Политика представляет собой заботу о делах и интересах Уммы как внутри страны, так и за рубежом. Она осуществляется со стороны государства и Уммы. Государство непосредственно в практической форме проводит эту политику, а Умма требует отчета от государства в этой политике.

Данная статья служит определением политики, которое является общим у всех людей, поскольку это определение является описанием реальности политики с точки зрения её сущности. Оно аналогично определению разума и определению правдивости, а также определению власти и других смысловых значений, которые имеют существующую реальность, ощутимую всеми людьми, и люди не разногласят между собой относительно них.

Определение политики является осознаваемой реальностью, а люди разногласят между собой относительно законов политики. Более того, данное определение понимается из лексического значения слова «политика», которое на арабском языке читается «ساس يسوس سياسة» [сааса, ясусу, сиясат] и означает управление делами. В толковом словаре арабского языка «аль-Къамус аль-Мухит» приводится: «وسست الرعية سياسة أمرتها ونهيتها» [ва сусту ар-раия сиясатан – амартаха ва нахайтаха] – управился паствой, т.е. распорядился и удержал. Это и есть забота делами паствы через приказы и запреты. Также хадисы, приводимые относительно правителя, а также требования отчета с правителя и попечения интересов мусульман дают, в своей совокупности, данное определение. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:


ما من عبد استرعاه الله رعية لم يُحِطها بنصيحة إلاّ لم يجد رائحة الجنة

«Если Аллах вверит кому-то управление над подданными и он не отнесется к ним с искренностью, тот не почувствует запаха Рая».

 

ما من والٍ يلي رعية من المسلمين فيموت وهو غاش لهم إلاّ حرم الله عليه الجنة

 

«Если кому-то суждено будет стать валием над подданными мусульманами, а он умрет, обманывая их, тому Аллах воспретит войти в Рай».


ستكون أمراء فتعرفون وتنكرون، فمن عرف برئ، ومن أنكر سلم، ولكن من رضي و تابع، قالوا أفلا نقاتلهم؟ قال: لا، ما صلوا


«В скором будущем будут такие правители, которых вы станете призывать к одобряемому, и удержать от порицаемого. Кто из вас будет призывать их к одобряемому, тот будет чист. Кто из вас будет порицать их, тот сохранит себя. Но кто согласится с ними и последует за ними…». Люди спросили: «Разве мы не будем сражаться против них?» Пророк (с.а.с.) ответил: «Нет, до тех пор, пока они совершают намаз».


من أصبح وهمّه غير الله فليس من الله، ومن أصبح لا يهتم بالمسلمين فليس منهم


«Кто проснулся, думая не об Аллахе, тот лишился (внимания) Аллаха, а кто проснулся, не поинтересовавшись о положении мусульман, то не из них».


От Джарир Ибн Абдуллаха:


بايعتُ رسول الله صلى الله عليه وسلم على إقامة الصلاة وإيتاء الزكاة والنصح لكل مسلم


«Мы присягали Посланнику Аллаха (с.а.с.), что будем выстаивать молитвы намаза, выплачивать закят, и искренне относится к каждому мусульманину…».


От Джарир Ибн Абдуллах:


أتيتُ النبي صلى الله عليه وسلم فقلت: أبايعك على الإسلام، فشَرَط عليّ والنصح لكل مسلم


«Я пришел к Пророку (с.а.с.) и сказал ему: «Я присягаю тебе на Исламе». Он поставил мне условия и то, чтобы я искренне относился к каждому мусульманину».


Все эти хадисы, равным образом, связаны ли они с правителем в исполнении обязанностей власти, или с Уммой в требовании отчета с правителя, или с мусульманами в заботе об их интересах или искреннем отношении к ним – все они дают определение политике, что это забота о делах Уммы. Поэтому определение политики, которое дается в данной статье, является шариатским определением, выведенным из шариатских доказательств.