1 – В отношении умершего человека, и последующих мероприятий связанных с кормлением, чтением Корана, взятием за это определенной платы… 

Я ограничусь тем, что приведу мнение Абу Ханифы по этому поводу, т.к. это распространенный мазхаб среди вас.

а) Кормление: в текстах приводится приготовление пищи для семьи умершего.

Ханафиты, Маликиты, Шафииты рекомендуют для соседей семьи умершего и дальним родственникам готовить еду для семьи умершего, которая была бы им достаточна, прокормиться день и ночь согласно словам Пророка (с.а.с.): «Приготовьте семье Джаъфара еду, ибо на их голову пришло то, что их заняло», передал Абу Дауд, Ибн Маджа, АХмад… Так же Ханбалиты считают рекомендуемым приготовление пищи на протяжении трех дней для семьи умершего, а не для тех, кто собираются у них.


Ученые фикха сошлись во мнении, что нежелательно гостить в семье умершего человека, т.е. нежелательно (макрух) преподносить семье умершего еду для других людей. Пророк (с.а.с.) сказал:


لَا عَقْرَ فِي الْإِسْلَامِ


«Нет акъра в Исламе», передал Абу Дауд

Акър означает, что ранее семья умершего должна была резать животного у могилы умершего – верблюда, корову, овцу, чтобы накормить людей.
Ханафиты открыто заявляют о том, что нежелательно готовить пищу в общепринятые дни после смерти человека, например в первый день, третий, спустя неделю. В определенные времена относить пищу на могилу, приглашать людей для чтения Корана, собирать набожных и читающих Коран людей, чтобы они сделали хатим (завершение прочтения Корана) Корана, или для чтения двух сур из Корана аль-Анъам и аль-Ихляс.

Однако вместе с тем, если было организовано кормление бедных людей (фукъара), то это хорошо.

Таким образом, мы видим мнение Абу Ханифы заключается в том, что кормление людей, которое организовывает семья умершего в определенные установленные дни, является нежелательным действием (макрух). Поэтому наши шабабы по возможности не должны делать этого. Они должны отстраниться от нежелательного действия (макруха), однако если у них нет такой возможности, то не надо из этого делать проблемы, вступая на этой почве в конфликт с людьми. Наоборот они должны наставлять их и ограничиться только этим, потому что данный вопрос относится к нежелательным видам дел, а не к категории запретных дел, как об этом говорит Абу Ханифа.

б) Чтение Корана для мертвого:

Согласно мнению ханафитского мазхаба чтение Корана возле покойного до тех пор, пока его не омыли, считается нежелательным (макрух). Что же касается марфу хадиса от Маъкъаля ибн Ясара «Читайте над вашими мертвыми суру Ясин». Ибн Хиббан об этом хадисе сказал следующее: Имеется в виду над человеком находящимся при смерти, т.е. в последние минуты его жизни. Это понимание подтверждает другая передача хадиса, которую вывел ибн Аби ад-Дунъя и ибн Мардавия, хадис марфу:

ما مِن ميتٍ يمُوت فتُقرأ عنده يس إلا هوَّن اللهُ عليه

«Нет такого, когда кто-то умирает и читается при нем Ясин, чтобы не облегчил Аллах его смерть». Некоторые исследователи последних поколений не согласились с этим мнением, обратив внимание на прямое значение этого хадиса, они сказали: Наоборот после смерти над покойным следует читать Коран, когда он лежит завернутым. Таким образом, в этом вопросе существует разногласие, в том числе и среди ханафитов.

в) Брать определенную плату за чтение Корана.
Ученые ханафитского мазхаба говорят о недозволенность брать определенную плату за чтение Корана, и за такое действие не предусмотрено вознаграждение (саваб). Тот, кто дает и тот, кто берет, находятся в грехе. То, что происходит в наше время, а именно чтение Корана за определенную плату у могил и во время похорон не дозволительно. Наем человека только лишь ради чтения Корана считается недействительным (батыль) действием. В основе даже за обучение наем не дозволяется, однако более позднее поколение ученых дозволили обучение за наем, т.к. это не противоречит Шариату и лучше.
Пророк (с.а.с.) сказал:

اقْرَءُوا الْقُرْآنَ وَلَا تَغْلُوا فِيهِ وَلَا تَجْفُوا عَنْهُ وَلَا تَأْكُلُوا بِهِ وَلَا تَسْتَكْثِرُوا بِهِ

«Читайте Коран, соблюдайте его, и не оставляйте его, не переходите границ в нем, не ешьте и не умножайте им», вывел Ахмад.
Все вышесказанное приводилось у Абу Ханифы относительно вопроса кормления, чтения Корана для мертвых, и предоставление определенной платы за это.

г) Добрые деяния, вознаграждение за которые доходят до умершего:
В текстах приводится ряд доказательств, указывающих на наличие благих дел, вознаграждение за которые доходит до покойного, из них следующие:


Дуа (мольба) и просьба о прощении, Всевышний Аллах говорит:

«А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас!» (перевод смыслов 59:10).

Так же Всевышний говорит:

«И проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин», (
перевод смыслов 47:19).

Дуа пророка Мухаммада (с.а.с.) над покойным, когда читался над ним джаназа намаз, приводимый в хадисе от  Ауфа ибн Малика: Сообщается, что Абу 'Абдур-Рахман 'Ауф ибн Малик (р.а.) сказал:

صَلَّى رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى جَنَازَةٍ فَحَفِظْتُ مِنْ دُعَائِهِ وَهُوَ يَقُولُ اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ وَعَافِهِ وَاعْفُ عَنْهُ وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ وَنَقِّهِ مِنْ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الْأَبْيَضَ مِنْ الدَّنَسِ وَأَبْدِلْهُ دَارًا خَيْرًا مِنْ دَارِهِ وَأَهْلًا خَيْرًا مِنْ أَهْلِهِ وَزَوْجًا خَيْرًا مِنْ زَوْجِهِ وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ أَوْ مِنْ عَذَابِ النَّارِ قَالَ حَتَّى تَمَنَّيْتُ أَنْ أَكُونَ أَنَا ذَلِكَ الْمَيِّتَ

«Однажды посланник Аллаха (с.а.с.), совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал: «О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом, лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня!» - Абу 'Абдур-Рахман сказал: «И я даже сам захотел оказаться на месте этого покойного». Муслим 2/663.

Милостыня (Садакъа): Однажды, один человек спросил Пророка (с.а.с.): «О, Пророк Аллаха! Моя мать умерла, будет ли ей польза в том, что за нее я выплачу милостыню?» На что он ответил: «Да». Передал Абу Дауд.

Хадж (паломничество): Вывел аль-Бухари от Абдуллаха ибн Аббаса (р.а.) следующее:

... فَجَاءَتْ امْرَأَةٌ مِنْ خَشْعَمَ... فَقَالَتْ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنَّ فَرِيضَةَ اللَّهِ عَلَى عِبَادِهِ فِي الْحَجِّ أَدْرَكَتْ أَبِي شَيْخًا كَبِيرًا لَا يَثْبُتُ عَلَى الرَّاحِلَةِ أَفَأَحُجُّ عَنْهُ قَالَ نَعَمْ

«…Подошла какая-то женщина из племени Хас‘ам…. Эта женщина спросила: «О посланник Аллаха, Аллах обязал Своих рабов совершать хадж в то время, когда мой отец достиг уже глубокой старости и был не в состоянии твёрдо держаться в седле, так могу ли я совершить хаджж за него?» Он ответил: «Да».

Пост: Однажды Пророк (с.а.с.) ответил одному из спрашивающих его людей: «Моя мать умерла, а на ней остался долг – пост один месяц, могу ли я продержать вместо нее?», на что он ответил: «Да». Передал ибн Маджа.

Освобождение раба: Передает Амр ибн Шуайб, от своего отца, а тот от деда, что Пророк (с.а.с.) сказал Амру ибн аль-Асу: «Если бы твой отец был бы мусульманином, и вы бы вместо него отпустили бы раба, или выплатили милостыню, или совершили бы хадж, то это дошло бы до него». Передал Абу Дауд. Это относится как к добровольному виду хаджа, так и к остальному, потому что это благородное действие из области подчинения, поэтому его вознаграждение и польза достигнет покойного, как милостыня (садакъа), пост, и обязательный вид хаджа.

2 – Если имеется судья мусульманин, или лицо уполномоченное заключать и расторгать браки мусульманин, и его полномочия прописаны законом, т.е. если он заключает брак или разводит, то государство в свою очередь утверждает его решение в вопросе семейных прав, наследства, прав детей…

В таком случае все что происходит – заключаемые браки, или происходящие разводы, все это считается действительным, т.к. находится в соответствии с положениями норм Шариата.
В таком случае при разногласиях, возникших конфликтах, когда пострадавшей стороной оказывается жена, и когда не помогли собравшиеся родственники с двух сторон желавшие наладить отношения, тогда судья выносить решение о разводе и такое решение вступает в силу, считается действительным, если было до этого зарегистрировано.

3 – Что касается имама при мечети, если государство предоставляет ему полномочия заключать брак и разводить, тогда дозволяется, а если не предоставляет, тогда возможно произойдет ущемление прав жены и детей, потому что это будет считаться не признанным браком, а это способствует возникновению вреда, хадис:


لَا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ


«Не причиняйте вреда ни себе, ни другим», поэтому учитывая и оберегая права жены и детей, не следует заключать брак или разводиться, кроме как пройдя определенную процедуру регистрации.

4 – Если мусульманка вышла замуж за неверного (кяфира) не подчинившись при этом ни отцу, ни одному из братьев, запрещающих, и выступающих против такого брака, такой брак считается недействительным. Жить в таком браке считается прелюбодеянием (зина) и откровенным развратом, непристойностью. Следовательно, нет между отцом и братьями этой женщины с одной стороны, и ей сомой с другой стороны, обязательной родственной связи. До этого мы посылали ответ на вопрос по поводу родственных связей, сохранять их ваджиб (обязанность), за исключением некоторых обстоятельств:

Те, кто занимаются открытым развратом, т.е. совершают прелюбодеяние, либо гомосексуализм и это в открытой форме, продолжают находиться в этом без всякого стеснения, с такими людьми поддерживать родственную связь не обязательно (не фард).
Доказательством этому служит:

Сильное порицание греха, совершающегося в открытой форме: вывел аль-Бухари:

حَدَّثَنَا عَبْدُ الْعَزِيزِ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ حَدَّثَنَا إِبْرَاهِيمُ بْنُ سَعْدٍ عَنْ ابْنِ أَخِي ابْنِ شِهَابٍ عَنْ ابْنِ شِهَابٍ عَنْ سَالِمِ بْنِ عَبْدِ اللَّهِ قَالَ سَمِعْتُ أَبَا هُرَيْرَةَ يَقُولُ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ كُلُّ أُمَّتِي مُعَافًى إِلَّا الْمُجَاهِرِينَ وَإِنَّ مِنْ الْمُجَاهَرَةِ أَنْ يَعْمَلَ الرَّجُلُ بِاللَّيْلِ عَمَلًا ثُمَّ يُصْبِحَ وَقَدْ سَتَرَهُ اللَّهُ عَلَيْهِ فَيَقُولَ يَا فُلَانُ عَمِلْتُ الْبَارِحَةَ كَذَا وَكَذَا وَقَدْ بَاتَ يَسْتُرُهُ رَبُّهُ وَيُصْبِحُ يَكْشِفُ سِتْرَ اللَّهِ عَنْهُ

Сообщается, что Абу Хурайра, (р.а.), сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: «Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание, (примером чего могут служить) действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью и Аллах покрывает его (грех), а наутро он сам говорит: «О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то», и (получается так, что) он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха».
В передаче у Муслима:

Передал мне Зухайр ибн Харб, Мухаммад ибн Хатим, Абду ибн Хумайд. Абду сказал, что мне рассказывал, так же и оставшиеся двое говорили, что им рассказывал Яъкъуб ибн Ибрахим, нам рассказывал сын моего брата ибн Шихаб от своего дяди со стороны отца, который говорил, что слышал от Салима как Абу Хурайра говорил:

عن أَبي هُرَيْرَةَ يَقُولُ سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ كُلُّ أُمَّتِي مُعَافَاةٌ إِلَّا الْمُجَاهِرِينَ وَإِنَّ مِنْ الْإِجْهَارِ أَنْ يَعْمَلَ الْعَبْدُ بِاللَّيْلِ عَمَلًا ثُمَّ يُصْبِحُ قَدْ سَتَرَهُ رَبُّهُ فَيَقُولُ يَا فُلَانُ قَدْ عَمِلْتُ الْبَارِحَةَ كَذَا وَكَذَا وَقَدْ بَاتَ يَسْتُرُهُ رَبُّهُ فَيَبِيتُ يَسْتُرُهُ رَبُّهُ وَيُصْبِحُ يَكْشِفُ سِتْرَ اللَّهِ عَنْهُ

«Я слышал как Пророк Аллаха (с.а.с.) говорил: «Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание, (примером чего могут служить) действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью и Аллах покрывает его (грех), а наутро он сам говорит: «О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то», и (получается так, что) он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха». В передаче от Зухайра приводится вместо слова аль-Иджхар, слово аль-Хиджар, ан-Навави комментирует, что слово аль-Хиджар означает порок, распутство.

Это означает, что открыто совершающие грехи, непристойности люди не будут прощены, «избавлены», доказательством чему служит сильное порицание их действия. Это противоречит поддержке родственной связи. Поэтому тот, кто не стыдясь, в открытой форме, регулярно совершает прелюбодеяние из числа близких родственников (махарим), поддерживать с такими людьми родственную связь Ислам не обязал.

Это что касается поддержки родственных уз, т.е. искреннего отношения, симпатий, проявление любви и уважения…, ко всему этому не обязывает Ислам в адрес таких людей, потому что они открыто, совершают непристойности.

В то же время с точки зрения «приказа одобряемого и удержания от порицаемого», то ее семья должна прилагать все свои усилия в попытке переубедить ее и оставить такого мужа-кяфира, т.к. нахождение в браке мусульманки за неверным считается недействительным, жить с этим расценивается прелюбодеянием…. Т.е. они должны сделать все от себя зависящее, чтобы отменить этот брак, должны насколько это возможно в их силах в строгой форме отрицать, не признавать подобные действия с ее стороны. Если бы это происходило в государстве, которое принимает законы Шариата по вопросам брака и развода, то было бы обязательным воспользоваться этим и обратиться в соответствующие инстанции этого государства чтобы притянуть ее к ответственности…. Главное чтобы родственники сделали все от себя зависящее ради отмены этого брака, любыми подходящими средствами и способами, соответствующими законам Шариата.

5 – Если мусульманин совершил с мусульманкой прелюбодеяние, и захотел жениться на ней, то это дозволяется, без разницы забеременела ли она или нет, наоборот это даже скроет ее грех…. В толковании аята:

«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий»
(
перевод смыслов 24:32)

Т.е. тех, кто не имеет брачных уз, приводится, что этот аят отменил другой:

«Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено»
(
перевод смыслов 24:3)

Приводится в тафсире ат-Табари от Саида ибн Мусайиба, что когда он прочитал аят: «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице…», тогда он сказал: «Этот аят отменен другим последующим после него аятом». Затем Саид еще раз прочитал аят, сказав: «Всевышний Аллах говорит:

«Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице»

А затем Аллах говорит:

«Сочетайте браком тех из вас, кто холост»

Имеется в виду тех незамужних женщин, а они из числа мусульман.
В передаче от ибн Шайба, в его книге приводится: Передал Мухаммад ибн Башир, от саида, от Катады, от Саида ибн Мусайиба и Джабира ибн Абдуллаха ибн Джубайра относительно мужчины, который совершает мерзость с женщиной, а потом жениться на ней, они сказали следующее: «Нет в этом ничего, если они после этого раскаялись и исправились».


В книге «ас-Сунан аль-Кубра», автор аль-Байхакъый говорится: «Передается об Абу Бакре ас-Сыддыке (р.а.), поступившего с парнем-девственником, который лишил невинности девушку, а после они оба признались ему в этом. Он их наказал сотней ударов палкой, потом женил его на ней, и изгнал их обоих из местности на год».


6 – Если шариатские тексты требуют выполнения, каких-либо поступков:

« Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися» (
перевод смыслов 2:43)

То это тексты, относящиеся к шариатским законам (ахкям шаръия). А если шариатские тексты требую верить во что-либо, то это относится к текстам акъыды, они в свою очередь подразделяются на два вида:

1 - Основная акъыда, которая определяет вопросы веры и неверия, она может быть только категорической (катъий), и в ней не дозволяется присутствие иджтихада, например:

«О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха, Его Посланника и Писание, которое Он ниспослал Своему Посланнику, и Писание, которое Он ниспослал прежде. А кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (
перевод смыслов 4:136)

2 – Второстепенные вопросы (ответвления) основной акъыды, где и присутствует иджтихад. Именно здесь имеющееся разногласие не выводит мусульманина из Ислама, как например вопрос мучения в могиле. Разногласие, происходящее в ответвлениях акъыды, где занимает место иджтихад, не должно приводить к тому, чтобы мусульмане обвиняли друг друга в неверии, потому что относительно категоричности возникло разногласие. Тот, кто подтвердил сообщение (тасдык) в этих ответвленных вопросах без решительности (джазма) исходя из своего правильного иджтихада, и тот, кто подтвердил сообщение (тасдык) в решительной форме снова-таки опираясь на свой правильный иджтихад, не должны друг друга обвинять в неверии, т.к. вопросе занимает место иджтихад.

Следовательно, доказательства делятся на два вида: акъыды и шариатских законов.
Основная категорическая акъыда, в этом мусульмане никогда не разногласили, и в этом их акъыда едина.
Ответвления акъыды, где занимает место иджтихад – разногласие мусульман в этих вопросах не выводит их из Ислама.

Ата Абу Рашта
27/05/2010г.