Исламское просвещениеادع الى سبيل ربك بالحكمة والموعظة الحسنة وجادلهم بالتي هي أحسن. ان ربك هو اعلم بمن ضل عن سبيله وهو اعلم بالمهتدين


“Зови к пути Аллаха с доказательством и красивым увещанием и препирайся с ними лучшими методами. Поистине, Господь твой лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих по правильному пути”. (16:125)



ولا تجادلوا أهل الكتاب إلا بالتي هي أحسن. إلا الذين ظلموا منهم وقولوا آمنا بالذي انزل إلينا وانزل إليكم ألهنا ألهكم واحد ونحن له مسلمون


“И не препирайтесь с обладателем Книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливые, и говорите: “Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам, и наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаёмся”. (29:46)


اذهبا الى فرعون انه طغى . فقولا له قولاً لينا لعله بتذكر أو بخشى


“Идите к Фараону, ведь он возмутился. И скажите ему слово мягкое, будет лучше, если он опомнится или убоится”. (20:43-44)


Эти аяты объясняют каким образом нести даъва. Прежде всего даъват  должен быть к Аллаху, а не к какой-то личности, или не  к какому-то народу или группе, потому что даий неся даъват, выполняет обязанность предписанную ему Аллахом. За то, что он нёс даъват и показал людям правильный путь, его вознаградит только Аллах. Поэтому, когда люди не принимают его даъват и строят козни перед его даъватом, он от этого не должен отчаиваться и гневаться. Поэтому, что хидая и заблуждается от Аллаха.

يؤتي الحكمة من يشاء ومن يؤت الحكمة فقد


“Он дарует мудрость кому пожелает, а кому даровал мудрость, тому даровано обильное благо, но вспоминают только обладатели разума!” (2:272)


وإن عاقبتم فعاقبوا بمثل ما عمقبتم به ولئن صبرتم لهو خير للصابرين


“И, если вы наказываете, то наказывайте подобным тому, чем вы были наказаны. А, если терпите, то это - лучше для терпеливых”. (16:126)


إن الله مع الذين إتقوا والذين هم محسنون


“Поистине Аллах с богобоязненными и делающими добро!” (16:128)


Даъват бывает двух видов

1) Призывать кафиров к принятию Ислама. Этот даъват несётся со стороны индивидуума в любом положении. Государство же практически, то есть, претворяя законы Ислама над не мусульманами, в результате чего кафиры, видя свет и величие Ислама, входят в него группами.

2) Призывать мусульман к соблюдению законов Ислама, и работа, чтобы претворить законы Ислама во всём мире. В условиях, когда нет Исламского государства, ведётся даъват к установлению государства и управлению им на основе Корана и Сунны. Этот даъват является общественным, то есть, необходима группа, которая ведёт эту работу.

Оба даъвата являются тарикатом, который приведёт к ощутимому результату. Даъват ведётся не для того, чтобы освободиться от фарза или оправдания перед Аллахом, а для достижения ощутимого результата.

Например: принятие одной или несколькими личностями Ислама или, когда  ведётся Джихад на пути Аллаха, фатх какого-то города, уничтожения врага, захват территории врага. Когда выполняются ахкамы касающиеся тариката, то должны имеется и учитываться эти цели.

Даъват ведётся тремя путями

1) С хикмат, то есть с разумными доказательствами, и убедительными словами противопоставить ошибочным мыслям правильные мысли. Тогда размышляющие люди осознают ошибочность этих неправильных мыслей. Таким путём вести даъват к размышляющим людям будет результативным. Поэтому кафиры и безбожники боясь, уходят от такого даъва, потому что доказательства раскрывая их заблуждения, выявляют истину. Поэтому этот даъват как огонь, который сжигает нечестие, и как свет, который освещает прямой путь.

Поэтому Коран сильными доказательствами и фактами призывает людей к размышлению о существовании создателя всего сущего.

أفلا ينظرون إلى الإبل كيف خلقت وإلى السماء كيف رفعت وإلى الجبال كيف نصبت وإلى الأرض كيف سطحت


“Разве они не посмотрят на верблюдов, как они созданы! И на небо, как оно возвышено! И на горы, как они водружены! И на землю, как она распростёрта!” (88:17-20)


وهو الذي يرسل الرياح بشرا بين يدي رحمته حتى إذا أقلت سحاباً سقناه لبلد ميت فأنزلنا به الماء فأخرجنا به من كل الثمرات كذلك نخرج الموتى لعلكم تذكرون


“Он тот, который посылает ветры благовестником пред своим милосердием. А, когда они двинут тяжёлое облако, мы гоним его на мёртвую страну, низводим из него воду и выводим ею всякие плоды. Так изведём Мы и мёртвых, - может быть вы опомнитесь”. (7:57)


Хикмат - это не мягкость, не ведение дел исходя из реальности, не терпимость, не компромисс или дипломатия. Ни одно из значений не является значением слова хикмат. Слово хикмат даёт два значения:

а) Расставить все дела по своим местам.

б) Доказательство, факт.

Делать тафсир аята используя первозначения, будет не верным, только значение (доказательство, факт) будет правильным.

Посланник Аллаха (с.а.в.), когда делал даъват народу Мекки, не вёл его путём компромисс, чтобы угодить и не обидеть их. Наоборот вёл его бескомпромиссно, читая нижеследующие аяты Аллаха:

إنكم وما تعبدون من دون الله حصب جهنم أنتم لها واردون


“Поистине вы и то, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, это дрова для геенны, вы в неё войдёте”. (21:98)


ولا تطع كل حلاف مهين. هماز مشاء بنميم .مناع للخير معتد أثيم. عتل بعد ذلك زنيم


“Не повинуйтесь же всякому любителю клятв, презренному, хулителю, бродящему со сплетнями, препятствующему добру, врагу, грешнику, после этого безродному”. (68:11-13)


2) Красивым наставлением, то есть красивым напоминанием, когда обращаясь к разуму пробудить чувства, и обращаясь к чувствам пробудить разум. Тогда даъват с мягкостью входит в сердца и связав мысли с чувствами, крепко оседает в сердцах.

Поэтому часто, чистосердечно сделанное наставление смягчает сердца, и, приблизив далёкие от истины сердца, ведёт к хидаят.

فبما رحمة من الله لنت لهم ولو كنت فظاً غليظ القلب لانفضوا من حولك فاعف عنهم واستغفر لهم وشاورهم في الأمر فاذا عزمت فتوكل على الله إن الله يحب المتوكلين


“По милосердию от Аллаха, ты смягчился к ним, а если бы ты был грубым с жёстким сердцем, то они бы рассеялись от тебя. Извини же их и попроси им прощения, и советуйся с ними о деле. А когда ты решился, то положись на Аллаха, поистине, Аллах любит полагающихся”. (3:159)


إذهبا إلى فرعون إنه طغى فقولا له قولاً لينا لعله يتذكر أو يخشى


“Идите к Фараону, ведь он возмутился. И скажите ему слово мягкое, будет лучше, если он опомнится, или убоится”. (20:43-44)


Сотрясающих сердца, призывающих обратить внимание на своё положение и смело принять на основе разума найденную дорогу, очень много аятов:

ولقد ذرأنا لجهنم كثيراً من الجن والإنس لهم قلوب لا يفقهون بها ولهم أعين لا يبصرون بها ولهم آذان لا يسمعون بها أولئك كالأنعام بل هم أضل أولئك هم الغافلون


“Мы сотворили для геенны много джинов и людей: у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят; уши, которыми они не слышат. Они как скоты, даже более заблудшие. Они находящиеся в невнимательности”. (7:179)


3) Красивейшим образом веди дискуссию.

То есть не задевая его личности, и ограничиваясь темой дискуссии, явными доказательствами разрушить неправильные понятия с целью выявить истину (ад и рай).

لو كان فيهما آلهة إلا الله لفسدتا فسبحان الله رب العرش عما يصفون


“Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы они. Хвала Аллаху, владыке Трона, превыше Он того, что они Ему приписывают!” (21:22)


أفلا يتدبون القرآن ولو كان من عند غير الله لوجدوا فيه إختلافاً كثيراً


“Разве они не размыслят о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий”. (4:82)


Когда ведётся даъват к определенной личности, то необходимо определить цель. Например: призываем одного, чтобы принял мысли и делал к ним даъват; ко второму делаешь даъват, чтобы исправить у него какие-то понятия; к третьему, чтобы распространить в его кругу определённые мысли; к четвёртому, чтобы, поддерживая мысли, был помощником в делах даъвата. Умышленное соединение.

Не определение ожидаемого результата от личности, к которой несётся даъват, часто приводит даийя к разочарованию и пассивности.

Целью даъвата является не показать в дискуссии своё превосходство или выйти из неё победителем, а убедить в истине и повести к ней.

Психология человека имеет свои особенности.  Ему очень тяжело признать своё поражение и отказаться от защищаемых им мыслей. Поэтому не должны затрагивать честь и достоинство личности, к которой ведётся даъват.  Непозволительно унижать, оскорблять и стыдить его, обвинять в невежестве и незнании, потому что целью дискуссии является не сделать из него врага, а притянуть расположить к мыслям.

В течение дискуссии нужно убрать расстояние между людьми, участвующими в дискуссии. Чтобы чувствовались близкие и искренние отношения. Так же учитывать его положение и, выбрав удобное время, использовать красивые и убедительные слова. Если слушающий не откроет своё сердце, не откроется и его разум, потому что через сердце, открывается дорога к разуму.

Поэтому прежде, чем обратиться к его разуму, нужно обратить внимание на его сердце. Посланник Аллаха (с.а.в.), встретив группу из Бану Абдуллах, и начав даъват, сказал им: “Каким красивым сделал Аллах имя вашего отца”, то есть его имя не имя идола (Абдулат или Абдулузза). Чтобы расположить их сердце и, чтобы они прислушались и приняли его даъват, Посланник Аллаха (с.а.в.) использовал такой метод (услюб).

В любом положении говорить правду, терпеть трудности, не нарушая слов Аллаха, ваджиб. Имам Бухарий передаёт от Уббада ибн Самита, он говорит: “Мы в трудности и лёгкости подчиняться Аллаху и его Посланнику, не бороться с правителями и где бы небыли, не боясь ни чьих слов, говорить правду, перед Пророком (с.а.в.) дали клятву”.