Карта АбхазииАбхазия – территория на северо-западе Кавказа, находящаяся между Кавказским хребтом и Черным морем и ограниченная с северо-запада и с юго-востока реками Псоу и Ингури соответственно. Страна славится благодатным климатом пригодным для субтропического земледелия и туризма. Главным городом Абхазии является Сухуми. Площадь Абхазии – 8,6 тыс. кв. км, общая численность населения на 2003 год составляло 215272 чел. Из них в этническом отношении: абхазов – 94606 чел, грузин – 45953, армян – 44870, русских – 23420, греков – 1486 чел. Также примерно 250-300 тыс. грузин из Абхазии числятся беженцами или «временно-перемещенными» лицами на территории Грузии.

Абхазия фактически отделилась от Грузии в 1994 г. После окончания грузино-абхазского конфликта. Формально она осталась частью Грузии, но в реальности стала независимым государством. Большинство грузинских ученых считает, что упоминаемые с 1-2 вв. до Р.Х. и проживавшие на территории современной Абхазии апсилы и абазги являются такими же картвельскими (грузинскими) племенами, как и проживающие вокруг них сваны, лазы и др., а современные абхазы – это племя апсуа, переселившееся с Северного Кавказа в 17 в. Существует мнение (в основном у современных абхазских историков), что древние абазги и апсилы – некартвельского происхождения и что предки абхазов вместе с близкородственными им адыгейскими племенами издревле населяли черноморское побережье от Таманского полуострова до реки Ингур. Абхазы – один из горских народов Кавказа, родственный современным адыгейцам, черкесам и кабардинцам.

Представители этого народа проживают в Абхазии (самоназвание Апсны по-абхазки, что означает Страна души, по-грузински - Абхазети), в Турции и ряде ближневосточных стран. Кроме того, на Северном Кавказе в республике Карачаево-Черкесия живут родственные абхазам абазины, потомки переселившихся за Кавказский хребет абхазов. Так или иначе, не вдаваясь в подробности историко-культурных споров, приобретших на сегодня явно актуально-политический характер, можно утверждать, что предки современных абхазов и грузин издревле были соседями на этой территории, связанными различными культурными, политическими, родственными и др. связями.

Современные данные о религиозных представлениях абхазов, как, впрочем, и грузин, достаточно противоречивы. Сегодня процент абхазов, признающих себя мусульманами, достоверно неизвестен. По разным источникам он колеблется от 10% до 60% (чаще всего 30-45%). Однако людей, совершающих предписания Ислама, совсем немного. Причины тому: изоляция от мусульманского мира, христианизация, а впоследствии и борьба с религией вообще, отсутствие институтов мусульманского образования. Немалую роль сыграла и война 1992-1993 гг., к последствиям войны можно отнести снижение нравственно-этических ценностей среди людей, отстранение на задний план многовекового духовного опыта народа. Единственная мечеть в Абхазии в Сухуми существует с 2003 г. Муфтием в Абхазии абхаз из Турции, да и среди посетителей мечети основную часть составляют абхазы-репатрианты и представители других мусульманских народов Кавказа, проживающие в Абхазии. Но есть сейчас и коренные абхазы. При этом в последнее время различные газеты, журналы и интернет-сайты зачастую преподносят абхазов как исконных христиан (сходная картина существует среди другого народа Кавказа осетин, которых принято считать христианами, хотя по информации ДУМ Северной Осетии до 40% жителей республики, в основном в горных районах, считают себя мусульманами). Отрицательную роль играют и некоторые представители «правительства Абхазии в изгнании», т.е. находящиеся в Грузии, и прогрузинские СМИ, обличающие «вахаббитов сепаратистской Абхазии», безо всяких оснований присваивая этот ярлык любым мусульманам. В то же время, к сожалению, сохранившиеся в народной памяти абхазов реликтовые эпосы и мифы, существующие поныне используются некоторыми невежественными деятелями для создания национального синкретического языческого культа с элементами монотеизма, прозванного «абхазской религией». Показательны данные о наличии мест поклонений разных религий в современной Абхазии: мечеть – 1, синагога – 1, языческих капищ – 5, православных церквей – несколько десятков. Однако как в реальности ситуация выглядит, может помочь небольшой исторический анализ. Он способен показать реальную роль Ислама в истории этих народов.

Краткий исторический очерк

В древности территория Абхазия была колонией Римской и Византийской империй, о чем свидетельствуют многочисленные развалины, которые принято считать древнегреческими и римскими постройками. В первой половине VI в. при византийском императоре Юстиниане I на территории  Абхазии произошло утверждение христианства в статусе официальной государственной религии. Термин "Абхазия-Абазгия" известен с VIII  в. н.э. К концу того столетия было образовано Абхазское царство. Население его было смешанным и чересполосным, по крайней мере, признается обитание здесь как племен эргов, сванов, лазов, которые считаются картвельскими (грузинскими), так и абазгов (абхазов). С IX в. языком богослужения в христианских церквях Абхазии становится древнегрузинский. После X в. вплоть до XIII в. власть в  Абхазии оказывается напрямую в руках грузинских правителей. Но широкого распространения христианство среди большинства абхазов не получило, эту религию исповедовали лишь греки, грузины и небольшая часть абхазской верхушки, династически связанная с византийскими и грузинскими правителями и вынужденная принять новую веру в связи с вассальным подданством христианским государствам. Большинство абхазов и адыгейских племен, как впрочем, и все народы Северного Кавказа, продолжали исповедовать местный языческий культ с отдельными внешними элементами христианства (кресты, уважение к храмам и т.д.) без понимания их доктринального значения.

С Исламом абхазы и грузины впервые знакомятся еще в VIII в. во время походов армии Халифата под руководством полководца Марвана ибн Мухаммада. Часть той территории, которая сегодня именуется Грузией, уже в те времена была подчинена Халифату. Мусульмане, как жители Абхазии, впервые упоминаются в источниках начала XIV в., когда они составляли заметную часть населения Себастополиса (ныне столица Абхазии - Сухуми). Основной период знакомства абхазов с Исламом начинается во второй половине XV в., когда Османский Халифат предпринимает вполне успешные попытки взятия контроля над территорией Абхазии. Уже во второй половине XV в. константинопольский патриарх Михаил отмечал: "Абхазия совсем отложилась от христианства". В XVI в. Абхазское царство оказалось под протекторатом Османского Халифата, местные владетельные князья стали его признанными вассалами. В1578г. в государственный флаг Абхазии была внесена мусульманская символика. Согласно историческим описаниям в 1641 г. Абхазия еще платила османскому халифу налог - джизью, которым облагались немусульмане. Однако в XVII в. распространение Ислама в Абхазии усиливается, и вскоре абхазы были освобождены от джизьи. В первое время после установления османского протектората  Ислам стал распространяться в основном среди абхазов-представителей высшего сословия (князей и дворян). Многие из них, особенно члены владетельного дома, экономически и политически тесно были связаны с Исламским Халифатом. Призыв абхазов и грузин в Ислам со стороны Османского Халифата шел мирным, дипломатичным путем. Не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народов, Халифат широко применял "политику снабжения" товарами первой необходимости (соль, железо, ткани и др.) в обмен на покупку леса и сельхозпродуктов, что вызывало симпатию у населения к  Исламу в целом. Лицам, принявшим Ислам, предоставлялись дополнительные возможности, они могли беспрепятственно расти по службе в госаппарате Османского Халифата. Влияние Ислама на религиозные воззрения, культуру, быт и даже язык абхазов было очень сильным. До вторжения царских войск в Абхазию в большей части аулов жили знающие люди, читающие Коран и распространяющие знания среди местного населения, по дорогам странствовали проповедники-дагыи, своей искренностью, праведностью и знаниями распространявшие Ислам. В основном это были турки, которые селились среди абхазов и грузин, женились на местных женщинах, усваивали местный язык и обычаи, но было среди них немало и самих абхазов и грузин. Христианские миссионеры впоследствии сочинили легенду о насильственном насаждении Ислама в Абхазии (да и в Грузии) турками, их крайней религиозной нетерпимости, уничтожении древних христианских храмов. Абсурдность этого утверждения показывает то, что до настоящего времени по всей Абхазии и Грузии, как и на других территориях бывшего Османского Халифата, во множестве сохранились древнейшие христианские культовые постройки (типично грузинские по архитектуре с сохранившимися грузинскими надписями). При этом утверждалось, а иногда, утверждается и по сей день, что в Абхазии никогда не было мечетей, что также является неправдой. Достоверно известно, что в Сухуми существовало две большие мечети, во многих аулах также были мусульманские места поклонения.

Побывавший в Абхазии в 40-х гг. XVII в. известный исламский османский географ и историк Эвлия Челеби (кстати, абхаз по матери) в "Книге путешествий" также свидетельствует о том, что у абхазов есть мечети и среди них много мусульман. Многие князья – ревностные мусульмане имели свои фамильные мечети (например, Маан Кац выстроивший молитвенный дом в Гудауте). Что стало с этими мечетями доподлинно неизвестно, однако нетрудно предположить, что они либо разрушены, либо их помещения стали использоваться в других целях.

В XVIII в. в Абхазии происходит дальнейшее упрочение позиций  Ислама. В 80-х гг. XVIII в. к власти приходит владетельный князь Абхазии Келешбей Чачба (Шервашидзе), быстро подчинивший себе князей Абхазии и в течение трех десятилетий остававшийся на этом месте. Будучи мусульманином (как и вся его семья), князь отличался умом, находчивостью, решительностью, его имя было широко известно далеко за пределами Кавказа. Военная гвардия Келешбея представляла собой хорошо вооруженное 25-тысячное войско с артиллерией, конницей и даже флотом. Поначалу Келешбей пользовался военно-политической поддержкой Халифата, под властью которого находилась  Абхазия. Но со временем Келешбей совершил предательство, он стал вынашивать идею о полной независимости будущего Абхазского государства. В 1801 г. к Российской империи присоединяется Грузия. Россия выходит к черноморскому побережью южного Кавказа. Ошибочно предполагая, что военное присутствие царской России в Закавказье - временное явление, а контакт с ней приведет к желаемой им «самостоятельности» в 1803 г. Келешбей Чачба установил предательские связи с Россией, намереваясь с ее помощью еще больше укрепить позиции внутри своей небольшой страны. Но владетель явно недооценил новую расстановку политических сил в Закавказье, глупо полагая, что царская Россия не угрожает Абхазии.

В 1810 году царские войска вторгаются на территорию Абхазии и овладевает крепостью Сухум-Кале. Так, одним из последних в Закавказье Абхазское княжество в 1810 г. было насильственно присоединено к России. В том же году, спасаясь от царских войск и желая сохранить свою веру и свободу до 5 тыс. абхазов выселилось в Османский халифат. Это была первая в XIX в. волна мухаджиров, называемых так по аналогии с мухаджирами-сахабами пророка Мухаммеда (мир ему), переселенцами (совершившими хиджру) из Мекки в Медину. Георгий – перешедший в христианство сын Келешбея – вместе с тем был формальным правителем Абхазии и не мог существенным образом влиять на политическую обстановку внутри страны. По-прежнему независимыми и ориентированными на Ислам оставались вольные общества горной Абхазии, большая часть западноабхазских племен джигетов "отказались быть покорными" России и Георгию Шервашидзе. Военное командование России, несмотря на просьбы Георгия, не решалось двигаться в глубь Абхазии для усмирения непокорных. После смерти в 1821г. Георгия владетелем Абхазии был назначен живший в Петербурге сын покойного Дмитрий (Омарбей), который был отравлен местными жителями. В те годы Абхазию  сотрясали народные волнения, которые жестоко подавлялись царскими войсками. Лишь с усилением военного присутствия царизма и карательных экспедиций усиливалась и власть местных правителей. Военные операции в горной Абхазии  спровоцировали вторую волну переселения абхазов в Османский Халифат в 1837-1839 гг. В этот период в борьбе за свободу Кавказа больших успехов добивается имам Шамиль (движение продолжалось с 1834 по 1859 гг.). Отметим, что имам Шамиль, действовал на Кавказе, как полномочный представитель халифа и утвержденный им амир джихада, безусловно признававший верховенство Халифата над мусульманами Сунны и джамаъа. И тому есть достоверные исторические документы (например, арабоязычная переписка Шамиля и османского халифа).

В 1845-1846 гг. имам Шамиль полностью очищает от царских войск Дагестан и Чечню, едва не берет в плен главнокомандующего на Кавказе графа Воронцова, переходит в наступление на Кабарду. Шамиль стремится вовлечь в движение мусульман Западного Кавказа, в связи с чем в 1848 г. его наиб Мухаммед-Эмин ведет большую агитацию среди абхазских племен. Известно, что еще раньше, в 1837 г., генерал Розен во время экспедиции в Цебельду не решался двинуться в урочище Дал в  Абхазии, т.к. дальцы ожидали помощи со стороны убыхов, а через них и со стороны Шамиля. Повстанческое движение в  Абхазии  как на побережье, так и в горной части продолжалось еще долго. Только спустя год после пленения Шамиля в дагестанском ауле Гуниб в августе 1859г. царское командование приняло самые энергичные меры против абхазских горцев в верховьях р. Бзыбь (аул Псху).

Пленение Шамиля в 1859г. крайне осложнило положение горцев Западного Кавказа, которые оказались зажатыми русскими войсками со стороны Черноморского побережья и гор. Несмотря на окружение, черкесы, убыхи и западно-абхазские племена джигетов еще в течение пяти лет продолжали неравную борьбу с царизмом. Так, в июне 1861 г. по инициативе убыхов недалеко от Сочи был созван меджлис (собрание) "Великое и свободное заседание", где обсуждались дальнейшие совместные действия. Последнее сопротивление царским войскам на Кавказе оказали западно-абхазские джигеты, которые было жестоко и быстро подавлены с помощью царских войск совместно с грузинскими ополчениями. В июне 1864г. Самодержавие упразднило Абхазское княжество и ввело временное "военно-народное управление", Абхазия была переименована в Сухумский военный отдел Российской империи.

Горцы-мусульмане оказались в тяжелейшем положении. Царские власти с целью колонизации Причерноморья требовали от них покинуть родные земли. Началась очередная третья волна хиджры абхазов и родственных им убыхов. Полностью выселились в Османское государство убыхи (до 45 тыс. чел.) и джигеты-садзы (20 тыс.). Например, только общество Псху в верховьях р.Бзыбь (сейчас там живут русские) покинуло в 1864 г. до 5 тыс. человек.

Интересно, что со временем местный владетель Михаил Шервашидзе изменил свое отношение к горцам - он всячески поощрял борьбу убыхов с царскими войсками, введя обязательный для всех в Абхазии продовольственный налог в помощь восставшим. Кроме того, в начале своего правления князь был союзником России, но с 50-х годов XIX в. стал активно симпатизировать Османскому султанату. Такой неожиданный поворот к мусульманам (как горцам, так и османцам) позволяет сделать вероятным предположение о тайном возвращении Михаила-Хамудбея в Ислам. В результате после упразднения Абхазского княжества в ноябре 1864г. тяжело больной Михаил Шервашидзе был арестован и выслан в Россию, где вскоре и скончался.

В 1866г происходит народное восстание с попыткой реставрации княжеской власти, которое снова было жестоко подавлено. С этого периода начинается четвертая, еще большая по объемам волна хиджры в Османский Халифат. Так, с апреля по июнь 1867 года переселилось почти 20 тыс. человек. Абхазский народ, спровоцированный обещанным выселением из родных мест во внутрь России и предстоящей насильственной христианизацией, как и многие другие представители мусульманских народов Кавказа (таких как адыгейские племена, аварцы, лезгины, даргинцы, вайнахи, тюркские народы, осетины) предпочел выселение в Османский Халифат. Последняя, пятая и самая многочисленная (до 100 тыс. человек) волна мухаджиров произошла в 1877-1878г. Она была связана с поражением Османского государства в очередной  войне с Российской империей. Те участники восстания, которые не стали мухаджирами, подверглись массовым казням и жестоким репрессиям, на каторгу в Сибирь было отправлено большое число людей.

В настоящее время на территории Турции, а также в Сирии и Иордании, проживает больше абхазов (вместе с абазинами, которых не разделяют и называют abaza, не менее 300, а по некоторым данным до 700 тыс. человек), чем на самой исторической родине этого народа.

После присоединения  Абхазии  к России царское правительство и Русская Православная Церковь организовывают Общество восстановления православного христианства на Кавказе и начинают активную миссионерскую деятельность.  Ислам  среди абхазов практически объявляется вне закона. Так, например, известно, что в  Абхазии  был объявлен запрет на чтение азана. Почти 150 лет, до нынешнего времени азан не мог звучать в Абхазии свободно. Царское правительство с помощью предоставления льгот и т.н. «просветительской» работы активно привлекало с одной стороны малограмотную и необеспеченную часть абхазов, с другой, стремившихся, во что бы то ни стало сохранить владения феодалов к православию. Сыграло в этом роль и то, что наиболее верующая часть абхазов-мусульман (до 80%, т.е. около 400-500 тыс.) покинула родину во время волн хиджры, стремясь переселиться на землю единоверцев. Оставшиеся на родине мусульмане находились под бдительным контролем русской колониальной администрации, постоянно производившей превентивные мероприятия, итогом чего были аресты и ссылка горцев-мусульман в северо-восточные губернии. В это же время не без участия миссионеров появляется большое количество зачастую лишенных исторической достоверности преданий и легенд о глубоком христианском прошлом абхазов, к которым и по сей день апеллируют некоторые исследователи. Несомненно, христианство оказало влияние на жизнь абхазов (как, впрочем, и на жизнь всех народов Кавказа). Однако можно с уверенностью сказать, что история  христианства в  Абхазии  в основном связана с греками (в раннем периоде) и грузинами. Ко времени вхождения Абхазии в состав царской России большая часть населения исповедовала Ислам. Часть абхазов, впоследствии принявшие христианство, в большинстве не понимали сложных догматов этой религии, в церковь ходили очень редко. Например, православную церковь в Сухуми в народе называли не иначе как греческой, а весной 1919 года депутация крестьян-абхазов обратилась к Народному Совету Абхазии с просьбой возвратить отобранные у них в XIX веке земли для Ново-Афонского монастыря. В противовес лживым предположениям о насилии и принуждении в деле распространения Ислама, можно достоверно утверждать, что именно царизм и его приспешник в лице православной церкви устроил резню непокорного куфру населения Западного Кавказа, в том числе абхазов и лазов (грузин-мусульман) и разрушал места поклонения мусульман. Большинство мусульман вынудили к переселению, а оставшихся к принудительному крещению. При этом на земли, отобранные у мусульман Западного Кавказа, заселяли верных царизму колонистов из числа русских, армян, греков и отчасти грузин-христиан из Картли-Кахети.

Дальнейшая судьба Абхазии была связана с ситуацией в Российской империи, колонией которой она стала. Сухумский военный отдел просуществовал до 1883 г., а затем после очередной реорганизации был преобразован и в виде Сухумского военного округа вошел в состав Кутаисской губернии, и весь этот период до 1917г. страна управлялась наместником, напрямую подчинявшимся российскому императору. Хотя формально в последующий период для Абхазии вроде бы все осталось по-прежнему, фактически имели место несколько моментов, существенно повлиявших на последующее развитие отношений с нынешним государством Грузия. Объединение отдельных земель Закавказья, именуемых в историографии «грузинскими землями» под российским имперским правлением завершилось к 1878г. присоединением к России бывшего Батумского пашалыка, населенного главным образом мусульманами. Имеретия вместе с Гурией вышла в 1864 г. из Грузино-Имеретинского управления в виде самостоятельной административной единицы и получила название Кутаисской губернии. Вначале в ее состав входил Ахалцихский уезд, а Мегрелия, Абхазия и отчасти Сванетия, составляющие теперь часть губернии, управлялись прежними владетелями, подчинявшимися напрямую России. Как бы там ни было, но с момента преобразования Сухумского военного отдела в округ с центром в Кутаиси создалась благоприятная обстановка для идеологического и политического давления на абхазов и других мусульман. Царизм применил проверенный метод империй: «разделяй и властвуй!». Привилегии получали те, кто связывал себя с православием и службой царю.

К началу 20в. в Абхазии, как и в др. регионах Российской империи утвердился капитализм, правда, с военно-феодальной верхушкой во главе. Тогда же в Южном Кавказе появилось и социал-демократическое движение против царизма. Одновременно среди грузинской интеллигенции стали развиваться националистические чувства и взгляды. Фактически эти взгляды игнорировали самостоятельность абхазов, как народа. Если вначале заинтересованность проявляли грузинские дворяне и князья, обосновавшими это «православными» связями, то по мере развития капитализма в Российской империи, в том числе и в грузинских губерниях на первый план вышли националисты из числа капиталистов и связанной с ними интеллигенции. Их пресса вела непрестанную работу по внедрению в сознание населения представления об этническом и территориальном единстве абхазов и так называемых "грузин", т.е. картвельских народов. В частности, одна из грузинских газет того времени писала: «что дальше грузин у этого народа нет спасения». Безусловно, что и сами грузины в царской России испытывали национальный гнет, даже, несмотря, на привилегии верхушки. В то же время, порожденное российской колониальной политикой, противостояние абхазов и грузин горестно сказалось впоследствии на жизни этих народов. Можно смело утверждать, что в течение почти двух веков со стороны России, а позже и СССР в отношении абхазского народа имело место быть силовое подавление сопротивления, приведшее к хиджре и опустошению абхазских земель, что являлось геноцидом по отношению к абхазскому этносу. Российская империя пришла к своему краху в 1917г. С 1918 по март 1921г. Абхазия была под управлением меньшевиков Грузии. 4 марта 1921 г. Абхазию захватила Красная Армия надолго установившая Советскую власть. Абхазия была провозглашена Советской Социалистической Республикой (ССР). 16 декабря 1921г. Абхазия вошла в Грузинскую ССР. Через год после этого Грузия с Абхазией стали частью Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР), которая в свою очередь 22 декабря 1922г. вошла в СССР. По конституции Абхазской ССР 1925г. она имела «особые договорные» отношения в составе Грузии, но в 1931г. особый статус был отменен, и Абхазия стала Автономной ССР (АССР) в составе Грузинской ССР. Этот статус был подтвержден «сталинской» конституцией 1936г., а  позже в 1977г. и «брежневской» конституцией СССР.

В годы Второй мировой войны Абхазия почти не пострадала: немецким войскам удалось только занять высокогорное село Псху, но они вскоре были отброшены Советской Армией. После войны в течение нескольких десятилетий до горбачевской перестройки Абхазия была излюбленным курортом граждан Советского Союза, а так же славилась выращиванием субтропических плодов (мандаринов и др.) и была житницей для всей Грузинской ССР. В то время грузины на правах доминирующей нации занимали ведущие позиции в экономике и администрации Абхазии. Абхазы в основном были на вторых ролях. Перестройка привела к росту национализма у различных народов СССР. В Абхазии в противовес грузинскому национальному движению появилось собственное абхазское. В июле 1989г. в Сухуми произошли вооруженные беспорядки. В противовес усиливавшемуся стремлению политических кругов Грузии к независимости в Абхазии началось движение для преобразования её в союзную республику с целью  самостоятельного участия в СССР, а затем в качестве независимого государства в СНГ. Вероятнее всего, все это движение инспирировались из Центра, дабы предотвратить центробежные силы в Грузии, разваливавшие СССР. Но судьба СССР была предрешена тогда, когда идеология социализма перестала быть цементирующей основой здания этого государства. Национализм мог породить лишь пожары конфликтов, огонь которых не угас до сих пор.

9 апреля 1991 года Грузия под руководством президента Звиада Гамсахурдиа провозгласила свою независимость. В Абхазии объявили в ответ о провозглашении союзной республикой и выходе из Грузии, и ее руководство заявило о желании самостоятельно войти в состав СССР. З. Гамсахурдиа в абхазском вопросе, в отличии от юго-осетинского, проявил относительную сдержанность. После августовских событий 1991г. (ГКЧП) Советский Союз уже был нежизнеспособен и в декабре 1991г. прекратил свое существование. В январе 1992 года Звиад Гамсахурдиа был свергнут вооружённым путём, и победители (Джаба Иоселиани, Тенгиз Китовани, Тенгиз Сигуа) пригласили Эдуарда Шеварднадзе вернуться в Грузию, рассчитывая воспользоваться его авторитетом и влиянием как на международном уровне, так и внутри страны. 21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене советской конституции и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года. Вернувшись в Грузию в марте 1992 года, Шеварднадзе возглавил временный парламент — Государственный Совет, сформированный руководителями переворота против Гамсахурдиа. Госсовет контролировал большую часть территории Грузии, за исключением Южной Осетии, Аджарии и Абхазии. Одновременно продолжалась гражданская война в Мингрелии, на родине Гамсахурдиа, где верные ему силы удерживали город Зугдиди. Шеварднадзе действительно смог к лету 1992 года мирно урегулировать югоосетинскую проблему, договорившись с Россией о вводе миротворческих сил в этот регион. С Абхазией отношения наладить не удалось. Абхазское руководство восприняло отмену советской конституции Грузии, осуществлённую парламентом Грузии, как фактическую отмену автономного статуса Абхазии, и 23 июля 1992 года Верховный Совет республики (при бойкоте сессии со стороны депутатов-грузин) восстановил действие Конституции Абхазской Советской республики 1925 года, согласно которой Абхазия является суверенным государством (это решение Верховного Совета Абхазии не было признано на международном уровне). Верховный совет разделился на две части — абхазскую и грузинскую.

Начались массовые увольнения грузин из силовых структур автономии, а также создание «абхазской гвардии». В качестве ответной меры в Тбилиси было принято решение о вводе войск в автономию. Официальной причиной была названа необходимость охраны железной дороги, использовавшейся в качестве единственного маршрута транспортировки грузов из России в Армению, уже находившуюся в состоянии войны с Азербайджаном. По всей видимости, Шеварднадзе не в состоянии был контролировать действия вооружённых отрядов, подчиняющихся его партнёрам по власти, и 14 августа 1992, в самый разгар курортного сезона, отряды Национальной гвардии Грузии численностью до 3000 человек под командованием Тенгиза Китовани, под предлогом преследования отрядов сторонников Звиада Гамсахурдиа, вошли на территорию Абхазии. Абхазские вооружённые формирования оказали сопротивление, но отряды Национальной гвардии за несколько дней заняли практически всю территории Абхазии, включая Сухуми и Гагру. Правительство Абхазии во главе с председателем Верховного Совета Владиславом Ардзинба перебазировалось в Гудаутский район. Ввод грузинских войск привёл к массовому бегству абхазского и русскоязычного населения, в том числе на территорию России. Здесь абхазские отряды получили поддержку оружием и многочисленными добровольцами, в том числе со стороны Конфедерации горских народов Кавказа, заявившей о готовности чеченцев, кабардинцев, ингушей, черкесов, адыгейцев вместе с этнически родственными им абхазами выступить против грузин. Создание, подготовка, вооружение и отправка в Абхазию ополченческих формирований не могли оставаться незамеченными российскими властями, и скорее всего, имело санкции со стороны тогдашних российских спецслужб, например, ГРУ, однако официально российское руководство предпочло сделать вид, что не вмешивается. Заместителем губернатора Краснодарского края Травниковым А. И. с целью прекращения бегства из Абхазии в Краснодарский край, и стабилизации обстановки с беженцами, был отдан приказ о закрытии государственной и административной границы России с Абхазией, а добровольцам (в том числе чеченскому отряду Басаева) и казакам- кубанцам (походный атаман ККВ А. Прохода) из Приднестровья была обеспечена переброска в Абхазию.

По словам тогдашнего президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, Борис Ельцин в телефонном разговоре с ним изъявил желание помочь решить грузино-абхазский конфликт мирным путём. В результате отрядам национальной гвардии был отдан приказ прекратить наступление. Многие в Грузии до сих пор считают это решение Шеварднадзе предательством. К октябрю 1992 года, получив пополнения и большое количество современного вооружения, абхазы перешли к наступательным действиям. Был отбит город Гагра, в боях за который большую роль сыграл так называемый «абхазский батальон». Взяв Гагру, абхазы установили контроль над стратегически важной территорией, прилегающей к российской границе, наладили линии снабжения с поддерживающей их Конфедерацией горских народов Северного Кавказа, и стали готовиться к наступлению на Сухуми. В ходе штурма Гагры (в котором, по утверждению грузинской стороны, участвовали российские танки) абхазы, как утверждается, получили в своё распоряжение около десяти боевых машин пехоты и бронетранспортёров. Впоследствии, в ответ на обвинения Грузии в том, что Россия снабжала мятежную автономию оружием, абхазское руководство утверждало, что в боевых действиях использовалось трофейное оружие. При этом в зоне конфликта, на территории, контролируемой абхазскими и грузинскими силами, оказалось несколько частей российских Вооружённых Сил, находившихся здесь ещё с советских времён (авиабаза в Гудауте, военно-сейсмическая лаборатория в Нижних Эшерах и батальон ВДВ в Сухуми). Формально они сохраняли нейтральный статус, занимаясь охраной имущества Министерства обороны РФ и обеспечением безопасности гуманитарных операций (эвакуация мирного населения и отдыхающих, доставка продуктов в блокированный город Ткварчели). В то же время грузинская сторона обвиняла российских военнослужащих в выполнении разведывательных операций в интересах абхазов. Несмотря на де-факто нейтральный статус российских военнослужащих, грузинские вооружённые отряды подвергали их обстрелам, вызывая ответный огонь. Эти провокации зачастую приводили к жертвам среди мирного населения. По мнению грузинской стороны, необходимость применять оружие для самозащиты фактически была использована как формальное оправдание прямого участия российских вооружённых сил в конфликте на стороне абхазских сепаратистов.

Тем временем конфликт внутри высшего руководства Грузии привёл к тому, что в мае 1993 года Тенгиз Китовани и Джаба Иоселиани были лишены своих постов в руководстве вооружёнными силами. Ситуация на абхазском фронте с осени 1992 года до лета 1993 года оставалась неизменной, пока в июле абхазские силы не начали очередное наступление на Сухуми, третье по счёту с начала года. 27 июля 1993 года, после длительных боёв, в Сочи было подписано соглашение о временном прекращении огня, в котором Россия выступала в роли гаранта. Данное перемирие абхазов заставила подписать Россия (под нажимом авторитета Э. Шеварнадзе), так как в результате боёв абхазами был полностью блокирован город Сухуми войска Госсовета оказались в полном окружении. Как утверждает грузинская сторона, в надежде на то, что соглашение будет исполняться всеми сторонами, практически всё тяжёлое вооружение грузинских вооружённых сил было вывезено из Сухуми на кораблях Черноморского Флота и значительная часть войск также покинула город. Абхазская сторона, в свою очередь, заявляет, что грузины сделали это в силу острой необходимости — в это время в самой Грузии активизировались действия мятежников, поддерживавших Звиада Гамсахурдиа, и, чтобы подавить мятеж, Шеварднадзе был вынужден снять с абхазского участка фронта наиболее боеспособные части, чем впоследствии и воспользовались абхазы и северокавказские ополченцы. Грузино-абхазский конфликт унес до 17 тыс. жертв с обеих сторон конфликта.

Политическое положение Абхазии сегодня

В апреле 1994г. при посредничестве ООН было достигнуто перемирие в Абхазии. Абхазия фактически отделилась от Грузии в 1994г. Формально она осталась частью Грузии, но в реальности стала независимым государством. С октября 2001г. Абхазия добивается вхождения в СНГ и объединения с Россией на правах независимого ассоциированного государства. Вплоть до недавнего времени Грузия и Абхазия мирно сосуществовали друг с другом. Эскалация напряженности началась в последние месяцы. При этом ни Грузия ни Абхазия не предпринимали каких-либо действий, которые могли бы настолько осложнить их отношения. Новый виток конфликта начался после того, как Россия сбила в воздушном пространстве Абхазии грузинский беспилотник. Вслед за этим последовал незаконный ввод на территорию зоны конфликта Грузии десантных соединений со всем штатным наступательным вооружением, включая артиллерию и БМД (Боевая Машина Десанта), предназначенных для ведения боев в горной местности. Вскоре, после ввода десантных соединений, дополнительно ввели железнодорожные войска для реабилитации железнодорожного полотна на отрезке Сухуми-Очамчире, хотя для этой цели в России хватает гражданских специфических структур. Российские власти объяснили ввод железнодорожных войск как помощь пострадавшему от войны региону в экономической реабилитации. Грузия, конечно же, оценила этот шаг очередным составляющим плана аннексии территории Грузии – Абхазии, однако Россия  продолжила свои работы, заручившись, что до конца августа по завершении восстановительных работ, железнодорожные войска будут выведены с территории Абхазии.

Провокационные действия России поставили грузинское руководство в крайне сложное положение. Саакашвили пришел к власти под лозунгом сохранения территориальной целостности Грузии и ему удалось сплотить народ вокруг себя именно на основе патриотических настроений.  За годы прибивания Саакашвили у власти Грузия не добилась ни каких экономических успехов. Поэтому в настоящий момент от состояния отношений с Абхазией зависит популярность Саакашвили и прочность его пребывания у власти. В этом плане конфликт с Абхазией мог бы сыграть на руку Саакашвили и превратить его в национального героя. Но с другой стороны, Грузия сейчас находится на пороге вступления в НАТО. А война в Абхазии может поставить это вступление под вопрос, потому что устав НАТО запрещает принимать в эту организацию государства, которые имеют неурегулированные территориальные споры. И в настоящий момент некоторые члены Альянса, такие как Франция и Германия, не поддерживают вступление Грузии в НАТО.

Чтобы как-то разрешить эту ситуацию Саакашвили попытался договориться с Багапшем. Багапш вовсе не является убежденным поборником абхазской независимости. Он, как и любой чиновник прежде всего преследует свой шкурный интерес, и его главной задачей является остаться у власти. Поэтому переговоры начались весьма успешно. Саакашвили предложил  Абхазии автономию, Багапшу пост вице-президента, многочисленные привилегии,  а одновременно пообещал увеличить военный бюджет республики и поставить в Абхазию вооружение и технику. Также в Грузии был учрежден Фонд будущих поколений, чтобы отчислять в него часть бюджетного профицита, а затем использовать для экономической реабилитации Абхазии и Южной Осетии. По словам грузинского МИД эти переговоры далеко продвинулись. Саакашвили и Багапш даже встретились лично. Но придти к соглашению так и не удалось, потому что в Абхазии прогремела серия взрывов. С подачи России абхазы обвинили в них Грузию, а Грузия назвала их внутриабхазскими разборками. Совершенно очевидно, что эти взрывы не были в интересах Грузии и Абхазии. Какой смысл дестабилизировать обстановку, когда на переговорах уже почти удалось достигнуть успеха? Значит в этих взрывах виновна какая-то из других заинтересованных сторон - Россия или США. Когда пишутся эти строки уже начались реальные военные действия между Грузией и Россией в Южной Осетии. Разберем предварительно выгоды войны для больших государств в конфликтах Абхазии и Южной Осетии.

Поскольку эскалация конфликта произошла именно из-за действий России, значит этой стране не выгодно, чтобы руководство Г. и А. договорилось между собой и продолжило мирное сосуществование. Чтобы понять какие цели преследует Россия в войне, нужно посмотреть какие именно направления грузинской политики не устраивают Россию. Во-первых, Грузия взяла курс на членство в НАТО. Естественно Россия не хочет иметь у себя на границе еще одну натовскую страну. Но если в результате новой войны Абхазия с Южной Осетией присоединятся к России, это не помешает Грузии вступить в НАТО. И Альянс все равно окажется на границе РФ. Если Абхазия и Южная Осетия в результате войны приобретут независимость, это тоже не помешает Грузии вступить в НАТО, и НАТО окажется на границе РФ, хотя участок этой общей границы и будет меньше. Но если бы Россия действительно хотела независимости Абхазии и Южной Осетии она могла бы не разжигать войну, а решить этот вопрос по образцу Косово. Могла бы признать эти республики в одностороннем порядке, но она даже не заикалась об этом. То есть, как бы не закончился конфликт в Абхазии и Южной Осетии, цель - не пустить Грузию в НАТО, и НАТО на границу РФ не будет достигнута. Но война как таковая может помешать Грузии стать членом Альянса.

Еще одно антироссийское направление грузинской политики - это ее участие в ГУАМ. Эта организация была создана по инициативе и при непосредственной поддержке США с целью пустить как можно больше трубопроводов в обход России. Диверсификация поставок каспийских энергоносителей в ЕС рассматривается США как средство ослабления российской экономики, которая целиком и полностью основана на экспорте нефти и газа. В рамках этой политики были построены нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ). Обе трубы проходят через территорию Грузии и поставляют углеводороды на рынки Южной Европы. В скором времени (в 2010-11гг.) планируется открытие газопровода Набукко, который также будет пролегать по территории Грузии и через который туркменский газ будет поставляться в Южной Европы в обход России. Страны ГУАМ уже договорились с Польшей и Беларусью о том, что в 2009 г. нефтепровод "Одесса-Броды" проходящий через Украину, Белоруссию и Польшу будет запущен в прямом направлении (сейчас он работает в реверсном режиме). Компания ТНК ВР, который Газпром пытается подмять под себя, качает по нему российскую нефть из Брод в Одессу. Трубу "Одесса-Броды" планируют заполнить за счет поставок азиатской нефти по нефтепроводу Баку-Супса, который тоже проходит через Грузию.

Все вышеописанные проекты бьют по интересам Газпрома, который хочет самовольно контролировать европейские рынки. Он уже поставляет газ в Европу по трубе "Голубой поток" и планирует открыть нефтепроводы "Южный Поток" и "Бургас-Александрия" для поставок нефти в Европу. То есть уже существующие и потенциальные трубы проходящие через Грузию являются конкурентными проектами по отношение к проектам Газпрома. И если в Грузии начнется война, строительство Набукко скорее всего будет заморожено, поставки по Баку-Супса, а следовательно и разворот "Одесса-Броды" будут сорваны. Так как порт Супса находится практически на границе с Абхазией и там, в случае войны будет пролегать линия фронта.

Нормальная работа БТД и БТЭ тоже окажется под вопросом, потому что Россия скорее всего подобьет абхазских и осетинских повстанцев устраивать на них многочисленные диверсии т.е. в случае войны "Голубой поток" останется чуть ли ни единственным путем доставки каспийского газа в Европу. У проектов "Бургас-Александрия" и "Южный поток" больше не будет конкурентов и Газпром станет монополистом по поставкам каспийских энергоносителей на юг Европы. О том, что Газпром и российское правительство давно срослись не нужно говорить, ведь крошка Мендель пролез в президенты с поста главы совета директоров Газпрома. В данной ситуации независимость или присоединение к РФ непризнанных республик никак не помогут Газпрому, поможет война как таковая. Кроме этого в случае войны Россия под предлогом защиты российских граждан сможет спокойно ввести сколько угодно войск в зону конфликта и тем самым установить свое влияние в регионе. Да и на продаже оружия можно будет подзаработать.

Из этого можно сделать вывод, что России не выгоден мир (независимо от положения Абхазии и Южной Осетии в этом мире). России выгодна война. Что касается США. Америка хочет контролировать Россию и ослабить ее. Для этого она собирается взять Грузию в НАТО, построить обходные трубопроводы. Включение Грузии в НАТО будет также полезно для дополнительного нажима на Турцию, которая чересчур самостоятельно ведет себя в Ираке. С этой точки зрения ей не нужна война. Но если представится еще какая-нибудь возможность досадить России, она без сомнения воспользуется этим. Если дело дойдет до вооруженных столкновений, США могут использовать ситуацию в Абхазии и Южной Осетии для раздувания сепаратистских настроений в республиках Северного Кавказа, особенно в Чечне. Это ослабит РФ и отвлечет ее внимание от грузинских дел. Помимо этого, США уже играя на вмешательстве России в дела Грузии, предлагают военную помощь и фактическое военное присутствие странам СНГ (например, Украине). А если Россия перестанет вмешиваться в Абхазию и Южную Осетию, США смогут помочь Грузии договориться со своими непризнанными автономиями и установить в регионе мир на своих условиях.

В момент завершения написания данных строк Россия и Грузия вели военные действия. Разбомбив Цхинвали,  попытавшись высадить там войска и взять Южную Осетию под свой контроль, Грузия оказалась под ударами российской авиации. В Южную Осетию под предлогом защиты миротворцев и мирного населения были введены войска 58-й российской армии. Параллельно в Абхазии местные абхазские военные формирования не без помощи российских войск начали выдавливать грузинские войска из Кодорского ущелья и Галльского района (единственный район Абхазии фактически подчиненный Грузии).

На сегодня Россия и Грузия через посредников (ЕС в лице президента Франции Саркози) договорились о прекращении огня. Российские войска должны выйти за пределы Грузии (сейчас они в Гори и Поти). Грузия так же выводит войска на прежние позиции.  На первый взгляд, можно предположить, что сейчас Россия добилась успеха в противостоянии с Грузией по поводу её спорных территорий, однако успех этот скорее тактический.

В стратегическом плане Россия, скорее всего окажется в проигрыше. Ведь из многих фактов последних событий просматривается инсценировка ведущих держав, желающих побороться за господство на Кавказе. Каким образом мы мусульмане должны оценивать ситуацию в данном регионе и какие выводы следует сделать: думается, что это тема для отдельной статьи, с дозволения Аллаха. Этой статьей мы хотели напомнить важность тщательного исследования истории того или иного вопроса и постоянный анализ происходящего, дабы выявить истину и опрокинуть ложь.

Воистину сказал Всевышний:

 «Скажи: "Поистине, пришла истина, и  исчезнет ложь, поистине ложь - исчезающая!"» (17:81).

 

Анализ предоставлен мусульманами из России 24.08.2008