dua«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путем».


Приводит ибн Абу Хатим, что один бедуин спросил Посланника Аллаха (с.а.с.): «Близок ли наш Господь, чтобы обращаться к Нему шепотом или же далек и надо звать его?» Посланник Аллаха (с.а.с.) промолчал, и Аллах низвел этот аят:

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок». (ад-Дур аль-Мансур: 2/469, тафсир ат-Табарий: 2/158).

В этом аяте Всевышний Аллах говорит нам о том, что Он близок и отвечает на зов молящегося, когда он взывает к нему. Аллах слышит зов своего раба, и от Него ничего не скрыто. Всевышний отвечает ему и не оставляет его разочарованным. Аллах близок к своему рабу: Он слышит и видит согласно Его словам Мусе и Харуну (мир им):

«Он сказал: «Не бойтесь, ибо Я с вами. Я слышу и вижу»».


Или как сказал Посланник Аллаха (с.а.с.): «Сказал Всевышний Аллах: Я вместе со своим рабом, пока он поминает Меня и его губы шевелятся из-за Меня» (ибн Маджа: 3782, Ахмад: 2/540).

Затем Всевышний Аллах требует от своих рабов, чтобы они ответили Ему, уверовали в Него, подчинились Ему, соблюдали Его законы и не грешили. Их ответом Аллаху является приближение к Нему. Может быть, они возьмутся за причины, которые сделают их зов таковым, что на него будет отвечено:

«Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путем».


Польза от дуа.

Здесь нужно остановиться, чтобы вспомнить некоторые вещи связанные с дуа, и чтобы это дело было ясным для раба, когда он взывает к своему Господу:

1. Дуа является поклонением, даже вершиной поклонения, согласно словам Всевышнего Аллаха:

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»».

Аллах назвал дуа поклонением после того, как сказал: «Взывайте ко Мне». И это подобно словам Пророка (с.а.с.): Дуа – это основа поклонения (ат-Тирмизий: 3293, Ахмад: 4/271).

Дуа является поклонением, и Аллах любит раба, который проявляет усердие в нём. "Поистине Аллах любит усердствующих в мольбе (дуа)" (Приводит ат-Табараний с цепочкой, передатчики которого являются надежными, но в ней есть анъана от Аиши и является марфуъ) (Фатх-уль-Барий: 95/11). Тот, кто не взывает к Аллаху, тот оставил много благого. Если же это было по причине превознесения, то этот человек из числа тех, о ком Всевышний Аллах сказал:

«Войдут в Геенну униженными».

2. Поистине Всевышний Аллах велел нам, чтобы мы взывали к Нему, в то время как мы ответили Ему, соблюдая Его законы и подражая Посланнику Аллаха (с.а.с.):

«Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путем».

А также как сказал Посланник Аллаха (с.а.с.): «Есть тот, кто взывает к Аллаху в то время, как его пища заработана запретным путем. И как будет отвечено такому? (ат-Тирмизий: 2915, Ахмад: 2/328, Муслим: 1015, ад-Дарумий: 2/300). 3. Дуа это поклонение, но это не означает, что мы должны оставлять причинность. Ведь это ясно в книге Аллаха и Сунне Его Посланника (с.а.с.). Аллах говорит:

«Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путем».

То есть, может быть, они возьмутся за причины и будут иметь успех в том, что их мольба будет принята.

Посланник Аллаха (с.а.с.) подготовил войско в Бадре и расположил всех по своим местам и подготовился к сражению. Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) стал долго взывать о победе, что даже Абу Бакр сказал ему: «Даже часть этого хватит тебе, о Посланник Аллаха!» (Сирату ибн Хишам: 2/626).

Затем, когда Аллах дозволил Посланнику Аллаха (с.а.с.) переселиться из Мекки в Медину, он предпринял все, что можно было предпринять из того, что ведет к спасению. И в то же время он взывал к Аллаху против Курайша, чтобы Он отвратил их от него, спас от их козней и помог добраться до Медины благополучно.

И вместо того, чтобы отправиться на север где расположена Медина, он направляется на юг и скрывается вместе с Абу Бакром в пещере Савр. Затем он ожидал вестей от Абдуррахмана ибн Абу Бакра относительно того, что планирует и замышляет Курайш. Затем он, для того, чтобы сбить Курайш, отправляет в Мекку сына Абу Бакра с овцами, чтобы тот стёр следы. Он оставался три дня, пока не уменьшились поиски и потом продолжил путь в Медину. Посланник Аллаха (с.а.с.) был уверен в том, что он доберется благополучно до Медины. И он ответил Абу Бакру, когда тот испугался, что их может настичь Курайш, которого они увидели возле пещеры. Он сказал Посланнику Аллаха (с.а.с.): «Если бы один из них посмотрел на место своей стопы, то увидел бы нас». А Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил ему: «Что ты думаешь о двоих, когда третьим из них является Аллах». (аль-Бухарий: 3380, 4295, Муслим: 4389, ат-Тирмизий: 3021, Ахмад: 1/4)

«Ведь Аллах уже оказал ему поддержку, когда неверующие изгнали его. Он был одним из тех двоих, которые находились в пещере, и сказал своему спутнику (Абу Бакру): «Не скорби, ибо Аллах с нами»».

Затем он говорит Сураке, который почти догнал Посланника Аллаха (с.а.с.) и Абу Бакра (р.а.) и хотел поймать их за награду, которую определил Курайш. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «Возвращайся, и тебе будет браслет Кисры». (ар-Равдуль анф в тафсире Сиры ибн Хишама ас-Сухайлий: 2/233).

Посланник Аллаха (с.а.с.) берется за все причины, и мы должны подражать ему в этом. И в это же время он взывает к Аллаху, чтобы Он спас его от Курайш и отстранил их козни. Он вышел из своего дома ночью и, видя, что неверные окружили его, бросает им в глаза прах. (Сира ибн Хишама: стр 483).

Он был спокоен за то, что Аллах ответит ему и отстранит их от него. Так на них был наведён сон, и Посланник Аллаха (с.а.с.) вышел.

И дуа не означает оставление причин.

Кто хочет, чтобы вновь установился Халифат, не должен ограничиваться зовом (дуа) к Аллаху. Он должен трудиться с теми, которые работают для его установления, и просить Аллаха о помощи и скорейшем осуществлении этого дела. Он должен искренне усердствовать в мольбе, берясь за все причины.

И так во всех делах человек должен искренне работать ради Аллаха, и быть правдивым с Посланником Аллаха (с.а.с.), а также взывать к Аллаху и усердствовать в этом. И Аллах Слышащий и Отвечающий.

4. Всевышний Аллах отвечает на дуа зовущего и отвечает нуждающемуся, если он взывает к Нему:

«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам»».

«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне».

«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, и устраняет зло».

Однако ответ имеет шариатскую действительность, которую разъяснил Посланник Аллаха (с.а.с.): «Какой бы мусульманин не взывал к Аллаху с мольбой, в которой нет греха и прерываний родственных связей, Аллах даст ему одно из трех: ответит на его зов, или же оставит награду на Судный день, или же отстранит от него подобное зло. Тогда люди сказали: «Мы больше будем взывать». Он ответил: «Аллах все равно больше в ответе». (Ахмад: 3/18, аль-Адабуль Муфрад аль-Бухарий: 713)

Аллах будет отвечать мусульманину до тех пор, пока он не будет взывать о грехе или прерывании родственных отношений, и пока не будет торопиться. Его спросили: «О Посланник Аллаха, а что значит торопиться?» Он сказал: «Когда кто-то говорит: я взывал, взывал, а Аллах не отвечает мне. Затем он печалится и оставляет мольбу (дуа)». (Муслим: 4918, ат-Тирмизий: 3303).

Это означает: не обязательно, чтобы ответ на дуа, мольбу был в этой жизни. Может быть, Аллах сохранит его для следующей жизни и там он получит великое вознаграждение, или же Аллах отстранит от него подобное зло.

Мы взываем к Аллаху и если мы будем правдивыми, искренними и будем повиноваться, тогда можем быть уверенными в ответе согласно тому значению, которое пояснил Посланник Аллаха (с.а.с.).

5. Ответ на зов (дуа) не означает изменение предопределения в высшем писании или изменение знаний Аллаха. То есть, это не означает, что Аллах не знал, что раб будет взывать к Нему, и что Он ответит ему и, следовательно, это не записано в высшем писании.

Поэтому вопрос так не ставится: как Аллах ответит на зов своего раба, когда его предопределение завершилось в высшем писании?!

Так не говорится, потому что зов и ответ на него не является новым явлением, о котором не было у Аллаха знаний. Предопределение – это знание Аллаха, т.е. то, что записано в высшем писании и всё, что должно произойти записано там. И Аллах знает, что тот человек будет взывать к нему. И если он предопределил ему ответить, то записал, что тот человек будет взывать о том-то. А также, что это осуществится так-то. И зов не является новым явлением, о котором у Аллаха не было знаний, или же это не было записано в высшем писании. Точно также ответ на зов – всё записано в высшем писании. Аллах знает скрытое и знает, что делает Его раб. И все было записано до сотворения. Зов, которым взывает раб к Аллаху, записан у Аллаха и Он знает о нём. Точно также и ответ записан у Аллаха в вечности еще до сотворения.

Зов и ответ на него не находятся за пределами знаний Аллаха. Они записаны в высшем писании так, как они произойдут. Аллах знает сокрытое, и от Него не утаится пылинка на небесах и на земле.

6. Всевышний Аллах упомянул аяты поста, однако Он разделил их, и между ними находится мольба (дуа). И это разделение означает, что есть какая-то вещь, которую Аллах хочет выявить. Мудростью упоминания мольбы между аятами поста является то, что мольба в месяц Рамадан имеет огромное значение, и она близка к тому, что Аллах ответит на неё. Месяц поста это месяц чистого поклонения Аллаху. И постящийся близок к своему Господу, и его мольбы принимаемы Аллахом. Как это приводится в хадисе: «Мольба троих не отвергается Аллахом: справедливого имама, постящегося, пока не совершит разговения и мольба угнетенного, которую Аллах поднимет выше туч в Судный день и ей откроются двери небес». И Всевышний Аллах скажет: «Клянусь своим величием и могуществом Я помогу тебе даже если пройдет время». (ат-Тирмизий: 3522, он сказал – хороший хадис, Ахмад 2/305).

И приведение мольбы (дуа) между аятами поста указывает на побуждение делать дуа в месяц поста и разъясняет его значимость. Радуйтесь принятию мольбы и, поистине, Аллах Слышащий, Принимающий.

Из книги «Ат-Тайсиру фи усули ат-Тафсир», автор которой Ата ибн Халил Абу ар-Рашта.