Есть законы в отношении поста. Соблюдение этих законов позволяет выполнять предписание Аллаха должным образом. Это законы в отношении того, как необходимо соблюдать пост в этот месяц. Законы о том, каким образом необходимо брать намерение для совершения поста, о том, что портит пост и о том, каким образом надо себя вести в эти благословенные дни. Когда необходимо прекращать прием пищи, когда можно начинать принимать пищу.
Всевышний Аллах, предписал пост в благословенный месяц Рамадан, указал на то, когда этот месяц начинается и когда заканчивается. И об этом хотелось бы поговорить в этой статье, привести мнение исламских ученных по этому вопросу, для того, чтобы было ясное понимание о начале и завершении благословенного месяца Рамадан.
Пост это взаимоотношение человека со своим Творцом. Каким образом строить отношение со своим Господом устанавливается Всевышним Аллахом. Божественным откровением для всего человечества является Коран и Сунна Посланника Аллаха Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует и ответы на наши вопросы следует брать только из этих источников.
Всевышний Аллах сказал:
«Тот из вас, кого застанет новый месяц, должен поститься» (2:185).
также Аллах говорит:
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الأهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ
«Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (2:189).
В сборниках хадисов Бухари и Муслима приводятся такие хадисы:
«Не начинайте поститься, пока не увидите новый месяц, а также не прекращайте поститься, пока снова не увидите его. Если он будет закрыт от вас облаками, то отсчитайте его (продолжительность в количестве тридцати дней)» (Бухари).
«В месяце Рамадан двадцать девять (дней), поэтому не начинайте поститься, пока не увидите его (новый месяц) и не прекращайте поститься, пока также не увидите его (новый месяц Шавваля). А если будет облачно, то отсчитайте его (тридцать дней)» (Муслим).
Ибн Аббас не принял сведения того, что в Шаме видели луну, и сказал, что для нас этого не достаточно – так нас научил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Это понимание ибн Аббаса, а не слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В книге Булюг аль-Марам автора Ибн Хаджар Аль-Аскалани в отношении действия Абдуллаха Ибн Аббаса говорится: «Мнение одного сподвижника не является неопровержимым доводом при наличии достоверных хадисов».
Что сказал имам Аль-Шаукани об этом хадисе? Он сказал: «Что касается его слов (т.е. Ибн Аббаса): «Так (поступать) приказал нам Посланник Аллаха (с.а.с.)», то «…Этот приказ Посланника (с.а.с.) содержится в хадисе, выведенном Бухари и Муслимом, среди остальных, со следующими словами: «Не начинайте пост пока не увидите молодой месяц и не прекращайте пост пока не увидите молодой месяц, а если будет облачно и его не видно, тогда завершайте пост по истечении тридцати дней». И это не относится только к людям одного конкретного региона и не распространяется на другие, напротив, это относится ко всем мусульманам» (Наил уль-Автар, том 4, стр.268).
Ибн Таймия сказал: «... человек, который обучен наблюдать за луной в хорошее время и способен воспользоваться этим для начала поста, для завершения поста или для жертвоприношения, он несомненно должен сделать это. Тексты (Ислама) и сообщения о мнении Салафов указывают на это. Ограничить это определенным расстоянием или страной будет являться противоречием как здравому смыслу, так и исламскому законодательству» (Аль-Фатава, Том 5, страница 3).
В книге ханафитского мазхаба Фатх-уль-Къадир (автор аль-Имам Камалюддин Мухаммад ибн Абд-уль-Вахид ас-Сайвасий) в разделе «Книга о посте», тема «Видение луны», можно прочитать следующее: «Люди должны искать луну в двадцать девятый день месяца Шаъбана, если они увидят ее, то начинают держать пост, а если она была скрыта для них, то они дополняют месяц Шаъбан тридцатым днем, затем постятся», согласно словам Пророка (с.а.с.): «Держите пост с видением луны, и разговляйтесь с ее видением, а если она скроется от вас, то дополните тридцатым днем Шаъбана».
В книге ханафитского мазхаба «Аль-Мабсут», автор Шамсу-д-Дин ас-Сархасий (Дар-уль Маърифа, Бейрут, Ливан), 3 том. 63 стр. пишет: «Если жители местности начали держать пост без видения луны, а один человек из их числа не начинал держал пост, пока не увидел луну на следующий день, таким образом, все жители продержали тридцать дней, а этот человек двадцать девять дней, то на этом человеке нет никакого возмещения, а жители данной местности допустили ошибку, когда начали держать пост без видения луны, согласно словам Пророка (с.а.с.): «Держите пост с видением луны, и разговляйтесь с ее видением, а если она скроется от вас, то дополните месяц Шаъбан тридцатым днем».
Здесь авторы говорят, о правилах определения начала месяца Рамадан. Конец месяца, общеизвестно, определяется аналогичным образом.
В книге «Китабуль фикх аля мазахибил арбаа» (Книга фикха по четырем мазхабам, автор Абдуррахман Аль-Джазирий (1883-1941)) о мнении мазхаба Ханафи в теме «Принимаются ли слова астрономов» автор говорит: «Не берутся во внимание слова астрономов, и нет обязанности держать пост согласно их подсчетам..., потому что шариат связал пост с твердыми признаками которые никогда не изменятся – это виденье месяца или завершение Шабана тридцатым днем».
Известный ученый-ханафит имам Сархаси (умер в 483 г. по хиджре) цитирует переданное от Абу Дауда (2333, 2334): «Мусульмане не начинали держать пост пока не видели луну. Потом пришел человек не из мединцев и сказал Пророку (с.а.с.), что он видел луну. Пророк (с.а.с.) спросил его является ли он мусульманином, на что то ответил: «Да». Затем Пророк (с.а.с.) сказал: «Аллаху Акбар. Один (мусульманин) достаточен для всех мусульман». Пророк (с.а.с.) начал держать пост и приказал людям оставить еду и начать поститься» (Аль-Мабсут, 3-52).
Сообщается в достоверном хадисе: «Абу Умайр ибн Анас сообщает от своих дядей по отцу из числа ансаров, которые сказали: «Было облачно и мы не могли увидеть новую луну месяца Шавваль, так что мы начали день постящимися, затем к концу этого дня пришел караван и Посланнику (с.а.с.) сказали, что они видели новую луну месяца Шавваль днем ранее. В ответ на это он приказал людям прервать свой пост и они пошли на праздничную молитву (Ид) на следующий день».
В масхабе Ханафи, нет разногласия в вопросе видения – если жители востока увидели луну на жителях запада лежит обязанность последовать за этим и наоборот. Это также требуется согласно хадису: «Поститесь когда увидите (луну) и прекращайте поститься, когда увидите», потому что обращение к тому чтобы «поститься» и «прекращать поститься» является общим и для каждого. В заключении, когда видение луны подтвердилось в каком бы то ни было месте, каждый должен начать поститься и прерывать пост в соответствии с этим, т.е., когда видение луны подтвердилось» (Фатава Дар-уль-Улюм Деобанд, том 6, стр. 385-386, издание на языке урду).
Имам Касани сказал в своей книге Бада ас-Санаи, что следовать за чем-то другим помимо «одного видения луны для всей Уммы» является нововведением (бидаъ). Это показывает насколько слабым он считал другой иджтихад.
Имам Джузаири в своей книге «Фикх четырех школ мысли» (том 1) дает два мнения Ханафи касательно этого:
1) Видение луны любым мусульманином должно приниматься, несмотря на то является ли он рабом, свободным, мужчиной или женщиной, без исследования того является ли он справедливым (адиль) или нет.
2) Справедливость (адиль) свидетеля должна быть подтверждена судьей (къади).
Аш-Шавкани в книге «Ан-Наиль» говорит, что некоторые ученые, такие как Мухаммад ибн Аль-Хасан Аш-Шаибани сказали: «Требуется с человека, который видел молодой месяц в одиночестве поступить по решению людей в посте и Хадже, даже если он воочию видел его». Также это сообщается от Ата ибн Хасана, но это противоречит тому, на чем сошлись большинство ученых. Они сказали, что от человека требуется придерживаться решения основанного на видении. Аш-Шавкани разъясняя данный хадис сказал: «В нем есть пророчество о том, что люди поделятся на группы и будут противоречить пути Пророка (с.а.с.) Одна группа будет поступать на основе подсчетов и за ней последуют часть людей, вторая группа будет раньше времени постится и совершать паломничество у Арафа сделав это своим символом – они есть батыния (учение мусульман-исмаилитов, по которому истинный смысл Ислама может быть постигнут лишь путем аллегорического толкования Корана). И будут те, которое будут неуклонно идти, придерживаясь пророческого пути, и это та победоносная группа, которая всегда будет на истине! В данном хадисе она обозначена словами «люди». Они славны, достойные мужья (изобилие перед Аллахом) даже если их количество малое».
Абдуль-Ахр Хаммад, современный саудийский ученый, говорит, что известие о видение луны в одной местности должно распространяться на всех. Если жители страны начинают и завершают пост по астрономическим расчетам, то в этом нельзя следовать им, а напротив нужно следовать тому, кто увидел луну в любой из мусульманских стран, поскольку сообщается от Шейхуль-Ислям ибн Таймия: «Единогласным является то, что запрещается опираться на астрономический подсчет».
Что сказали ряд классических ученых о расчетных наблюдениях за луной?
Имам Малик бин Анас (р.а.) сказал: «Если вы увидите имама который не начинает и не заканчивает поститься путем видения луны, но начинает поститься путем расчетов, за ним нельзя следовать в молитве и следовать его примеру» (Тафсир аль-Куртубий от ибн Нафия (р.а.))
Известный ученый Ибн аль-Араби сказал: «Некоторые из наших людей ошиблись, когда передали, что Имам Шафии полагался на расчеты… Данная передача безосновательная и вымышленная» (Тафсир аль-Куртубий).
Если подвести итог сказанному, то видно, что начало поста и его завершение определяется с видением луны. Нельзя начинать и заканчивать пост, руководствуясь календарными данными или астрономическими вычислениями. И это решение не зависит от того, насколько точными вычислительными возможностями обладают мусульмане. Это решение было ниспослано Всевышним Аллахом для руководства.
Всевышний Аллах говорит:
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово прямое. Он устроит вам ваше дело и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот получит великую прибыль» (33:70-71).