4639207944 1f46af27f9Работа человека, которую он выполняет повседневно, ограничивается удовлетворением инстинктов и органических потребностей. Работа бывает двух видов: только поступок (как например молитва, ходьба) и поступок, происходящий над другими вещами (как продажа, еда).


Эти действия и вещи образовывают отношения между людьми. Поступки сексуальной ориентации образовывают отношения между мужчинами и женщинами. Торговля образовывает отношения между продавцом и покупателем, а также спасение утопающего образовывают связь между спасателем и спасенным. Эти отношения создают проблемы взаимоотношений между людьми, и они нуждаются в решениях.

 

Если эти проблемы останутся без решении, то это приведет к хаосу. Сильный будет угнетать слабого, распространится несправедливость. Удовлетворение инстинктов и органических потребностей не будет происходить должным образом, если распространится страх, убийства, конфликты между людьми. Особенно сильный и умный не ограничится на владение объектами для обеспечения потребностей своей физической силы, а начнет применять материальные средства, такие, как оружие, со всеми его видами, чтобы получить то, чего он хочет.


Чтобы каждый человек мог удовлетворить свои органические потребности и инстинкты правильным и должным образом, не противоречащим другим удовлетворениям, и жить достойной жизнью, он должен иметь меру для оценки действий и вещей, которые необходимы для удовлетворения потребностей. Мы должны иметь меры для регулирования отношений между людьми, чтобы обеспечить каждому человеку право на безопасную и праведную жизнь.


Если оставить упорядочивание этой системы, законодательство человеческому уму, то законы, касающиеся действия и вещей, необходимые для удовлетворения потребностей, будут различными и противоречивыми, попадающими под воздействия окружающей среды. Это произойдет в результате несоответствия между их инстинктами и органическими потребностями. Например, один будет считать что кража, преступление наказуемое лишением свободы, а другой будет не согласен с ним, так как он видит, что достаточно денежного штрафа. Один считает, что супружеская измена является преступлением, заслуживающим наказания, а другой считает, что это не преступление и не заслуживает наказания. Различие и противоречие может быть между теми, кто считает, что кража наказывается лишением свободы, и теми, кто видит, что вор заслуживает тюрьмы на столько месяцев, сколько будет эквивалентом количеству похищенных динаров. А мнение другого состоит в том, что вор заслуживает тюрьмы в неделях, равных эквивалентному количеству похищенных динаров. Мнение одного, что гомосексуализм является преступлением, потому что сообщество, в котором они живут, презирает гомосексуализм, а мнение другого, что это, возможно, и не является преступлением, благодаря тому, что общество, в котором они живут, признает и не презирает гомосексуализм.


Иногда некоторые вещи разрешаются одними, но запрещаются другими.
Законы, относящиеся к вещам и действиям людей, отличаются, противоречат, изменяются или попадают под влияние окружающей среды. Так, один видит что-то красивым, а другой видит это некрасивым, этим самым нарушаются их отношения и их жизнь проходит в спорах и разногласиях, не соглашаясь на одной системе, которая удовлетворит всех. А если они, притворяясь, согласятся с одной системой (как это произошло с коммунистами и капиталистами), то не все окажутся довольны этой системой, которая правит ими. Потом, если к власти приходят те, которые были против этой системы, они меняют ее и устанавливают соответствующую их пожеланиям.


Другие причины, которые делают систему, уставленную человеком не пригодной для всех людей: недостаточный уровень информированности авторов системы о различиях между отдельными членами общества, которые являются переменными в удовлетворении своих инстинктов и органических потребностей, а так же в особенностях связывания происходящего в их мозгу.
А так же эти системы негодны, потому что их автор во время составления законов, попадает под влияние инстинктов, органических потребностей и информированности. И тот, у кого инстинкт самосохранения сильнее, составляет законы, гарантирующие удовлетворения в соответствии с его проявлениями, и оставит без внимания законы, касающиеся удовлетворения инстинкта поклонения и продолжения рода, так как у него они слабые. А тот, кто любит мясо ягненка и от мяса коровы его воротит (потому что он поклоняется ей), запрещает говядину и разрешает ягненка. Поэтому, законы установленные человеком, устанавливаются в соответствии с потребностями, инстинктами и осознанием того или тех личностей, которые устанавливают законы. Несомненно, эта система противоречит и не в состоянии удовлетворить инстинкты и потребности других, так как составитель законов и системы не осознает границы силы и слабости особенностей каждого индивидуума, этого общества. Ведь при составлении системы у составителя системы смешались сильные и слабые стороны особенностей.


Отсюда следует, что системы установленные человеком, не имеют никакого успеха в организации удовлетворения человеческих инстинктов и потребностей. Правильное удовлетворение нуждается во Всезнающем Законодателе, Который знает все особенности каждого человека, и это может быть только Всевышний Аллах, который сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру. Который сотворил человека в прекраснейшем облике, Он создал все особенности инстинктов, органических потребностей и разума.
Аллах послал Мухаммада (с.а.с.) с системой, которая регулирует все человеческие отношения. Эта система была дана Пророку Мухаммаду (с.а.с.) с целью упорядочения отношений человека с его Создателем, с самим собой и с другими людьми. К области отношений человека с Создателем относится акъида и поклонения (ибадат). В область отношений человека с самим собой входят нравственность, пища, одежда. К области взаимоотношений людей друг с другом относятся их взаимоотношения и наказания. Что касается доктрины и поклонения, Ислам указал, во что человек обязан верить. Всевышний Аллах сказал:


«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников...» (Перевод смыслов 2:285).


Ислам указал на поступки, с помощью которых можно приблизиться к довольству Аллаха и удовлетворить инстинкт поклонения. Всевышний Аллах сказал:


 

«...совершайте намаз и выплачивайте закят...» (Перевод смыслов 4:77).


«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам»»  (Перевод смыслов 40:60).


В отношении одежды и этики Ислама, для рационального удовлетворения было указано на поступки и вещи, которыми человек удовлетворяет инстинкт самосохранения и органические потребности. Всевышний сказал:


«...объявит дозволенным благое и запрещенным скверное...» (Перевод смыслов 7:157).


«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им...» (5:5).


«Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Перевод смыслов 7:31).


Абу Муса ал-Аш'ари (р.а.) сообщал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Мужчинам моей общины запрещено ношение шелка и золота, но это дозволено их женщинам». Это поведал ат-Тирмизи, сказав: «Хороший, верный хадис». Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас (р.а.) сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) не произносил и не совершал ничего непристойного и он часто говорил: «Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладающие наилучшими нравственными качествами»» (Аль-Бухари, Муслим). Сказал Всевышний:


«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова» (Перевод смыслов 25:63).


Что касается наказаний и взаимоотношений, то Ислам указал на вещи и поступки, с помощью которых человек удовлетворяет инстинкт продолжения рода и самосохранения. Всевышний сказал:


«Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах Могущественный, Мудрый» (Перевод смыслов 5:38).


«O те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его...» (Перевод смыслов 2:282).


Так же Посланник Аллаха (с.а.с), сказал: «Кто умрет, не имея на себе присяги (байата) халифу, тот умрет джахилийской смертью».
Таким образом, религией Ислам Всевышний Аллах упорядочил все вещи и действия человека, которые необходимо совершать для удовлетворения трех инстинктов и органических потребностей. Он сделал тексты шариата - Коран и Сунну - достаточными для решения любого вопроса, любой новой вещи и поступка. Аллах говорит:


«Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам...» (Перевод смыслов 5:3).


«B тот день Мы выставим против каждой общины свидетеля из их числа, а тебя выставим свидетелем против этих. Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи, как руководство к прямому пути, милость и благую весть для мусульман» (Перевод смыслов 16:89).


Он потребовал, чтобы люди правили этим шариатом и руководствовались им во всем. Всевышний Аллах сказал:


«Но нет, клянусь твоим Господом! Они не уверуют, пока не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Перевод смыслов 4:65).


«О me, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (Перевод смыслов 4:59).


Обращение к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.), это обращение к Корану и Сунне и к тому, на что они указывают, то есть къияс (аналогия) и иджмаъ (единодушное мнение сподвижников).


В основе, при совершении поступков лежит руководство законами шариата. Поэтому мусульманин не совершает какой-либо поступок, пока не узнает закон Аллаха по отношению к этому поступку. Потому что каждый, хороший или плохой поступок будет судится Аллахом. Всевышний сказал:


«Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (Перевод смыслов 99:7-8).


В основе все вещи дозволены, пока не будет запрещающего доказательства. Всевышний сказал:


«Он подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, в этом знамения для людей размышляющих» (45:13).


«Oн Toт, Кто сделал для вас землю покорной. Ступайте же по свету и вкушайте из Его удела, и к Нему вы явитесь после воскрешения» (Перевод смыслов 67:15).


Этими общими доказательствами Всевышний Аллах дозволил все и исключил из этих вещей запретное. Его очень мало, если сравнить с дозволенным. Всевышний говорит:


«...объявит дозволенным благое и запрещенным скверное...»(Перевод смыслов 7:157).


«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие» (Перевод смыслов 5:3).


Посланник (с.а.с.) сказал: «Запрещается вам есть ослов, из-за того что они ослы (то есть нет мотивации запрета)».

Таким образом, мусульманин, достигший совершеннолетия (то есть ответственный за свои поступки и вещи, которые он использует), ограничен законами шариата. Шариатский закон - это обращение Законодателя связанное с поступками людей. Это обращение взято из Священного Корана, из пророческой Сунны, из аналогии и единодушного согласия сподвижников. Некоторые ученые добавляют еще и другие источники, полагая, что они также являются доказательствами. Среди них: как истихсан, масих-аль-мурсала и др. Но мы не считаем их шариатскими доказательствами. Источники шариатских доказательств должны иметь категорические доводы на то, что они являются шариатскими доказательствами, то есть, категорическое происхождение и категорическое указание. Всевышний сказал:


«Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце все они будут призваны к ответу» (Перевод смыслов 17:36),

то есть не следуй за тем, в чем нет категоричности.

 

 

шейх Мухаммад Хусайн Абдуллах
в книге "Исламские понятия"