Ясность между правителем и представителемСегодня многие мусульмане с трудом различают между правителем и представителем народа, и тем самым не замечают разницу между правлением и представительством народа, что ведет к построению неправильного отношения к каждому из них. Поэтому хотелось бы в данной теме рассмотреть это положение правителя и представителя в Исламе.

Правитель

1 – В толковом словаре русского языка слово «правитель» означает лицо, правящее государством, страной, областью. В арабском языке «правитель» обозначается словом амир или хаким. Слово амир является производным от слова амр (приказ), и означает лицо, издающее указы, которые подлежат исполнению, т.е. приказывающий. Слово хаким является производным от слова хукм (управление и судейство), и означает лицо, управляющее людьми, в соответствии с принятыми законами. В Коране приводятся эти слова в их словарном значении:

( يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ)
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и власть имущим из вас» (4:59)


( فَاحْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللهُ وَلاَ تَتَّبِعْ أَهْوَآءَهَمْ عَمَّا جَآءَكَ مِنَ الْحَقِّ )
«И управляй среди них по тому, что низвел Аллах, и не следуй за их страстями в сторону от истины, которая пришла к тебе…» (5:48)

В хадисах Посланника Аллаха (с.а.с.) также приводится слово амир в его словарном значении. Вывел Ахмад от Абдуллаха Ибн Амр, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Не разрешается даже троим (людям), оказавшимся на неизвестной территории, находиться без избрания амира из самих себя».

2 – Согласно исламскому праву правителем мусульман является халиф. Также его можно называть имамом или амир-уль-муминун. Муслим передал от Абу Хазима, который сказал: «Пять лет я жил вместе с Абу Хурайрой и слышал от него, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Сынами Израиля управляли пророки, каждый раз, когда умирал пророк, ему на смену приходил другой. После меня же пророков не будет. А будут халифы, и их будет много». «Что ты нам прикажешь?» – спросили сподвижники. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал им: «Соблюдайте байат, данный первому, и первому, и соблюдайте их право. Поистине Аллах спросит их о том, что дал им под ответственность».

В другом хадисе переданном Муслимом от Абдуллаха Ибн Амра Ибн аль-Аса, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

«Кто даст присягу имаму рукой и сердцем, то пусть подчиняется ему в меру своих сил».

3 – Халиф – это тот, кто выступает от имени уммы в правлении, власти и претворении законов шариата, поскольку Ислам определил правление и власть для уммы, которая уполномочивает в правлении того, кто претворяет Ислам от её имени. Аллах возложил на неё претворение всех законов шариата. Человек становится халифом, т.е. правителем мусульман, если он будет отвечать всем установленным шариатом условиям халифа и получит законную присягу от мусульман.

4 – Полномочия правителя. Согласно исламскому праву халиф, обладает следующими полномочиями власти:

- Он тот, кто принимает обязывающее решение в разногласящих вопросах фикха, т.е. шариатские законы, необходимые для решения проблем уммы, с помощью правильного иджтихада  из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (с.а.с.). Этим законам придается статус государственных законов, которым необходимо подчиняться и нельзя их нарушать.

- Он ответственен за внутреннюю и внешнюю политику государства. Он – верховный главнокомандующий. Лишь он обладает правом объявить войну, заключать мирные, временные и другие договора и соглашения.

- Ему принадлежит право принять или отказать в принятии иностранных послов, назначать или увольнять послов мусульман.

- Он назначает и освобождает от занимаемой должности визирей и валиев, которые ответственны перед халифом и маджлис-уль-умма.

- Он назначает и освобождает от занимаемой должности верховного судью и судей, за исключением кади-мазалим (судья, рассматривающий иски граждан в отношении госчиновников). Также халиф назначает и увольняет управляющих ведомствами, командующего армией, начальников штабов и бригадных командиров.

- Он принимает определенные шариатские законы, регулирующие государственный бюджет, он определяет разделы бюджета и суммы, необходимые для каждого направления, равно связано это с приходами или расходами.

5 - Согласно исламскому праву правитель мусульман должен быть один для всех мусульман и не переизбирается, пока он отвечает требованиям халифа, исполняет свои обязанности в соответствии с шариатом и не злоупотребляет служебными полномочиями. Муслим передаёт от Абу Саида Худрий (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:

«Если будет принесена присяга двум халифам, то последнего из них убейте»

Также Муслим передает от Авфа ибн Малика (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:

«Лучшие из имамов – те, которых вы любите, и которые вас любят, которых вы благословляете и которые благословляют вас. Худшие же из имамов – те, которых вы ненавидите, и которые ненавидят вас, которых вы проклинаете, и которые проклинают вас». «О Посланник Аллаха, бороться ли нам против них», – спросили сподвижники. «Нет, пока они соблюдают среди вас намаз. Будьте бдительны, если кто-то из вас увидит, как его руководитель совершает нечто неугодное Аллаху, то пусть за это его не любит, но ни в коем случае пусть не проявляет неподчинение ему».

Более того правителем мусульман должен быть мужчина согласно хадису:

«Никогда не будет иметь успеха народ, возложивший правление на женщину».

6 – В отношении правителей мусульмане обязаны подчиняться, требовать отчета, советовать, наставлять в целях исправления.

Относительно послушания. Муслим передаёт от Нафиа (р.а.), который говорит: «Абдуллах Ибн Умар мне рассказывал, как Пророк (с.а.с.) сказал:

«Кто откажется от подчинения, тот предстанет перед Аллахом в день Суда, не имея никаких оправданий».

Относительно требования отчета. Известны слова Абу Бакра (р.а.), которые он сказал при вступлении на пост халифа. Он сказал: «Когда я исполняю правильно, то помогайте мне, а если уклонюсь от правоты, то исправляйте меня…». Также слова Омара Ибн аль-Хаттаба (р.а.): «Не быть благу средь вас, если вы не будете говорить (правду). Не быть благу средь нас, если мы не будем принимать её (правду) от вас».

Относительно совета. Всевышний Аллах говорит:

( وَأَمْرُهُمْ شُورَى بَيْنَهُمْ )
«Они в своих делах советуются между собой». (42:38)

Относительно наставления. Доказательством служат слова Всевышнего Аллаха:

(وَتَوَاصَوْا بِالْحَقِّ وَتَوَاصَوْا بِالصَّبْرِ)
«…наставляли друг другу истину и наставляли друг другу терпение!» (103:1-3)

Также слова Посланника Аллаха: «Религия – это искреннее наставление». Его спросили его: «Перед кем, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Перед Аллахом, Его писанием, Его Посланником, перед мусульманскими правителями, учеными и простыми мусульманами». (Передал Муслим)

Представитель

1 - В толковом словаре русского языка слово «представитель» означает лицо, которое действует по чьему-нибудь поручению, выражает чьи-нибудь интересы, взгляды. В арабском языке слово «представитель» переводится словом вакиль, накиб и мумассиль, и означает лицо, уполномоченное другим лицом или стороной, исполнить дело. Шариатские тексты употребляют это слово в его словарном значении. В данном случае мы рассмотрим только вопрос представительства народа.

2 – Законность выбора представительства исходит из рассказа Ибн Кааб о том, что Пророк велел мусульманам из числа ансаров выбрать себе представителей. Ибн Кааб сказал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил:

«Пошлите ко мне от вас двенадцать старейшин, чтобы они были представителями своего народа». И послали они двенадцать представителей: девять хазраджитов и трех ауситов».

Более того, шура (совет) – это право мусульман перед правителем мусульман, т.е. халифом. Всевышний Аллах говорит:

( وَأَمْرُهُمْ شُورَى بَيْنَهُمْ )
«Они в своих делах советуются между собой». (42:38)


Тем не менее, процедура совета осуществляется через представителей граждан государства в меджлис-уль-умма. Каждый регион выбирает своего представителя, которые выражает его интересы в меджлис-уль-умма. Таким образом, представительство разрешается в Исламе на основании двух вышеупомянутых доказательств.

3 – Представитель является уполномоченным народа в высказывании народного мнения перед правителем. В силу того, что уполномоченное лицо выбирается, и недопустимо принуждение уполномочивающего лица к его выбору, поэтому, представитель избирается, а не назначается. Представители являются представителями народа, выражающими его мнение (мнение народа), как индивидуумами, так и группами. В отличие от правителя, их может быть несколько. Принципом, на основе которого они избираются, считается представительство по отношению к процентному количеству людей (как это было при выборе старейшин во времена Пророка) и представительство по отношению к группам (как это было при выборе представителей от имени мухаджиров и ансаров).

4 - В отличие от правителя, срок исполнения обязанности представителя ограничен. В любое время народ может переизбрать его, если усмотрит в этом необходимость для решения его вопросов и продвижения своих интересов. Доказательством тому служит то, что Абу Бакр в период своего правления не ограничился в совете именно теми людьми, к которым обращался Пророк (с.а.с.). Также и Умар ибн аль-Хаттаб в период своего правления не ограничился в совете теми людьми, к которым обращался Абу Бакр. В конце своего правления Умар стал обращаться за советом к тем людям, к которым не обращался в начале своего правления.

5 - Каждый разумный и совершеннолетний мусульманин имеет право быть представителем народа в маджлис-уль-умма, независимо от того, мужчина он или женщина. Причина этого в том, что представительство в меджлис-уль-умма не предусматривает никаких полномочий в правлении и законодательстве, а является лишь уполномоченным народом лицом в деле выражения мнения народа.

Что касается того, что представителем может быть и женщина, то доказательством тому служит хадис. В  жизнеописании Пророка (с.а.с.) приводится, что Посланник Аллаха (с.а.с.), обращаясь к давшим ему присягу мусульманам, сказал: «Пошлите ко мне от вас двенадцать старейшин, чтобы они были представителями своего народа». Этот приказ с его стороны был обращен ко всем присутствующим, среди которых были и женщины. Поэтому он не был обращен только к мужчинам, исключая женщин, и это касалось, как избирающих, так и избираемых. Если не существует ограничивающего доказательства, то общее решение остается общим. В данном случае речь идет в общей форме, где нет ограничивающих доказательств. Следовательно, это указывает на то, что Пророк (с.а.с.) приказал двум женщинам выбирать старейшин, и предоставил им право быть избранными в качестве старейшин. Кроме того, женщина имеет право, как уполномочивать от себя представителя для выражения мнения, так и сама может быть уполномоченной в этом, поскольку она имеет право выражать свое мнение и уполномочивать в этом другого, поскольку для представителя нет такого условия, чтобы он был мужчиной.

6 – Полномочия представителей:

а) Предоставлять совет правителю, т.е. халифу, в практических делах, не требующих глубокого изучения и внимательного рассмотрения, как правление, образование, здравоохранение, экономика, торговля, промышленность, сельское хозяйство и научные дела, а также в вопросах бюджета, военной сферы и внешней политики.

б) Обсуждать и выражать свое мнение по поводу правильности или ошибочности того или иного мнения правителя, т.е. халифа, в фикхий вопросах.

в) Отчитывать халифа за все фактически происходящие в государстве дела, независимо от того, касаются ли они внутренней или внешней политики, бюджета, военной сферы или других вопросов.

г) Выражать свое недовольство относительно госчиновников, как визири, валии и т.п.

д). Выдвигать кандидатов на пост правителя, т.е. халифа.

7 – Мнение или решения представителей не являются обязывающими, напротив, народ должен соблюдать принятые халифом решения шариата. Так если халиф посчитает мнение того или иного представителя верным и примет его, то, в таком случае, люди обязаны следовать этому мнению. Потому что его принял халиф, а не из-за того, что это мнение представителя. Более того, следование мнениям представителей, которых может быть несколько, ведет к разобщению и разногласию, что является недопустимым во взаимоотношениях между людьми в Халифате. Поэтому, во избежание этого явления граждане исламского государства должны следовать тому закону, которое принял халиф.

Вывод

Таким образом, правитель и представитель – это два разных понятия. Каждый из них отличается своими условиями, полномочиями, обязанностями и правами. И не стоит смешивать эти понятия, приписывая права и обязанности одно другому. Поистине Аллах ведает обо всем. И последнее слово -  хвала Аллаху, Господу Миров.


Ибрахим Рустем