Киргизия, лето 2010"МК-Кыргызстан": Трагические июньские события на юге Кыргызстана силовики связывают прежде всего с действиями религиозно-экстремистских группировок. Так, генерал-майор милиции Омурбек Суваналиев сообщил "МК", что немалую роль в разжигании бойни сыграли представители религиозной партии "Хизб ут-Тахрир". В тоже время другие политики считают, что "хизбутовцы" никак не были задействованы в бойне: об этом, в частности, говорил Кубатбек Байболов, будучи комендантом Джалал-Абадской области. С ним согласен и областной глава Бектур Асанов.


Так почему два милицейских генерала дают разную оценку деятельности "Хизб ут-Тахрир"? И как оценивают свою роль в трагических событиях сами "хизбутовцы"? С этими вопросами я обратился к одному из представителей партии, чье имя, по понятным причинам, здесь названо не будет. Верить или не верить его словам - личное дело каждого, но, думается, они любопытны хотя бы потому, что позволяют посмотреть на ситуацию с не очень привычного широкой общественности ракурса.

Я встретился с этим человеком в одной чайхане села Бек-Абад. "Хизбутовцы" вообще не скрывают свою принадлежность к скандальной религиозной партии и охотно идут на контакт не только с журналистами, но и с силовиками. В той же чайхане я увидел нескольких знакомых чекистов, которые попивали зеленый чай и вели задушевные беседы со своими потенциальными "клиентами".

Когда резня из Оша перекинулась на Джалал-Абад, многие жители областного центра и села Сузак нашли временное пристанище в приграничном с Узбекистаном Бек-Абаде. Сам аил не пострадал, и "хизбутовцы" считают, что в этом есть их непосредственная заслуга - им, дескать, удалось убедить людей не вмешиваться в политические процессы и не занимать чью-либо сторону в конфликтах, которые с апреля следовали один за другим.

ОПЕР И ПОЛИТИК

- Сотрудники правоохранительных органов - исполнители воли властей, а не политики, - начал разговор собеседник. - Исполнители обязаны беспрекословно выполнять приказы, а политики должны думать о последствиях тех или иных действий. Если говорить о генералах Омурбеке Суваналиеве и Кубатбеке Байболове, то Суваналиев как раз и есть исполнитель. Он оперативник, профессионал своего дела - не зря в народе его прозвали Комиссаром Катани. Но поскольку он не политик, члены "Хизб-ут-Тахрир" не придают серьезного значения его словам. А вот Байболов, несмотря на свою работу в спецслужбах, последние несколько лет активно занимается именно политической деятельностью. Его нынешние заявления более взвешенные и правдоподобные. Байболов изучал программы различных политических партий, их цели и задачи. Анализируя эти данные, он дал правильную оценку событиям на юге.

- Вы сами сказали, что Суваналиев - опытный оперативник. А его работа подразумевает всестороннее изучение деятельности в том числе и вашей партии. Но заявление генерала о роли "хизбутовцев" в кровавых событиях тоже можно расценивать как политическое.

- Даже если так, оно все равно очень сомнительное. Выявление и задержание членов партии "Хизб-ут-Тахрир" было частью работы Суваналиева, он выполнял приказ руководителей государства. Но я отрицаю слова Суваналиева не потому, что они нам "неудобны", а слова Байболова, наоборот, импонируют. Нет, Суваналиев просто в корне не прав. Еще ни в одной стране мира не доказано участие членов "Хизб-ут-Тахрир" в террористических или экстремистских актах. Принципы партии останутся неизменными до самого Судного дня, никто не может интерпретировать их по своему желанию. Потому что эти принципы основаны на аятах священного Корана и хадисах, а изменять их никто не вправе.

В результате различных политических событий у кыргызстанцев сложилось мнение, что во всех бедах виновата конкретная личность, сменив которую общество заживет лучше. Так было и при Акаеве, и при Бакиеве. Наша же партия утверждает, что дело не в одном человеке, со сменой личности во главе государства жизнь общества не изменится. Надо менять общественную идеологию, и наша цель - построение исламского государства. Люди должны понимать, что необходимо жить по Божественным законам.

ДЖИХАД ДЖИХАДУ РОЗНЬ

- В Сузаке я видел, как какие-то бородатые ребята призывали людей одной национальности к джихаду против представителей другой национальности. Эти молодчики могли быть "хизбутовцами"?

- Мусульманином является каждый, кто читает намаз, верит в единого Бога и т.д. Но это не значит, что все мусульмане - "хизбутовцы". На юге республики есть и представители других религиозных течений: "таблиговцы" ("Таблиги Джамоат"), "акромийцы" ("Акромия")...

- ...Еще ваххабиты.

- Нет, ваххабитов в Сузаке нет. Да и во всем Кыргызстане их очень мало.

- Так кто же были те бородачи?

- В исламе отращивание бороды - это сунна (религиозный обычай). Бороду может отращивать любой правоверный мусульманин. А те люди, которые призывают народ к джихаду, делают это из-за непонимания самой сути джихада, хотя они тоже мусульмане. Вообще, объявлять джихад в нынешних условиях неправильно, поскольку для этого нет соответствующих предпосылок. Мало того, и узбеки, и кыргызы исповедуют одну веру, а объявлять джихад против единоверца нельзя.

- Но ведь эти люди призывают объявить его!

- Скорее всего, дело в эмоциях. В обычной, мирной жизни уговорить человека на совершение теракта или убийства практически невозможно. Но если убить его родных, сжечь дом, разорить его, то мы получим разъяренного мстителя. Так и здесь: основаниями для призыва к джихаду являются не коранические писания, а обычные человеческие эмоции, жажда мести. Поэтому считать подобные призывы верными нельзя. Заметьте, что у людей на уровне подсознания есть склонность к разделению по национальному признаку. Например, если дерутся представители одной нации, никому не придет в голову связывать это с особенностями этноса. Но если дерутся, скажем, узбеки и кыргызы, каждая сторона начинает искать причину драки в национальности. Именно на это и рассчитывали те, кто спровоцировал бойню.

- Значит, люди, призывающие к джихаду, - провокаторы?

- Нет, они просто поддались эмоциям. А провокаторы сознательно организуют столкновения.

КАРИМОВ И "ТРЕТЬИ СИЛЫ"

- Сразу после июньской трагедии президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что к ней причастны представители радикальных течений, таких как Исламское движение Узбекистана и Союз исламского джихада. Как вы оцениваете это заявление?

- Я бы отметил, что после майских событий 2005 года в Андижане, когда правительственные войска расстреляли сотни безоружных людей, авторитет Каримова резко упал. Приютив беженцев, президент попытался улучшить свой имидж, показав миру, что он не кровавый диктатор, а сердобольный глава государства. Но ничего не вышло, поэтому через какое-то время он погнал беженцев обратно. Это во-первых. А во-вторых, делая заявления о неких "третьих силах", узбекский президент дает представителям кыргызстанских спецслужб карт-бланш на расправу с неугодными людьми, в частности с членами "Хизб ут-Тахрир" и других религиозных течений, с которыми давно борется сам Каримов. На самом же деле никаких "третьих сил" - ни ИДУ, ни СИД, ни других - здесь не было.

- Кто же мог организовать столь жестокое кровопролитие?

- Вы, наверное, помните записи переговоров между Максимом и Жанышем Бакиевыми? Они говорили о 22 июня. Однако эта информация стала широко известной, и тогда они приняли меры, чтобы начать раздрай раньше намеченного срока - 10 июня. В некоторых СМИ не раз появлялись сообщения явно националистического характера: дескать, узбеки сожгли дом кыргыза, узбеки требуют придания узбекскому языку статуса официального, соблюдения национальной квоты при назначении на государственные должности в южных областях и т.п. Однако нигде не говорилось, что дом кыргыза Бакиева в Бишкеке сожгли сами кыргызы, что требования об официальном статусе языка и квоте на госдолжности входят с программу узбекского культурного центра с момента его образования в начале 90-х годов.

"ПРОРОК ЗАВЕЩАЛ ЗАЩИЩАТЬСЯ..."

- Как же действовали члены "Хизб-ут-Тахрир" во время июньских событий?

- Пророк Мухаммед (мир ему и благословение!) говорил, что человек, погибший при защите своей семьи, дома и имущества, становится шахидом (павший за веру, мученик. - У.Б.). Позиция членов "Хизб ут-Тахрир" во время нынешних беспорядков была именно такой: ни на шаг не выходить за пределы своего двора. Это же мы внушали и окружающим, причем не с 12 июня, когда беспорядки вспыхнули в Джалал-Абаде, а с 7 апреля, когда Бакиев бежал из Бишкека. И во время майских событий в Джалал-Абаде, когда бакиевские реваншисты захватили областную госадминистрацию, мы отговаривали мусульман от участия в бойне. Ведь в битве нужно принимать сторону того, кто прав, а в данном случае все были неправы. Это мы и объясняли людям.

- Раз мы заговорили о майской битве с реваншистами, надо отметить и роль в ней небезызвестного узбекского олигарха Кадыржана Батырова, который призвал своих соплеменников выступить против бакиевцев. Как "хизбутовцы" отреагировали на его призыв?

- Ни один из нас не вышел ему на подмогу. Более того - мы убедили своих односельчан не вмешиваться в противостояние.

- Поэтому джалалабадцы невзлюбили бекабадцев?

- Да, это стало причиной неприязни Батырова и его окружения к жителям Бек-Абада. Когда Кадыр-барон призвал узбеков выступить против бакиевцев, мы начали объяснять людям, что эти выступления чреваты тяжелыми последствиями. Наши люди встречались и с самим Кадыр-бароном, предупреждали, что он накличет беду на всех узбеков, а его самого подставят недоброжелатели. Он не послушал. И там, где поддержали Батырова, - в Оше, Джалал-Абаде, Базар-Коргоне - пролилась кровь.

- Может, Батырову после майских столкновений в Джалал-Абаде не стоило делать никаких заявлений?

- Он показал свою политическую недальновидность, плоды которой теперь пожинает весь народ...

- Полагаю, этот конфликт в некотором роде сыграл вам на пользу. По крайней мере, распространяемые вами идеи теперь падут на благодатную почву - в души людей, уставших от светской политики...

- Доля правды в ваших словах есть. У людей разные понятия о политике и государственных делах. Кому-то достаточно рассказать об этом, а кто-то должен непосредственно поучаствовать... Когда людей коснулась беда, многие поняли, что "хизбуттахрировцы" были правы. С этой точки зрения, можно сказать, что мы выиграли: сегодня все больше людей поддерживают идеи "Хизб-ут-Тахрир".