей между собой, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу. (Муслим). Передают со слов Джабира (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «Война – это обман». (Бухарий, Муслим). Сообщается, что Асма Бинт Йазид (р.а.) сказала, что она слышала, как Посланник Аллаха (с.а.с.), обращаясь к людям, сказал: «О люди, что побуждает вас лгать подобно мотылькам, стремящимся к огню. Любая ложь, записывается (против) сына Адама, кроме трех вещей. Обман мужа, если он обманул, для того чтобы удовлетворить ее. Обман человека на войне. Или если человек обманул, для того чтобы помирить двух мусульман». Хадис передал Ахмад. Ибн Хаджр в «фатх» сказал: «Все согласны в том, что под ложью подразумевается то, что не утрачивает право женщины и обязанности мужа». Сказал ан-Нававий в «Шарх Муслим»: «Что касается лжи мужа по отношению к жене, или наоборот, то это должно быть в проявлении любви и тому подобное». Что же касается взять обманным путем то, что принадлежит ей или ему, является харамом, с единогласием всех мусульман. Например, для мужа является обязательным обеспечение жены, а он говорит, я не нашел это на базаре. Или пример из ее обязанностей, когда муж зовет ее в постель, а она говорит, что у нее месячные. Или если он возьмет ее деньги, и будет отрицать это, или наоборот.


Нарушение обещаний.


• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, то он поступает вероломно». (Бухарий и Муслим). Здесь имеется в виду лицемерие, касающееся действий, а не лживости. То есть речь не идет о лицемерии в акыде, в вере человека, ибо это является харамом, а не неверием, потому что лицемерие в акыде является куфром, да сохранит от этого Аллах.


Непристойность и сквернословие.


• Сообщается от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «...спокойнее о Аиша. Будь мягкой, и не будь жестокой и непристойной». (Бухарий). В другой версии хадиса, переданного Муслимом, говорится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «...тише о Аиша поистине Аллах не любит рыганье и непристойность...». (Бухарий, Муслим)


• Сообщается от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, в День воскресения среди людей, которые окажутся в наихудшем положении пред Аллахом будут те, которых оставили люди, боясь их непристойности». (Бухарий, Муслим)


• Передают со слов Ийада Ибн Химара (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «... пятеро, (они) обитатели Ада... и обладающий дурным характером, произносящего непристойные слова». (Муслим).


• Передают со слов Абу Дарда (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «... поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные слова». (Этот хадис приводит ат-Тирмизий, сказавший: «Достоверный хадис».)


• Сообщается, что Абу Хурайра (р.а.) сказал: «Стыдливость является одним из ответвлений веры, а вера будет в раю, а бесстыдство от грубости, а грубость в Аду". Передают Ахмад, ат-Тирмизий и Ибн Хаббан.


• Передают со слов Ибн Масъуда (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «(Несвойственно) верующему ни порочить, ни проклинать, ни совершать непристойное, ни сквернословить». (Этот хадис приводит ат-Тирмизий, который сказал: «Хороший хадис».)


Болтовня, то есть многословие.


• Передают со слов Абу Исы аль-Мугиры Ибн Шуъбы (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине Аллах не желает вам три вещи, чтобы вы (занимались) пересудами, обращались (к людям со) множеством просьб и вопросов , и расточали (своё) имущество». (Бухарий, Муслим)


• Передают со слов Джабира (р.а.), что (однажды) Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас, а самыми ненавистными для меня и теми, кто в День воскресения окажется от меня в наибольшем удалении, являются болтливые (сарсарун), хвастливые (муташаддикун) и разглагольствующие (мутафайхикун)». Этот хадис приводит ат-Тирмизий, сказавший: «Хороший хадис».


• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что он слышал, как Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, раб (Аллаха может) сказать (что-либо, даже) не подумав об этом, в результате чего он поскользнётся (и окажется) в пламени (Ада на таком расстоянии от его края, которое будет) больше расстояния между востоком и западом». (Бухарий, Муслим)



Из книги "Исламская нафсийя"