Жизнь в этом мире - лишь забава и играЯ сам из детдома. А там, сами понимаете, не то, что роскоши, необходимого часто не было. И я дал себе слово, что если у меня будут дети, то я сделаю все возможное, что бы они никогда не испытывали нужду. Я работал как вол, крутился-вертелся, не покладая рук, как говориться. И добился своего. Моя дочь родилась в лучшем роддоме и по жизни у нее было все самое лучшее. Игрушки, одежда, еда,  потом свой автомобиль, потом своя квартирка.

В общем, я не то, что выполнял все ее желания, я старался их предугадать. И когда я узнал, что она стала наркоманкой, я был в шоке. Как так? Почему? Теперь я каждый день, понимаете, каждый день, стою перед выбором. Я не могу не дать ей денег, потому что иначе она пойдет добывать их сама, естественно, незаконным путем. И дать не могу, потому что знаю, что все это она «вгонит в вену». Что теперь делать, незнаю. Понимаю, что упустил где-то в воспитании, но уже поздно.


Я рано осталась без мужа, с двумя маленькими сыновьями.  Да, было очень тяжело, но я всю жизнь старалась так их обеспечить, чтобы они не почувствовали отсутствие отца. Одежда, еда, игрушки, техника – ни в чем им не отказывала. И, действительно, друзья им даже завидовали.  Я считаю, что детство у них было счастливым, да и юность тоже. А сейчас… даже не знаю. Может они и довольны, но я, глядя на них, уже не радуюсь. Старший - женат, но семью содержать абсолютно не может. Что ни заработает – то в баре, то в казино спустит. А дома жена с ребенком чуть ли не голодают. Я и ходить к ним стараюсь реже, сердце не выдерживает, но ведь помогать-то надо. Я и долги его закрываю, и еду-одежду покупаю, словом, работаю на них. А что делать, не чужие ведь. А младший мой, стыдно сказать, альфонс. То с одной, то с другой живет. И все они дамы в возрасте и обеспечены неплохо. Он то, как сыр в масле катается, но мне, как матери, смотреть на него больно. Эх, вернуться  бы на двадцать лет назад, не так бы я их растила, но как говорится «прошлого не вернешь».


У героев этих зарисовок нет конкретных имен, они, как говорится, «образ собирательный». Но, я думаю, что с чем-то похожим сталкивался каждый родитель. Почему так происходит? Почему, стараясь дать своим детям все самое лучшее, родители сталкиваются с тем, что самое важное упускают. В результате мы видим  отчаяние и слезы  родителей, равнодушие и неблагодарность детей…

Как приучить ребенка ответственно и разумно относиться к поиску заработка и к расходованию денежных средств? Стоит ли баловать детей деньгами, или надо ограничивать их в тратах?


Дело в том, что каждый разумный человек в своей жизни сталкивается с проблемой:  где и как добыть средства для существования, и,  где и как их потратить.


Как этот вопрос решается в рамках системы, в которой мы с вами,  пока вынуждены жить?


Во-первых, один из принципов капитализма гласит – потребности человека безграничны, а средства для удовлетворения этих потребностей ограничены. На этом строится и вся экономика в целом и экономическое мировоззрение каждого, кто воспитан этой системой. И получается, что каждый старается успеть «урвать» как можно больше из этих ограниченных средств, чтобы удовлетворить как можно больше своих безграничных потребностей. Наглядное проявление этого принципа мы регулярно наблюдаем в нашей повседневной жизни: есть хлеб – хочется масла, есть масло – хочется икры, есть квартира  –  хочется дом, есть дом – хочется еще и дачу  и т.д.  – вспомните старуху из «Сказки о золотой рыбке».   И так во всем. Нет, стремление к лучшему – это неплохо, это естественно для человека, но когда материальное благосостояние становится смыслом жизни, лишает сна и покоя, то стоит задуматься. В вопросах воспитания этот принцип также очень ярко проявляется: «Сейчас дети – это роскошь. Их надо хорошо (подразумевается «лучше  других») одеть, накормить, дать хорошее (т.е. перспективное в плане заработка) образование.  А иначе, зачем плодить нищету?».  И вдохновленные такими мыслями родители «пашут»  на двух-трех работах, работая «на износ», чтобы обеспечить своему чаду все самое-самое-самое.

 

Конечно,  в таких условиях мало времени остается на разговоры по душам, на объяснение жизненно важных для ребенка вопросов.  И уже не удивительно слышать,  как маленькая девочка кричит на свою мать: «Я тебя не люблю, потому что ты не покупаешь мне куклу как у моей подружки!» Да, к сожалению,  стереотипы капитализма и навязанный ими ритм жизни привели к тому, что любовь к родителям измеряется куклами или, иначе говоря, денежными средствами. При таком подходе к воспитанию, чаще всего, человек привыкает всегда получать «то, чего душа пожелает», и начинает жить по принципу – «…все средства хороши».


Во-вторых, законодательство и общественные нормы капитализма не очень-то ограничивают человека ни в том, на что потратить деньги, ни в том, как их добыть. Чего стоит хотя бы выражение: «не пойман – не вор». Поэтому родители должны понимать, что общество, в которое вы выпустите своего ребенка, вряд ли научит его чему-то хорошему. Чаще всего оно толкает к бесконечной погоне за «прелестями» этой жизни и полному пренебрежению средствами их достижения.


Совершенно другой подход предлагает Ислам. Во-первых, все потребности человека можно разделить на основные (без удовлетворения, которых возникает угроза жизни человека) и второстепенные (их неудовлетворение может вызвать неудобство и беспокойство, но не причинит особого вреда). Основные потребности человека  – это определенное количество пищи, чтобы жить; определенное количество одежды, чтобы скрыть аврат и укрыться от непогоды; и жилье, которое защищает нашу личную жизнь. Все остальные потребности являются второстепенными. Так вот, в Исламе действует принцип – обязательное удовлетворение всех основных потребностей человека, а также предоставление ему возможности удовлетворить свои второстепенные потребности в меру своих сил, в соответствии с уровнем жизни в его обществе.  Этот принцип является основой экономической политики Исламского государства, а также принимается людьми в повседневной жизни.


В-третьих, Ислам ограничил пути приобретения средств и их расходования рамками «халял-харам». Например, запрещены производство и потребление спиртного, кредитные отношения, обман, воровство, прелюбодеяние, наркомания, расточительство и т.д.  Зато поощряется торговля, земледелие, честный труд, милостыня, благотворительность и т.д.


То есть, получается, что человек обязан трудиться, чтобы обеспечить себе и своим подопечным удовлетворение жизненно важных первостепенных нужд. И, кроме того, если у него есть возможности и желание, он может работать для увеличения своего  благосостояния, он может стремиться к тому чтобы получать удовольствие от того чем наделил его Создатель. Но при этом он должен помнить об ограничениях, которые этот Создатель установил:


يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تُحَرِّمُوا طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللَّهُ لَكُمْ وَلا تَعْتَدُوا إِنَّ اللَّهَ لا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ


О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников. (5:87)


Если мы сами будем придерживаться этих и прочих законов Ислама, и в соответствии с ними растить и воспитывать наших детей то, Иншаллах, Аллах наградит нас счастьем и спокойствием в этой жизни, а также своей милостью в Судный день.


عْلَمُوا أَنَّمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَفَاخُرٌ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِي الأمْوَالِ وَالأوْلادِ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ الْكُفَّارَ نَبَاتُهُ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَاهُ مُصْفَرًّا ثُمَّ يَكُونُ حُطَامًا وَفِي الآخِرَةِ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَغْفِرَةٌ مِنَ اللَّهِ وَرِضْوَانٌ وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلا مَتَاعُ الْغُرُورِ


Знайте же, что жизнь мира сего – лишь забава и развлечение, кра¬сование и похвальба между вами, состязание в том, чтобы обрести побольше имущества и детей. Все это подобно дождю, после кото¬рого произрастает добрый урожай, приводящий в восторг земледель¬цев. Но потом [растения] увядают, и ты видишь, как они желтеют и обращаются в труху. А в будущей жизни людям уготовано тяжкое на-казание или прощение от Аллаха и благоволение. Ведь жизнь в этом мире – лишь пользование обольстительными дарами. (57:20)

 

Газета "Возрождение"