flagПодчинение - основной фактор наличия дисциплины и это является обязанностью потребованным Всевышним Аллахом и Его посланником (с.а.с), которой нужно придерживаться. Даже если это не понравится желанию подчиненного и даже если оно будет противно ему. Посланник Аллаха(с.а.с) сказал: «Кто не возлюбит в своем амире что-либо, то пусть терпит», и сказал: «Послушание и подчинение обязательные для мусульманина в том, что он полюбил и возненавидел, пока не будет приказан погрешностью. И если будет ему приказана погрешность, то не послушаться и не подчиняться». От Аль-Ирбат Ибн Сария, да будет доволен им Аллах передается: «Одним утром посланник Аллаха (с.а.с.) помолился с нами, затем подошел к нам и поучил нас большим назиданиям, что даже пошли слёзы и вздрогнули сердца от них. Один из нас сказал: «как будто эта проповедь прощальная проповедь, что ты нам наставишь?», и он сказал: «Я наставляю вам богобоязненность, послушание и подчинение, даже эфиопскому рабу, ибо кто будет жить из вас после меня увидит много разногласий. Вам необходимо крепко держаться за мою сунну и сунну праведных халифов идущих правильным путем, схватитесь за них своими задними зубами. И берегитесь нововведенных деяний, каждое нововведенье - новшество и каждое новшество - заблуждение». Вот мы видим как посланник Аллаха (с.а.с.) сочетает богобоязненность с послушанием и подчинением обладателям власти, и это из-за важности подчинения. И когда душа ответит наставлению посланника Аллаха (с.а.с), тогда подчинение станет одной из особых качеств носителей призыва, и не будут в них выплескиваться чувства возмущения на приказы или чувства отказа и противоречия им, даже если они не будут совместимы с их мнениями, или неубедительными для них при этом не являющиеся греховными. И все это с целью наличия дисциплины, защиты сплочения, которое Всевышний Аллах приказал сформировать и закрепления её руководства для регулирования делами призыва и посвящения для борьбы с кафирами и их агентами.

Амиры бывают двух категорий:


Амир ответственный за общее дело народа (и руководящий этими общими делами) (Масуль)
Амир, ответственный за частные (определенные) дела (народа). Каждый из них имеет право подчинения в сфере их правления (руководства).


Амир группы (партийный) входит во вторую категорию Амиров, и подчинение ему обязательно. Доказательством этому служит следующий аят Аллаха Всевышнего (перевод смыслов):


«О вы, которые веруете, повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Его Посланнику и тем из вас, которым доверено (Власть, дело)» (4:59)


Также доказательством этому слова Посланника Аллаха:
«Кто подчиняется мне, тот подчиняется Аллаху. Кто подчиняется Амиру, назначенного мной, тот подчиняется мне. Кто не подчиняется Амиру, назначенному мной, тот не подчиняется мне» (передал Бухари).
Табароний в своей книге «Ал-Кодир» передал от Посланника Аллаха (с.а.с): «Тому, кто услышал и подчинился, нет аргумента против него, тому, кто услышал и не подчинился, для него нет прощения и отговорки».


Амиры тоже люди (не ангелы), и подвержены совершению ошибок. Из-за того временами Амир зная или не зная, допускает угнетение. В некоторых случаях может быть, что Амир и подчиненный спорят об угнетении подчиненного со стороны Амира. В некоторых случаях Амир считает, что его дело справедливое, а подчиненный считает, что дело Амира - это - угнетение. Подчинение Амиру в этих обоих случаях обязательно. Доказательством этому является хадис, переданный Хузайфой от Посланника Аллаха (с.а.с);
«...слушайся его (Амира) и подчиняйся ему, далее когда он тебя ударит, или отнимет имущество, и тогда слушайся его и подчиняйся ему».


Обязательность подчинения Амиру будет оставаться в силе и когда он ударит или отнимет имущество, и даже тогда, когда он угнетает (требуя или отчитывая). И тем более обязательно (ваджиб) подчиняться Амиру, когда возник спор об угнетении (и нельзя было доказать угнетение). В этом деле право подчинять имеют обе категории Амиров (Амир ответственный за общее дело и Амир частных дел).


Изучая Историю мусульманских правителей нам становиться ясно, что ни в каких областях Амир, имея право управлять, не угнетал осознано и целенаправленно. Но положения, когда Амир и его подчиненный не могли решить - было ли угнетение или не было - время от времени возникали. Одна из таких историй от Ибн Исхака передает Ат-Табарий: «Умар (р.а.) в своем письме Абу Убайде, про Халида ибн Валида пишет так: «Отстрани его от должности и раздай его имущество другим». Халид когда услышал содержание письма, тот час же сказал: «Я не такой человек, который откажется от подчинения Амируль-му'мин, я подчиняюсь и делай, что хочешь», Абу Убайда раздал имущество Халида, и даже одну из обуви без ее пары. В передаче Ибн Касира говорится: «Халид, когда раздавали его имущество, повторял слова: «Я слушаюсь Амируль-му'мин, и подчиняюсь ему».


Подобную историю от Навфаль бин Масохик передают Абдурразак и Табароний, Он говорит так: «Усман бин Ханиф разговаривая с Умаром бин ал-Хатгабом,  Умар (р.а.) разгневался на  него. Тогда Умар бин ал-Хаттаб (р.а.) взял в ладонь камень и бросил в него. Камень, попав в его лоб, поранил его. Кровь потекла на бороду Усмана. Умар (р.а.), раскаявшись в своем поступке  сказал: «Давай я вытру кровь на твоей бороде». Усман бин Ханиф в ответ сказал: «Пусть это вас не беспокоит. О, Амируль-му'мин! Клянусь Аллахом, мое неуважение к своим подчиненным, хуже чем то, что вы сделали мне». Умар (р.а.) был потрясен его ответом, и проявил к нему еще больше благожелательности.


Еще одну историю, подобную этой битве «Зотус-Солосил» от Магодий ал-Вохидийда передает Ион Асойир: «Амр бин ал-Ос, когда приблизился к вражескому племени и ему стала ясна их многочисленность. Ночью, сомневаясь о враге, они остановились в месте, близком к врагу. Его товарищи собрали хворост для разжигания костра, так как было холодно. Амр бин ал-Ос запретил им разжигать костры. А это в свою очередь создало для них трудности. Даже один из мухаджиров сильно его поругал. Тогда Амр сказал: «Тебе приказано слушаться меня и подчиняться мне?» Он Ответил: «Да», Амр сказал: «Тогда подчиняйся».


В другом месте Ион Асойир передает этот рассказ от Амр бин ал-Ос в таком виде: «Расулуллах (с.а.с.) его посылает в «Зотус-Солосил». Его спутники спрашивают у него разрешения ночью развести костер. Он запрещает это. Они говорят это дело Абу Бакру (р.а.). Когда Абу Бакр (р.а.) говорит Амру об этом, он не согласившись с Абу Бакром (р.а.) говорит; «Зачем тебя послали ко мне? Нет, никто не будет разжигать костер. Кто так поступит, я сам его брошу в костер». Ибн Асойир говорит: «Они встретились с врагом и заставили его отступить. Мусульмане хотели отправиться в погоню за ними. Амр бин ал-Ос запретил им это делать. Когда войско вышло из этой битвы, они рассказали об этом Пророку (с.а.с.) и пожаловались на него. Амр сказал: «О Расулуллах! Я не хотел. чтобы из-за их костров враг узнал бы о нашей малочисленности. Я не хотел, чтобы они преследовали врага, потому что я боялся, что если у врага есть дополнительная сила, то они истребили бы нас. Я этого не хотел». Расулуллах (с.а.с.) одобрил его поступки (похвалил)...
Если подчиненные не согласны с Амиром в какой-то мысли, мнении или решении, то они могут дать ему совет. Но нельзя, что бы они порочили его имя, унижали его уважение, или собрались против него и пытались бы убрать его с должности. Потому что подобные поступки изнашивают Амира, а их ослабляют, опускает до земли уровень влияния их Амиров, а также Амир становится бесполезным для управления их делами. Это все портит свойство подчинения между ними, и облегчается их победа над Амирами. Их внешние враги становятся более отважными против них.


Когда подчиненные не могут договориться со своими Амирами, то им становиться легко без труда убрать от должности своих Амиров. Когда они привыкают к такому делу, то как в хадисе сказано: придут такие Амиры которых вы будете ненавидеть и они будут вас ненавидеть, и только такие (угнетатели) могут удержаться над вами.
Разумный человек не должен забывать какое горе в истории принесло на голову Уммы когда, некоторые ударили Халифа Усмана (р.а.) об землю.


Разрешается разногласие между Амиром и подчиненными. Но если Амир категорически решил для себя свой неизменный выбор в какой-то мысли, мнении или решении, то не разрешается продолжать спорить с ним. Как было сказано выше при битве «Зотус-Солосил», хотя сахабы не были согласны с Амр бин ал-Осом. все равно подчинились его решению.
Ансары подчинились Абу Бакру (р.а.), когда он поставил над ними Усаму. Эту историю, приводит в своей книге ат-Табарий: «Умар (р.а.) заходит к Абу Бакру (р.а.) и говорит: «Ансары у вас требуют поставить над ними кого-нибудь постарше чем Усама, и мне поручили донести это требование вам. Абу-Бакр (р.а.) выпрыгнул из своего места и схватил Умара за бороду, и сказал; «Пусть мать лишится тебя, о сын Хаттаба! Его (т.е. Усаму) в эту должность выбрал и поставил сам Расулуллах (с.а.с). А ты просишь, чтобы я его убрал с этой должности?!». Когда Умар (р.а.) вышел к людям, они спросили его: «Что ты, сделал?», Умар (р.а.) ответил: «Отойдите от меня, пусть ваши матери лишатся вас! Из-за вас я остался под такими (неприятными для меня) словами Халифа Расулуллаха (с.а.с.)».
Продолжения споров с Амиром приводят к ослаблению джемаата, а подчинение ему -укрепляет джамаат.


Расулуллах (с.а.с.) не допускал того, чтобы люди снижали статус Амиров, назначенных над ними или того, чтобы кто-то их поверг (вместо того, чтобы подчинятся ему, копал бы ему яму и толкал его туда), т.е. Расулуллах (с.а.с.) не допускал отчитывать своих Амиров, если это подвергало унижению Амира.


Ат-Табари в своей книге «Ал-Кабир» передает историю от Раббия Ал-Асламий; «Я служил у Расулуллаха (с.а.с). Расулуллах (с.а.с.) дал мне землю и дал землю Абу-Бакру (р.а.). Когда имущество полностью попало в наши руки, мы с Абу-Бакром (р.а.) поспорили из-за одного финикового дерева. Если Абу-Бакр (р.а.) говорил, что дерево на его земле, то я говорил, что дерево на моей. Я поругался с Абу-Бакром (р.а.). Он сказал мне такие слова, которые мне не понравились, потом и он сам огорчился сказанному. Он мне сказал: «О Роббия, ты тоже скажи мне такие же слова, чтобы это стало твоей местью». А я сказал, что я не буду говорить так. Абу-Бакр (р.а.) сказал: «Обязательно, ты должен это сказать или я призову Расулуллаха (с.а.с.) против тебя». Я сказал, что так ни за что не сделаю. Он оставил землю и пошел к Расулуллаху (с.а.с). Я тоже последовал за.ним. Люди из племени Аслами собрались и сказали: «Пусть Аллах помилует Абу-Бакра (р.а.), почему он зовет против тебя Расулуллаха (с.а.с)? Ведь он сам сказал тебе то, что он сам сказал». Я сказал: «Неужели вы не знаете, кто этот человек? Это ведь Абу-Бакр ас-Сиддикъ! Он один из двух, кто был с Расулуллахом (с.а.с) в пещере. Он один из первых мусульман. Вы своим любопытством поддерживая меня, и разгневаете его, и когда он придет к Расулуллаху (са.с), то Расулуллах (с.а.с) увидев, что он разгневан, тоже обязательно разгневается, из-за того, что эти двое разгневались, разгневается и Аллах Всевышний. И тогда горе Роббия (в этом положении)». Они сказали: «Что ты тогда прикажешь нам делать?». Роббия им сказал: «Вернитесь». Абу-Бакр (са.с.) пошел к Расулуллаху (са.с). И я один последовал за ним следом к Расулуллаху (са.с), пока мы не дошли. Он рассказал все, что случилось Пророку (са.с). Расулуллах (с.а.с.) посмотрев на меня сказал: «О Роббия! Что случилось между тобой и Абу-Бакром ас-Сиддшом?». Я рассказал все что случилось Расулуллаху (с.а.с), Пророк (с.а.с.) сказал: «Правильно, ты не отвечай ему такими же словами, с которыми он обратился к тебе. Но говори ему: «Пусть Аллах простит тебя, о, Абу-Бакр, Пусть Аллах простит тебя, о, Абу-Бакр». Абу-Бакр (р.а.) отвернулся и заплакал. Известно, что в это время Абу-Бакр был визирем. Можно сказать, что он ошибся, когда сказал на Роббия те слова; которые он не заслуживал. Доказательством этого служит то, что он (Абу-Бакр) раскаялся тому, что он сказал и попросил у Роббия чтобы он отомстил. Но Расулуллах (са.с) сказал Роббия: «Правильно, ты не отвечай ему такими же словами, с которыми он обратился к тебе. Но говори ему: «Пусть Аллах простит тебя, о, Абу-Бакр. Пусть Аллах простит тебя, о, Абу-Бакр» (2 момента: сказать и не унизить Амира)


То, что передал имам Муслим от Зухайр Ибн Асокир от Авф бин Малика, является более сильным (серьезным) доказательством обязательности подчинения Амиру, даже когда он угнетает, чем те доказательства, о которых мы говорили выше. Авф бин Малик говорит: «Я с Зайд бин Харисом вышел вместе на битву Мута. Я встретил одного воина - помощника из жителей Йемена. У него кроме меча ничего не было. Один из мусульман зарезал жертвенное животное. Воин-помощник попросил часть шкуры. Он дает ему шкуру. Воин взял шкуру, намереваясь использовать ее подобно щиту. Далее мы встретились с группой Римлян (враги). Среди них был один с золотым седлом на белом коне, его оружие было, также из золота. Он скакал на мусульман. Воин - помощник из жителей Йемена подбил под колено коня и римский солдат упал на землю. Помощник тот час подошел и убил его, завладев оружием и конем. Когда Аллах Всевышний сделал мусульман победителями, Халид бин Валид подошел к нему и взял часть трофея этого воина-помощника Авф говорит: «Я подошел к нему и сказал: «О Халид, знаешь ли ты, что Расулуллах (с.а.с.) приказал, если — воин завладел этим трофеем, то он имеет право на него?». Халид сказал; «Да, конечно знаю, но я считаю, что этот трофей слишком большой для него самого». Авф сказал: «Или ты отдашь обратно или я о тебе сообщу Расулуллаху (с.а.с.)». Халид отказался возвратить то, что он взял. Авф сказал: «Мы собрались в присутствии Расулуллаха (с.а.с). Я рассказал Пророку (с.а.с.) о воине-помощнике и Халиде. Расулуллах (с.а.с) сказал: «О, Халид, что тебя толкнуло сделать так?» Он ответил: «Я подумал, что трофея много для него одного». Расулуллах (с.а.с) сказал: «Верни ему то, что ты у него взял». Авф произнес: «Ну теперь попробуй возьми. О Халид! Не говорил ли я тебе!» Расулуллах (с.а.с) сказал: «Почему ты так говоришь?» Я рассказал Расулуллаху (с.а.с.) то, что произошло более подробно, Расулуллах (с.а.с.) разгневался и сказал: «О, Халид, не возвращай ему. Вы неужели уклоняетесь от подчинения Амиру, которого я поставил не для наслаждения от дел ваших, а трудности только на них».


Однажды к Абу Зарра пришли послы из Куфы с просьбой, чтобы он поднял знамя непослушания против халифа. Но он перекликнул и прогнал их суровыми словами: «Клянусь Аллахом, если бы Осман распял бы меня на самом длинном бруске или горе, я бы все равно послушался бы и подчинился бы ему, терпел бы, и довольствовался бы, и считал бы это лучшим для меня. Если бы Осман направил  меня туда, между горизонтами, я бы послушался  и подчинялся бы ему, терпел бы и довольствовался и считал бы это лучшим для меня. Если бы отогнал меня к себе домой, я бы слушался  и подчинялся, терпел бы и довольствовался  и считал бы это лучшим для меня». Это один из наглядных примеров проявления подчинения обладателю власти.


Когда Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, был назначен валием (губернатором), он сберег деньги из дозволенных источников. Узнав об этом, Умар, да будет доволен им Аллах, вызвал его в Мадину и сказал ему: «О враг Аллаха, о враг Его Книги, как ты мог своровать имущество Аллаха?».
Абу Хурейра ответил: «Я не враг Аллаха и не враг Его книги, однако я враг кто враждует против Него и Его Книги, и я не тот кто ворует имущество Аллаха».
«Тогда откуда ты собрал себе десять тысяч?»
«У меня есть лошади, они размножились, и дары последовали друг за другом».
-    «Ты отдай их в казну имущества мусульман». И Абу Хурейра отдал имущество Умару, затем
подняв ладони к небу, произнес: «О Господи прости Амир-уль-муминин».
Всё вышеприведенное указывает на то, что подчинение Амиру при любых обстоятельствах является обязательным (ваджиб), а неподчинение Амиру является запрещенным делом, гневающим Аллаха Всевышнего.