Коран

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمـَنِ الرَّحِيمِ

فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا

«Ведь знает Аллах тех, которые правдивы»
Всевышний Аллах сказал:

الم ، أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لاَ يُفْتَنُونَ ، وَلَقَدْ فَتَنَّا الَّذِينَ مِن قَبْلِهِمْ فَلَيَعْلَمَنَّ اللَّهُ الَّذِينَ صَدَقُوا وَلَيَعْلَمَنَّ الْكَاذِبِينَ
«Алиф лам мим. Разве полагают люди, что их оставят, раз они скажут: «Мы уверовали», и они не будут испытаны? Мы испытали тех, кто был до них; ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых!» (29:1-3)


В комментариях к этим аятам Ибн Касир сказал следующее: «Что касается букв оторванных от значения (алиф лам мим), то о них было сказано ранее в суре «Корова». В словах Аллаха «Разве полагают люди, что их оставят, раз они скажут: «Мы уверовали», и они не будут испытаны?» содержится вопрос с отрицанием. Смысл этого состоит в том, что Всевышний Аллах обязательно испытывает Своих верующих рабов согласно той степени веры, которой они обладают, как об этом говорится в достоверном хадисе: «Наиболее испытуемыми людьми являются пророки, потом праведные, потом наилучшие и наилучшие. Человек испытывается соответственно своей религии, и если в его религии имеется твердость, то для него увеличивается испытание». Этот аят подобен словам Аллаха в суре «Покаяние»:

أَمْ حَسِبْتُمْ أَن تُتْرَكُواْ وَلَمَّا يَعْلَمِ اللّهُ الَّذِينَ جَاهَدُواْ مِنكُمْ وَلَمْ يَتَّخِذُواْ مِن دُونِ اللّهِ وَلاَ رَسُولِهِ وَلاَ الْمُؤْمِنِينَ وَلِيجَةً
«Разве вы думаете, что будете оставлены, когда Аллах еще не узнал тех из вас, которые сражались на пути Аллаха и не брали себе друзей помимо Аллаха и Его Посланника и верующих?» (9:16)


В аяте из суры «Корова» Аллах говорит:

أَمْ حَسِبْتُمْ أَن تَدْخُلُواْ الْجَنَّةَ وَلَمَّا يَأْتِكُم مَّثَلُ الَّذِينَ خَلَوْاْ مِن قَبْلِكُم مَّسَّتْهُمُ الْبَأْسَاء وَالضَّرَّاء وَزُلْزِلُواْ حَتَّى يَقُولَ الرَّسُولُ وَالَّذِينَ آمَنُواْ مَعَهُ مَتَى نَصْرُ اللّهِ أَلا إِنَّ نَصْرَ اللّهِ قَرِيبٌ
«Или вы думали, что войдете в рай, когда к вам еще не пришло подобное тому, что пришло к прошедшим до вас? Их коснулась беда и стеснение, и они подверглись потрясению, так что посланник и те, которые уверовали с ним, говорили: «Когда же помощь Аллаха?» Да! Поистине, помощь Аллаха близка!» (2:214)


Поэтому здесь Аллах сказал:

«Мы испытали тех, кто был до них; ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых!», т.е. тех, кто правдивы в утверждении веры и тех, кто лживы в этом. Всевышний Аллах знает прошлое, настоящее и будущее, и знает то, чего не было. В этом единодушны все имамы «ахлю сунна ва аль-джамаа». Так говорит Ибн Аббас и другие относительно слов Аллаха «не иначе как для того, чтобы узнать» (34:21), т.е. для того чтобы увидеть, поскольку видение касается существующего, но знание имеет более общее значение и может касаться как существующего так и несуществующего».

Давая комментарии этим аятам Сайид Кутб в своем тафсире «Фи зилял аль-Коран» говорит: «Ранее мы говорили, что суры, начинающиеся этими буквами, заключают в себе речь о Коране, либо непосредственно после этих букв, либо в дальнейшем изложении суры, как обстоит дело в этой суре... После этого вступления он начинает говорить о вере и испытании, которому подвергаются верующие, для того чтобы проверить у них эту веру и выявить путем испытания правдивых и лжецов. «Разве полагают люди, что их оставят, раз они скажут: «Мы уверовали», и они не будут испытаны? Мы испытали тех, кто был до них; ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых!» В суре содержится вопрос с отрицанием того, как люди понимают веру, считая ее словами, которые произносятся на языке... Но вера это не слова, которые произносятся, а истина, в которой имеются обязанности, и нелегкая вверенная вещь, которую необходимо хранить, а также усилия, которые требуют терпения и выносливости. Недостаточно, когда люди говорят: «Мы уверовали». Утверждая веру, эти люди не оставляются без испытаний. Они подвергаются испытаниям, чтобы проявилась их стойкость, и они вышли из этих испытаний с чистыми сердцами, как огонь расплавляет золото, чтобы отделить от него дешевые примеси. Это испытание в вере является постоянной основой и неизменным законом Всевышнего Аллаха. «Мы испытали тех, кто был до них; ведь знает Аллах тех, которые правдивы, и знает лживых!»

Вера – это вверенная Аллахом вещь на земле, которую могут нести лишь те, кто достойны ее и способны для этого, и их сердца полны беспристрастностью и искренностью. Ее способны нести лишь те, кто предпочитают ее покою и отдыху, безопасности и благополучию. Она является вверенной вещью Халифата на земле, руководством для людей по пути Аллаха и установлением Его слова в этом мире. Она является благородной и тяжелой, а также приказом Аллаха. Те, кто несут ее, нуждаются в большом терпении.

К испытаниям относится то, что верующий может подвергаться страданиям со стороны лжи и ее сторонников, не находя помощника, который бы поддержал и защитил его. Существует испытание, связанное с семьей и любимыми людьми, за которых имеется опасение в том, что они могут страдать из-за него, а он не сможет защитить их. Возможно, они будут просить его, чтобы он смирился и сдался, взывая к нему со словами любви, родства и боязни перед Аллахом в отношении своих родных. Другим испытанием может быть то, когда верующий видит, как судьба благоприятствует лжецам, а люди считают их преуспевшими и видными лицами, и приветствуют массы. При этом сам он не пользуется вниманием, порицается людьми, никто не желает слушать его, и лишь немногие как он, из тех, кто не привязаны к ближней жизни, ощущают ту ценность истины, которая имеется у него. Существует также испытание жизни на чужбине, в среде, где люди испытывают неприязнь к его акыде. Есть и другой вид испытания, который мы ярко видим в наши дни. Это испытание проявляется, когда верующий находит народы и государства, погрязшие в низости и порочности, но наряду с этим они являются развитыми в своих обществах. Он находит их богатыми и сильными, и при этом они уклоняются от повиновения Аллаху! Существует еще и самое большое испытание – испытание души, притягательности к земной жизни, боязни смерти, а также трудность прямого следования по пути веры и нахождения на соответствующем вере уровне с существованием препятствий и затруднений в глубине человеческой души.

И когда проходит долгое время и затягивается помощь от Аллаха, испытание становится более трудным и более суровым, и тогда стойкими продолжают оставаться лишь те, кого сохранил Аллах. Это те, кто осуществляют веру в своих сердцах, и кому доверяется эта великая вверенная вещь.


Трудности очищают душу человека от скверны, и то же самое они делают с группами, из которых стойкими остаются лишь самые непреклонные, самые сильные по своей природе, те, кто крепче всех сохраняют свою связь с Аллахом и более других веруют в имеющиеся у Аллаха два блага: помощь и награда. В итоге, именно эти получают знамя победы, заслужив ее после готовности и испытания.

Они принимают на себя вверенную вещь, которая дорога им, ибо они заплатили за нее великую цену.Что касается победы веры и истины в конечном итоге, то это обещает нам Сам Аллах, и верующий не сомневается в обещании Аллаха. А если это победа затягивается, то в этом имеется предопределенная мудрость, в которой имеется добро для веры и ее приверженцев, и нет никого более ревностного в вере и ее приверженцах кроме Аллаха. Для верующих, которых постигают испытания и беды, достаточно того, что они избраны Аллахом быть хранителями Его истины, и что Аллах свидетельствует о том, что в их религии твердость, и потому Он избирает их для испытания, как говорится в достоверном хадисе: «Наиболее испытуемыми людьми являются пророки, потом праведные, потом наилучшие и наилучшие. Человек испытывается соответственно своей религии, и если в его религии имеется твердость, то для него увеличивается испытание».


Говоря же о тех, кто стараются совращать мусульман и совершают зло, то они никак не смогут спастись от кары Аллаха, как бы ни раздувалась и ни распространялась их ложь...