imagesНазвание данной статьи отражает одну из самых глобальных общественных проблем, с которой люди сталкивались во все времена.


Экономический дисбаланс или экономическое неравенство - это такое состояние общества, при котором львиная доля имущественного потенциала страны концентрируется в руках определенной прослойки богатых людей, в то время как огромная часть населения данной страны не имеет достаточно средств даже для удовлетворения своих первостепенных потребностей.

Проживая в Украине, мы также являемся свидетелями того, как на фоне всеобщего обнищания народа есть немалая прослойка людей, обладающая огромными богатствами. Не секрет, что многие люди этой страны вынужденно покидают свои родные дома и уезжают за границу в поисках работы и пропитания для своей семьи.


Однако, в то же самое время, другие граждане этой же страны выезжают за ее пределы, что бы провести уикенд в одной из экзотических стран и тратят при этом за день больше, чем тот гастарбайтер заработает для своей семьи за целый год.


Для большинства людей этой страны стало привычным то состояние, когда приходиться сводить концы с концами. А выражение «продержаться бы до зарплаты» стало неофициальным национальным девизом, который отождествляется с уникальным героизмом украинского народа.


Есть у нас и другие герои, героизм которых проявляется не на поприще выживания, а в первенстве за место в сотне, а то и в десятке самых богатых людей планеты.


Реальность того, о чем я сейчас говорю очевидна, а потому уместно задаться вопросом: -почему в одном и том же обществе между людьми существует такая огромная разница в праве пользоваться благами своей страны? Почему одним достается все, а многим другим ничего?


Это – проблема, причем, очень серьезная!


А потому ее наличие в нашей жизни не может не волновать умы тех людей, кто работают над преобразованиями и желают благополучной жизни для своего народа.


Сейчас я говорю о тех мыслителях и политиках, возможно разных вероисповеданий и общественно идеологических позиций, но все же тех, кто еще не утратил до конца чувство естественного человеколюбия и искренне переживает за положение обычных, простых, но все таки живых людей.


Я не спроста делаю акцент на характеристике той аудитории, к которой обращена эта речь.


И это потому, что те политики и те мыслители, кто не переживают за положение своего народа, а напрягаются исключительно в интересах определенной классовой группы не достойны этой дискуссии и с ними диалог о проблемах общества нужно вести с совершено иных позиций.


Поэтому, для тех, кто остается в теме, я предлагаю рассмотреть данную проблему. Причем сделать это в контексте признания ее как болезни, у которой должна быть своя причина, которую мы и попытаемся найти. Я умышлено буду применять в отношении данного общественного исследования медицинские примеры. На мой взгляд, болезни общества и организма человека развиваются по идентичным законам, и почему бы не пользоваться тем обстоятельствам, что эти законы, над изучением которых сегодня бьются социологи всего мира, в медицине (наверное, ввиду того, что она не испытывает на себе влияния порочных идеологий) изучены уже очень давно и успешно.


Поэтому для начала, я считаю своим долгом уточнить, что я имел ввиду, когда сказал о экономическом дисбалансе, что это болезнь общества, у которой должна быть своя причина.


Дело в том, что развитие любой болезни происходит при неизбежном соучастии двух факторов.


Первое – это предрасполагающий фактор и второе – это провоцирующий фактор. Например, отсутствие иммунитета к определенной инфекции является условием для развития в этом организме данного инфекционного заболевания.


Однако, этого не случиться до тех пор, пока организм не столкнется с этой инфекцией, т.е., другими словами, пока не произойдет соучастия предрасполагающего и провоцирующего факторов данной болезни.


Проецируя данный и хорошо изученный медицинский факт к реалиям болезней общества, смею предположить, что у любой общественной проблемы нужно искать предрасполагающий и провоцирующий факторы.


Потому как только при условии известности причины той или иной проблемы мы можем предметно рассуждать и о средствах их устранения.


Итак, что является причиной болезни под названием «экономический дисбаланс в обществе»?


При глубоком рассмотрении реальности человека видно, что любовь к обладанию имуществом заложено в каждом из нас от рождения. Начинается все это дело от любви к своей соске и погремушке, а после, продолжаться в разных формах до тех пор, пока человек не покинет этот мир.


Именно по этой причине, т.е. естественной, а лучше сказать врожденной любви человека к обладанию имуществом между людьми во все времена происходит борьба за право собственности.


Реальность такова, что изначально люди не равны по своим умственным и физическим способностям и если эта борьба происходит между людьми без каких либо ограничений то победит непременно тот, кто сильней.


В свою очередь эта борьба, а правильней сказать ее результаты и порождают в обществе основной провоцирующий фактор развития экономического дисбаланса, и это является неизбежным положением.


Но ни каждое общество обречено на страдания от болезни экономического неравенства, а только те из них, которые не смогли научиться направить естественную борьбу за обладание имуществом в благополучное для всех русло.


Это неумение я предлагаю признать и характеризовать как предрасполагающий фактор в развитии болезни экономического неравенства.


В чем это выражается?


О чем нужно вести речь, когда мы говорим о неспособности общества правильно и мудро организовать естественно существующую между людьми борьбу за обладание имуществом?


Конечно, о законах! Ведь именно они существуют в обществе для организации различных процессов взаимодействия между людьми.

Поэтому совершено уместным будет перевести наш разговор в плоскость анализа тех решений, что предлагаются сегодня действующими системами.


Причем речь пойдет только о тех положениях, которые напрямую относятся к проблеме экономического дисбаланса.

В этой связи я ставлю на повестку рассмотрения два вопроса.


Первый вопрос:


Каков взгляд действующих систем на проблему собственности?


Второй вопрос:


Каков взгляд действующих систем на проблему бесцельного накопления богатств людьми с удержанием этих средств от взаимообмена?


Прежде чем рассуждать о взглядах на проблему собственности, уместным будет вспомнить то, в чем же, собственно, заключается эта проблема.


Реальность такова, что там, где присутствуют люди в количестве двух и более, между ними неизбежно возникнет необходимость определиться со своими правами владеть, пользоваться и распоряжаться доступным для них имуществом.


Кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей; кто является хозяином земли, ее скрытых и открытых ресурсов, кто владеет пользой от эксплуатации электростанций, путевых магистралей, кому должны принадлежать фабрики, заводы?


Суды перегружены разбором отношений между супругами по разделу имущества, сосед судится с соседом из-за клочка земли, отец с сыном и брат с братом по поводу наследства и т.д..


Это и есть проблема собственности, определенное решение которой и формирует отличительный образ имущественных взаимоотношений между людьми в обществе.


Капитализм, провозгласивший в свое время идею об экономических свободах, пытается упорядочить имущественные отношения между людьми через предоставление безграничной свободы собственности.


По их мнению, каждый индивидуум общества в праве владеть любым имуществом, не ограничиваясь при этом ни чем.


Этот принцип порождает экономические отношения между людьми только на основе конкуренции, без всякого вмешательства со стороны государства.


Данное решение проблемы собственности неминуемо ведет общество к проблеме экономического неравенства. Ведь подобный подход к упорядочению естественно существующей между людьми борьбы за владением имуществом, не решает эту проблему, а наоборот, делает законным преимущество сильного человека против того, кто слабее.


В итоге, богатые богатеют, а бедные беднеют.


Конкуренция и борьба между «победившими» порождает монополии, которые вновь, пользуясь правом свободы собственности, применяют все более изощренные способы увеличения своего благосостояния, в то время как количество людей добывающих свое пропитание в мусорных контейнерах только увеличивается.


Не ограничившись имуществом своей страны, монополистические компании имеют, совершено определенные, виды на имущество других стран. И так как для этого необходимо политическое господство над чужими землями, монополисты ведут политику порабощения этих народов, пытаясь сломить любое сопротивление, что приводит к неисчислимым бедам и страданием простых людей.


В свою очередь социалисты не нашли другого пути решения проблемы экономического неравенства, за исключением того, что они вообще запретили частную собственность. Все права владения собственностью на средства производства перешли к государству.

Они провозгласили идею экономического равновесия, но стали бороться не с бедностью, а с богатством.


По праву нужно сказать, что экономическая система, основанная на государственной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях экономики и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Те отрасли, которые по своей сути должны быть в руках государства развивались действительно успешно.


Однако те отрасли, которые по своей сути развиваются только в частных руках, и только в условиях свободной конкуренции потерпели полный провал.


Проблему экономического равновесия они так и не решили, но цели своей они все же достигли - народ стал действительно бедным.


Это противоречит естественной любви человека к обладанию имуществом, и то общество где бедность является нормой жизни, не может устраивать людей с нормальной психикой. Поэтому исторически эта система была обречена на поражение.


Что касается проблемы бесцельного накопления богатств и удержания средств взаимообмена от оборота, то здесь уместно вспомнить саму роль денег.


Богатство в виде денег является средством взаимообмена между товарами, или между товарами и трудом или между трудом и трудом. Их наличие в обороте создает условия для взаимообмена, т.е. нормального функционирования экономической деятельности, а потому их удержание от рынка и попадания в сундуки людей отрицательно сказывается на взаимообмене, что приводит к застою в экономике.


В свою очередь, положение застоя в экономике приводит к увеличению пропасти между богатыми и бедными за счет еще большего обнищания последних.


Капиталисты пренебрегли этой проблемой. В их законодательстве нет запрета на бесцельное накопление денег. Человек может оставить огромное состояние своей собачке, которое будут бережно и с чувством выполненного долга охранять в швейцарских банках при том, что многие люди страдают от безработицы из за нехватки в стране оборотных средств.


Социализм вообще не предполагает такой проблемы. Потому что при функционировании этой системы человек не может иметь богатства, потому как в условиях отсутствия частной собственности этот феномен, как я уже упоминал, вообще исключается.


Т.е из самой реальности отношения рассмотренных систем к проблеме экономического дисбаланса видно, что они не способны противостоять развитию этой болезни.


И здесь, я думаю совершено уместным будет вспомнить тех неравнодушных к проблемам обычных людей политиков и мыслителей и спросить у них, почему же они при изучении проблем общества и в частности той его болезни под названием экономический дисбаланс рассматривают возможности только двух систем, исключая третью.


Я говорю об экономической системе Ислама, которая в течении многих столетий обеспечивала безопасную экономическую жизнь и процветание людям без страдания и эксплуатации.


Каков же взгляд Ислама на проблему собственности и проблему бесцельного накопления денег.


Взгляните глубоко на экономический предмет. Вы увидите, что виды собственности отличаются друг от друга.


Обладание такими полезными ископаемыми как металлы, нефть и газ отличается от обладания земельным участком или домом. Обладание нефтехимическими заводами, предприятиями, производящими энергию, высокотехнологическими заводами по производству вооружения отличается от владения обувной фабрикой или пекарней. Не сравнится также обладание сетью железных дорог, троллейбусами и трамваями с обладанием автомобилем.


Ислам, при определении видов собственности, охватывает своим вниманием эту реальность и утверждает три вида собственности.


Общественная собственность:


Это имущество, которое принадлежит всем гражданам государства.


Согласно Исламу в эту категорию собственности входят:


- большие месторождения ископаемых;

- объекты общественной значимости, такие как железная дорога, автомагистрали, парки, коммуникации и т.д.;

- все те вещи, которые в случае индивидуального присвоения вынуждают остальных покинуть эту территорию (например, колодец если он является единственным источником воды в этой местности).


Суть общественной собственности в том, что ни государство, ни отдельно взятая личность не имеет право единолично пользоваться этим имуществом.


Владение, использование и распоряжение общественной собственностью происходит посредством государства, однако прибыль от этой хозяйственной деятельности, согласно шариату, должна быть достоянием всего общества в целом без исключения.


Государственная собственность:


Это имущество (в основном это стратегические отрасли промышленности, военные трофеи, налоговые поступления), которое находится в распоряжении государства.


Прибыль получаемая от пользования этим имуществом расходуется для ведения государственных дел (например, содержание судов, ведомств, учреждений, финансирование определенных, важных для государства отраслей промышленности и сельского хозяйства и т.д.).


Частная собственность:


Это имущество, которое может находиться во владении частных лиц и компаний.


Прибыль от владения, использования и распоряжения этим имуществом находится в частных руках и является стимулом к плодотворной работе и обогащению.


Это положение создает благоприятные условия для развития различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, что приводит к увеличению количества рабочих мест и соответственно к подъему общего материального благополучия народа.


Теперь, после краткого рассмотрения взгляда ислама на собственность и его виды, обратим внимание на то, каким образом такой подход к проблеме собственности помогает обществу предотвратить развитие экономического неравенства.


Как было сказано выше, эта проблема заключается в том, что львиная доля имущественного потенциала страны концентрируется в руках определенной прослойки людей, в то время как многие другие оказались неспособными удовлетворять даже свои первостепенные потребности.


Также было отмечено, что между людьми всегда и во все времена была борьба за право обладать имуществом и, что если эту борьбу оставить без контроля со стороны системы, то сильные обязательно будут пожирать имущество слабых.


Выделив общественную собственность и, исключив право каких-либо людей владеть этим имуществом в своих личных интересах, Ислам эффективно решил проблему экономического равновесия.


Это связано с тем, что основной экономический потенциал страны (а это огромные капиталы), являясь общественной собственностью, уже изначально не является предметом экономической борьбы между индивидуумами.


Далее, прибыль от распоряжения объектами общественной собственности распределяется среди людей в виде товаров и услуг, что уже само по себе исключает проблему бедности.


Посредством законов частной собственности Ислам создает благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, что так же способствуют обогащению широких слоев населения и предотвращению развития экономического неравенства.


Что касается государственной собственности, то та ее часть, которая пополняется за счет трофеев(имущество взятое на поле боя во время войны),согласно Исламу целенаправленно распределяется среди более нуждающейся прослойки населения.


Это то, что касалось взгляда Ислама на проблему собственности и ее значимости в деле установления экономического равновесия в обществе.


Что же касается проблем, возникающих в обществе от бесцельного накопления денег и удержания средств взаимообмена от оборота, то Ислам усматривает в этом опасность появления и распространения бедности.


Поэтому Ислам запрещает бесцельное накопление денег и обязывает то положение, что бы все средства взаимообмена находились в постоянном обороте.


Действие этого запрета, наряду с правильной политикой собственности, описанной выше, становится еще одной преградой на пути развития экономического дисбаланса.


Таким образом, на примере решения одной из глобальных экономических проблем, мы видим, что из всех существующих в мире экономических систем только система Ислама смотрит в глубину этой болезни, замечает его причинные факторы и дает решение направленные на лечение ни симптома, а самой болезни, приводя общество к выздоровлению и благополучию.


Сегодня, хвала Всевышнему, мусульмане всего мира хорошо осознали порочность всех чуждых Исламу систем и стали ясно видеть необходимость возвращения к Исламскому руководству.


Мусульманский мир испытывает тенденцию к объединению и восстановлению Халифата, как единственного гаранта полного претворения Ислама.


Это обстоятельство предвещает закат эпохи империализма, и потому их алчные стражи развернули полномасштабную войну против Ислама и его искренних последователей.


Для того, чтобы приобрести поддержку своих обществ в деле агрессии против мусульман и получить оправдание своим насилиям они прибегли к методу лживой пропаганды.


Все мы видим, как повсеместно ведется работа над созданием образа Ислама в крайне негативном и отвратительном виде.

Они желают, чтобы вы не приближались к мусульманам, не слушали речь Ислама, а продолжали верить их обещаниям, оставаясь заложниками их имперских прихотей.


Станете ли вы рассуждать, анализировать и сравнивать или будете покорно верить этой ни чем не подтвержденной пропаганде дело ваше.


Однако путь благополучной и достойной жизни один.


И мы призываем вас к нему – это Ислам, руководство, ниспосланное Всевышним как милость и наставление людям.

 

Кантуган. Д.