Исламское просвещениеНи один вопрос в исламском фикхе не имел такой ясности и такого внимания к себе как имеет вопрос дружбы с врагами и союз с ними. Этот вопрос занял много разделов в политическом фикхе и приобрел широкое согласие между различными исламскими мазхабами.


Возможно, что причина этого заключается в многочисленности шариатских текстов, которые непосредственно касаются данного вопроса, и таким образом, вокруг него не осталось места для разногласий, вследствие чего запрет на дружбу с врагами стал относиться к числу вопросов, которые являются общеизвестными в религии.

Однако, несмотря на все это, мы продолжаем в наше время находить тех, кто пытаются каким-то иным образом толковать этот вопрос, объяснять значение дружбы или реальность, которой касается соответствующий закон.

Например, мы находим из них таких, кто взял часть значения дружбы и применил к ней закон, упразднив применение закона к другой части ее значения, которое не совпадает с его желаниями.

Мы находим и таких, кто стал ложно описывать реальность врага и тем самым исключил из этой реальности шариатские нормы. Эта реальность стала в его понимании измененной согласно его видению тех или иных людей. В результате ситуация с врагом стала запутанной для людей так, что в одних положениях враг стал называться другом, а в других положениях врагом.

Еще иные пошли по другому направлению. Они не определили шариатские тексты по вопросу дружбы в качестве основы, а заменили их интересами, как их оценили их ограниченные умы и приняли за основу высказывание известного премьер-министра Англии Черчилля, который сказал: «Нет постоянных друзей и постоянных врагов, но есть постоянные интересы».

Поиск истины в этом вопросе для начала толкает нас к знанию того, кто является врагом в том смысле, что нам следует четко по шариату определить реальность врага мусульман, поскольку именно определение понятия врага перенесет нас к ясному и окончательному знанию закона о дружбе с ним.

Несомненно, врагом в Исламе является неверие, и враги – это неверные. Неверие является знаком, указывающим на существование врагов, т.е. служит шариатской причиной, которая указывает на существование врага. Всевышний Аллах сказал:

«О вы, которые уверовали! Не берите в друзья Моего и вашего врага. Вы обращаетесь к ним с любовью, а они не уверовали в то, что пришло к вам из истины» (Перевод смыслов 60:1)


Данный аят определил врагов Аллаха и врагов уммы как тех, которые не веруют в Ислам. Исходя из этого, неверие служит причиной вражды. Мы враждебны к людям по причине их неверия. Основой вражды между нами и всеми остальными людьми является существование неверия. Если есть неверие, есть вражда, а если нет неверия, нет и вражды. И даже причинами нашей вражды к некоторым мусульманам является либо их дружба с неверными, либо исполнение ими законов неверия или неисполнение законов Ислама. Поэтому в действительности основой вражды является существование неверия, которое и служит причиной вражды.

Что же касается неверного муахида (неверный, живущий на территории мусульман на договорных основаниях) или зиммия (неверный, находящийся под защитой мусульман и платящий джизью), или неверного, который имеет соглашении с Исламским государством, то подписанные с ними договора, обязательства и соглашения рассматриваются в качестве препятствий, которые устраняют причину закона, т.е. запрещают закон о вражде. Когда эти препятствия исчезают, то закон о вражде между нами и ими вновь возвращается к своей основе.

Это касалось закона о неверных врагах, а что касается дружбы с ними, то шариатские тексты категорически запрещают мусульманам быть в дружбе с ними в полном смысле этого слова в арабском языке. Самыми важными смыслами этого слова являются следующие: защита, помощь, совещание, любовь, доброе наставление, дружелюбное обхождение, доверие, подчинение и тому подобные смыслы.

Закон относительно всех этих смыслов слова «дружба» гласит о категоричном запрете, поскольку мусульманину нельзя защищать неверного, помогать ему, советоваться с ним, любить его, давать ему доброе наставление, дружелюбно обходиться с ним, доверять ему или подчиняться его власти по своему согласию. Если мусульманин делает это, то становится дружественным к неверному, и к нему применяется закон о дружбе с неверными за исключением положения опасения, как говорит об этом Всевышний Аллах:

«за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их» (Перевод смыслов 3:28)


Это положение слабости, которая касается отдельного мусульманина или отдельных мусульман, которые подчиняются власти неверных и подвергаются какому-то реальному страданию по отношению к себе, своему имуществу или своей чести. В остальных положениях совершенно недопустимо, чтобы мусульманин в какой-либо форме проявлял дружественность к неверному.

Всевышний Аллах опроверг причины мусульманина со слабой верой, который дружественен к неверным по той причине, что боится их или ищет у них величия. Всевышний Аллах сказал:

«Обрадуй вестью о мучительном наказании лицемеров, которые неверных берут друзьями вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущества с ними? Поистине, величие принадлежит Аллаху!» (Перевод смыслов 4:138-139)


В этих аятах Всевышний Аллах называет лицемером мусульманина, который дружественен к неверным, а также возвестил его о мучительном наказании из-за его дружбы с неверными, объяснил, что настоящее величие и настоящая помощь абсолютно не приобретаются от неверных, и осудил выполнение этого мусульманином.

После этого исчерпывающего объяснения о невозможности приобретения величия от неверных, Всевышний Аллах уверил в том, что мусульмане, которые проявляют дружественность к неверным, дают Аллаху явный довод против самих себя, словно получая входной билет в ад. Всевышний Аллах сказал:

«О вы, которые уверовали! Не берите неверных друзьями вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху очевидный довод против вас самих?» (Перевод смыслов 4:144)


Затем после того как Всевышний Аллах охарактеризовал их лицемерами, Он добавил им еще одно качество, а именно то, что они не из нас и не из них, т.е. эти дружественные к неверным мусульмане остаются между двумя сторонами, и такая характеристика в их адрес является своеобразным порицанием с большим содержанием. Всевышний Аллах сказал:

«Разве ты не видел тех, которые дружат с людьми, на которых разгневался Аллах? Они не относятся ни к вам, ни к ним; они дают ложные клятвы и знают это» (Перевод смыслов 58:14)


В другом аяте Всевышний Аллах утверждает, что в силу такого своего действия они уже совершенно не относятся к мусульманам в том смысле, что их действия, с которыми они проявили дружественность к неверным, метафорически включили их в число неверных. Всевышний Аллах говорит:

«О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они – друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них» (Перевод смыслов 5:51)


Эти благородные аяты ясно определили закон о дружбе. Они жестко порицают тех, кто дружественны к неверным и характеризуют их наихудшими качествами так, что у них нет никакого довода или оправдания, для того чтобы продолжать быть дружественными к неверным после этого ясного коранического разъяснения.

Все это жесткое порицание в адрес тех, кто дружественны к неверным, подтверждает, что данное их действие очень опасно для уммы. Оно служит причиной всех бед и источником всего зла. Поэтому неудивительно, что сегодня умму постигли несчастья, бедствия, слабость, гибель и унижения. Единственной причиной всего этого зла и этих бед является дружественность правителей уммы к неверным. Понятно, что если отсутствует причина, отсутствует и следствие, а когда есть причина, есть следствие.

Следовательно, окончательное решение проблем уммы и ее бед представляется простым и легким, а заключается оно в прекращении дружественности к неверным. Прекращение этой дружественности может практически осуществиться лишь путем свержения правителей и удаления их от власти с последующим назначением на их место единого для всех мусульман халифа, который дружественен к Аллаху, Его Посланнику (с.а.с.) и мусульманам.