Исламское государство представляется в лице халифа, исполняющего шариат. Оно является политической и исполнительной структурой для претворения законов Ислама и распространения исламского призыва в мире путем призыва (даъвата) и джихада.

Это государство является единственным методом, который установлен Исламом для исполнения своих систем и общественных законов в жизни и обществе. Исламское государство  является гарантом существования Ислама в жизни, без которого уходит существование Ислама как идеологии и системы для жизни, а остаются  лишь духовные обряды и нравственные качества. Поэтому это государство является постоянным, а не временным.

Исламское государство зиждется на исламской акыде (доктрине), которая является его основой. И согласно шариату, не позволяется государству, ни в каком положении, отойти от этой основы. Когда Посланник (с.а.с.) установил власть в Мадине и принял в ней правление, он с первого же дня установил эту власть на исламской акыде. В то время аяты, касающиеся законодательства, еще небыли ниспосланными. Он определил свидетельство «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммад Посланник Аллаха» основой жизни мусульман, основой отношений между людьми, основой для устранения взаимных притеснений и разногласий, то есть основой всей жизни, включая власть и правление. Затем он не ограничился этим, а узаконил джихад, который стал обязанностью мусульман для донесения этой акыды людям.

Муслим и аль-Бухари передали от Абдуллаха ибн Умара, который сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Мне приказано сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: «Свидетельствуем, что нет бога кроме Аллаха и что Мухаммад Его Посланник», и до тех пор, пока они не будут совершать молитву и давать закят. Если они выполнят это, то сохранят от меня свои жизни и свое имущество за исключением положенного, и отчет их у Аллаха».

Затем он определил сохранение постоянства акыды, основой государства, обязанностью (фардом) для мусульман. Он приказал сражаться, если проявится явное неверие, т.е. в случае если исламская акыда перестанет быть основой власти и правления. Его спросили о том, дозволено ли мусульманам, сражаться с неправедными правителями? Он ответил: «Нет, до тех пор, пока они совершают молитву».

Во время принятия присяги на верность (байат), им было оговорено, что мусульмане не будут сражаться с обладателями власти, за исключением, если заметят явное неверие. Относительно наихудших правителей Муслим передал от Авфа ибн Малика «…было сказано: «О Посланник Аллаха! Разве мы не будем сражаться с ними?» Он ответил: «Нет, до тех пор, пока совершают молитву…» Аль-Бухари передал от Убады ибн Самита относительно присяги: «И чтобы мы не старались отнять власть у правителей. Сказал: «За исключением, если заметите явное неверие, относительно которого у вас имеется от Аллаха доказательство». Все это указывает на то, что основой государства является исламская акыда, поскольку Посланник (с.а.с.) установил власть на ее основе, приказав сражаться на пути её сохранения, как основы власти, и велел вести джихад ради неё.

Поэтому недопустимо, чтобы у государства была какая-либо мысль, понятие, закон или критерий, которые не исходят из исламской акыды. Недостаточно определять исламскую акыду основой государства лишь формально. Присутствие этой основы должно быть воплощенным во всем, что касается существования этого государства, во всех малых или больших делах государства. Все понятия о жизни и все законы этого государства должны исходить из исламской акыды. Оно не может допустить наличие иного понятия. Не может быть дозволено принятие государством понятия «демократия», так как оно не исходит из исламской акыды, не говоря уже о его противоречии исламским понятиям. Не может быть и речи о каком-либо признании понятия национализма, поскольку оно не исходит из исламской доктрины, не говоря уже о том, что понятия вышедшие из исламской доктрины порицают их, запрещают и поясняют их опасность.

А также не допустимо какое-либо присутствие понятия патриотизма из-за того, что оно не исходит из акыды Ислама и к тому же противоречит исламским понятиям. Таким же образом в аппаратах исламского государства нет места министерствам в демократическом их понимании. В правлении этого государства нет какого-либо понятия как империя, королевство или республика, так как они не исходят из акыды Ислама и противоречат  вышедшим из неё понятиям. Также категорически запрещено требовать отчета от этого государства не на основе исламской акыды, как стороны отдельных людей, так и со стороны групп и сплочений. Запрещается возникновение движений, сплочения или партий на иной основе, нежели на основе исламской акыды. Все это неминуемо требуется тем принципом, что исламская акыда является основой государства. И это является обязательным для правителя и граждан государства.

Обязательность того, чтобы исламская акыда была основой государства, требует, чтобы его конституция и остальные законы были взяты из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника (с.а.с.). Аллах велел правителю вести правление в соответствии с тем, что Он ниспослал Своему Посланнику (с.а.с.). Он определил того, кто не правит тем, что ниспослал Аллах неверным, если он верит в правление неверия и верит в непригодность того, что ниспослал Аллах Своему Посланнику (с.а.с.). Тот, кто осуществляет правление в соответствии с законами неверия и не верит в них, является грешником и несправедливым. Веление Аллаха правителю с тем, чтобы он правил тем, что ниспослал Аллах, достоверно имеется в Коране и Сунне. Всевышний Аллах сказал:

فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ 

«Но нет – клянусь твоим Господом! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними». (4:65)

 

 وَأَنِ احْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللهُ

«И суди между ними по тому, что низвел Аллах». (5:49)

Аллах ограничил законодательство государства тем, что Он ниспослал и предостерег от правления иным, то есть от правления законами неверия. Аллах сказал:

وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللهُ فَأُولآئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ 

«А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это – неверные». (5:44)


Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Каждое действие, относительно которого нет нашего приказания, отвергнуто».

Все это указывает на то, что все законодательство государства, конституция и законы, ограниченны законами шариата, исходящими из исламской акыды, то есть, ограничено законами, ниспосланными Аллахом Своему Посланнику в Коране, Сунне, а также в том, на что указывают Коран и Сунна, то есть в шариатской аналогии и единодушии сподвижников Посланника (с.а.с.).

Поскольку обращение Законодателя касается деяний людей и обязывает их соблюдать это обращение во всех своих поступках, то регулирование этих поступков исходит от Аллаха. Исламский шариат касается всех поступков людей и всех их отношений, будь то их отношения с Аллахом, с самими собой или с другими людьми. По этой причине в Исламе нет места изданию законов государства со стороны людей для регулирования ими своих отношений, так как они ограничены законами шариата. Всевышний Аллах сказал:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا 

«И что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь». (59:7)

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلاَ مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَنْ يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ 

«Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его Посланник дело, выбора в их деле». (33:36)

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Воистину Аллах возложил обязанности, не теряйте их, установил пределы, не преступайте их, что запретил, не нарушайте, о чём умолчал, не по забывчивости, а разрешением для вас, не ищите это». Муслим передал от Аишы следующий хадис, в котором Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто введет новшество в наше дело, что не из него, то оно отвергнуто». Всевышний Аллах является Тем, Кто установил законы, а не правитель. Он Тот, кто обязал людей и правителя к следованию этим законам в своих отношениях и деяниях, ограничив их этими законами и запретив им следовать иным законам.

Поэтому в исламском государстве у людей нет права устанавливать законы для регулирования отношений людей. У них нет права издавать конституцию или иные законы. Правитель этого государства не может принуждать людей или предоставлять им выбор следовать в регулировании своих отношений тем принципам и законам, которые установлены людьми.

Посланник (с.а.с.) установил исламское государство в Медине с его основой, на которой оно зиждется, с его принципами, аппаратами, армией, внутренними и внешними отношениями. Как только он достиг Медины, он стал вести правление среди мусульман и управлять их делами, образовав исламское общество. Он заключил определенные договора с евреями, с Бану Замра, с Бану Мудладж, с курайшитами, с жителями Айля, Джарба и Азрах. Он дал обещание людям, что ни для кого из паломников не будет препятствия посещать Каабу и никому не будет угрозы в запретном месяце.

Он отправил Хамзу ибн Абд-уль-Мутталиба, Убайду ибн аль-Хариса и Сада ибн Абу Вакаса во главе отрядов на сражение с курайшитами. На войну с византийцами им были отправлены Зайд ибн Хариса, Джафар ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Равваха. Халид ибн аль-Валид был отправлен им на сражение с крепостью, под названием «Думату аль-джандал». А также он сам лично возглавил армии, в многочисленных походах, вступая в жестокие сражения. В провинции и города им были назначены губернаторы и руководители (уммаль). Так он назначил Уттаба ибн Усайда руководителем Мекки после ее открытия, а Базана, после принятия им Ислама он назначил губернатором Йемена. Муаз ибн Джабаль был назначен им губернатором аль-Джанада. Халид ибн Саид ибн аль-Ас был назначен руководителем города Сана, а Зияд ибн Лябид ибн Саляба аль-Ансарий руководителем города Хадрамавт.

Абу Муса аль-Ашарий был назначен руководителем городов Зубейд и Аден. Амр ибн аль-Ас был назначен губернатором Омана. Абу Дуджана был руководителем Медины при Пророке. Посланник (с.а.с.), когда назначал губернаторов и руководителей, выбирал их из числа тех мусульман, которые хорошо могли справиться с той работой, которая возлагается на них, и могли преисполнить верой сердца тех, к кому они отправлялись. Он спрашивал их о том, как они будут проводить правление на своих местах. Аль-Байхакий, Ахмад и Абу Дауд передали от Муаза следущее: «В то время когда Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил Муаза в Йемен, он спросил его: «Каким образом ты будешь судить?», - тот ответил ему: «Буду судить по Книге Аллаха». Посланник спросил его: «А если ты не найдешь в Книге Аллаха?», - он ответил: «Буду судить по Сунне Посланника Аллаха». Посланник далее спросил его: «А если ты не найдешь в Сунне Посланника Аллаха?», - Муаз ответил: «Совершу иджтихад, не жалея сил», - и сказал: «Он ударил своей рукой мне по груди и сказал: «Хвала Аллаху, Который направил Посланника Аллаха к тому, что удовлетворяет Посланника Аллаха». Ибн Сад передал от Амра ибн Ауфа, что Посланник (с.а.с.) назначил Абана ибн Саида ибн аль-Аса губернатором Бахрейна и сказал ему: «Обходись с Абд-уль-Кайс по-хорошему и уважай их вождей».

Посланник (с.а.с.), назначая губернаторов, выбирал их из числа самых достойных людей, которые приняли Ислам. Он приказывал им обучать принявших Ислам и брать у них милостыни, часто возлагая на губернатора сбор средств. Он наказывал им осведомлять людей о добре, обучать их Корану и просвещать их в религии, быть мягкими с людьми в истине и быть строгими с ними в несправедливости, запрещать им, в случае волнения среди людей, взывать к племенам, дабы их мольба была направлена лишь к Аллаху, которому нет ровни, собирать пятую часть имущества и предписанные мусульманам милостыни. Тот, кто искренне принимает Ислам из числа иудеев и христиан, получает такие же права, как и остальные мусульмане, и на него возлагаются те же обязанности. А если он продолжает оставаться в христианстве или иудаизме, то не совращается со своей религии.

Муслим и аль-Бухари передали от Ибн Аббаса, что «когда Посланник (с.а.с.) отправил Муаза в Йемен, сказал ему: «Ты идешь к народу, обладающему Писанием и поэтому, во-первых, ты будешь призывать их к поклонению Аллаху. Если они уверуют в это, то сообщи им, что Аллах предписал им совершать пятикратную молитву ежедневно. Если они будут совершать ее, то сообщи им, что Аллах предписал им выплачивать им закят, который берется у богатых из них и отдается бедным из них. Если они подчиняться этому, то возьми у них и остерегайся их имущества». Во втором сообщении этого хадиса имеется следующее добавление: «и опасайся мольбы терпящего несправедливость. Поистине между этой мольбой и Аллахом нет завесы».

Иногда Посланник (с.а.с.) отправлял для сбора средств определенного человека. Так он ежегодно отправлял Абдуллаха ибн Равваху к евреям племени Хайбар предположительно разделяя для них их урожай. В книге «Аль-Мута» имеется следующий текст: «Посланник (с.а.с.) отправлял Абдуллаха ибн Равваха, и он предположительно разделял между ними и им, а затем говорил: «Если желаете, то вам, а если желаете, то мне. И они брали его».

Передаётся от Салмана ибн Ясира, который сказал: «Они преподнесли ему некоторое количество драгоценных украшений, которое собрали у своих женщин и сказали ему: «Это тебе, облегчи нам и пропусти из внимания часть доходов». На что Абдуллах ибн Равваха сказал им: «О евреи! Поистине для меня вы самое омерзительное создание Аллаха. Но это не побуждает меня поступить несправедливо по отношению к вам. Что же касается предложенной мне вами взятки, то это запретно, и мы не добываем средства подобным образом». И они сказали: «Этим же держатся небеса и земля». Посланник (с.а.с.) рассматривал дело валиев и уммал, выслушивая сообщения о них, которые доходили до него. Так он отстранил с поста руководителя Йеменом Аля ибн аль-Хадрами по причине жалобы на него со стороны делегатов от Абд аль-Кайса. Ибн Сад сказал: «Мухаммад ибн Умар сообщил мне, сказав: «Мне было сообщено… от Амр ибн Авфа, союзника Бану Амир ибн Луи, что Посланник Аллаха (с.а.с.) отправил Аля ибн аль-Хадрами в Бахрейн и затем, отстранив его, отправил туда руководителем Аббан ибн Саида». Мухаммад ибн Умар сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) велел в письменной форме Аля ибн аль-Хадрами доставить ему двадцать человек из Абд аль-Кайса, и он доставил их ему, во главе которых был Абдуллах ибн Авф аль-Ашадж, оставив вместо себя в Бахрейне Мунзира ибн Сави. Прибывшие делегаты пожаловались на Аля ибн аль-Хадрами и Посланник Аллаха (с.а.с.) отстранил его и назначил вместо него Аббана ибн Саида аль-Аса, сказав ему: «Обходись по-хорошему с Абд аль-Кайс и уважай их вождей». Также Посланник Аллаха (с.а.с.) проводил полный отчет в отношении своих руководителей, требуя от них отчета за доходы и расходы, имеющиеся в их регионах.

Аль-Бухари и Муслим передали от Абу Хамида Саидий следующее сообщение: «Пророк (с.а.с.) назначил Ибн Лутбийа на сбор закята с Бану Салим. Придя к Посланнику Аллаха (с.а.с.) он, отчитавшись перед ним, сказал: «Это вам, а это – подарок, который мне подарен». Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «А не сидел бы ты в доме своего отца или своей матери пока не придёт к тебе твой подарок, ели ты правдив». Затем Посланник (с.а.с.) встал и обратился к людям, вознеся хвалу Аллаху и затем сказав: «Я использую людей из вас в делах, что поручил мне Аллах, а приходит один из вас и говорит: «Это вам, а это подарок, подаренный мне», - а не сидел бы он дома своего отца или своей матери пока не придёт его подарок, если он правдив. Клянусь Аллахом, каждый из вас, взявший что-либо без права, в судный день придёт к Аллаху, неся это. Так нет же, я непременно узнаю, что человек пришёл к Аллаху с ревущим верблюдом, мычащей коровой, кричащей овцой». Затем он поднял свою руку так, что я увидел белизну его подмышек: «Разве я не донёс?!» Передал Абу Дауд от Бурайда, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Тот, кого мы использовали в каком-либо деле и дали ему жалование, то, взятое им после этого – цепи». Жители Йемена пожаловались на Муаза за затягивание молитвы, и он отругал его. Передали аль-Бухари и Муслим от Абу Масуда аль-Ансарий, который сказал: «Сказал человек: «О Посланник Аллаха, я не продолжаю молитву из-за того, что такой-то затягивает молитву», - и я не видел Пророка (с.а.с.) в назидании, наиболее гневным, чем в тот день, и он сказал: «О люди, поистине вы отталкиваете, вселяете отвращение. Так пусть облегчит (т.е. укорачивает) тот, кто проводит молитву, ведь среди людей есть больной, слабый и испытывающий нужду». В рассказе Муслима от Джабира с выражением: «…Муаз, ты что смутьян…»
 

Пророк (с.а.с.) назначал судей, чтобы те судили между людьми. Так он назначил Али ибн Абу Талиба судьей в Йемене. Отправил Муаза ибн Джабаля и Абу Мусу аль-Ашарий в качестве судей в Йемен и сказал им: «Как вы будете судить?» - они ответили: «Если мы не найдем решения в Книге Аллаха и Сунне, то будем сравнивать одно дело с другим и то, что найдем самым близким к истине, будем руководствоваться им». Данный хадис передали Байхакий, Ахмад и Абу Дауд. Таким образом, Пророк (с.а.с.) утвердил их в этом, что указывает на то, что он выбирал судей и удостоверялся в их методе судопроизводства.
 

Пророк (с.а.с.) руководил, определял интересы людей и назначал писарей для руководства этими интересами. Они были в степени руководителей департаментов (даваир). Так Али ибн Абу Талиб писал договора и мирные соглашения, когда они заключались. Муайкиб ибн Абу Фатима имел при себе печать, которую он ставил на эти договора, а также был записывающим трофеи. Хузайфа ибн аль-Яман записывал предполагаемый урожай плодов Хиджаза. Зубайр ибн Аввам учитывал доходы от милостыни. Мугира ибн Шаба учитывал долги, ссуды и взаимоотношения в различных сферах. Шурахбиль ибн Хасана писал послания королям. Для каждого интереса Посланник (с.а.с.) назначал писаря, то есть управляющего, сколько бы ни увеличивались эти интересы. Он часто советовался со своими сподвижниками и никогда не прекращал просить совета у проницательных, заслуживающих этого, имеющих крепкую веру и крайне усердных в распространении Ислама людей. Он выделил в совет четырнадцать человек, обращаясь к ним за мнением, выбрав их, потому что они были представителями своих народов, семеро из которых были от мухаджиров (переселенцев) а семеро других от ансаров. Из числа таких людей были: Хамза, Абу Бакр, Джафар, Умар, Али, Ибн Масъуд, Сальман, Аммар, Хузайфа, Абу Зарр, Билял. Кроме них он советовался и с другими людьми, однако к этим лицам он обращался за советом больше, чем к другим. Они были в степени совещательного собрания. Посланник (с.а.с.) определил для мусульман и не мусульман, для земли, урожая и скота, взимаемые с них средства, которыми были: закят, десятина, трофеи, харадж (поземельный налог), джизья (подушная подать). Трофеи были из числа имущества, которое принадлежало казне государства. Закят распределялся лишь среди восьми категорий людей, которые упомянуты в Коране и ни на кого, кроме них не расходовался, как и не расходовался на государственные дела. На управление делами граждан государства средства брались из доходов полученных от трофеев, хараджа и джизьи, которые были достаточны для управления государством и оснащения армии. При этом государство не ощущало потребности в дополнительных средствах.

Так Посланник (с.а.с.) сам лично образовал аппарат исламского государства, завершив его установление при жизни. Он фактически был руководителем этого государства, имел при себе помощников, губернаторов, судей, армию, руководителей департаментов и совещательное собрание. Этот аппарат по своей форме и полномочиям есть путь, следование которому является обязательным. В общих чертах он передан в достоверных и в не всякого сомнения формах. Посланник (с.а.с.) с того времени как достиг Медины и до своей смерти исполнял деятельность руководителя государства. Абу Бакр и Умар были его помощниками. После его смерти все сподвижники объединились на выбор руководителя государства, в качестве преемника Посланника, лишь в управлении государством, а не в Послании и Пророчестве, так как оно было завершено им (с.а.с.). Таким образом, Посланник полностью установил аппарат государства при своей жизни, оставив форму правления и аппарат государства известными и совершенно очевидными.

из книги "Система правления в исламе"