Исламское просвещение1.Согласно более правильному мнению Муавия принял ислам во время завоевания Мекки. Он, его отец, его мать  Хинд и брат Язид – все они приняли ислам в этот период.
Он и его отец были из числа людей «муаллафат-уль-кулюб1», после они стали добросовестными мусульманами. Вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) он принимал участие в сражении при Хунайне (тогда ему было выделено из трофеев племени Хавазин сто верблюдов и сорок окий серебра).


2.Определение «сподвижник» как может быть применено в отношении Муавии, так и не может быть применено в его адрес. Потому что период его нахождения вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) мал, также как и участие в сражениях вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Во всем этом может иметь место иджтихад. Тот, кто счел согласно собственному наиболее правильному взгляду (гъалабату занн), что Муавия это сподвижник – принимает это мнение, а тот, кто не посчитал – не принимает. В определении слова сподвижник в третьем томе книги «Личность» (Шахсия) в теме сподвижники приводится следующее:

«Слово сподвижник относится к тем людям, времянахождение которых вместе с Пророком, мир ему,  (сухба) было долгим. Тот, кто многочисленно принимал участие в собраниях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), следил за ним, следовал и принимал от него (да благословит его Аллах и приветствует). Передается от Шуъба ибн Муса ас-Сайляни, который сказал: «Я подошел к Анасу ибн Малику и спросил: «Остался ли кто-либо в живых, кроме тебя, из сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)?» – на что он ответил: «Остались некоторые люди из числа бедуинов, кто видел его, а что касается сподвижников, то никого не осталось». Об этом передает в своей книге Ибн Абу Салах. В комментариях к книге «Аль-Бурхан» аль-Мазини приводит: «Мы не подразумеваем под нашими словами «сподвижники справедливы» всех тех, кто однажды просто увидел Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), или иногда виделся с ним, или встречался с ним по своей проблеме, находясь при этом в стороне. Под словом сподвижники мы имеем в виду тех, кто был неразлучен с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), оказывал ему поддержку, последовал за истиной, которую ниспослал ему Всевышний Аллах, ведь они действительно оказавшиеся из числа преуспевших». Имам Абу Бакр Ахмад ибн Али, сохранил это изречение с цепочкой от Саида ибн Мусаййаба, который сказал: «Сподвижниками мы считаем только тех, кто находился вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) год или два, принимал участие вместе с ним (да благословит его Аллах и приветствует) в сражениях, в одном либо в двух». Основываясь на этом, не считается сподвижником тот, в ком не воплотилось значение слова сподвижничество (сухба), что возможно при неразлучном нахождении с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и долгом пребывании вместе с ним». Конец цитаты.

Как видно из определения, в этом вопросе имеет место иджтихад. Здесь приводилось следующее:
Сподвижники – это термин, касающийся той категории людей, сподвижничество которых (сухба) вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) было долгим, их пребывание вместе с ним было многочисленным. Что же касается сподвижничества Муавии в отношении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то оно было незначительным, малым.
«Под словом сподвижники мы имеем в виду тех, кто был неразлучен с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), оказывал ему поддержку, последовал за истиной, которую ниспослал ему Всевышний Аллах, ведь они действительно оказавшиеся из числа преуспевших». Ориентируясь на это определение, также получается, что выражение «кто был неразлучен с ним (да благословит его Аллах и приветствует) и оказывал ему поддержку» нуждается в конкретизации, уточнении, чтобы стало видно: достаточен ли срок пребывания Муавии с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) или не достаточен, чтобы считать Муавию сподвижником?

«Сподвижниками мы считаем только тех, кто находился вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) год или два, принимал участие вместе с ним (да благословит его Аллах и приветствует) в сражениях, в одном либо двух». Нахождение Муавии с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) «год или два», участие в сражениях «в одном или двух» также нуждается в рассмотрении.

«Основываясь на этом, не считается сподвижником тот, в ком не воплотилось значение слова сподвижничество (сухба), что возможно при неразлучном нахождении с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и долгом пребывании вместе с ним». Точно так же вопрос нахождения Муавии с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и его  долгого пребывания с ним (да благословит его Аллах и приветствует) нуждается в изучении.

Следовательно, есть те, которые считают, что все вышеупомянутые условия соответствуют Муавии, а именно: период его нахождения с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), невзирая на существующую незначительность, считают достаточным  и, следовательно, его относят к сподвижникам.

Есть и другая сторона, которая считает, что данные условия не соответствуют Муавии, т.е. его нахождение с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижничество при походах недостаточно, чтобы соответствовать определению сподвижников. Таким образом, они не относят Муавию к числу сподвижников, а считают его одним из мусульман, которые жили во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и в которых не воплотилось значение слова сподвижничество. Количество мусульман, которые жили во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но в них не воплотилось значение слова сподвижничество, очень большое.

Мы (Хизб ут Тахрир) не принимали касательно этой темы никакого табанни. Более того, как уже говорилось выше, тот, кто счел согласно собственному наиболее правильному взгляду (гъалабату занн), что Муавия это сподвижник – принимает это мнение, а тот, кто не посчитал – не принимает.

Вместе с тем, мы не отрицаем, если кто-то говорит, что Муавия сподвижник, если он молится о ниспослании на него милосердия. Мы также молимся о ниспослании на него милосердия, более того, просим Всевышнего Аллаха, чтобы он был доволен им. Он был одним из халифов, который получил присягу со стороны мусульман, вел джихад на пути Аллаха и т.д. Из числа наших шабабов(хизбиев) есть те, которые считают его сподвижником, однако, мы, как хизб в целом, оставили этот вопрос, не принимая в нем табанни. Более того, как об этом уже говорилось выше, тот, кто посредством правильно выведенного иджтихада, либо правильного следования (таклида) склонился к тому мнению, что Муавия сподвижник – принимает это, а тот, кто так не посчитал – не принимает это.


3.Что же касается достоверных хадисов, переданных Муавией от  Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), то они принимаются от него, естественно, если имеет место соответствие условиям достоверного (сахих), либо хорошего (хасан) хадиса. Потому что Муавия, без разницы среди тех, кто считает его сподвижником, либо тех, кто не считает его таковым, и все с этим согласны, виделся, встречался с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), слушал от него и принимал. Точка разногласия сводится ко времени нахождения с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), а именно: период пребывания, количество сражений. Достаточно ли этого, чтобы считать его сподвижником либо не достаточно и, следовательно, он не сподвижник. Все это происходит на основании тех условий, которые были поставлены в определении слова сподвижник.

Известно что в наших книгах (книгах Хиз ут Тахрир), мы принимаем хадисы, переданные от Муавии, потому что они соответствуют условиям категории достоверных, либо хороших хадисов.

4.Что касается того, что ты упомянул о хадисе, находящимся в сборнике «Сахих» Муслима, значение которого было также упомянуто тобой в вопросе: «Абу Суфьян попросил от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) три вещи: позволить сражаться с неверными, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на его дочери Умм Хабибе, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сделал Муавию писарем откровения (кятиб аль-Вахий)». Я этот хадис не нашел, но в «Сахихе» Муслима я нашел следующее:
Передается от Абдуллаха ибн Масъуда, который сказал, что Умм Хабиба, мать правоверных, одна из жен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), говорила:

اللَّهُمَّ مَتِّعْنِي بِزَوْجِي رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَبِأَبِي أَبِي سُفْيَانَ وَبِأَخِي مُعَاوِيَةَ فَقَالَ لَهَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ «إِنَّكِ سَأَلْتِ اللَّهَ لِآجَالٍ مَضْرُوبَةٍ وَآثَارٍ مَوْطُوءَةٍ وَأَرْزَاقٍ مَقْسُومَةٍ لَا يُعَجِّلُ شَيْئًا مِنْهَا قَبْلَ حِلِّهِ وَلَا يُؤَخِّرُ مِنْهَا شَيْئًا بَعْدَ حِلِّهِ وَلَوْ سَأَلْتِ اللَّهَ أَنْ يُعَافِيَكِ مِنْ عَذَابٍ فِي النَّارِ وَعَذَابٍ فِي الْقَبْرِ لَكَانَ خَيْرًا لَكِ

5.Что же касается того, что Муавия был кятибом (писарем) Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то существуют некоторые передачи, не упоминающие подробности о том, что он писал для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Существует множество передач, где говорится о том, что он вел переписку Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с арабами, т.е. он не был писарем откровения, а также малое количество передач, где упоминается, что он был писарем откровения. Большинство этих передач говорит о том, что он вел переписку Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с арабами, а не откровение. Из этих сообщений следующие:

В книге «аль-Исаба фи маърифати ас-Сахаба» 3 том/103 стр.:
Абу Наим говорит: «Муавия был одним из писарей по подсчетам (бухгалтер), он был красноречив, кроток и степенен».

В книге «аль-Исаба фи маърифати ас-Сахаба» 3 том/103 стр.:
Аль-Мадаиний говорит: «Зайд ибн Сабит записывал ниспосылаемые откровения, а Муавия вел переписку Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) с арабами».

В книге Ахмада «аль-Муснад» от Ибн Аббаса передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Пригласите ко мне Муавию», – т.к. он был его писарем.

В книге «Сиер аълям ан-Нубаля», 3 том/120 стр., приводится:
Он говорил от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и писал для него некоторое незначительное количество раз.

В книге «Сиер аълям ан-Нубаля», 3 том/123 стр., приводится:
Ибн Сабит был писарем откровения, а Муавия вел переписку между Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и арабами.
Амр ибн Мурра от Абдуллаха ибн аль-Хариса, от Зухафра ибн аль-Акъмара, от Абдуллаха ибн Амра, который сказал: «Муавия был писарем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)». Цепочка передатчиков заслуживает доверия.

В книге «ад-Даляиль ан-Нубувва», 6 том/460 стр.,  автор аль-Байхакъый вывел:
«Передается от Абу Хамзы, который слышал от Ибн Аббаса, который говорил: «Однажды я игрался с одним юношей и неожиданно пришел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Он только ко мне пришел, и я спрятался за дверью, когда же он вошел, схватил меня, и, немного потрусив, он сказал: «Пойди и позови ко мне Муавию», – он же был писарем откровения. Я отправился и позвал его для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), мне же сказали в ответ, что он ест…».
Очевидным тут является то, что словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является фраза: «Позови ко мне Муавию», – а что касается слов «он был писарем откровения», то это слова Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах).

Как ты видишь, большинство сообщений говорит о том, что Муавия был писарем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который вел переписку между ним и арабами.

Вывод: период пребывания Муавии с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) был коротким, также его участие вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в сражениях было малым. Он принял ислам в конце восьмого года по хиджре, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) умер в начале одиннадцатого года.

Период пребывания Муавии с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) был коротким, следовательно, одни считают это достаточным, чтобы расценивать Муавию сподвижником, согласно определению слова сподвижник. Другие же считают, что этого времени пребывания с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) недостаточно, чтобы расценивать его сподвижником согласно этому же определению. Они считают его одним из мусульман, которые жили во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но период их нахождения с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) считается недостаточным, чтобы было возможным определить их сподвижничество, согласно определению  сподвижника. И такое количество мусульман действительно велико.

Если кому-нибудь, посредством правильного иджтихада, либо правильного таклида, кажется (галабат-уз-занн), что Муавия является сподвижником, то он может считать его таковым, а тот, кто не склонился к этому мнению, считает его мусульманином, жившим во время Пророка, точно так же как и множество других мусульман.