ФикхПередают со слов Абдуллаха Ибн Масъуда (р.а.), что однажды Пророк (с.а.с.) сказал: «Не войдёт в Рай тот человек, сердце которого имеет высокомерие весом хотя бы с пылинку». Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, Аллах красив,  и Он любит красивых, что же касается высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». (Муслим). Местом высокомерия является сердце, доказательством этому служат слова Аллаха:


«в их грудях только превознесение» (40:56).


Также вышеприведенные слова Посланника Аллаха (с.а.с.) «Не войдёт в Рай тот человек, сердце которого имеет высокомерие весом хотя бы с пылинку».

Что касается тщеславия, то это имеет место, тогда когда человек смотрит на себя с одобрением или похвалой, и, превознося себя, в то время когда он не заслуживает этого. Разница между этим и высокомерием в том, что тщеславие остается в самом исполнителе и не переходит к другому. Он восхищается собой среди людей, в отличие от высокомерия. Он обращается с людьми высокомерно, самодовольно, горделиво, отвергая истину.


Высокомерие и тщеславие являются запретными. Доказательство этому следующее.


• Бухарий приводит в главе «Высокомерие»: «Муджахид сказал, что слова Аллаха:

«он надменно поворачивает шею» (22:9), означают высокомерно.


• Сообщается, что Харис Ибн Вахб (р.а.) сказал: «Я слышал, как однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал людям: «Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в Раю? Это каждый слабый и скромный человек,  если он клянётся в чём-либо Аллахом, то, обязательно выполняет это. Не сообщить ли вам о тех, кто окажется в Огне? Это каждый жестокий (утулль), жадный (джавваз) и высокомерный»». (Бухарий, Муслим)


• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Слава - Мой изар,  а величие - Моя накидка (рида), того же, кто попытается отнять у Меня одно или другое,  Я подвергну мучениям!»» (Муслим)


• Передают ат-Тирмизий, Насаий, Ибн Хаббан, Хаким, и Ибн Маджа от Савбана (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто умрет без высокомерия, предательства, и долга, тот войдет в Рай».


• Сообщается от Амр Ибн Шуайба от его отца, от его деда, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Высокомерные будут собранны в день воскресенья подобно пыли, в виде людей, и унижение будет охватывать их со всех сторон». (ат-Тирмизий, Бухарий в книге «аль-Адаб», Ахмад и Ибн Мубарак).


• Передают со слов Ибн Умара (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто гордился собой и кичился в своей походке, встретит Аллаха в Судный день озлобленным на него». (Хайсамий, Бухарий в книге «аль-Адаб», Ахмад)


• Передают со слов Анаса (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Если бы вы не грешили, то я боялся бы за вас за то, что больше этого – тщеславие». (Передает аль-Базар с хорошим иснадом).


• Передается от Ибн Хаббана, Ахмада и Базара, от Ибн Умара (р.а.), что он сказал: «Поистине, если человек будет скромным ради Аллаха, то Аллах поднимет его. И скажет: «Поднимайся, тебя Аллах поднял». Он себя считает низким, а в глазах людей велик. Если же раб будет проявлять высокомерие и перейдет границы, Аллах бросит его на землю и скажет: «Убирайся прочь, тебя Аллах прогнал», а он считает себя великим, а в глазах людей низкий»». (Передают Ибн Хаббан, Ахмад, Базар и Мунзир).


• Мавардий в своем книге «Адаб ад-дуня вад-дин» приводит, что Ахнаф Ибн Къайс сказал: «Я поражен тем человеком, который два раза прошел оттуда, откуда проходит моча, и еще проявляет высокомерие».


• Сказал Нававий в книге «Маджмуъа», что Шафии сказал: «Кто будет давать себе больше, чем он стоит, вернет его Аллах к его стоимости». И сказал: «Самый уважаемый человек среди людей тот, кто не считает себя уважаемым и самой большой заслугой человека среди людей является то, что он не видит свою заслугу»».