Вопрос о поездке женщины с инструктором по вождениюДо того, как преступить к ответу на поставленные вопросы, связанные с изображением, мы хотим напомнить о двух вещах:


Первое: нижеследующие ответы поясняют шариатские положения касательно изображений, нарисованных рукой. Именно это значение приводится в хадисах, а не изображение при помощи камеры, что в свою очередь является дозволенным делом (мубахом) и данные хадисы об этом не говорят.



Второе: нижеследующие ответы относятся к изображениям, нарисованным на плоскости, на поверхностях, являются изображениями, не дающими тени, а что касается изображений, которые имеют тень, т.е. речь идет о статуэтках, то это не дозволяется (харам) во всех случаях согласно шариатским доказательствам в этом вопросе. Кроме детских игрушек, что в виде исключения приводится в доказательствах, дозволяющих это, о чем будет затронута тема в конце ответов.

В отношении следующих двух вопросов:

Переделка изображений и их корректировка (т.е. устранение морщин, изменение цвета глаз, или некоторых черт лица и т.д.).

Изображение людей или животных в чем-то схожих с реальными…

Эти два вопроса связаны с изображением вещей имеющих душу, изображение живого. Либо связаны с поправлением, корректировкой изображений, написанных рукой, кистью, одушевленных вещей, как например удаление морщин и некоторых черт лица. На все это распространяется норма запрета (харам) в Шариате, имеющая место в доказательствах, без разницы было ли изображение нарисовано рукой, или при помощи компьютерной мыши, используя определенные программы. Так как изображение было нарисовано стараниями самого человека, имитируя одушевленные вещи, значит, подобное будет подпадать в положение запрета (харам). Вывел аль-Бухарий из хадиса ибн Аббаса, что Пророка (с.а.с.) сказал:


مَنْ صَوَّرَ صُورَةً فَإِنَّ اللَّهَ مُعَذِّبُهُ حَتَّى يَنْفُخَ فِيهَا الرُّوحَ وَلَيْسَ بِنَافِخٍ فِيهَا أَبَدًا


«Тот, кто нарисует какое-либо изображение, того Аллах будет наказывать до тех пор, пока он не сможет это оживить, а он этого никогда не сможет сделать». Так же вывел от ибн Умара, что Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يَصْنَعُونَ هَذِهِ الصُّوَرَ يُعَذَّبُونَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ يُقَالُ لَهُمْ أَحْيُوا مَا خَلَقْتُمْ


«Те, кто делают эти изображения, будут наказаны в Судный день, им будет сказано, оживите то, что вы пытались создать».


По поводу следующих двух вопросов:

Использование готовых изображений или картин в печати.

Использование изображений, картин или эмблем других проектировщиков, вместо того, чтобы рисовать это самому.

Т.е. копирование этих изображений от других источников, без того, чтобы сам спрашивающий человек рисовал их. К данной ситуации применяется решение (хукм) приобретения изображений, что выражено тремя положениями:

а) Если ты их скопировал, чтобы разместить, иначе говоря, использовать их в местах поклонения, например, нанес эти изображения на специальные для намаза коврики (саджджада), или на шторы мечети, или на доску объявлений при мечети и т.д., то это является запретным (харам) и не дозволяется. Доказательством чему служит следующее:

Хадис от ибн Аббаса, что Пророка Аллаха (с.а.с.) отказался заходить в Каабу, пока не устранили все изображения, что были там нанесены. Следовательно, отказ Пророка (с.а.с.) входить в Каабу, только после того как, будут стерты все нанесенные в ней изображения, это прямое указание (карина) на то, что следует в решительной форме оставить, а именно нанесение изображений в местах поклонения. Таким образом, это служит доказательством запрета нахождению изображений в мечетях.

Вывел Имам Ахмад от ибн Аббаса:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لَمَّا رَأَى الصُّوَرَ فِي الْبَيْتِ يَعْنِي الْكَعْبَةَ لَمْ يَدْخُلْ وَأَمَرَ بِهَا فَمُحِيَتْ


«Когда Пророк (с.а.с.) увидел изображения в Доме, т.е. в Каабе, то не зашел туда, пока все это не стерли».

б) Если же спрашивающий копирует нарисованные изображения у других, чтобы использовать их в местах, не являющихся местами для поклонения, то имеющиеся доказательства говорят о дозволенности подобного:

- с тем, что это нежелательное действие (макрух), если заимствование изображений имело место для использования в уважительных местах, (т.е. то, к чему относятся с каким-либо вниманием, уважением, не безразлично) как, например, на занавесках в домах, на стендах в культурных учреждениях, на футболках, одежде…, в учебных заведениях, офисах, на афишах, которые не имеют отношение к местам поклонения. Или, например, на полотне, которое вешается на стену комнаты, или надевается как украшение и т.д. Все это нежелательные действия (макрух).

- с тем, что это мубах (дозволенное действие), если заимствование изображений имело место для использования не в местах поклонения, и не в уважительных местах, (то есть то, к чему относятся без какого-либо внимания, уважения, безразлично), например изображение, нанесенное на палас, который стелется под ноги и по нему топчутся, или на постельное белье, на которое ложатся, или на подушки, на которые прислоняются, или рисунки на полу, который топчется и пачкается и т.д. Все это мубах.

Доказательством вышесказанному служат следующее тексты:

- Хадис от Абу Тальхи, приведенный у Муслима, который сказал, что слышал как Пророк Аллаха (с.а.с.) говорил:

لا تدخل الملائكة بيتاً فيه كلب ولا صورة


«Ангелы не заходят в дом, где находятся собака, или изображения», в другой передаче, так же приведенной Муслимом говорится, что он (с.а.с.) сказал:

إلا رقماً في ثوب


«кроме изображений на одежде, на ткани», это говорит о наличии исключения изображений на одежде, или на ткани. Понимание этого хадиса заключается в том, что ангелы заходят в тот дом, где нанесены изображения на одежде, т.е. нарисованное изображение.

Это означает, что изображения, нанесенные на поверхности «кроме изображений на одежде, на ткани» дозволены, потому что ангелы входят в дом, где есть такие изображения. Однако существуют другие хадисы, которые разъясняют вид этого разрешения:

- Хадис Аиши (р.а.), который вывел аль-Бухари, где она сообщает:

دَخَلَ عَلَيَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَفِي الْبَيْتِ قِرَامٌ فِيهِ صُوَرٌ فَتَلَوَّنَ وَجْهُهُ ثُمَّ تَنَاوَلَ السِّتْرَ فَهَتَكَهُ


«Однажды ко мне зашел Посланник Аллаха (с.а.с.), а в доме находился кырам, на котором были изображения. Он поменялся в лице, затем схватил это покрывало и порвал его». Кырам – вид ткани, который вывесили как покрывало на дверь комнаты. Изменение Пророка (с.а.с.) в лице и то, что он сорвал это покрывало расценивается как требование оставить, не делать подобного, а именно вешать покрывало на дверь, если на нем нанесены изображения. Если это соединить с имеющимся разрешением, когда ангелы входят в дома, где имеются изображения «кроме изображений на одежде, на ткани», то это будет указывать на требование оставить, иначе говоря, воздержаться не в решительной форме, т.е. речь идет о нежелательном действии (макрухе). И потому как местонахождение изображений было на покрывале, расположенном на двери комнаты, а это место внимания, таким образом, размещение изображений в местах внимания расценивается нежелательным действием (макрух).

- Хадис от Абу Хурайры, который вывел Ахмад, где приводятся следующие слова Джибриля (а.с.) в адрес Пророка (с.а.с.):

وَمُرْ بِالسِّتْرِ يُقْطَعْ فَيُجْعَلَ مِنْهُ وِسَادَتَانِ تُوطَآَنِ


«Пусть из занавески сделают две подушки, на которых вы сможете сидеть». Таким образом, Джибриль (а.с.) велел Пророку (с.а.с.) снять покрывало с места внимания и сделать из него две подушки, которые будут использоваться в быту, что в свою очередь означает использование нарисованных изображений другими людьми в местах, не являющихся уважительными – мубах (дозволено).

По поводу следующих двух вопросов:

Рисовать знаки, символы с изображением людей или животных (например, дорожные знаки «пешеход», «выход при пожаре», или «прогулка с собаками запрещена»).

Рисовать части тела человеческие, либо животных (например, рисунок с рукопожатием, или изображение указательного пальца, или голова лошади… в виде символики).

Ответ на эти два вопроса следующий:

Если знаки, изображают живую вещь, то это запрещается. Потому что хадисы, описывая запрет, касаются именно изображений вещей имеющих душу. Данное качество относится, имеет отношение к картинам, полностью изображающим вещь, либо ее части, либо например, голову, присоединенную к другим явно изображенным частям тела, как руки, ноги и т.д.

Если же знаки не указывают на изображение, имеющее в основе душу, как например рисунок с рукой, или рисунок, где изображен указательный палец, показывающий направление, либо на рисунке изображены две пожимающие друг другу руки и т.д. – на все это не распространяется запрет.

Что касается изображения головы, как отдельно взятого органа, без присоединения ее до остальных явно изображаемых частей тела, то в этом вопросе существует разногласие среди факихов. То, к чему я склоняюсь и считаю правильным – это отсутствие запрета касательно изображенной головы, как отдельного органа, вместе с которой не изображены другие части тела. Основанием этому служат хадисы, которые дозволяют отрывать головы статуэткам, чтобы они были схожи, например, с деревом, как об этом приводится в хадисе от Абу Хурайры, где Джибриль (а.с.) говорит Пророку (с.а.с.) что статуэтки, или монументы перестают быть запретными, если им оторвать головы…

فمر برأس التمثال الذي في باب البيت فليقطع ليصير كهيئة الشجرة


«Прикажи, чтобы оторвали голову идола, который находится у двери Дома, чтобы он принял форму дерева».

... فَمُرْ بِرَأْسِ التِّمْثَالِ يُقْطَعْ فَيُصَيَّرَ كَهَيْئَةِ الشَّجَرَةِ...


«Прикажи оторвать голову статуе, чтобы она стала схожа по форме дереву», вывел Ахмад.

Этот хадис в свою очередь означает, что сама по себе голова отдельно, и оставшиеся элементы тела статуи сами по себе, каждый из них в отдельности не являются запретными. Невозможно сказать, что запрет не распространяется только на тело статуи, с оторванной головой, а что касается оторванной головы, то она запрещена. Потому что Джибриль приказал Пророку (с.а.с.) оторвать голову статуе, что означает, что подобное отрывание дозволяется, следовательно, все, что из этого вытекает так же считается дозволенным.

К сведению ханбалиты и маликиты дозволяют наличие оторванной, отдельно взятой головы, тогда как среди шафиитов существует разногласие… большинство их ученых склонно к запрету отдельно изображаемой головы, другие же из них дозволяют подобное.

Что касается последних двух вопросов:

Изображение людей или животных не схожих с реальными (карикатуры).

Изображение фантастических существ, вообще не существующих в реальности.

Ответом на эти два поставленные вопроса служит то, что подобные изображения до тех пор, пока обозначают какие-либо существа имеющие душу, оживленные, даже если их на самом деле и не существует в реальности, на них будет распространяться положение запрета, потому что тексты затрагивают эту реальность. Пророк (с.а.с.) в хадисе, который вывел Муслим приказал Аише (р.а.) снять покрывало, находящееся на двери, потому что на нем были изображены рисунки с крылатыми лошадьми, естественно в природе не существует лошадей с крыльями.

Муслим вывел от Аиши (р.а.), которая сказала:

قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ سَفَرٍ وَقَدْ سَتَّرْتُ عَلَى بَابِي دُرْنُوكًا فِيهِ الْخَيْلُ ذَوَاتُ الْأَجْنِحَةِ فَأَمَرَنِي فَنَزَعْتُه


«Пророк Аллаха (с.а.с.) вернулся с дороги, я же было на свою дверь повесила дурнук, на котором были изображены крылатые кони, (увидев это) Пророк (с.а.с.) приказал мне снять (это покрывало)». Дурнук – вид ткани.

Повторюсь, то о чем я уже говорил в начале вопросов, а именно запретными изображениями считаются те, что не предназначены для детей. Если же они предназначены для детей, как например мультяжные в виде карикатур рисунки для детей, или рисунки с выдуманными изображениями, фантастическими, с развлекательными, увеселительными или поучительными целями… - все это дозволено, согласно имеющимся доказательствам по этому поводу:

Вывел Абу Дауд от Аиши (р.а.), которая сказала:

قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مِنْ غَزْوَةِ تَبُوكَ أَوْ خَيْبَرَ وَفِي سَهْوَتِهَا سِتْرٌ فَهَبَّتْ رِيحٌ فَكَشَفَتْ نَاحِيَةَ السِّتْرِ عَنْ بَنَاتٍ لِعَائِشَةَ لُعَبٍ فَقَالَ مَا هَذَا يَا عَائِشَةُ قَالَتْ بَنَاتِي...


«Пророк (с.а.с.) вернулся со сражения Табук, или Хайбар. Полка в комнате у Аиши была зашторена, когда дунул сквозняк, то приоткрыл одну сторону занавески, где находились дочери Аиши, куклы. Тогда Пророк (с.а.с.) спросил: «Что это такое о Аиша?», на что она ответила: «Это мои дочки»…».

Так же хадис от Аиши (р.а.), который вывел аль-Бухари, где она говорит:

كُنْتُ أَلْعَبُ بِالْبَنَاتِ عِنْدَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ...


«Я играла с дочерями (куклами) возле Пророка (с.а.с.)…».

Хадис от ар-Рабии бинт Муаввиз аль-Ансарий (р.а.), который вывел аль-Бухари:

«...وَنَجْعَلُ – وفي رواية مسلم ونصنع – لَهُمْ اللُّعْبَةَ مِنْ الْعِهْنِ فَإِذَا بَكَى أَحَدُهُمْ عَلَى الطَّعَامِ أَعْطَيْنَاهُ ذَاكَ حَتَّى يَكُونَ عِنْدَ الْإِفْطَارِ


«Мы делали (в передаче от Муслима говорится, изготовляли) для них игрушки из шерсти, когда же кто-нибудь из них плакал по поводу еды, мы ему давали эти игрушки, до тех пор, пока не наступало время для разговения (ифтара)», т.е. забавляли, отвлекали их игрушками до наступления времени ифтара.

Все эти хадисы дозволяют игрушки для детей, несмотря на то, что они выглядят как статуэтки, в виде живых существ, имеющих душу. Таким образом, все эти вещи для детей считаются разрешенными, следовательно, рисунки на различных поверхностях с той же целью тем более считаются дозволенными, какими бы они ни были.