Экономическая политика – это взгляд на основу общества в вопросе удовлетворения потребностей, взгляд на то, что принимается в качестве основы для их удовлетворения.

Эта статья выведена из нескольких доказательств, поскольку шариатский закон может выводиться как из одного, так и из нескольких доказательств. Статья выведена из установления определенных правил обладания, приобретения и увеличения собственности, а также запрещения некоторых вещей и действий. Из доказательств этих четырех положений выводится экономическая политика.


Выведенная из этих доказательств экономическая политика заключается в том, что взгляд на богатство как на предмет удовлетворения потребностей, должен иметь связь с шариатским законом касательно этого богатства, т.е. основываться на нем. Например пшеница и мед относятся к богатству, потому что Аллах разрешил их. А гашиш и алкоголь, например, не относятся к богатству, потому что Аллах запретил их. Покупаемое имущество и имущество, как заработная плата, относятся к богатству, потому что шариат разрешил его приобретение в этих обоих положениях. А краденое имущество и имущество, приобретаемое на основе недействительного договора, не относится к богатству, потому что шариат запретил такое приобретение имущества.


При рассмотрении вопроса удовлетворения потребностей необходимо руководствоваться шариатским законом. Он должен быть основой взгляда на богатство как на предмет удовлетворения потребности, т.е. основой для производства богатства и его потребления. Это и есть смысл слов в статье: «экономическая политика – это взгляд на основу общества в вопросе удовлетворения потребностей». Поскольку основой общества, т.е. основой отношений между людьми, должно быть строгое соответствие этих отношений шариатским законам. Следовательно, при рассмотрении вопроса удовлетворения потребностей, независимо от того, касается это производства богатства или его потребления – общество должно строго соблюдать шариатские законы. В исламской системе изначальным положением касательно богатства, чтобы оно могло считаться экономическим предметом, который можно производить и можно потреблять, является соблюдение людьми шариатского закона в своих отношениях. На основе этого шариатского закона и рассматривается богатство как предмет, удовлетворяющий потребность человека, индивида и общества. На этой основе строится производство и потребление.


Несмотря на то, что эта основа, а именно обязательность соблюдения мусульманином шариатского закона в каждом своем поступке, сообщается в общей форме, тем не менее, относительно экономической политики шариат не ограничился общими доказательствами, как например словами Всевышнего:


    
مَّا أَفَاءَ اللَّهُ عَلَىٰ رَسُولِهِ مِنْ أَهْلِ الْقُرَىٰ فَلِلَّهِ وَلِلرَّسُولِ وَلِذِي الْقُرْبَىٰ وَالْيَتَامَىٰ وَالْمَسَاكِينِ وَابْنِ السَّبِيلِ كَيْ لَا يَكُونَ دُولَةً بَيْنَ الْأَغْنِيَاءِ مِنكُمْ ۚ وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا

نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ ۖ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

«Берите же то, что принес вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (59:7).

Шариат дает подробные доказательства касательно богатства с точки зрения его предоставления и с точки зрения удовлетворения им потребностей. Это доказательства, определяющие пути обладания собственностью, способы приобретения собственности, пути увеличения собственности и запрещенность некоторых вещей и действий. Значит, экономическая политика в Исламе не просто строится на взгляде на богатство как предмет, удовлетворяющий потребность, а рассматривает также дозволенность того или иного богатства и дозволенность той или иной потребности, которую оно удовлетворяет. То есть экономическая политика – это построение взгляда на богатство, основываясь на соблюдении шариатских законов, в отношениях людей друг с другом.