Асхабы - Сподвижники Пророка (с.а.с.)
mujahidВывел ат-Табараний от Амра ибн аль-Аса (да будет доволен им Аллах): «Однажды мусульманское войско под моим командованием вышло в поход. И когда мы достигли границ Александрии, государь этой страны вышел к нам и обратился со словами: «Предоставьте мне одного из вас, чтобы я и он могли поговорить друг с другом». – «Никто кроме меня не выйдет к нему», – сказал я себе и выступил вперед, взяв с собой переводчика. И рядом с ним тоже был переводчик. Мы подошли к специальной трибуне. И он сказал: «Кто вы?» Мы ответили: «Мы арабы, мы народ колючий и миндальный. Мы жители храма Аллаха. Мы проживали в самой тесной местности, где жизнь почти невыносимая, что ели порой мертвецов. Некоторые из нас завидуют другим из нас. Народ, живущий как и остальные люди. Так продолжалось, пока среди нас не вышел человек не самый известнейший и не самый богатый среди нас. Он заявил: «Я – Посланник Аллаха».
ashabiЗайд ибн Мухаммад

Это Зайд ибн Харис. Его история является оригинальной и имеет тесную связь с жизнью Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, а также и с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Будучи ребенком, он попал в руки грабителей и разбойников, которые напали на караван, где находился Зайд со своей матерью.
ashabiЭто праведная женщина, дочь справедливейшего человека – Аиша бинт Абу Бакр Кухафа. Её мать Умм Руман бинт Амир ибн Уваймир аль-Кинания. Родилась она в исламской семье по истечению четырех или пяти лет с момента ниспослания пророческой миссии. Когда её отец переселился вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.) в Медину, он отправил к ней Абдуллаха ибн Арьяката аль-Лайси с двумя или тремя верблюдами, чтобы переселить их. Так она вместе со своей сестрой Асмой, матерью и братом отправилась в путь к Медине.

Вещий сон


Прошло некое время с того времени как Пророк (с.а.с.) женился на Савде (р.а.). Однажды он проснулся и начал вспоминать тот сон, который приснился ему. К нему пришел ангел Джебраил (а.с.) с шелковым полотном, на котором сверкало изображение Аишы, дочери Абу Бакра, и поведал ему: «Воистину, она твоя супруга в Дунья (ближайшей жизни) и Ахира (грядущей жизни)». И когда этот вещий сон повторился на следующий день, Пророк (с.а.с.) уверился в том, что это веление от Всевышнего Аллаха, которое он не может не исполнить.


Сватанье

От Хавлы бинт Хаким сообщается следующее. В один из дней Хавла пришла к Умм Руман (матери Аишы) и воскликнула: «Какое счастье и благодать дарует вам Аллах!» Умм Руман спросила: «И какое же?» – «Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил меня, чтобы засватать Аишу», – ответила Хавла. Умм Руман сказала: «Подожди Абу Бакра. Сейчас он должен прийти». Когда он пришел, Хавла сообщила ему новость, на что он сказал: «Подходит ли она ему?» Я вернулась к Пророку (с.а.с.) и передала ему то, что сказал Абу Бакр (р.а.). Посланник Аллаха (с.а.с.) на это сказал: «Вернись к нему и скажи, что я его брат, а он мой брат в Исламе, и твоя дочь благоприятна к тому, чтобы стать моей женой». Хавла вновь пошла к Абу Бакру и поведала ему об этом. Услышав это, Абу Бакр попросил её подождать, пока он вернется. Умм Руман, чтобы пояснить Хавле поведение мужа, сказала: «Аль-Мутъим ибн Ади просил Аишу для своего сына Зубайра. Но, клянусь Аллахом, никогда не было такого, чтобы Абу Бакр обещал что-либо и не выполнял это». Абу Бакр пришел к Аль-Мутъиму и, войдя к нему, заметил его жену, мать Зубайра, которая еще тогда не была мусульманкой. Абу Бакр обратился к нему с вопросом: «Ну что ты скажешь относительно моей девочки?» Аль-Мутъим поинтересовался, что об этом думает его жена. Подойдя к Абу Бакру, она сказала: «Вероятно, что если мы возьмем твою дочь за нашего сына, она собьет его с нашей веры и введет в религию, которой придерживаешься ты». «А что ты скажешь?» - спросил Ас-Сиддик ал-Мутима, на что последний ответил: «То же самое, что ты слышал». Абу Бакр с облегчением поднялся. Обещание теперь не имело силы. Вернувшись домой, попросил Хавлу позвать к ним Посланника Аллаха (с.а.с.), и она позвала его. Затем пришла дочь Абу Бакра Аиша, и он выдал её замуж за него. Ей тогда было шесть или семь лет.

Брачный союз был заключен за несколько лет до вступления в супружескую жизнь. И когда Посланник Аллаха (с.а.с.) переселился и утвердился в Медине, он отправил Зайда ибн Хариса и Абу Рафиъ в Мекку, чтобы перевести оставшихся членов своей семьи. Вмести с ними поехал Абдуллах ибн Арьякат, чтобы он показал им путь. Сам Пророк (с.а.с.) принялся готовить дом для своих жен: Савды и Аиши. Маленькой комнате, прилегающей к мечети, было суждено стать домом Аишы. Комната эта была из необожженных кирпичей и пальмовых ветвей; ложе заменял матрац, набитый волокнами пальм. От земли его отделяла только циновка. Она была настолько маленькой, что не хватало места Посланнику Аллаха (с.а.с.) совершить намаз в ней, когда спала супруга. Либо он совершал намаз, а она, прижавшись, сидела рядом, либо они спали вместе. Но чтобы он совершил намаз в положении, когда она спит, то площадь комнаты не позволяла сделать этого.

Эта благородная госпожа прибыла в Медину со своей матерью Руман, сестрой Асмой и братом Абдуллахом. Они остановились в доме отца – Абу Бакра Ас-Сиддика (р.а.). Не прошли и считанные месяцы, как Правдивейший (р.а.) обратился к Пророку (с.а.с.) с просьбой довершить свой брачный союз, который он заключил в Мекке. Получив приглашение, Посланник Аллаха (с.а.с.) поспешил к своей спутнице жизни. Жены ансаров также поспешили к дому Абу Бакра (р.а.), чтобы поздравить молодую невесту Посланника Аллаха (с.а.с.). Мать Аишы (р.а.) вошла к Пророку (р.а.) вместе со своей дочерью, поздравила его и сказала: «Это твоя семья, да благословит тебя Аллах в твоих домочадцах, и благословит их в тебе».


Первая любовь в Исламе

Мусульманские историки считают, что Аиша (р.а.) была первой любовью в Исламе. Сообщается, что Анас (р.а.) говорил: «Первой любовью в Исламе (исламский период времени) стала любовь Пророка (с.а.с.) к Аише (р.а.). Она спрашивала Посланника Аллаха (с.а.с.):

– О Посланник Аллаха, какова твоя любовь ко мне?

А он отвечал:

– Как канатный узел (т. е. крепка, и никто не может его развязать).

Через некоторое время, желая удостовериться в постоянстве его чувств к ней, она спрашивала:

– О Посланник Аллаха, каково состояние узла?

Он неизменно отвечал:

– Прежнее.


Ревнивая жена

Однажды ночью Посланник Аллаха (с.а.с.) вышел пройтись вдоль аль-Бакъи (кладбище, где похоронены мусульмане). Он часто прогуливался по нему после утреннего намаза, посещал обитателей аль-Бакъи, отдавал им приветствие и молился за упокой верующих мужчин и женщин, вспоминая о смерти и грядущей жизни. Аиша, проснувшись, заметила, что мужа нет рядом с ней. Она взволновалась и пришла в недоумение от своего положения. Итак, она продолжала переживать, пока не вернулся Посланник Аллаха (с.а.с.). Увидев, что она встревожена и не спит, он успокоил её. Она подумала, что он ушел к другой из своих жен. Пророк (с.а.с.) сказал ей: «Стало быть, шайтан поборол тебя, о Аиша!» Она сказала ему: «Что за шайтан, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «У каждого человека есть шайтан». Она продолжила: «И даже у тебя, о Посланник Аллаха?» – «Да, – ответил Пророк. – Однако Аллах помог мне одолеть его, и он покорился (принял Ислам)».

Однажды Умм Салама отправила тарелку с угощением Посланнику Аллаха (с.а.с.) когда он был вместе с гостями в доме у Аиши. Увидев это, Аиша бросила тарелку так, что она разбилась. Посланник Аллаха (с.а.с.) начал собирать угощение, говоря своим сподвижникам: «Ешьте, приревновала ваша мать, приревновала…». Затем вернул Умм Саламе целую тарелку, а разбитую оставил Аише.


Ревность жен по отношению к ней

Мать правоверных Аиша (р.а.) занимала весьма значимое место в семье Пророка (с.а.с.). Это заметили и сподвижники, которые начали относиться к её семейному очагу с восхищением, почтением, уважением и величием, понимая те превосходства и достоинства, которыми наделил её Всевышний Аллах. Это не могло остаться без внимания у остальных матерей правоверных, да будет доволен ими Аллах, которые начали испытывать ревность по отношению к ней.

Сообщается, что отец Хишама сказал: «Когда наступал день Аиши, люди обычно присылали Пророку (с.а.с.) подарки. Аиша сказала: «Однажды мои подруги собрались в доме Умм Саламы и сказали: «О Умм Салама! Люди предпочитают присылать подарки в день Аиши. И нам также хочется этого блага, как хочет его и Аиша. Скажи Посланнику Аллаха (с.а.с.), чтобы он велел людям присылать ему подарки, где бы он ни был и куда бы он ни пошел». Умм Салама сказала это Пророку (с.а.с.). «Но он ушел от меня, – ответила она, – затем, когда вернулся ко мне, я вновь сказала ему это, и он вновь ушел от меня. Когда же я сказала ему это в третий раз, он сказал: «О Умм Салама, не досаждай мне (разговорами) об Аише, ибо, поистине, клянусь Аллахом, (ни разу) не ниспосылались мне откровения, когда я находился под одеялом любой женщины из вас, кроме Аиши!» (Аль-Бухари, № 3775).

Затем матери правоверных предприняли третью попытку через госпожу Фатиму (р.а.), попросив её о том, чтобы она сказала своему отцу (с.а.с.) об этом. Однако и эта попытка увенчалась неуспехом. Сообщает Муслим в своем сборнике достоверных хадисов, что Аиша, жена Пророка (с.а.с.), рассказала о том, что жены Пророка (с.а.с.) отправили Фатиму, дочь Посланника Аллаха (с.а.с.), к Пророку (с.а.с.). Она пришла к его дому, попросила разрешения войти в дом. В это время Посланник Аллаха (с.а.с.) лежал вместе со мной на плаще. Он разрешил войти ей. Войдя, он сказала: «О Посланник Аллаха (с.а.с.)! Твои супруги отправили меня к тебе попросить, чтобы ты по справедливости относился к дочери Абу Кухафы». Все это время я молчала. Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил ей: «О доченька! Разве ты не любишь то, что я люблю?!» «Да», – ответила она. Он продолжил: «Так полюби и эту…». Услышав это от Посланника Аллаха (с.а.с.), Фатима встала и вернулась к тем, кто её отправил. Она рассказала им то, что сказала, и то, что услышала от Посланника Аллаха (с.а.с.). На что они сказали ей: «Как видим, ты не избавила нас ни от ничего. Возвращайся к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и скажи ему, что его супруги просят справедливости в отношении дочери Абу Кухафы». На что Фатима ответила: «Клянусь Аллахом, я никогда не скажу ему что-либо в отношении неё!» Затем, – продолжила Аиша (р.а.), – жены Пророка (с.а.с.) отправили Зайнаб бинт Джахш, жену Посланника Аллаха (с.а.с.), которая старалась сравниться со мной в занимаемом мной высоком положении у Посланника Аллаха (с.а.с.). Она пришла к его дому, попросила разрешения войти в дом. Посланник Аллаха (с.а.с.) лежал рядом со мной на плаще в том самом положении, в котором он находился, когда к нему пришла Фатима (р.а.). Он разрешил войти ей. Войдя, он сказала: «О Посланник Аллаха (с.а.с.)! Твои супруги отправили меня к тебе попросить, чтобы ты по справедливости относился к дочери Абу Кухафы». Посланник Аллаха (с.а.с.) улыбнулся и сказал: «Поистине, она - дочь Абу Бакра».


Случай с клеветой

Одной из сложнейших и жестоких вех в судьбе Аиши был случай с клеветой. Это было самым тяжким испытанием, которому подверглась пророческая семья, пока не были ниспосланы аяты Всевышнего Аллаха в суре «ан-Нур», которые устранили все подозрения и разоблачили все обвинения.

Шел шестой год хиджры. Пророк (с.а.с.) собрался в путь вместе с мусульманским войском в селение Бану аль-Мусталак. Как обычно он бросил жребий среди своих жен. И с ним должна была отправиться та, на кого пал жребий. На этот раз вышло, что с ним поедет Аиша, дочь Абу Бакра.

С помощь Аллаха мусульмане одержали победу над Бану аль-Мусталак, которые заслужили возмездие за свое предательство и лицемерие. Трофеи и добыча были распределены среди воинов. На обратном пути в Медину войско остановилось передохнуть. Возле источника воды, из которого мусульмане пили воду, встретился один из ансаров с одним из мухаджиров, и они начали теснить друг друга и повздорили из-за воды. Этот инцидент чуть ли не вылился в столкновение между мусульманами. Настроения смуты еще больше накалились после слов лидера лицемеров Абдуллаха ибн Убайя ибн Салюля: «И это сделали мухаджиры?! Они пришли на нашу землю и потеснили нас, и теперь я вижу, что мы и эти люди из Курайша живем как в поговорке: раскорми свою собаку, и она съест тебя самого. Клянусь Аллахом, когда мы вернемся в Медину, могущественный из нас непременно изгонит из нее униженного!». Один из мусульман услышал эту речь, а после, заметив первые признаки смуты, поспешил к Посланнику Аллаху (с.а.с.) и поведал ему эту весть и то, что сказал Абдуллах ибн Убай. Посланник Аллаха (с.а.с.) решил, что мудро было бы уберечь людей от смуты, продолжив путь после того, как остановились передохнуть. Наступала ночь. В это время Аиша удалилась далеко от лагеря мусульман, чтобы исправить свою нужду. При этом она не ведала о том, что происходит. И далеко отошла. Так мусульмане продолжили свой путь домой в Медину. Идя к своим, она обнаружила пропажу ожерелья и вернулась, чтобы найти его. Благополучно отыскав ожерелье, она пришла туда, где совсем недавно был караван, однако никого не увидела. Все ушли. Ее паланкина также не было на месте: его унесли, думая, что мать верующих Аиша находится внутри. Она испугалась, расстроилась и не понимала, что ей делать. Завернувшись в покрывало, она осталась там, где стояла, уверенная, что, как только ее отсутствие обнаружится, за ней вернутся.

Одной из тактик выдающего, победоносного и славного полководца – Посланника Аллаха (с.а.с.) было то, что он отправлял позади каждого войска человека из своих сподвижников по имени Сафван ибн ал-Муаттал, который высматривал, не выпало ли что-нибудь у мусульман по дороге. Аиша замерла, увидев приближающегося к ней всадника на коне. Она спустила свою вуаль. Проходя мимо, Сафван заметил сидящую на земле Аишу (р.а.). Потупив свой взор, он в удивлении произнес: «О супруга Посланника Аллаха! Что оставило тебя позади, да смилуется над тобой Аллах? Что задержало тебя от всех?» Затем спустился со своей верблюдицы и отошел от нее. Затем, когда она уселась, он вернулся, взял за поводья и отправился в Медину. Посланник Аллаха (с.а.с.) все это время думал об Аише, и лишь по её возвращению он успокоился, молча выслушав её.

При подходе процессии Сафвана и Аиши к окрестностям Лучезарной Медины их увидел глава лицемеров Абдуллах ибн Убай, который сидел вместе со своими сторонниками. В его груди тут же ожило презрение. Вот это предмет, которым можно развлечься, и вот оно зло, которое можно посеять, чтобы испустить свое презрение против Посланника Аллаха (с.а.с.) и мусульман. Он сказал: «О люди! Супруга вашего пророка вернулась на верблюде некоего человека. Клянусь, вряд ли удалось ей спастись от него, и ему от неё!» Клевета Ибн Салюля распространилась среди людей как огонь в стоге сена. Злые языки начали говорить об этом с недоверием, а некоторые с уверенностью. Однако Аиша вошла в свой дом без всякой мысли, не подозревая и не ведая ничего об этой клевете и навете.

Сразу по прибытии в Медину Аиша заболела. Она попросила у Посланника Аллаха (с.а.с.) разрешение пожить в доме своего отца Абу Бакра, чтобы её мать ухаживала и заботилась о ней. Посланник Аллаха (с.а.с.) сразу разрешил ей, что вызвало волнение и уныние. Потому что Пророк (с.а.с.) никогда не расставался с ней на долгое время. Аиша вошла в дом отца Абу Бакра Праведного, который сидел опечаленный и, не переставая, молил Всевышнего Аллаха оправдать репутацию дочери. Почти двадцать дней она провела в доме у отца, пока не поправилась.

В один из дней она вышла из дома с одной из навестивших её женщин Умм Мистах для того, чтобы исправить нужду вдали от глаз. Идя по дороге, подруга споткнулась, наступив на край её платья, и чуть не упала, выкрикнув: «Горе сыну Осаса!» Аиша вскочила и сказала сердито: «Клянусь Аллахом, как плохо ты отзываешься о мухаджире, который был свидетелем Бадрского сражения!» Подруга продолжила: «Странно, ты защищаешь его, а разве до тебя не дошел слух, о дочь Абу Бакра?» В полном недоумении и удивлении Аиша переспросила: «О чем я не знаю, что эта за слух?» Умм Мистах рассказала ей то, в чем ее обвиняют, и о тех слухах и наветах, которые распространяют злостные люди. Мусаттах ибн Осаса был одним из тех, чьи языки позволили себе посягнуть на честь и репутацию Аишы (р.а.)

Выслушав женщину, Аиша (р.а.) едва не потеряла сознание. Взяв её под руку, Умм Мистах довела её до дома. Слезы не переставали литься с её глаз от её рыдания. Она обиделась на свою мать за то, что она не рассказала её этот слух от сострадания к ней. Увидев трагедию дочери, мать принялась успокаивать ярость Аишы, вытирая слезы с её глаз и вымывая её лицо прохладной водой. Умм Руман сказала в утешение своей дочери: «О доченька! Не принимай близко к сердцу! Клянусь Аллахом, люди всегда злословят о красивой женщине, которую любит муж и у которой есть соперницы. А что говорить о красавице Аише и её матери?!»

Аиша была вся обеспокоена. Весь мир в её глазах оказался мрачным, как темная безлунная ночь. Она засела в доме, уединившись от людей, отказавшись от еды и питья, от сна и веселья, непрестанно плача навзрыд.

Молчание Посланника Аллаха (с.а.с.) не означало одобрение, напротив, это было молчанием терпеливого и ожидающего божественного откровения от Всевышнего Аллаха относительно всего этого. Когда слухи участились, он вышел со следующей проповедью к людям: «О народ! Почему какие-то люди досаждают меня в моих домочадцах, наговаривая на них ложь. Клянусь Аллахом, я видел только хорошее от них. Почему эти люди наговаривают (эту ложь) на человека (т.е. на Сафвана ибн аль-Муаттала), от которого я видел только благо. И в каждый свой дом я входил вместе с ним». После этого все люди замолчали. Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) пожелал посоветоваться по этому поводу со своими ближайшими и искренними людьми. Он позвал к себе Али ибн Абу Талиба, сына своего дяди, и Усаму ибн Зайда (р.а.), и спросил, что они думают по этому поводу. Усама сказал: «Ты лучше всех знаешь Аишу, о Посланник Аллаха. Людям свойственно обманывать. Мы знаем о ней только хорошее и благое».

Что касается Али (р.а.), то он сказал: «О Посланник Аллаха! Женщин много и ты еще способен оставить после себя наследника (т.е. иметь детей). Спроси служанку, она наверняка поведает тебе правду». Посланник Аллаха (с.а.с.) позвал служанку Аиши по имени Барира и спросил о ней. На что она ответила: «Я ничего не могу сказать плохого о ней, кроме того, что я месила тесто и просила её присмотреть за ним, а она забывала о нем из-за своего сна. Затем приносила жареное мясо (баранины) и ела».

Когда Посланник Аллаха (с.а.с.) спросил Омара ибн аль-Хаттаба (р.а.), он ответил: «Ты спрашиваешь меня, о Посланник Аллаха, об Аише? Я же, в свою очередь, хочу тебя спросить: кто женил тебя на ней?» – «Всевышний Аллах», – спокойно ответил Посланник Аллаха (с.а.с.). «Неужели ты полагаешь, – продолжил Омар, – что Аллах обманул тебя и подставил тебя с ней? Поистине, это тяжкое злословие!»


Оправдание с небес

Прошло немало времени, а божественное откровение все не спускалось до Посланника Аллаха (с.а.с.). Срок молчания затянулся, что дало возможность злым и распущенным языкам говорить все больше и больше об этом. И ничего не оставалось Посланнику Аллаха (с.а.с.) кроме, как только противостоять. Тогда он решил пойти в дом к Абу Бакру (р.а.) и расспросить все самому. Когда он вошел в дом, Аиша плакала, а рядом сидела одна из женщин ансар. Она вытерла слезы со своих глаз. И Посланник Аллаха (с.а.с.) сел напротив неё и начал расспрашивать её: «О Аиша! Тебе известно, что люди говорят, поэтому побойся Аллаха. И если ты в действительности совершила какой-либо проступок в том, что говорят они (люди), то покайся перед Аллахом. Поистине, Аллах принимает раскаянье своих рабов». Эти слова как гром и молния обрушились на голову Аишу. В доме воцарилась страшная тишина и гробовое молчание. Только Аиша стала единственной, кто заговорил, несмотря на то, что её слезы как град сыпались с её глаз. Она заговорила, чтобы защитить себя. Обратив свой взор на родителей, он заревела: «Почему вы не отвечаете?» Но они сказали: «Клянемся Аллахом, мы не знаем, что говорить». Она вновь зарыдала навзрыд, и её сердце наполнилось душераздирающей болью и огорчением. Затем она посмотрела на Посланника Аллаха (с.а.с.) и сказал: «Клянусь Аллахом. Я никогда не буду каяться в том, что ты упомянул. Клянусь Аллахом, я знаю, что если соглашусь с тем, что наговаривают люди, но ведь Аллах знает, что я невиновна. Если же отвергну, то они мне все равно не поверят. Я скажу то, что говорил пророк Абу Юсуф (Якъуб), мир ему: «Терпение – прекрасно. У Аллаха надо искать помощи в том, что вы расписываете». И в доме вновь нависла тишина.

Посланник Аллаха (с.а.с.) почувствовал приближение божественного откровения. Накрылся своей одеждой. Аиша принесла подушку и положила ему под голову. Состоянием Пророка (с.а.с.) напугались все за исключением невинной и благочестивой Аиши (р.а.). Спустя немного времени Пророк (с.а.с.) пришел в себя, получив божественное откровение. Он был весь мокрый как жемчуг. Затем он сказал: «Радуйся, о Аиша. Аллах оправдал тебя!» Она воскликнула от большой радости в груди: «Хвала Аллаху!» Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) прочел слова Всевышнего Аллаха:



إِنَّ الَّذِينَ جَاؤُوا بِالْإِفْكِ عُصْبَةٌ مِّنكُمْ لَا تَحْسَبُوهُ شَرّاً لَّكُم بَلْ هُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ لِكُلِّ امْرِئٍ مِّنْهُم مَّا اكْتَسَبَ مِنَ الْإِثْمِ وَالَّذِي تَوَلَّى كِبْرَهُ مِنْهُمْ لَهُ عَذَابٌ عَظِيمٌ

لَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ ظَنَّ الْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بِأَنفُسِهِمْ خَيْراً وَقَالُوا هَذَا إِفْكٌ مُّبِينٌ

لَوْلَا جَاؤُوا عَلَيْهِ بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاء فَإِذْ لَمْ يَأْتُوا بِالشُّهَدَاء فَأُوْلَئِكَ عِندَ اللَّهِ هُمُ الْكَاذِبُونَ

وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ لَمَسَّكُمْ فِي مَا أَفَضْتُمْ فِيهِ عَذَابٌ عَظِيمٌ

إِذْ تَلَقَّوْنَهُ بِأَلْسِنَتِكُمْ وَتَقُولُونَ بِأَفْوَاهِكُم مَّا لَيْسَ لَكُم بِهِ عِلْمٌ وَتَحْسَبُونَهُ هَيِّناً وَهُوَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمٌ

وَلَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ قُلْتُم مَّا يَكُونُ لَنَا أَن نَّتَكَلَّمَ بِهَذَا سُبْحَانَكَ هَذَا بُهْتَانٌ عَظِيمٌ

يَعِظُكُمُ اللَّهُ أَن تَعُودُوا لِمِثْلِهِ أَبَداً إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

وَيُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ



«Те, которые возвели навет на мать правоверных Аишу, являются группой из вас самих. Не считайте это злом для вас. Напротив, это является добром для вас. Каждому мужу из них достанется заработанный им грех. А тому из них, кто взял на себя большую часть этого, уготованы великие мучения. Почему же, когда вы услышали это – верующие мужчины и женщины – не подумали о самих себе хорошее и не сказали: «Это очевидная клевета?» Почему они не привели для подтверждения этого четырех свидетелей? Если они не привели свидетелей, то перед Аллахом они являются лжецами. Если бы не милосердие и милость Аллаха к вам в этом мире и в Последней жизни, то за ваши пространные речи вас коснулись бы великие мучения. Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это великий грех. Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: «Нам не подобает говорить такое. Пречист Ты! А это великая клевета»? Аллах наставляет вас никогда не повторять подобного, если вы являетесь верующими. Аллах разъясняет вам знамения. Аллах Знающий, Мудрый» (24:11-18).

Вслед за ниспосланием этих слов Посланник Аллаха (с.а.с.) велел привести людей, которые распространяли, измышляли и возводили этот навет, и наказал их. Так были сняты все обвинения и подозрения, и вернулась благочестивая и невинная супруга в свой дом и на свое место в сердце Посланника Аллаха (с.а.с.), вновь заняв достопочтимую степень среди всех мусульман.


Болезнь Пророка (с.а.с.) в доме Аиши

Когда постигла Посланника Аллаха (с.а.с.) лихорадка, он попросил у своих жен позволения на то, чтобы провести больничные дни в доме у Аиши, и они дали свое согласие. Аиша (р.а.) с полной любовью и безупречной заботой смотрела за ним (с.а.с.). Она больше всех его любила и лучше всех заботилась за ним до последнего вздоха. И Всевышний Аллах забрал его душу, когда его голова покоилась на её коленях.

Пророк (с.а.с.) завещал похоронить его в её доме. Так и сделали мусульмане. Аиша (р.а.) больше всех из числа его жен была огорчена прощанием с ним и болью расставания. Она всегда вспоминала те дни, которые она проводила вместе с ним, и те самые счастливые года, которые прожила вместе с ним.

Её отец Абу Бакр (р.а.) занял пост наместничества мусульман – Халифат, за ним пришел Омар ибн аль-Хаттаб (р.а.). Каждый знал её степень, уровень, превосходство и знание. Затем пост наместничества занял Али (р.а.), в период правления которого произошла смута, где Аиша (р.а.) приняла участие в «Верблюжьей битве». Эта битва была названа так по той причине, что Аиша (р.а.) выступила в ней на верблюде против Али (р.а.). Когда закончился этот инцидент, Али (р.а.) вернул её в её родной дом в Лучезарной Медине вместе с её братом Мухаммадом ибн Абу Бакром в безопасности, с почетом и уважением. С того времени она поклялась никогда не покидать свой дом – родной очаг.


Смерть

После того, как другие супруги Пророка (с.а.с.) ушли из этого бренного мира, пришел черед за Аишей, которая незадолго до смерти заболела тяжкой болезнью. Эта болезнь обострилась и не поддавалась лечению до самых последних дней её на этом свете. Она рассталась с этим миром 17 Рамадана 58 года по хиджре во вторник на шестьдесят девятом году своей жизни. И это наиболее достоверная версия. Её похоронили на кладбище аль-Бакъи рядом с мечетью Пророка (с.а.с.).

Сподвижник Абу Хурайра (р.а.) был из тех, кто принимал участие в её похоронах и совершил над ней погребальную молитву «салят-уль-джаназа». Когда он возвращался с аль-Бакъи после её погребения, с его глаз текли слезы, и он повторял слова: «Да смилуется Аллах над матерью правоверных – Аишой. Поистине, её жизнь была яркой, чистой и безукоризненной страницей».

Да будет доволен ею Аллах! И возвеличит её степень и награду. И запишет нас вместе с ней в число благочестивых Своих рабов!


Её воздержанность

Что касается воздержанности этой благородной госпожи, супруги Посланника Аллаха (с.а.с.) и матери правоверных, то сообщается от Аль-Касыма ибн Мухаммада, что Аиша, мать правоверных, держала пост, пока не ослабеет.

От Ибн аль-Мукътадира сообщается, что Умм Зарра, ближайшая подруга Аиши, рассказала: «Однажды ей, т.е. Аише, выделили деньги на сумму около восьмидесяти или ста тысяч дирхамов. Она положила их в большую пустую чашу, ибо в тот день она держала пост, и начала раздавать их бедным людям до самого вечера, пока у неё не осталось ни одного дирхама. С наступлением времени разговенья она обратилась служанке: «А где моя еда?» Служанка принесла ей хлеб и оливковое масло. Увидев это, Умм Зарра сказала: «Разве не могла ты купить мяса хотя бы на один дирхам, чтобы разговеться им?»

Передал её племянник Урва ибн аз-Зубайр: «Я видел, как Аиша (р.а.) делит семьдесят тысяч, а сама носит рубаху с залатанным карманом».

Однажды Муавия подарил Аише рубаху, серебряные монеты и вещи в сундуке. Когда она вышла, посмотрела на него и заплакала, затем сказала: «Посланник Аллах (с.а.с.) не имел всего этого». Затем рассталась с ним и отдала все дары бедным людям. В это время у неё сидела в гостях женщина, которая заметив, что она разговляется хлебом и оливковым маслом, сказала ей: «О мать правоверных! Если бы ты оставила хотя бы один дирхам из того, что подарили тебе, чтобы мы могли купить мясо и поесть сытно!» На что Аиша сказала: «Ешь из того, что есть. Клянусь Аллахом, у нас уже ничего не осталось!»


Её научная степень

Сообщается, что Хишам ибн Урва от своего отца передал: «Я не встречал среди людей более знающего Коран, обязанности, вопросы дозволенного и запретного, стихи, хадисы и родословные корни, чем Аиша (р.а.)».

Сообщается, что Абу Муса аль-Ашъари (р.а.) говорил: «Если нам было что-то непонятно в каком-либо вопросе, то мы обращались с вопросом к Аише и находили у неё знания по этому поводу».

Некоторые ученые сказали: «Если поставить знание Аишы рядом со знаниями всех матерей правоверных и всех женщин в целом, то знание Аишы было превыше их знаний».

Сообщается, что Ата ибн Раббах говорил: «Аиша лучше всех людей разбиралась в вопросах права, больше всех людей обладала знаниями религии и ближе всех понимала положение простых людей».


Её отличительность

Мать правоверных Аиша (р.а.) отличилась от остальных жен Пророка (с.а.с.) девятью вещами, о которых она сама говорила: «Моя особенность была в девяти вещах, которые не были даны никаким женщинам, кроме того, что Аллах даровал Марьям дочери Имрана. Клянусь Аллахом, я не говорю это, чтобы гордиться перед своими подругами. Эти вещами являлись:

– ангел явил с небес мой портрет;

– Посланник Аллаха (с.а.с.) женился на мне, когда мне было семь лет;

– я была дарована ему в девять лет;

– Пророк не женился на другой девственнице, помимо меня;

– ему ниспосылалось божественное откровение, когда он находился со мной;

– я была самым любимым человеком для него;

– Аллах, Велик Он и Славен, ниспослал аят из Корана в мое оправдание;

– я единственная из его жен, которая видела Джебраила (а.с.);

– Всевышний Аллах забрал душу Пророка, когда его голова покоилась на моих коленях. И не было никого в доме, кроме меня и ангела.

Мухаммад аш-Шимали,

Ливан

Страница 1 из 3