Исламское просвещение
وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ

«Кто не правит тем, что низвел Аллах, они – неверные» (5:44)

Мы подробно изложим закон Всевышнего Аллаха относительно тех, кто правит не тем, что низвел Аллах, ссылаясь на брошюру «Тахким-уль-каванин», автором которой является шейх Мухаммад ибн Ибрахим Абдуллатиф, бывший муфтий Саудовской Аравии, да смилуется над ним Аллах. Он пишет: «Посмотри, как Всевышний Аллах назвал правителей, правящих не тем, что ниспослал Аллах, – кафирами (неверными), тиранами и грешниками. Невозможно, чтобы Всевышний Аллах назвал правителя, правящего не тем, что ниспослал Аллах, неверным, которым он не является. Нет, он, несомненно, является неверным, и его неверие связано либо с его поступком, либо с его убеждением. Переданные от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) комментарии относительно данного аята, свидетельствуют о том, что тот, кто осуществляет правление не тем, что ниспослал Аллах, является неверным: либо неверным в силу своего убеждения, что выводит его из Ислама, либо неверным в силу своего поступка, что не выводит его из Ислама.

Что касается первого вида неверия «неверия связанного с убеждением», то оно имеет несколько разновидностей: ;

1 – Правитель, правящий не тем, что ниспослал Аллах, отрицает преимущественное право законов Аллаха и Его Посланника (с.а.с.). Значение, переданное от Ибн Абба-са, и выбранное Ибн Джариром, гласит о том, что это является отрицанием шариатских законов, ниспосланных Всевышним Аллахом, и в этом нет никакого разногласия среди мусульманских ученых. Общеприня-тыми и утвержденными основами  среди  ученых считается то, что если кто-то отрицает хотя бы одну из основ религии или единогласно признанную ее второстепенную часть, или же отрицает хотя бы одну букву из того, что несомненно (катъий) принес Посланник Аллаха (с.а.с.), то он совершил неверие (куфр), которое вывело его из Ислама.

2 – Правитель, правящий не тем, что ниспослал Аллах, но не отрицающий, что законы Аллаха и Его Посланника (с.а.с.) являются истиной. Однако он убежден, что законы, принесенные Посланником Аллаха (с.а.с.) уступают другим законам, которые по его мнению являются более полными и более совершенны-ми законами, в которых люди нуждаются для решения возникающих среди них разногласий и конфликт-ных ситуаций, и при этом он считает эти законы более лучшими примени-тельно ко всему или только к новым добавившимся вопросам, появив-шимся с наступлением другого вре-мени и изменения положений. И это, без всякого сомнения, является неве-рием, так как он предпочитает нич-тожные законы, написанные людь-ми, законам Мудрого и Аллаха Восхваляемого.

Закон Аллаха и Его Посланника (с.а.с.) абсолютно не меняется по своей сути с изменением времени, с развитием положений и с наступле-нием новых событий. Поистине нет ни одной проблемы, решение которой не существовало было бы в Книге Всевышнего Аллаха и Сунне Его Посланника (с.а.с.), либо в виде текста (нассан), либо образно (за-хиран), либо в виде выведенного из них закона (истинбатан), либо еще в каком-то другом виде. Это известно тем, кто имеет необходимые знания, и скрыто от тех, кто невежественен в этом вопросе. Слова ученых, касаю-щиеся изменения фетвы с измене-нием положения, вовсе не означают то, что думают те, кто имеет ничтож-ное или вообще не имеет никакого знания о понимании законов и их мотивов (иллатов). Они думают, что смысл этих слов означает, что законы изменяются в зависимости от их животных желаний, земных целей, скверных и лживых представлений. Поэтому видно, с каким упорством они защищают свои доводы, стараясь по возможности поставить шариатские тексты в зависимость от всего этого.

 

Для этой цели они занимаются искажением истинного значения высказывания, после чего суть, заключенная в изменении фетвы с изменением положения и времени приобретает значение, к которому стремятся предатели. Ни для кого не секрет, что приверженцы законов, установленных человеком, далеки от всего, что связано с шариатскими основами, принятыми мотивами (иллатами) и благами, ко-торыми доволен Всевышний Аллах и Его Посланник (с.а.с.). Они гово-рят только лишь то, что соответст-вует их желаниям, какими бы они ни были. Реальная действительность служит явным доказательством тому.

3 – Правитель не верит в то, что иные законы лучше, чем законы Аллаха и Его Посланника (с.а.с.), однако верит в то, что они аналогич-ны им. Это подобно двум вышепри-веденным положениям, согласно ко-торым он, являясь неверным, выхо-дит из Ислама, так как уравнивает созданное с Создателем, противо-реча при этом словам Всевышнего Аллаха: «нет ничего подобного Ему», а также другим благородным аятам, указывающим на то, что абсолютным совершенством облада-ет только лишь Аллах и что Он чист от того, чтобы быть похожим на творения в Своей сущности, в атрибутах, в действиях и в законах для людей.

4 – Правитель не верит в то, что иные законы подобны законам Аллаха и Его Посланника (с.а.с.), – не говоря уже о вере в то, что они лучше, однако он верит в то, что можно осуществлять правление на основе законов, противоречащих законам Аллаха и Его Посланника (с.а.с.). Положение такого правитель аналогично положению предыду-щих, и на него распространяется то же самое из-за его веры в позволи-тельность того, о запретности чего гласят достоверные, ясные и одно-значные шариатские тексты.

5 – Эта разновидность неверия, связанного с убеждением, является самой большой, самой распространенной и самой заметной в своем противодействии шариату, в своем противоречии его законам, в своем отказе от Аллаха и Его Посланника (с.а.с.). Также как шариатские суды имеют справочники, источником которых является Книга Аллаха и Сунна Его Посланника (с.а.с.), так же и нешариатские суды имеют свои справочники, источником которых является право, составленное из всевозможных выдуманных челове-ком законодательств, и множества других законов, таких как французское право, американское право, английское право и др.

 

Обладатели разума! Как вы можете соглашаться с тем, чтобы над вами исполнялись законы и мысли таких же людей, как и вы, или тех, кто ниже вас. Им свойственно оши-баться и, более того, их ошибоч-ность во много раз превосходит их правильность. Истина отсутствует в их законах. Истина лишь в тех зако-нах, которые исходят от Аллаха и Его Посланника (с.а.с.), в виде текс-та (нассан) или в виде выведенного из них закона (истинбатан). Вы позволяете им осуществлять правление над вами во всех сферах жизни. При этом они отказываются осуществ-лять среди вас правление на основе законов Аллаха и Его Посланника (с.а.с.), в которые не может проникнуть ошибочность и ложь, так как ниспосланы они Восхваляемым и Мудрым Аллахом.

 

Подчинение людей законам своего Господа – это подчинение законам Того, Кто создал их, чтобы они поклонялись Ему. И подобно тому, как мусульмане ни перед кем не преклоняются, кроме Аллаха, и не поклоняются никому, кроме Него, также они должны под-чиняться только лишь правлению на основе законов Всевышнего Аллаха, сторонясь правления на основе зако-нов сотворенного человека, который несправедлив и невежественен, ис-порчен сомнениями, страстями и подозрениями, а его сердце охвачено невнимательностью, жестокостью и мраком. Поэтому разумные люди должны уважать себя и не согла-шаться с таким правлением, пос-кольку в нем заключается порабоще-ние для них и господство над ними на основе чьих-то интересов, ко-рыстных желаний, заблуждений и ошибок, не говоря уже о том, что это правление – есть неверие согласно следующим словам Всевышнего Аллаха:

وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ
«Кто не правит по тому, что низвел Аллах, они – неверные» (5:44)


6 – Это то, чем руководствуются многие предводители племен и родов из бедуинов и им подобных, а именно преданиями и рассказами своих предков и своими наследуе-мыми обычаями. Они управляют на основе всего этого и судят в соот-ветствии с этим при возникновении между ними конфликтов, сохраняя чуждые Исламу законы и отказыва-ясь от правления на основе законов Аллаха и Его Посланника (с.а.с.). Воистину, нет могущества и силы, кроме как у Аллаха.


Что касается второго вида не-верия, когда осуществляется правле-ние не на основе ниспосланных Аллахом законов, и которое не выво-дит из Ислама, то это поясняется вышеупомянутым толкованием Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, слов Аллаха:

وَمَن لَّمْ يَحْكُم بِمَا أَنزَلَ اللّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ
«Кто не правит по тому, что низвел Аллах, они – неверные» (5:44)


Этот вид неверия поясняется в словах Ибн Аббаса «неверие, стоящее ниже неверия» и в его словах «Это не то неверие, которое выводит вас из Ислама». Это неверие имеет место, когда страсть и желания человека склоняют его в каком-либо вопросе к руководству иным законом, нежели тем, что ниспослал Аллах, веря при этом в то, что истиной является закон Аллаха и Его Посланника (с.а.с.), а также признавая свою ошибку и отступление от правильного пути. Хотя такое неверие и не выводит его из Ислама, тем не менее, это является очень тяжким грехом, более большим, чем такие большие грехи, как прелюбодеяние, употребление алкоголя, воровство, ложная клятва и другие. Грех, который Аллах назвал в своей Книге неверием (куфром), является более тяжким грехом, чем грехи, которые Он не назвал неверием. Мы просим Аллаха, чтобы Он объединил мусульман на основе правления законами Его Книги, ведь Он покровитель этого и над каждой вещью мощен.