КоранВсевышний Аллах сказал:

وَإِنْ كَادُوا لَيَفْتِنُونَكَ عَنِ الَّذِي أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ لِتَفْتَرِيَ عَلَيْنَا غَيْرَهُ ۖ وَإِذًا لَاتَّخَذُوكَ خَلِيلًا وَلَوْلَا أَنْ ثَبَّتْنَاكَ لَقَدْ كِدْتَ تَرْكَنُ إِلَيْهِمْ شَيْئًا قَلِيلًا إِذًا لَأَذَقْنَاكَ ضِعْفَ الْحَيَاةِ وَضِعْفَ الْمَمَاتِ ثُمَّ لَا تَجِدُ لَكَ عَلَيْنَا نَصِيرًا

«И близки они были к тому, чтобы совратить тебя от того, что Мы внушили тебе, чтобы ты измыслил на Нас другое. И тогда они взяли бы тебя своим другом. И если бы Мы тебя не подкрепили, ты был близок склониться к ним хотя бы немного. Тогда Мы дали бы тебе познать вдвойне и в жизни, и в смерти. Потом ты не найдешь против Нас помощника!» (17:73-75)


Ибн Касир приводит краткий комментарий к этим аятам и говорит: «Всевышний Аллах сообщает о поддержке Своего Посланника (с.а.с.), его укреплении, защите и спасении от зла злых людей и козней нечестивцев. Всевышний Аллах сообщает, что именно Он покровительствует и помогает ему, не оставляет его никому из людей, Он сам является его покровителем, оберегает, помогает и поддерживает его, дарует победу ему и выводит Свою религию к победе во всем мире до Судного дня против тех, кто враждебен к Пророку (с.а.с.) и борется с ним».

Имам аль-Байдави приводит подробные комментарии к этим аятам и говорит: «Аят:

إِنْ كَادُوا لَيَفْتِنُونَكَ «И близки они были к тому, чтобы совратить тебя…» был ниспослан в отношении племени «Сакиф». Люди этого племени сказали Пророку (с.а.с.): «Мы не последуем за тобой, пока ты не наделишь нас такими отличительными особенностями, которыми мы будем превозноситься над всеми арабами: мы не будем платить десятину, и никто не будет вмешиваться в наши дела, мы не будем падать ниц в намазе, все проценты, которые причитаются нам, дозволены для нас, а те проценты, которые причитаются другим, снимаются с нас. Ты оставишь нам аль-Лата (название богини древних арабов в доисламскую эпоху) на один год, объявишь нашу долину священной, как и объявил священной Мекку. Если арабы спросят тебя: «Почему ты сделал это?» Скажешь им: «Аллах приказал мне». Есть версия и о том, что аят был ниспослан в отношении курайшитов, которые сказали: «Мы не позволим тебе поцеловать камень, пока ты не поцелуешь наших богов и не коснешься их своей рукой».

Смысл в том, что они, посредством своих изощренных хитростей, требуя от тебя уступок, были близки к тому, чтобы совратить тебя «от того, что Мы внушили тебе». И если бы ты последовал их желаниям, то они, благодаря твоему заблуждению, взяли бы тебя своим другом, и ты потерял бы Мое покровительство. «И если бы Мы не подкрепили тебя, ты был близок склониться к ним хотя бы немного», т.е. ты был близок к тому, чтобы склониться в сторону их желаний. Ты был близок к тому, чтобы склониться в их сторону из-за их сильного обмана и их сильных хитростей. Но тебя настигло Наше покровительство и ты был удержан от того, чтобы хотя бы приблизиться к этому, не говоря уже о том, чтобы фактически склониться в их сторону. Это ясно говорит о том, что Пророк (с.а.с.) не думал о том, чтобы согласиться с ними несмотря на наличие веских причин для этого. Это также служит доказательством тому, что сохранность от грехов состоит в защите со стороны Аллаха. «Тогда Мы дали бы тебе познать вдвойне и в жизни, и в смерти», т.е. если бы ты приблизился к этому, то Мы дали бы тебе познать наказание в жизни земной и наказание в жизни Грядущей вдвойне больше, чем Мы наказываем в двух жизнях за такой поступок других. Поскольку ошибка руководителя – более опасна, чем ошибка другого человека».

В комментариях к этим аятам Сейид Кутуб говорит: «В изложении этих аятов перечисляются попытки язычников, которые они хотели осуществить в отношении Посланника (с.а.с.). Первой такой попыткой было их стремление отвратить его от того, что внушил ему Аллах, чтобы он измыслил на Него другое, тогда как он был правдивым и верным. Эту попытку они хотели осуществить в разных вариантах: например они торговались с ним о том, что они будут поклоняться его Богу, а взамен этого он не будет порицать их богов, объявит их землю священной, как Каабу, которую Аллах сделал священной. Некоторые старейшины язычников потребовали также, чтобы он определил для них собрание, которое будет отдельным от собрания бедных…

Коранический текст отмечает эти попытки язычников и подробно излагает их, чтобы показать милость Аллаха для Посланника (с.а.с.), которого Он укрепил в истине и защитил от заблуждения. Если бы не было поддержки от Аллаха и его защиты, то он склонился бы в их сторону, и они взяли бы его себе в друзья. Склоняясь к совращению язычников от истины, он в результате этого встретил бы двойное наказание на земле и после смерти, не найдя с их стороны какого-либо помощника, который сохранил бы его от наказания Аллаха.


Попытки, от которых Аллах защитил Своего Посланника – это попытки, которые постоянно исходят со стороны власть имущих по отношению к носителям призывов. Эти попытки заключаются в их стремлении соблазнить носителей призыва, чтобы они, хоть на малость, но отклонились от прямоты и незыблемости призыва, и согласились с компромиссами, которыми они привлекают их взамен на большие наживы. Из числа носителей призывов есть те, кто совращается таким образом от своего призыва, считая это незначительным обстоятельством. Власть имущие не просят от него полностью оставить призыв, а просят внести в него небольшие поправки, чтобы стороны сошлись где-то по середине. Возможно, шайтан воздействует на носителя призыва с этой стороны, и в результате он представляет себе, что приобретение власть имущих для призыва служит в пользу самого же призыва, даже если для этого приходится уступать в какой-то части призыва.

Однако следует знать, что малое отклонение в начале пути оборачивается полным отклонением в конце пути. Носитель призыва, который соглашается хотя бы с малой уступкой в какой-то части призыва, допуская даже незначительное пренебрежение, не может остановиться у черты первой уступки, которую он сделал, поскольку его готовность уступать начинает возрастать каждый раз, когда он делает шаг назад.

Вопрос заключается в вере во весь призыв целиком. Кто уступает в какой-то его части, пусть даже в малой, умалчивает относительно него, тот не может быть истинно верующим в свой призыв. Каждая сторона призыва для верующего является истиной, как и другая его сторона. В призыве нет лучшего и худшего, необходимого и дополнительного. В нем нет того, без чего можно обойтись. Призыв – это единое целое, которое теряет все свои свойства, если теряет хотя бы одну из своих частей, подобно лекарственному составу, который теряет все свои свойства, когда теряет один из своих составных элементов.

Власть имущие постепенно продвигают носителей призыва, и когда они уступают в части призыва, то теряют свое уважение и свою защищенность, а власть имущие понимают, что продолжение торга и повышение цены завершатся признанием всей сделки.

Уступка в какой-нибудь пусть даже в малой части призыва с целью привлечения правителей в ряды призыва – это духовное поражение, которое выражается в том, что носитель призыва полагается на власть имущих, тогда как верующие в своем призыве полагаются только лишь на Аллаха. И когда слабость проникает в душу, то ему не характерно быть победителем.
Поэтому Аллах даровал Своему Посланнику (с.а.с.) поддержку в том, что ниспослал ему, защитил его от совращения со стороны язычников, сохранил его от того, чтобы он – хотя бы немного – склонился к ним, и уберег его от последствия такого поступка, а именно от удвоенного наказания в жизни земной и жизни Грядущей, а также от потери Помощника и Защитника.