1. Мнение мазхабов единогласно в том, что закят с растений и плодов взимается со всех видов. Возникает вопрос, почему же тогда мы говорим, что закят берется только из пшеницы, ячменя, финика и изюма.
Ответ: на этот вопрос состоит из двух моментов.
Первый. Имеющиеся достоверные доказательства о закяте с растений и плодов ограничены только этими видами (пшеница, ячмень, финик, изюм). Это полностью подробно разъяснено в книге «аль-Амваль» (Имущество) стр. 161 (утвержденное издание). Достаточным является приведенный в этом разделе хадис, который вывел и сделал достоверным (сахих) аль-Хаким. Передается от Абу Мусы и Муаза Ибн Джабаля, что Посланник Аллаха (с.а.с.) послал их в Йемен и велел им обучать людей их религии, сказав: «Не берется милостыня, кроме как из четырех вещей: ячмень, пшеница, изюм и финик». Этот хадис передал ат-Табарани в книге «аль-Кабир», передатчики которого так же являются достоверными. Явным является имеющееся в хадисе ограничение с использованием отрицания -частицы «илля» (кроме). (См. «аль-Амваль» утвержденное издание стр. 161 и дальше).
Второй. То, в чем мнение ученых и имамов мазхабов является единогласным, это закят с этих четырех вещей, основываясь на приведенных доказательствах.
А что касается всего остального помимо этих четырех вещей, то они разошлись во мнении по причине их разногласия в доказательствах.
Абу Ханифа сказал: «Закят выплачивается со всего того, при выращивании которого ставится цель прироста урожая плодов, злаков и зелени с земли, а то, в чем это обычно не преследуется подобно хлопку, баклажанам, арбузным семечкам и семенам, применяемым как лекарство, то нет с этого закята, и основой этого является намерение».
Два его ученика сказали: «Закят обязателен с плода, сохраняющегося на протяжении года (Ибн Абидин, глава «Закят»)».
Маликиты сказали: «Закят взимается только с плодов финика и винограда, а из зерновых перечислили двадцать видов, с остальных же закят не взимается. («аш-Шарх аль-Кабир», «Хашия аль-Дусуки»).
Шафииты сказали: «Закят обязателен с растений и плодов только в том случае, если они являются продуктами питания, подобно пшенице, ячменю, рису, чечевице, но он не взимается с инжира, сезама (кунжут), орехов, миндаля, граната, яблок, так как они являющихся продуктами питания. (Смотри «Шарх аль-Минхадж» и «Хашия аль-Кальюбий»).
А что касается Ахмада, то его мнение в одном из его высказываний гласит о том, что закят бывает с того, что вырастили люди при двух условиях: чтобы это было из макиль (мера сыпучих тел), и из того, что припасается, подобно рису, кукурузе, бобам, чечевице, семенам огурцов, семенам арбуза. И говорится, что нет закята с остального, как например, со всех овощей, плодов яблони, абрикоса, инжира, шелковицы, банана. Также нет закята с ореха, Ахмад указал на него, потому что он является редким. Также нет закята с овощей и трав, таких как редиска,, лук. Нет закята с хлопка. (Смотри «аль-Мугъни» и «Шарх мунтаха аль-Ирадат»).
В другом высказывании, переданном от Ахмада, говорится, что нет закята ни в чем другом, кроме как с четырех вещей.
Так же имеется разногласие в закяте с оливок (маслин). Закят обязателен с оливок (маслин) у ханафитов, маликитов, Шафии в старом мазхабе и в одном из высказываний от Ахмада.
У Шафии в новом мазхабе и от Ахмада в другом высказывании, говорится о неуместности закята с оливок. (Смотри «аль-Мугъни», «Шарх аль-Минхадж», «аш-Шарх аль-Кабир» в разделе «Закят»). Так же имеются и другие мнения.
Таким образом, видно, что мазхабы разошлись во мнениях относительно закята, исключая упомянутые четыре вещи. Бьши показаны только лишь их разногласия, так как в вопросе бьшо сказано, что все мазхабы единогласны относительно всех видов растений и плодов. Впрочем, значение имеет аргумент. и мы объяснили достоверные доказательства, касающиеся данной темы, и то, что закят выплачивается только с четырех упомянутых вещей в соответствии с достоверным доказательством на это.
2. На вопрос об Аравийском полуострове, о том, что с христиан - жителей Наджрана взимался подушный налог (джизья), и подобно им взимался с евреев в Хайбаре, то есть их поселение в нем в обмен на половину урожая, как об этом сообщается в хадисах, несмотря на то, что запрещено присутствие на полуострове двух религий, и на слова о том, что в этом есть противоречие, мы отвечаем следующим образом.
Относительно Аравийского полуострова у ученых по фикху имеются различные мнения, которые говорят о том, что не допускается наличие на его территории двух религий, а допускается только Ислам.
И при размышлении над этим становится очевидным, что Аравийский полуостров простирается в длину от места Адан Абьян до деревень Ирака, и в ширину от Абля, (находящегося в стороне Басры), то есть от деревень Ирака до Джидцы, находящейся у моря. Это говорит о том, что Йемен и Хайбар относятся к Аравийскому полуострову. И все это по следующим причинам:
а) В книге «аль-Амваль», стр. 50, приводится: «а что касается Аравийского полуострова, в
который входит Йемен...»
б) Ибн аль-Аъараби передает от аль-Хайсама Ибн Удай: «что полуостров простирается от аль-
Узайба до Хадрамута». Что касается аль-Узайба, то он находится, как об этом говорится в книге
«Муъджам аль-бульдан», на территории Ирака в четырех милях после Кадисии на границе пустыни.
в) От Асмаъи: «Аравийский полуостров - это то, что простирается в длину от места Адан Абьян
до деревень Ирака, и в ширину от Абля, (находящегося в стороне Басры) до Джидцы».
То, что передал Ибн аль-Аъараби и аль-Асмаий является известным среди многих ученых по фикху.
г) Передал Абу Дауд от Сайда Ибн Абдульазиза, то, что он сказал: «Аравийский полуостров - это
то, что находится между долиной и границей Ирака и до моря».
д) Передается от Абу Убайды Ибн аль-Джарраха, что Посланник (с.а.с.) сказал: «Выведите евреев,
жителей Хиджаза и Наджрана с Аравийского полуострова». Этот хадис вывел Ахмад, а аль-Хайсами
сказал, что Ахмад передал его с цепочками, двое передатчиков из которых заслуживают доверие и их
цепочка полная. А в высказывании ад-Дарими, переданном через Абу Убайда Ибн аль-Джаррах,
сообщается о последнем, о чем говорил Посланник Аллаха (с.а.с): «Выведите евреев из Хиджаза и
жителей Наджрана с Аравийского полуострова». И их вывел Умар, пусть Аллах будет доволен им.
е) В словаре «аль-Камус аль-Мухит» в статье джазара: «Аравийский полуостров - это то, что
охватывает Индийский океан и море Шама (Красное море), затем реку Тигр и Евфрат или то, что
находится между Адан Абьян и до окраин Шама в длину и от Джидцы до окраин иракских деревень в
ширину».
Поэтому наиболее вероятным мы считаем, что Аравийский полуостров - это территория, распростертая от Адан Абьяна до окраин Шама в длину и от Джидцы до окраин деревень Ирака в ширину, то есть Наджран и Хайбар входят в эту территорию, и мы утвердили это в книге «аль-Амваль», сказав: «Аравийский полуостров с входящим в него Йеменом».
Что касается того, что Посланник Аллаха (с.а.с.) брал с христиан джизья (подушный налог) и имел соглашение с евреями Хайбара, взамен на половину урожая, он разрешил им поселение в нем, то это действительно так. Но все это происходило до его хадисов об изгнании евреев и христиан с Аравийского полуострова, и это становится ясным в следующем:
а) Слова Аиши, пусть Аллах будет доволен ею: «Последнее, что завещал Посланник Аллаха
(с.а.с): «Не оставлять на Аравийском полуострове двух религий», вывел Ахмад, а аль-Хайсами сказал,
что передатчики этого хадиса достоверны.
б) В вышеупомянутом риваяте ад-Дарими, переданном по цепочке Абу Убайда, сказано:
«Последнее, о чем говорил Посланник Аллаха (са.с): «Выведите евреев из Хиджаза и жителей
Наджрана с Аравийского полуострова». И их вывел Омар, пусть Аллах будет доволен им.
в) Вывел Аль-Бухари через Суфьяна Ибн Уяйна от Сулеймана Ибн Абу Муслима Аль-Ахваль, что
он услышал от Сайда Ибн Джубайра, который услышал от Ибн Аббаса (р.а.), что он сказал: «Посланник
Аллаха (са.с) сказал: «Выведите многобожников с Аравийского полуострова...». То есть Посланник
(са.с.) сказал во время своей смертельной болезни.
Поэтому нет никакого противоречия между взиманием джизьи с христиан Наджрана, соглашением Посланника (с.а.с.) с евреями Хайбара о разрешении поселения в нем взамен на половину урожая и приказом Посланника Аллаха (с.а.с.) о выдворении евреев и христиан с Аравийского полуострова, так как это было в последние дни его жизни, да прибудет над ним милость и мир Аллаха. И этот приказ отменяет все то, что было до него.
2 зуль-хиджа 1425 12/01/2005
1. Мнение мазхабов единогласно в том, что закят с растений и плодов взимается со всех видов. Возникает вопрос, почему же тогда мы говорим, что закят берется только из пшеницы, ячменя, финика и изюма.
Ответ на этот вопрос состоит из двух моментов.
Первый. Имеющиеся достоверные доказательства о закяте с растений и плодов ограничены только этими видами (пшеница, ячмень, финик, изюм). Это полностью подробно разъяснено в книге «аль-Амваль» (Имущество) стр. 161 (утвержденное издание). Достаточным является приведенный в этом разделе хадис, который вывел и сделал достоверным (сахих) аль-Хаким. Передается от Абу Мусы и Муаза Ибн Джабаля, что Посланник Аллаха (с.а.с.) послал их в Йемен и велел им обучать людей их религии, сказав: «Не берется милостыня, кроме как из четырех вещей: ячмень, пшеница, изюм и финик». Этот хадис передал ат-Табарани в книге «аль-Кабир», передатчики которого так же являются достоверными. Явным является имеющееся в хадисе ограничение с использованием отрицания -частицы «илля» (кроме). (См. «аль-Амваль» утвержденное издание стр. 161 и дальше).
Второй. То, в чем мнение ученых и имамов мазхабов является единогласным, это закят с этих четырех вещей, основываясь на приведенных доказательствах.
А что касается всего остального помимо этих четырех вещей, то они разошлись во мнении по причине их разногласия в доказательствах.
Абу Ханифа сказал: «Закят выплачивается со всего того, при выращивании которого ставится цель прироста урожая плодов, злаков и зелени с земли, а то, в чем это обычно не преследуется подобно хлопку, баклажанам, арбузным семечкам и семенам, применяемым как лекарство, то нет с этого закята, и основой этого является намерение».
Два его ученика сказали: «Закят обязателен с плода, сохраняющегося на протяжении года (Ибн Абидин, глава «Закят»)».
Маликиты сказали: «Закят взимается только с плодов финика и винограда, а из зерновых перечислили двадцать видов, с остальных же закят не взимается. («аш-Шарх аль-Кабир», «Хашия аль-Дусуки»).
Шафииты сказали: «Закят обязателен с растений и плодов только в том случае, если они являются продуктами питания, подобно пшенице, ячменю, рису, чечевице, но он не взимается с инжира, сезама (кунжут), орехов, миндаля, граната, яблок, так как они являющихся продуктами питания. (Смотри «Шарх аль-Минхадж» и «Хашия аль-Кальюбий»).
А что касается Ахмада, то его мнение в одном из его высказываний гласит о том, что закят бывает с того, что вырастили люди при двух условиях: чтобы это было из макиль (мера сыпучих тел), и из того, что припасается, подобно рису, кукурузе, бобам, чечевице, семенам огурцов, семенам арбуза. И говорится, что нет закята с остального, как например, со всех овощей, плодов яблони, абрикоса, инжира, шелковицы, банана. Также нет закята с ореха, Ахмад указал на него, потому что он является редким. Также нет закята с овощей и трав, таких как редиска,, лук. Нет закята с хлопка. (Смотри «аль-Мугъни» и «Шарх мунтаха аль-Ирадат»).
В другом высказывании, переданном от Ахмада, говорится, что нет закята ни в чем другом, кроме как с четырех вещей.
Так же имеется разногласие в закяте с оливок (маслин). Закят обязателен с оливок (маслин) у ханафитов, маликитов, Шафии в старом мазхабе и в одном из высказываний от Ахмада.
У Шафии в новом мазхабе и от Ахмада в другом высказывании, говорится о неуместности закята с оливок. (Смотри «аль-Мугъни», «Шарх аль-Минхадж», «аш-Шарх аль-Кабир» в разделе «Закят»). Так же имеются и другие мнения.
Таким образом, видно, что мазхабы разошлись во мнениях относительно закята, исключая упомянутые четыре вещи. Бьши показаны только лишь их разногласия, так как в вопросе бьшо сказано, что все мазхабы единогласны относительно всех видов растений и плодов. Впрочем, значение имеет аргумент. и мы объяснили достоверные доказательства, касающиеся данной темы, и то, что закят выплачивается только с четырех упомянутых вещей в соответствии с достоверным доказательством на это.
2. На вопрос об Аравийском полуострове, о том, что с христиан - жителей Наджрана взимался подушный налог (джизья), и подобно им взимался с евреев в Хайбаре, то есть их поселение в нем в обмен на половину урожая, как об этом сообщается в хадисах, несмотря на то, что запрещено присутствие на полуострове двух религий, и на слова о том, что в этом есть противоречие, мы отвечаем следующим образом.
Относительно Аравийского полуострова у ученых по фикху имеются различные мнения, которые говорят о том, что не допускается наличие на его территории двух религий, а допускается только Ислам.
И при размышлении над этим становится очевидным, что Аравийский полуостров простирается в длину от места Адан Абьян до деревень Ирака, и в ширину от Абля, (находящегося в стороне Басры), то есть от деревень Ирака до Джидцы, находящейся у моря. Это говорит о том, что Йемен и Хайбар относятся к Аравийскому полуострову. И все это по следующим причинам:
а) В книге «аль-Амваль», стр. 50, приводится: «а что касается Аравийского полуострова, в
который входит Йемен...»
б) Ибн аль-Аъараби передает от аль-Хайсама Ибн Удай: «что полуостров простирается от аль-
Узайба до Хадрамута». Что касается аль-Узайба, то он находится, как об этом говорится в книге
«Муъджам аль-бульдан», на территории Ирака в четырех милях после Кадисии на границе пустыни.
в) От Асмаъи: «Аравийский полуостров - это то, что простирается в длину от места Адан Абьян
до деревень Ирака, и в ширину от Абля, (находящегося в стороне Басры) до Джидцы».
То, что передал Ибн аль-Аъараби и аль-Асмаий является известным среди многих ученых по фикху.
г) Передал Абу Дауд от Сайда Ибн Абдульазиза, то, что он сказал: «Аравийский полуостров - это
то, что находится между долиной и границей Ирака и до моря».
д) Передается от Абу Убайды Ибн аль-Джарраха, что Посланник (с.а.с.) сказал: «Выведите евреев,
жителей Хиджаза и Наджрана с Аравийского полуострова». Этот хадис вывел Ахмад, а аль-Хайсами
сказал, что Ахмад передал его с цепочками, двое передатчиков из которых заслуживают доверие и их
цепочка полная. А в высказывании ад-Дарими, переданном через Абу Убайда Ибн аль-Джаррах,
сообщается о последнем, о чем говорил Посланник Аллаха (с.а.с): «Выведите евреев из Хиджаза и
жителей Наджрана с Аравийского полуострова». И их вывел Умар, пусть Аллах будет доволен им.
е) В словаре «аль-Камус аль-Мухит» в статье джазара: «Аравийский полуостров - это то, что
охватывает Индийский океан и море Шама (Красное море), затем реку Тигр и Евфрат или то, что
находится между Адан Абьян и до окраин Шама в длину и от Джидцы до окраин иракских деревень в
ширину».
Поэтому наиболее вероятным мы считаем, что Аравийский полуостров - это территория, распростертая от Адан Абьяна до окраин Шама в длину и от Джидцы до окраин деревень Ирака в ширину, то есть Наджран и Хайбар входят в эту территорию, и мы утвердили это в книге «аль-Амваль», сказав: «Аравийский полуостров с входящим в него Йеменом».
Что касается того, что Посланник Аллаха (с.а.с.) брал с христиан джизья (подушный налог) и имел соглашение с евреями Хайбара, взамен на половину урожая, он разрешил им поселение в нем, то это действительно так. Но все это происходило до его хадисов об изгнании евреев и христиан с Аравийского полуострова, и это становится ясным в следующем:
а) Слова Аиши, пусть Аллах будет доволен ею: «Последнее, что завещал Посланник Аллаха
(с.а.с): «Не оставлять на Аравийском полуострове двух религий», вывел Ахмад, а аль-Хайсами сказал,
что передатчики этого хадиса достоверны.
б) В вышеупомянутом риваяте ад-Дарими, переданном по цепочке Абу Убайда, сказано:
«Последнее, о чем говорил Посланник Аллаха (са.с): «Выведите евреев из Хиджаза и жителей
Наджрана с Аравийского полуострова». И их вывел Омар, пусть Аллах будет доволен им.
в) Вывел Аль-Бухари через Суфьяна Ибн Уяйна от Сулеймана Ибн Абу Муслима Аль-Ахваль, что
он услышал от Сайда Ибн Джубайра, который услышал от Ибн Аббаса (р.а.), что он сказал: «Посланник
Аллаха (са.с) сказал: «Выведите многобожников с Аравийского полуострова...». То есть Посланник
(са.с.) сказал во время своей смертельной болезни.
Поэтому нет никакого противоречия между взиманием джизьи с христиан Наджрана, соглашением Посланника (с.а.с.) с евреями Хайбара о разрешении поселения в нем взамен на половину урожая и приказом Посланника Аллаха (с.а.с.) о выдворении евреев и христиан с Аравийского полуострова, так как это было в последние дни его жизни, да прибудет над ним милость и мир Аллаха. И этот приказ отменяет все то, что было до него.
2 зуль-хиджа 1425 12/01/2005