ШахадаРазмышление об изменении очень важный вопрос в жизни человека. Ибо застой в жизни и подчинение судьбе является опасным делом, и служит причиной исчезновения народов и наций. Поэтому размышление об изменении является одним из важнейших видов мышления. Размышление об изменении не допускают безразличные и не принимают ленивые люди, потому что цена его очень велика. И потому что те, в ком господствуют привычки, видят в размышлении об изменении вред для себя и тяжесть в переходе из одного состояния в другое, поэтому ведут борьбу с ним ленивые и падшие люди.

Против него встают так называемые блюстители порядка и те, кто повелевает надзором за людьми. Поэтому размышление об изменении является опасностью для его обладателя и, среди всех видов мышления, является тем, с чем яростно борются, борьбой в которой нет снисходительности.

Размышление об изменении, будь то изменение индивида или его положения, или изменение обществ или положений народов и наций, или чего-то другого, нуждающегося в изменении, должно начаться с основы, на которой формирует свою жизнь человек, и с тех обществ, у которых нет основы или которые основываются на ошибочной основе, которые движутся по неправильному пути. Это основа, на которой строится жизнь. Она либо ведет жизнь к подъему, либо к упадку. Эта основа либо осчастливит человека, либо ввергнет его в беду. Эта основа формирует точку зрения в жизни, и согласно этой точке зрения человек вступает на жизненный путь.

Сначала необходимо обратить внимание на эту основу, если она является разумной доктриной, соответствующей природе человека, то тогда не будет нужды в изменении, и никакому человеку не придет на ум изменение этой основы. Ибо она является той основой, на которой должна строиться жизнь. Потому что изменение возникает только тогда, когда понятия – ошибочны, когда дела – неверны, когда ошибка будет примером для разума и сигналом для пробуждения жизненной силы человека. Когда разум не убежден в правильности вещей и в правильности дел, а чувства жизненной энергии насыщены и удовлетворены, то мысль об изменении отсутствует полностью. Следовательно, размышление об изменении не возникает тогда, когда основой жизни является разумная доктрина, соответствующая природе человека. А когда основа, на которой строит свою жизнь человек, строится общество, вообще отсутствует или существует в ошибочном виде, то напрасным будет размышление об изменении чего-либо, прежде размышлений об изменении в основе, т.е. перед изменением в доктрине, которой следуют люди. Поэтому мусульмане, наделенные разумной доктриной, соответствующей природе человека, должны произвести изменение в людях, не имеющих доктрину или имеющих неправильную доктрину, отвергающуюся разумом и не соответствующую природе человека. Отсюда следует, что они обязаны (фард) донести исламский призыв до всех людей, не являющихся мусульманами, даже если это приведет к войне с кафирами, т.е. с теми, кто не имеет разумной доктрины, соответствующей природе человека.

Изменение должно начаться с основы. Если изменилась эта основа, и ее основные положения лишены правильности и правдивости, то тогда размышление будет о том, как изменить общества и положения. Изменение обществ и положений происходит через изменение критериев, понятий и убеждений. Потому что, когда образуется правильная правдивая основа, которая является основным критерием для всех критериев, основным понятием для всех понятий и основным убеждением для всех убеждений, тогда и будет возможным изменение критериев, понятий и убеждений. И следовательно, будет возможным изменение обществ и положений. Ибо посредством этой основы изменяются все критерии: критерии вещей и мыслей. И, следовательно, изменится образ жизни. Необходимо, чтобы у человека было размышление об изменении, или чтобы оно возникло у него. Каждый человек, владеющий разумной доктриной, которая соответствует природе человека, имеет мысли об изменении, либо посредством силы, либо посредством изменения, и он будет практически размышлять об изменении, с момента, когда он вступил на жизненный путь.

Само наличие размышления об изменении еще не означает, что оно имеется у тех, кто чувствует необходимость изменения своего положения или своих мыслей. Наоборот, оно существует в положении, требующем изменения. Поэтому размышление об изменении не ограничивается изменением своего положения человеком, обществом, народом или нацией. Наоборот, оно существует для полного изменения других людей, обществ и положений. В человеке существует человеческая особенность. Эта особенность исполняется человеком, где бы он ни был, будь он в своем или чужом городе, будь он в своем или чужом государстве, будь он среди людей своей нации или нет. Человек желает произвести изменение везде, где существует необходимость в изменении.

Размышление об изменении исходит из глубины души, а подталкивают к нему события жизни, даже простые житейские переживания. Размышление об изменении имеется даже у тех, кто борются с ним, чувствуя, что изменение – опасность для них. Существование размышления об изменении в человеке, является неизбежным. Однако люди начинают размышлять об изменении либо посредством убежденности, либо посредством принуждения. И когда действительно произошло изменение или осознание его ценности, то тогда размышление об изменении становится легким. Потому что к людям возвращаются их чувства, через необходимость изменения, и, следовательно, у них возникает мышление об изменении. Поэтому является обязательным, чтобы у каждого мусульманина были размышления об изменении.