Начиная с переселения в Медину, Пророк (с.а.с.) стал руководить мусульманами, создал исламское общество. Заключил договора с иудеями, затем с племенами Бану Замра и Бану Муддидж, позднее были подписаны соглашения с курайшитами, а также с селениями Айла, Джарба и Азрах.

Договорились, что никому не будут препятствовать при совершении хаджа и будет гарантирована безопасность любого в течение запретных месяцев. Пророк (с.а.с.) отправил несколько вооружённых отрядов против курайшитов во главе с Хамзой ибн Абд аль-Мутталибом, Убайдой ибн Харисом и Са’дом ибн Абу Ваккасом. Зайда ибн Харису, Джафара ибн Абу Талиба и Абдуллаха ибн Раваху отправил на сражение против римлян. Также отправлял на сражения Абдуррахмана ибн Авфа – в Давматул Джандал; Али ибн Абу Талиба, а затем Башира ибн Са’да – в Фадак; Абу Саламу ибн Абд аль-Асада – в селение Катна местности Надж; Зайда ибн Хариса – к племенам Бану Салим, Джузан, Бану Фазара из Вади аль-Кура, а также в Мадьяш Амра ибн Аса – к племени Зату ас-Салосил, проживавшему на землях Бану Узры и т.д. Также и он сам участвовал в нескольких битвах во главе мусульманского войска.

Пророк (с.а.с.) назначал правителей (валиев) вилаятов1 и управляющих городов. Правителем Мекки после её взятия был назначен Итаб ибн Усайд; правителем Джанада был назначен Муаз ибн Джабал Хараджий; правителем Санъи – Халид ибн Сайд ибн Асия; правителем Хадрамавта – Зияд ибн Лабид ибн Салаба Ансарий; правителем Забида и Адана – Абу Муса Ашъарий; правителем Уммана – Амр ибн Ас; правителем Санъи – Мухаджир ибн Абу Умайя; правителем Тая – Адий ибн Хатим; правителем Бахрейна – Ала ибн Хазрамий. Абу Дуджана был управляющим Пророка (с.а.с.) в Медине. Валиями Пророк (с.а.с.) назначал исполнительных людей, способных распространить свет имана там, куда они были направлены.

Прежде, чем отправлять их в вилаяты, Пророк (с.а.с.) спрашивал об их методе управления. Так, отправляя Муаза ибн Джабала Хазраджия в Йемен, он спросил: «На основании чего ты будешь принимать решения?» Муаз сказал: «На основании Книги Аллаха». – «А если там решения не найдётся?» – «Тогда на основании сунны Пророка Аллаха». – «А если и там не найдёшь решения?» – «Тогда буду делать иджтихад2 по своему усмотрению». – «Хвала Аллаху, Который наставил Посланника Своего на истинный путь», – сказал Пророк (с.а.с.) завершая беседу. Отправляя же Абана ибн Сайда в Бахрейн, Пророк (с.а.с.) сказал: «Управляй племенем Абду Кайс наилучшим образом, проявляй уважение к старшим среди них».

Пророк (с.а.с.) назначал валиев из числа образцовых мусульман. Велел им обучать религии тех, кто недавно принял Ислам, и собирать у них закят. Также в большинстве случаев валии заведовали и финансовыми делами вверенных им территорий. Они должны были творить людям добро, обучать их Корану и религии. Пророк (с.а.с.) повелевал им быть кроткими в истине и непоколебимыми в отношении несправедливости; они должны были отучить людей от обращения к родственникам (за помощью) при разрешении конфликтных вопросов и приучать их обращаться лишь к Всевышнему Аллаху; также в их компетенцию входил сбор налогов и закята. Если иудей или христианин по собственной воле принимал Ислам, он становился равноправным мусульманином, обладающим теми же правами и обязанностями, что и все остальные мусульмане.

Кто предпочитал оставаться иудеем или христианином, того никто насильно не заставлял принимать Ислам. Отправляя Муаза (р.а.) в Йемен, Пророк (с.а.с.) сказал: «Ты отправляешься туда, где живут обладатели Писания (иудеи и христиане). Прежде всего, обратись к ним с призывом поклоняться одному лишь Аллаху Всевышнему. Если они признают единственного Аллаха, то сообщи, что богатые из них должны выплачивать закят в помощь бедным. Если они подчинятся, то собирай закят. Но не бери самое лучшее из их богатств. Остерегайся молитвы мазлюма3, ибо между его молитвой и Аллахом нет никаких преград». Иногда же Пророк (с.а.с.) назначал для сбора средств отдельных людей. Например, ежегодно он отправлял в Хайбар Абдуллаха ибн Раваху, чтобы он подсчитывал размер выращенного урожая. Жители Хайбара пожаловались Пророку (с.а.с.) на его излишнюю твёрдость. Они собрали украшения своих жён и попытались дать Абдуллаху взятку, говоря: «Возьми вот это и оставляй нам большую часть урожая». На что Абдуллах (р.а.) ответил: «О иудеи, вы самые ненавистные для меня из творений Аллаха, но это не побуждает меня проявлять к вам несправедливость.

А то, что вы мне предлагаете – это харам, мы же харам не едим». «На таких людях держатся небеса и земля», – сказали иудеи. Пророк (с.а.с.) постоянно осведомлялся о делах валиев и управляющих, и всегда был в курсе событий. Когда представители племени Абу Кайс пожаловались на Аляу ибн Хазрамия, являвшегося управляющим Бахрейна, он освободил его от занимаемой должности. Управляющие полностью отчитывались перед Пророком (с.а.с.) как о проделанной работе, так и обо всех доходах и расходах. Однажды он отправил одного человека собирать закят. Когда он вернулся, Пророк (с.а.с.) потребовал у него отчёт. Отчитавшись по закяту, тот человек сказал: «А вот это подарки: это подарили Вам, а это подарили мне». Услышав такое, Пророк (с.а.с.) воскликнул: «Что стало с этим человеком?! Мы его отправили с поручением от Аллаха, а он, вернувшись, говорит: «Это подарили Вам, а это подарили мне». Если бы он сидел в доме своих родителей, кто-нибудь принёс бы ему эти подарки?» Затем он сказал: «Если мы кому-то поручаем что-либо и платим ему за это плату, то всё, что он берёт сверх назначенной платы – предательство (хыяна)». Жители Йемена пожаловались, что Муаз (р.а.) слишком затягивает намаз. Пророк (с.а.с.) предупредил его, сказав: «Кто является имамом для людей, то пусть облегчает намаз».

Также Пророк (с.а.с.) назначал кадиев, чтобы решать возникающие спорные вопросы и вершить справедливый суд. Так, Али ибн Абу Талиб был назначен кадием в Йемене, Абдуллах ибн Навфал – в Медине. Отправляя Муаза ибн Джабала и Абу Мусу Ашъария в Йемен в качестве кадиев, Пророк (с.а.с.) спросил: «Как вы будете выносить решения?» Они сказали: «Если мы не найдём решения ни в Коране, ни в Сунне, то будем проводить кыяс (сравнительный анализ) и будем придерживаться того решения, которое ближе к истине». Пророк (с.а.с.) одобрил такой подход. Это со всей очевидностью показывает, что Пророк (с.а.с.) сам назначал кадиев и уточнял, каким образом они станут исполнять своё поручение. Он не ограничился лишь назначением кадиев, но также придавал большое значение и делам мазалим4. Он назначил Рашида ибн Абдуллаха руководителем дел мазалима и кадиев, наделив его правом разработать систему дел мазалим.

Также Пророк (с.а.с.) управлял интересами людей, и назначал для этой цели писарей, каждый из которых был на положении заведующего отделом. Так, обязанностью Али ибн Абу Талиба (р.а.) было вести запись текстов заключаемых Пророком (с.а.с.) договоров и соглашений; Харис ибн Авф Муррий хранил печать Пророка (с.а.с.); Мукайкиб ибн Абу Фатима вёл учёт трофеев; Хузайфа ибн Яман вёл учёт урожая, получаемого с Хиджаза; Зубайр ибн Аввам вёл учёт закята; Мугийра ибн Шуба вёл запись долговых обязательств и документально оформлял иные взаимоотношения людей; Шурахбил ибн Хасана оформлял письма правителям. Для каждой нужды Пророк (с.а.с.) назначал специального писаря или мудира5.
Пророк (с.а.с.) часто советовался с теми из сподвижников, которые отличались прозорливым умом, положительными качествами и сильной верой. Семеро из них были из числа ансаров, и семеро – из числа мухаджиров. Ими были: Хамза, Абу Бакр, Джафар, Умар, Али, ибн Масъуд, Сулейман, Аммар, Хузайфа, Абу Зарр, Микдад и Билал. Пророк (с.а.с.) советовался и с другими сподвижниками, но с вышеназванными людьми он советовался чаще, и они исполняли роль Совета.

Также Пророк (с.а.с.) определил размер выплат, которые мусульмане и остальные граждане должны выплачивать из земель, получаемого урожая и домашнего скота. Этими выплатами были закят6, ушр7, трофеи, хирадж8 и джизья9. Трофеи и добыча были из имущества, которое поступало в Байтулмал10. Средства, получаемые при сборе закята, распределялись между указанными в Коране восьмью категориями граждан, и никому кроме них не давались. Ни копейки не тратилось из этих средств и на государственные нужды. На общественные нужды тратились средства, получаемы при сборе хираджа, джизьи и трофеев. Их вполне хватало на государственные нужды и содержание армии – государство ни в чём не испытывало нужды.
Таким образом, Пророк (с.а.с.) сам установил структуру Исламского государства. Он был его руководителем. В этом государстве были муавины11, валии кадии, армия, мудиры отделов и Совет. Эта структура является тем методом (тарикатом), которому должны следовать мусульмане, и это подтверждается хадисами мутаватир12. С момента переселения в Медину и до самой смерти Пророк (с.а.с.) исполнял обязанности главы государства. Абу Бакр (р.а.) и Умар (р.а.) были его муавинами. Сподвижники помогали Пророку (с.а.с.) лишь в вопросах управления, но не в вопросах пророчества и откровения. Ибо Мухаммад (с.а.с.) – последний из пророков. Таким образом, Пророк (с.а.с.) при жизни утвердил структуру Исламского государства и оставил после себя ясный пример того, каким образом должны осуществляться суд и руководство государством.

Такъюдин ан-Набхани
"Исламское государство"