КоранСвященный Коран ниспослан Мухаммаду бин Абдуллаху (благословение и мир Аллаха ему) на арабском языке. Арабам в Мекке, которые гордились тем, что они народ самый искусный в языке, Всевышний Аллах призывает создать десять сур подобных Корану:


перевод смыслов
“Может быть, они скажут: “Измыслил он его”. Скажи: “Приведите же десять сур, подобных ему, измышленных, и призовите, кого вы можете, кроме Аллаха, если вы говорите правду!” (11:13)


Арабы, которые хвалились возвышенностью своего языка и своим умением пользоваться своим языком, оказались бессильны. После, Всевышний Аллах потребовал привести одну суру подобную Корану:

перевод смыслов
“Может быть, они скажут: “Измыслил он его”. Скажи: “Приведите же суру, подобную ему, и призывайте, кого вы можете, помимо Аллаха, если вы правдивы!” (10:38)

Естественно, что арабы в Мекке оказались бессильны создать суру, подобную Корану. После того, как Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) переселился в Медину, пришло требование привести суру подобную Корану, направленное ко всем арабам и другим людям:

перевод смыслов
“А если вы в сомнении относительно того, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этому, и призовите ваших свидетелей, помимо Аллаха, если вы правдивы. Если же вы этого не сделаете, - а вы никогда этого не сделаете! - то побойтесь огня, топливом для которого люди и камни, уготованного неверным”. (2:23-24)

Арабы, которые гордились своим языком, своими знаниями и умением пользоваться языком, были бессильны ответить этому призыву, создать что-либо подобное Корану. Каждый человек, который внимательно рассмотрит этот вопрос, задумается, и у него естественно возникают такие вопросы: неужели люди (арабы), которые часами читали стихи, сочиняли их, а также придумывали тысячи рассказов, не могли создать одну суру, хотя бы такую как сура “Кавсар” в три аята? Но они же знатоки языка, и народ высшего изложения слов? Ответ становится ясным при изучении этих вопросов глубже.

Коран ниспослан в такой форме изложения слов, которой арабы не знали, и не видели во всей своей истории. Арабские формы изложения делятся на следующие виды: это назм или шейр (стихотворная форма), и наср (форма рассказа), эти формы изложения развивали они сами, и поэтому они были самыми лучшими в изложении назм и наср. И арабы не могли себе представить, что в их языке может быть еще какая-нибудь форма изложения слов, то есть они не знали о третьей форме изложения. И чудо Корана кроется в этом. Коран – это третий усул (форма изъяснения), о котором арабы не знали, и который не могли создать. Всевышний Аллах обратился к арабам, которые гордились своим языком и тем, что они хорошо знают усулы своего языка, Он призвал их создать одну суру подобную сурам Корана. Арабы были побеждены, они не смогли создать даже один аят, подобный Корану, даже на усуле Корана, не говоря о том, чтобы  создать четвертый усул, и сделать три стиха. Так Коран оставил бессильными арабов и раскрыл то, что он (Коран) это чудо (то есть то, что человечество не может сделать). Созданный на арабском языке третьего усула, Коран – это чудо. Этот усул не назм и не наср. Это Коран, на усуле которого ни когда и ни кто не сможет создать что-то. Благодаря этому, арабский язык стал обладателем трех усулов: назм, наср и усула Корана. Если арабы сильны в назм и наср, то они категорически бессильны в усуле Корана. И этот усул Корана существует только на арабском языке, и этот усул не присущ другим языкам.

Коран чудо, ниспосланное Мухаммаду бин Абдуллаху (благословение и мир Аллаха ему), он состоит из предложений, каждое предложение в Коране является чудом, которое указывает и утверждает, что тот, кто ниспослал его Мухаммаду (благословение и мир Аллаха ему) является Аллахом Всевышним, Господом миров. В Коране они названы аятами, так как слово “аят” в арабском языке означает “знак который на что-то указывает”, знамение. Из-за того, что эти предложения указывают на Всевышнего Аллаха, они были названы “аятами”, т.е. знамения. Каждое предложение в Коране, это доказательство существования Всевышнего Аллаха и доказательство того, что Аллах Един, так как только Аллах мог создать эти предложения, и ни кто не способен создать это, кроме Него.

Всевышний Аллах говорит:

перевод смыслов
“Таковы знамения Аллаха; читаем мы их во истине. И действительно, ты - из посланников!” (2:252)

“Это Мы читаем тебе из знамений и мудрого напоминания”. (3:58)

“Он - тот, кто ниспослал тебе писание; в нем есть стихи, расположенные в порядке, которые - мать книги; и другие - сходные по смыслу”. (3:7)

“Алиф лам ра. Это - знамения книги мудрой”. (10:1)

Значит, Всевышний Аллах назвал знамениями и знаками, свои предложения в Коране, потому что они указывают на существование Создателя и Единого Аллаха, Господа миров.

Всевышний Аллах говорит:

перевод смыслов
“Если бы Мы низвели этот Коран на гору, ты бы увидел ее смиренно расколовшейся от страха пред Аллахом. Таковы притчи, которые Мы предлагаем людям, - может быть, они одумаются! Он - Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он - милостивый, милосердный! Он - Аллах, нет божества, кроме Него, царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он - Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - великий, мудрый!” (59:21-24)

Это аяты (знамения) Корана говорят о том, кто их открыл Мухаммаду (благословение и мир Аллаха ему), Посланнику Аллаха. Значит Коран – это чудо Всевышнего Аллаха, и Его стихи (предложения) названы аятами (знамениями), потому что они указывают на существование Истинного Создателя и открывают человечеству истинные знания о их Господе, кроме которого нет божества.

Теперь обратим свое внимание на другое чудо Всевышнего Аллаха, на мироздание (бытие) и на существа, которые живут в этом мире.

Все, что есть в этом мироздании, каждая вещь, каждое существо и даже каждый атом – это неповторимое чудо Всевышнего Аллаха. Они все указывают и доказывают существование Великого, Могучего, Мудрого Творца. И будет верным, назвать их знамениями, как и стихи (предложения) Корана, как аяты Корана указывают на Творца и Господа, также и мироздание указывает на существование Творца и Господа. Из-за этого Коран во многих своих аятах называет знамением (аятом) многие вещи и существа в этом мироздании.

Всевышний Аллах говорит:

перевод смыслов
“Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, - знамения людям разумным!” (2:164)

“Поистине, в смене ночи и дня и в том, что сотворил Аллах в небесах и на земле, знамения для людей богобоязненных”. (10:6)

“Из Его знамений - день и ночь, солнце и луна. Не поклоняйтесь солнцу и луне, а поклоняйтесь Аллаху, который сотворил их, если вы Его почитаете!” (41:37)

“Из Его знамений - что Он создал вас из праха, а потом, когда вы - уже люди, вы распространяетесь. Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют! Из Его знамений - творение небес и земли, различие ваших языков и цветов. Поистине, в этом - знамение для знающих! Из Его знамений - ваш сон ночью и днем и ваше искание Его милости. Поистине, в этом - знамение для людей, которые слушают! Из Его знамений - Он показывает вам молнию на страх и надежду; и ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после ее смерти. Поистине, в этом - знамение для людей, которые разумны! Из Его знамений - что стоит небо и земля по Его повелению. Потом, когда Он призовет вас зовом из земли, - вот вы и выйдете!” (30:20-25)


В этих и других аятах Корана, Всевышний Аллах назвал свои творения в мироздании знамениями (аятами).

Всевышний Аллах говорит в суре “Коленопреклоненная”:

перевод смыслов
“Поистине, в небесах и земле - знамения для верующих!” (45:3)

А так же в суре “Йунус”:


перевод смыслов
“Поистине, в смене ночи и дня и в том, что сотворил Аллах в небесах и на земле, знамения для людей богобоязненных”. (10:6)

То, что Всевышний Аллах в этих аятах назвал Его знамением все, что в небесах и на земле, является достаточным аргументом для того, чтобы называть мироздание и все вещи и творения в нем, знамениями Аллаха. Бесспорным является то, что мироздание состоит из того, что в небесах и из того, что на земле, и Всевышний Аллах говорит, что в них знамения, указывающие и доказывающие существование Творца и Создателя.

А также подтверждением того, что творения Аллаха, есть чудо Аллаха, являются слова Посланника Аллаха Мухаммада (благословение и мир Аллаха ему), которые передал Абу Хурайра: “Всевышний Аллах сказал: “Есть ли более большой угнетатель, чем тот, кто утверждает, что может сотворить также, как сотворил Я? Если он прав, пусть создаст хотя бы пылинку или одно семя, или пусть сотворит пшеницу”. Эти слова Посланника Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) понимаются так, что любое творение Аллаха, Свят Он и Славен, является чудом, и это ясное доказательство для того, чтобы принимать творения Аллаха, как чудо Всевышнего Аллаха. Если Всевышний Аллах в этом хадисе призывает человека создать что-нибудь из мироздания, подобно этому, в суре “Исра”, Аллах призывает создать что-нибудь подобное Корану.

перевод смыслов
“Скажи: “Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками”. (17:88)

Здесь мы видим, что люди, которые гордились своим языком, своими талантами в поэзии и рассказах, умом и чувствами, не смогли создать подобного аятам Корана, и эти же люди не смогли создать подобного творениям Всевышнего Аллаха в мироздании, ни муравья, ни мухи, ни пылинки, ни семя, нет ничего сотворенного человеком. Человек оказался бессильным в соперничестве с Аллахом, в сотворении аятов Корана и аятов мироздания.

Если Коран – книга знамений, то мироздание, это тоже книга знамений, знамений которые человек видит. И обе эти книги служат доказательством существования Творца и Господина – Всевышнего Аллаха. Великий Аллах, обладатель неограниченного знания, призывая размышлять над аятами Корана, сказал, делайте “тадаббур” (размышление), а когда говорил о размышлениях над аятами мироздания, Он сказал “тафаккур”.

Было бы беспечностью и невежеством со стороны верующих и призывающих, не задать себе вопрос: чем эти призывы отличаются друг от друга?

Всевышний Аллах говорит:

перевод смыслов
“Разве же они не размыслят (йатадаббаруна) о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий”. (4:82)

“Разве они не подумают (йатадаббаруна) о Коране? Или на сердцах бывают их затворы?” (47:24)

“Разве они не поразмыслили (йаддаббару) об этой речи (о Коране), или пришло к ним то, что не приходило к их первым отцам?” (23:68)

“Писание, ниспосланное тебе, благословенно, чтобы обдумали (лийаддаббару) его знамения и припомнили обладатели рассудка”. (38:29)


Всевышний Аллах, обладатель истинных знаний, призывая размышлять об аятах Корана, не обратился к другим словам, кроме как к слову “тадаббур”.

Посмотрим, какие слова Всевышний Аллах использовал, когда Он призывал размышлять об аятах мироздания.

Всевышний Аллах говорит:

перевод смыслов
“Разве хотел бы кто-нибудь из вас, чтобы был у него сад из пальм и виноградника, где внизу текут реки, где для него - всякие плоды, и постигла бы его старость, в то время как у него слабое потомство, и сад постиг бы ураган, в котором огонь, и сгорел бы он? Так разъясняет Аллах вам знамения, - может быть, вы обдумаете!” (2:266)

“Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня - знамения для обладающих умом, - тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках, и размышляют о сотворении небес и земли: “Господи наш! Не создал Ты этого попусту. Хвала Тебе! Защити же нас от наказания огня”. (3:190-191)

“Жизнь ближайшая подобна воде, которую Мы низвели с неба: смешались с нею растения земли, которыми питаются люди и животные, а когда земля приобрела свой блеск и разукрасилась, и думали обитатели ее, что они властвуют над ней, пришло к ней Наше повеление ночью или днем, и Мы сделали ее пожатой, как будто бы и не была она богатой вчера. Так распределяем Мы знамения для людей, которые размышляют!” (10:24)

“Он - тот, кто распростер землю и устроил на ней прочно стоящие (горы) и реки и из всяких плодов устроил там пары по двое. Он закрывает ночью день. Поистине, в этом - знамения для людей, которые думают!” (13:3)

“Он - тот, который низводит с небес воду. Для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом - знамение для людей размышляющих!” (16:10-11)

“Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!” (30:21)


Всевышний Аллах, обладатель истинного знания, призывая размышлять об аятах мироздания, использовал слово “тафаккур”. Тут надо понимать разницу между этими призывами, и это различие в смысле использованных слов, то есть различия в “тадаббур” и “тафаккур”. Правильное понимание этих слов, приведет к правильному пониманию призыва Аллаха, и даст возможность правильно ответить на этот призыв.

Слово “тадаббур” в арабском языке означает – смотреть на результат, обратить внимание на начало и конец вещи. Это слово взято от слова “ад-дубур”, означающее – конец слова, таким образом, слово “тадаббур” означает смотреть, изучать вещь от начала до конца. Тадаббуром не будет взглянуть на начало вещи или взглянуть на начало и на середину. Человека можно считать сделавшим тадаббур, только в том случае, когда он размышлял о вещи с начала и до конца. Это и есть настоящий смысл тадаббура. Он еще несет смысл обобщенного взгляда на вещь и углубления в нее, для ее глубокого изучения. Когда Всевышний Аллах приказал размышлять над Кораном, Он имел ввиду глубокое изучение Корана от начала до конца. Цель этого требования, это изучение и размышление над аятами Корана, чтобы убедиться в том, что он ниспослан Всевышним Аллахом и ни кем другим. Этот смысл нашел свое отражение в суре “Женщины”.

Всевышний Аллах говорит:

перевод смыслов
“Почему они не размышляют (йатадаббаруна) над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий”. (4:82)

Человек, внимательно изучающий Коран, видит какой высокий, и точный смысл несут аяты Корана, и в тоже время, этот смысл передается непрерывно, неповторимым услюбом (способом). Во всех других книгах, без исключения, смысл бывает то ясный, то смутный, а услюб то высокий, то низкий. Человек, который размышляет над Кораном, видит, что он не создан человеком, а также то, что человек не способен на такое, в силу своей природы, и в истории человечества нет, и не было такого. И этот человек, размышляющий об аятах Корана, проникается убеждением, что он (Коран) ниспослан Всевышним Аллахом, Творцов вселенной, жизни и человека. Такое утверждение приходит только путем досконального углубленного изучения возможностей человека и  аятов Корана, так как у человека, который просмотрел лишь несколько аятов и увидел их высоту и величие, могут все же оставаться сомнения и предположения о других аятах Корана. Но Аллах не дал человеку возможности остаться в неведении, приказав ему “тадаббур”, то есть, потребовав изучить аяты Корана глубоко, от начало до конца, углубляясь в них, как в их смысл, так и в услюб. Это видно в том, что Всевышний Аллах не использовал в своем призыве слова: “ан-назар” (смотреть) или “ал-кироат” (читать), вместо этого Он потребовал “тадаббур”. Тадаббур – это средство для того, чтобы увидеть чудо Корана, и чтобы каждый аят Корана стал знамением Творца в убеждениях человека. На таких знаниях и размышлениях строится твердое убеждение и утверждение что Коран от Всевышнего Аллаха и что тот, кому он был ниспослан – Посланник Аллаха, он есть истинный Посланник и раб Аллаха.

Всевышний Аллах, призывая размышлять о знамениях (аятах) мироздания, не потребовал тадаббур, а призвал к тафаккур, так как Мудрый Аллах Всезнающий справедлив к своим рабам, и Он лучше знает свои творения. Тадаббур в размышлениях о знамениях мироздания, недоступен каждому человеку, так как глубоко размышлять о каждой частице, о каждой вещи этого мира, для разума человека непосильная ноша. Свят Аллах! И далеко от него любое несовершенство в мироздании,  творений Аллаха так много, что человек не только не может о них глубоко размышлять, но даже не может представить себе их количество. Но Всевышний Аллах знает свои творения, во что они могут верить, и во что неспособны, что им нужно для того, чтобы открыть для себя существование своего Творца и для осознания того, что они сами, и окружающее их мироздание – все это творение одного Великого, Всезнающего Творца и Создателя Аллаха. Для того чтобы человек мог это увидеть и убедится в существовании своего Создателя, Всевышний Аллах призвал его делать “тафаккур” (то есть призвал к размышлению). Слово “тафаккур” не несет смысл смотреть от начала до конца, как “тадаббур”. “Тафаккур” – это размышление в общем смысле этого понятия.

Всевышний Аллах говорит:

перевод смыслов
“Разве хотел бы кто-нибудь из вас, чтобы был у него сад из пальм и виноградника, где внизу текут реки, где для него - всякие плоды, и постигла бы его старость, в то время как у него слабое потомство, и сад постиг бы ураган, в котором огонь, и сгорел бы он? Так разъясняет Аллах вам знамения, - может быть, вы обдумаете!” (2:266)

“Жизнь ближайшая подобна воде, которую Мы низвели с неба: смешались с нею растения земли, которыми питаются люди и животные, а когда земля приобрела свой блеск и разукрасилась, и думали обитатели ее, что они властвуют над ней, пришло к ней Наше повеление ночью или днем, и Мы сделали ее пожатой, как будто бы и не была она богатой вчера. Так распределяем Мы знамения для людей, которые размышляют!” (10:24)

“Он - тот, кто распростер землю и устроил на ней прочно стоящие (горы) и реки и из всяких плодов устроил там пары по двое. Он закрывает ночью день. Поистине, в этом - знамения для людей, которые думают!” (13:3)

“Он - тот, который низводит с небес воду. Для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом - знамение для людей размышляющих!” (16:10-11)

“Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!” (30:21)


Всевышний Аллах, когда призывал размышлять о знамениях мироздания, использовал и другие слова кроме “тафаккур”.

Всевышний Аллах говорит:

перевод смыслов
“На земле есть участки соседние, и сады из лоз, и посевы, и пальмы из одного корня и не из одного корня, которые поят одной водой. И одним из них Мы даем преимущества перед другими для еды. Поистине, в этом - знамения для людей умных!” (13:4)

“Хорошая страна - восходит ее растение с дозволения Господа ее, а та, которая дурна, - оно восходит только скудно. Так распределяем Мы знамения для людей, которые благодарны!” (7:58)

“И то, что рассеял Он для вас по земле разных цветов; поистине, в том - знамение для людей вспоминающих!” (16:13)

“Пусть же посмотрит человек, из чего он создан! Создан из воды изливающейся. Выходит она из хребта и грудных костей”. (86:5-7)

“Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня - знамения для обладающих умом”. (3:190)


Слова в этих аятах “йакилуй” (размышляющий), “йащкурун” (благодарный), “йазкурун” (поминающий), “йанзуруна” (обращающий внимание), “усулул-ал-баб” (разумеющие, обладатели умом), указывают, что “тафаккур” – это размышление, результатом которого будет благодарность Богу, поминание Бога, вера в Бога. Это вера благодарности и поминания проявляется у людей, которые обладают умом, людей, размышляющих над творениями Творца, обративших свое внимание на окружающее мироздание, то есть совершивших над ним “тафаккур”. Можно сказать так, если “тафаккур” – это дерево, то иман (вера), благодарность и поминание – это плоды. Да, то, что вера, благодарность и поминание – это результат тафаккура (размышлений), известно и бесспорно. Мусульманам, призывающим к вере в Аллаха и в Коран, нужно обязательно глубоко изучать аяты Корана (делать “тадаббур”), и также обязательно размышлять над аятами мироздания (делать “тафаккур”).

Абди Кайс рассказывает, что более трех сподвижников Посланника Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) сказали: “Свет веры (имана) – это “тафаккур” (размышление)”. Куртуби и ибни Касир в своих тавсирах приводят слова: “Один час тафаккура, лучше чем ночь чтения тахаджуда”.

Знания призывающего не будут полными, пока его разум не обратится к глубокому изучению аятов Корана и знамений мироздания. Разум призывающего нуждается в определенном объеме знаний, чтобы прочувствовать и понять совершенство творений Всевышнего Аллаха. Всевышний Аллах в суре “Женщины” и в суре “Власть” говорит, что Его Коран и его мироздание не имеют недостатков в творении.

перевод смыслов
“Разве же они не размыслят о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий”. (4:82)

“Ты не видишь в творении Милосердного никакой несоразмерности. Обрати свой взор: увидишь ли ты расстройство?” (67:3)


Коран, прямо или косвенно, часто указывает на то, что знающий должен знать и аяты Корана и мироздание. Если призывающий не будет уделять внимание расширению своих знаний об аятах Корана и знамениях мироздания, то его знания будут недостаточными для того, чтобы он видел и понимал знамения Всевышнего Аллаха в своей жизни и жизни других людей. А это приведет к слабости его призыва и сделает его самого слабым в делах его жизни.

Всезнающий Аллах говорит:

перевод смыслов
“Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом - знамение для людей, которые размышляют!” (30:21)

“Разве ты не видел, как Аллах низвел с небес воду; ею Мы извели плоды различных цветов. А в горах есть дороги - белые, красные - различных цветов, и вороные - черные. И среди людей, и животных, и скота - различные цвета. Так! Ведь боятся Аллаха из Его рабов только знающие; поистине, Аллах велик, прощающ!” (35:27-28)


Эти два аята, при изучении, показывают, что Всевышний Аллах рассказывает о своих знамениях (творениях), указывает на понимание ученых, знающих Его творения. Значит для призывающего, чтобы он мог вести людей со знанием, надо знать творения Всевышнего Аллаха, через “тафаккур” над ними, это ему также обязательно, как знание шариатской науки (тавсиры, хадисы).

Поистине, как может человек, открыть другому человеку, что есть Бог – Творец и Создатель человека, если он сам не знает творений Всевышнего Аллаха. Ведь мироздание и есть твердое и истинное доказательство существования Всевышнего Аллаха, Творца и Создателя. Можно ли допустить существование веры в Создателя, отделив ее от размышлений о Его творениях. Можно ли отделить писателя от его произведений, и при этом понять что он писатель, ответ один – нет.

Поистине аяты Корана и аяты мироздания, это чудо сотворенное Аллахом, и чтобы их увидел человек, он должен прибегнуть к знаниям, а не к силе и не к богатству. Человеку не поможет его сила, чтобы понять аяты Корана и увидеть его чудеса, но ему нужно обладать знанием языка, букв, слов, предложений и форм их изложения (филология). А также человеку надо знать самого человека, на что он способен и на что неспособен, пределы талантов и возможностей человека, чтобы утвердится, что Коран это не плод творчества человека.

Чтобы увидеть и понять знамения мироздания, человеку не обязательно знать законы, на которых держится вселенная, жизнь и человек, а это не что иное, как знание физики, химии, биологии и так далее. Ведь мы уже убедились, что разум человека не может думать без предшествующего разъяснения. Чтобы понимать свои ощущения, нам необходимо знать о них. Хотя это не означает, что призывающий должен быть ученым в области физики, химии или в другой области науки, но это говорит о том, что призывающий – это человек уже имеющий общие представления об этих вещах. Он ведь разумом уверовал в Аллаха и в Его Коран, а это указывает на то, что его разум имеет эти знания, но он должен каждый день совершенствовать свои знания о человеке и мире. Призывающий осуществляя свой призыв, день за днем, видит разные стороны человека, и это уже расширяет его знания. Но еще больше он расширяет свои знания, когда он, ради довольства Аллаха и за Его рай, размышляет и ищет пути, чтобы решить проблемы людей, дабы они (люди) могли увидеть чудеса Аллаха и Его знамения и уверовать в Него, и могли бы покланяться Ему в надежде на Его довольство, прощение и вознаграждение. Призывающему, придется искать в людях препятствия, мешающие им увидеть знамения Аллаха, которые окружают их и которые в них самих. Он, день за днем, видит человека все яснее и яснее, как его чувственную сторону, так и мыслительную. Ведь он читает аяты Корана о вере человека, о его страхе перед его Господом, о его надежде, а также о ненависти неверных, о гордости человека, о зависти людей писания. Он также ежедневно наблюдает это в своей жизни, он наслаждается своей верой и видит, как наслаждаются ею другие верующие, видит, как страдают неверующие и незнающие, из-за своей гордости, зависти и беспечности. Зная об истинности Судного дня и истинности рая и ада, он уже сейчас видит вознаграждение за веру и наказание за неверие. Призывающий, в своем призыве, должен следовать Корану и Пророку (благословение и мир Аллаха ему).

В Коране Всевышний Аллах говорит:

перевод смыслов
“И говори: “Господь мой! Умножь мое знание”. (20:114)

“Скажи: “Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?” (39:9)

“Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени. Аллах сведущ в том, что вы делаете!” (58:11)

“Ведь боятся Аллаха из Его рабов только знающие”. (35:28)


Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорил, что Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) сказал: “Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность без остатка потратить его на должное, и человеку, которому Аллах даровал мудрость, и который судит сообразно ей и передает ее другим”. (Бухари)

Анас (да будет доволен им Аллах) поведал, что Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) сказал: “Кто отправится в путь в поисках знания, пребудет на пути Аллаха, пока не вернется”. (ат-Тирмизи)

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) сказал: “Для того, кто следует по пути, на котором он ищет знания, Аллах сделает легким путь в рай”. (Муслим)

Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я слышал, как Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) сказал: “Для того, кто следует по пути, на котором желает обрести знание, Аллах сделает легким путь в рай. Поистине, ангелы распростерли свои крылья над тем, кто ищет знания, радуясь тому, что он делает. Поистине, для ученого просят о прощении все, кто на небе и кто на земле, даже киты в море. Превосходство ученого над поклоняющимися (без знания) подобно превосходству луны над другими светилами. Поистине, обладающие знанием – наследники пророков, а пророки не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство знание. И тому, кто приобрел его, достался великий удел”. (Абу Давуд и ат-Тирмизи)

Абу Умама (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) сказал: “Преимущество ученого над поклоняющимся (без знания), подобно моему превосходству над низшими из вас”. Затем Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) сказал: “Поистине, Аллах и ангелы Его, обитатели неба и земли, даже муравей в своей норке, даже киты в море, призывают благословения на тех, кто обучает людей благому”. (ат-Тирмизи)

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) сказал: “Проклят этот мир и проклято все, что в нем есть, кроме поминания Всевышнего Аллаха и того, что Ему угодно, и знающего и обучающегося”. (ат-Тирмизи)

Вышеприведенных доказательств достаточно для того, чтобы призывающий был в постоянных поисках знаний, которые угодны его Господу. Он должен остерегаться невежества на его пути, и должен уделять особенное внимание своим намерениям в деле религии. Его знания должны быть притворены в его жизни в совершенстве. Его чувственным укладом должен стать Коран. Его призыв должен быть наполнен знаниями о знамениях Корана и мироздания. Его дела должны быть доказательством того, что Коран ниспослан для претворения в жизни человека, дабы он мог увидеть счастье в этом мире, а в Судный день заслужить довольство Аллаха и Его рай.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Аллаха Мухаммаду, Пророку и Посланнику, его семье, его сподвижникам и тем, которые следуют по его пути. Амин.