Вопрос: Каков вердикт Ислама (хукм) в отношении музыки, равно исполнять ее или слушать? Каково мнение Ислама в отношении игры на музыкальных инструментах, и разрешается ли торговать ими? Прошу дать содержательный ответ с подробными доказательствами.
Ответ: Ученые Ислама и факъихи разошлись во мнениях в вопросе музыки между мнениями харама, макруха, и мубаха. Группа ученых говорящие о запретности выносили свои решения в адрес тех людей, кто непосредственно занимался музыкой, т.е. сделал ее для себя профессией, это же мнение передается и от Шафии. Одним из тех, кто относился к музыке как к макруху, был Ахмад бин Хамбаль, ограничивая нежелательность тем, что это дело относится к не приветствуемым поступкам в Шариате, так же это мнение, в другом риваяте относят к Шафии, и то же самое говорил аль-Къады.
Теми, кто относился к музыке как к дозволенному (мубах) делу были ибн Хазм, Абу Бакр аль-Халляль, Абу Бакр АбульАзиз, Саъд ибн Ибрахим, аль-Анбарий, и многие другие из жителей Мадины. Из данной темы они исключили вопрос нашидов, сказав, что это мубах. В частности ибн Къудама в книге аль-Мугъни упомянул об этом. Чтобы мы имели возможность разобраться в этом вопросе, для начала следует ознакомиться с имеющимися текстами в Шариате по этому поводу:
а) Тексты, которыми воспользовались те, кто говорит о запрете музыки:
1. От Анаса ибн Малика, который сказал: Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал: «Тот, кто сядет перед певицей, и будет слушать ее, Аллах в судный день наполнит того уши свинцом». Передал Абдуллах ибн аль-Мубарак.
2. От Абу Малика аль-Ашъарий (р.а.), который сказал: Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал: «Некоторые люди из моей общины будут употреблять хамр (спиртное), и называть его не своим именем, перед ними будут играть на музыкальных инструментах и петь, пусть пропадут они пропадом и Аллах превратит их в обезьян и свиней». Передал ибн Маджа.
3. От Абу Умама, который сказал: «Пророк Аллаха (с.а.с.) запретил нам продавать рабынь певиц, покупать их, зарабатывать с помощью них, и использовать доход от них». Передал ибн Маджа.
4. От Абу Умама (р.а.), который сказал: Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине Аллах послал меня милостью ко всем мирам, с верным путем и истиной ко всем мирам, Он приказал мне уничтожить музыкальные инструменты, свирели (дудки), идолов, кресты, и то, что происходило во времена невежества (джахилии)… не разрешается продавать их и покупать в том числе, обучать этому, заниматься торговлей этих вещей, деньги, заработанные от них харам, т.е. от певиц. В другой передаче говорится о певицах, с использованием другого ар. слова». Передал Ахмад.
5. От ибн Аббаса, от Посланника Аллаха (с.а.с.), который сказал: «Клянусь Тем, в чьей длани находится душа моя, из моей уммы будут люди, которые будут проводить время в высокомерии, заносчивости, в игре и забаве, затем они превратятся в обезьян и свиней из-за того, что они разрешали запретное, песнопение певиц, пили хамр, набивали свои желудки ростовщичеством и носили на себе шелковую одежду». Передал Абдулла ибн Ахмад в книге Заваид аль-Муснад.
6. От Убайдуллах ибн Хазма, от Али ибн Язида, от аль-Касыма, от Абу Умама (р.а.), от Посланника Аллаха (с.а.с.), который сказал: «Не продавайте рабынь певиц, и не покупайте их, не обучайте их этому, и нет блага в том, чтобы торговать ими. Деньги, заработанные на них – харам, в отношении этого был ниспослан следующий аят: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха…». Передал ат-Тирмизи, Ахмад, ибн Маджа и аль-Байхакъий.
7. От старца, который видел, как Абу Ваиль находился на праздничном мероприятии, где люди играли и пели, он сел, поджав под себя ноги и обхватив их руками, а затем сказал: Пророк Аллаха (с.а.с.) говорил: «Пение, пробуждает лицемерие в сердце». Передал Абу Дауд.
8. От Абу ас-Сахба, что он однажды спросил ибн Масъуда о словах Всевышнего Аллаха: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи», он ответил: это – пение. Передал ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире.
9. В сахих аль-Бухари приводится следующее: «Хишам ибн Аммар говорит, нам рассказал Садака ибн Халид, от Абдуррахмана ибн Язида ибн Джабира, от Атыя ибн Къайс аль-Килябий, от Абдуррахмана ибн Гъанам аль-Ашъарий, который говорил: мне передал Абу Амир или Абу Малик аль-Ашъарий и клянусь Аллахом он мне не солгал, что он слышал от Посланника Аллаха (с.а.с.) как тот говорил: «Появятся такие люди среди моей общины, которые будут дозволять шелк, хамр и музыкальные инструменты. Один из народов будет останавливаться у подножия горы, чтобы передохнуть, тогда, к ним будут подходить люди со стадом овец. Первые по нужде будут обращаться ко вторым, а те отвечать: обратитесь к нам завтра. Тогда Аллах оставит их на ночь под горой и опрокинет ее на них, а остальных превратит в обезьян и свиней до Судного дня». Передал ат-Табарий.
б) Тексты, которые используют в качестве доказательства ученые, утверждающие, что музыка дозволена, или макрух следующие:
1. От Амира ибн Саъд, который сказал: «Я зашел к Кураза ибн Каъб, и Абу Масъуду аль-Ансарий, во время свадебного мероприятия, где пели женщины. Тогда я сказал: Вы оба сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.), и участники сражения при Бадре, и вы позволяете, чтобы среди вас творилось такое? Они ответили: Садись рядом, если хочешь, послушай вместе с нами, а если хочешь, уходи. Нам была дозволена забава в день свадьбы». Передали ан-Нисаий и аль-Хаким, и сказали что этот хадис сахих.
2. От ас-Саиб ибн Язида (р.а.): «Одна женщина подошла к Посланнику Аллаха (с.а.с.), тогда он обратившись к Аише спросил ее: О Аиша! Ты знаешь ее? Аиша ответила: Нет, Пророк Аллаха. Он (с.а.с.) сказал: Это Къайна из рода такого-то, ты не хочешь, чтобы она тебе что-нибудь спела? Аиша ответила: Да и дала ей тарелку (поднос), и велела ей напеть что-нибудь. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: Шайтан дунул ей в нос». Передал Ахмад с достоверной цепочкой, а так же ат-Табарани.
3. От Джабира (р.а.), что Пророк Аллаха (с.а.с.) однажды сказал Аише: «Отправили ли вы ту девушку к себе домой? Она ответила: Да. Тогда он сказал: Разве вы не отправили вместе с ними тех, кто пел бы им? Сам же начал напевать ( أتيناكم فحيُّونا نحياكم ) – Мы пришли к вам, и вы нас встретили, и мы вас приветствовали». Поистине Ансары народ, которому нравится забава». Передал Ахмад с достоверной цепочкой. Этот же хадис передал аль-Бухари со слов Аиши: «Что она отводила торжественно невесту к одному из мужчин Ансаров. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал ее: О, Аиша! Разве не было с вами забавы? Ведь Ансарам нравиться развлечение». Передал аль-Хаким, сказав, что хадис достоверный. Так же его поддержал аз-Захабий.
4. От Аишы (р.а.): «Однажды Абу Бакр ас-Сыддик зашел к Аише у которой находились две женщины в день праздника, они пели и играли настукивая, тогда как Пророк Аллаха (с.а.с.) лежал, сверху укрывшись своей одеждой. Когда Абу Бакр начал ругать их, Пророк Аллаха (с.а.с.) откинув с себя одежду сказал: Оставь их Абу Бакр, ведь сейчас праздничные дни…». Передал Муслим.
5. От Абдуллах ибн Бурайда, который сказал, что слышал как Бурайда говорил: «Пророк Аллаха (с.а.с.) выходил на некоторые свои сражения, когда же он вернулся, к нему подошла темнокожая наложница и сказала: О Посланник Аллаха! Я давала себе слово, если Аллах вернет тебя целым и невредимым, то я сыграю тебе на бубне и спою. Тогда Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал: Если ты решилась тогда давай, бей, а если нет, тогда не надо. Затем она начала играть. После чего появился Абу Бакр, она продолжала играть, затем Али, она играла, затем зашел Усман, она продолжала играть, а когда зашел Умар, то она сразу отбросила бубен под себя и села на него. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: Поистине, даже Шайтан тебя боится, о Умар! Я находился здесь, она играла, зашел Абу Бакр – она играла, Али – она играла, потом пришел Усман, она продолжала играть, а когда зашел ты, Умар, она сразу отбросила бубен». Передал ат-Тирмизи, говоря: Этот хадис хороший, достоверный, гъариб.
6. От Яхьи инб Салим, который сказал: Однажды я сказал Мухаммаду ибн Хатыб: Я женился на двух женщинах, и ни на одной из них не было голоса (пения), бубна. Тогда Mухаммад (р.а.) ответил: Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал: «Разделительной гранью между запретным и дозволенным является звук бубна». Передал аль-Хаким, аз-Захабий поддержал его и выразился о достоверности хадиса. Так же этот хадис передал Ахмад с достоверной цепочкой. Передал ибн Маджа и ан-Нисаий, ат-Тирмизий, который сказал что хадис хороший.
7. От Рубаййъ бинт Муаввиз (р.а.), которая сказала: «Ко мне утром, в день моей свадьбы зашел Посланник Аллаха (с.а.с.), застав двух женщин поющих: «Наши отцы, погибшие в день Бадра». Так, они продолжали петь то, что пели, пока не сказали: «И среди нас есть Пророк, ведающий о том, что будет завтра.» Он (с.а.с.) вмешался и сказал: «А что касается этого, то не говорите так больше, никто не может знать о завтрашнем дне, кроме Всевышнего Аллаха». Передал ибн Маджа. В этом же смысле передал Абу Дауд. Так же передал ат-Тирмизи, добавив: Этот хадис хороший, достоверный и в его содержании имеются следующие слова: «Некоторые наши наложницы играли на бубнах».
8. Приводится от Аиши (р.а.), которая передала: «Ко мне зашел Абу Бакр, когда у меня находились две женщины из Ансаров, они пели из, того, что обычно пели Ансары в день сражения Буас. Она (Аиша) сказала: «Вы не можете петь», тогда Абу Бакр сказал: «Свирель Шайтана в доме Посланника Аллаха (с.а.с.)?» (что происходило в день праздника жертвоприношения.) На что Пророк (с.а.с.) сказал: «О Абу Бакр! У каждого народа есть свои праздники, и это – наш праздник». Передал ибн Маджа.
9. От Анаса ибн Малика (р.а.): «Когда Пророк Аллаха (с.а.с.) однажды проходил через одно место в Мадине, то вдруг он услышал как девушки стучат в бубен и напевают, следующее: «Мы девушки из бани Наджар, насколько же прекрасен Мухаммад как сосед». Тогда Посланник (с.а.с.) сказал: « Только Аллах знает насколько я вас люблю». Передал ибн Маджа с достоверной цепочкой.
10. От Нафиъ мавля ибн Умара (р.а.): «Когда ибн Умар (р.а.) услышал игру пастуха на свирели, то закрыл себе уши, и увел свое животное от дороги в сторону, говоря: О Нафиъ ты слышишь что-нибудь? Я же ему отвечал: «Да». Тогда он продолжал оставаться в таком состоянии до тех пор, пока я не сказал ему: «Нет, уже ничего не слышно». Тогда он отпустил руки и вернул обратно на дорогу свое животное, сказав следующее: «Я видел как Посланник Аллаха (с.а.с.) когда услышал игру пастуха на свирели, то он поступил точно так же». Передал Ахмад с достоверной цепочкой. Так же передали ибн Маджа и аль-Халлял.
11. От Укба ибн Амир (р.а.) Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал: «Учитесь Книге Аллаха и будьте верны ей, когда читаете, напевайте ее. Клянусь Тем в чьей руке душа моя, эту Книгу сложнее удержать чем беременную верблюдицу (аль-Махад) на уздечке». Передал Ахмад с достоверной цепочкой. Так же передали ад-Даримий и ан-Нисаий. Ан-Нисаий передал в своей книге ас-Сунан аль-Кубра: «…Клянусь Тем в чьей руке душа Мухаммада, эту Книгу сложнее удержать чем беременную верблюдицу (аль-Ишар) на уздечке». Слова аль-Махад и аль-Ишар означают беременные верблюдицы.
12. От Саъда ибн Абу Ваккаса (р.а.) что Пророк Аллаха (с.а.с.) говорил: «Не из нас тот, кто при чтении Корана не напевает». Передали ад-Даримий и ибн Маджа.
Теперь, подвергнем рассмотрению хадисы, приведенные в первом разделе этой темы, с точки зрения их происхождения (санада), для того чтобы прояснить для себя немаловажное обстоятельство, пригодны ли они для использования в качестве доказательств или нет?
1– Санад (цепочка передачи) первого хадиса, который приводится Абдуллахом ибн аль-Мубараком, от Анаса ибн Малика является неприемлемым, по причине наличия в ней четырех слабых, или даже неизвестных передатчиков, коими являются: Ибрахим ибн Усман, Ахмад ибн аль-Гъамр, Язид ибн Абдуссамад, Убайд ибн Хишам аль-Халебий. Таким образом, хадис не используется в качестве доказательства.
2 – Второй хадис, который передал Ибн Маджа путем Абу Малика аль-Ашъарий, содержит в своей передаче Малика ибн Абу Маръям, о котором аз-Захабий сказал: «О нем нам ничего не известно, следовательно, он неизвестный передатчик», ко всему прочему в передаче присутствует Муавия ибн Салих, которого обвинили многие ученые науки джарх ва таъдиль в слабости. Следовательно, хадис очень слабый, и не принимается во внимание.
3 – Третий хадис, который передал Ибн Маджа путем Абу Умама, содержит в своей цепочке Абу Мухаллеба Мутрах ибн Язида, которого обвиняют в слабости передачи Абу Зуръа ар-Рази и Абу Хатим ар-Рази. Ибн Муъын сказал: «Он ничего собой не представляет». Аль-Бухари сказал: «Хадис от него отвергается». Так же в этой цепочке находится Убайдуллах аль-Ифрикъый, которого обвиняют в слабости Ахмад, ад-Дарамий и ад-Даракъутаний. Ибн Муъын сказал: «Он из себя ничего не представляет». Ибн аль-Мадиний сказал: «Хадис от него отвергается». Абу Мусхар сказал: «Этот человек всегда нас ставит в затруднительное положение». Таким образом, хадис очень слабый, и его следует оставить.
4 – Четвертый хадис, который передал Ахмад путем Абу Умамы, в цепочке содержит Али ибн Язида аль-Алхани, который является слабым. Точно так же аль-Касим – слабый. Хадис очень слабый, поэтому его стоит оставить.
5 – Пятый хадис, который передал Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль в книге заваид аль-Муснад, в своей цепочке содержит Фаркад ас-Сабхий. Аль-Хайсамий в книге Маджмаъ аз-Заваид сказал: Фаркад слабый передатчик. Аль-Мунзирий говорит о слабости этого хадиса. Так же этот хадис передал Саид ибн Мансур, в цепочке которого содержится три слабых передатчика, таким образом, хадис слабый и отвергается.
6 – Шестой хадис, который передал ат-Тимизий, путем Убайдуллах ибн Захр, от Али ибн Язида, от аль-Касима, от Абу Умама, в нем присутствует Али ибн Язид, о котором сам ат-Тирмизий сказал: «Некоторые ученые, говоря про Али ибн Язида ссылались на его слабость». О нем так же говорил аль-Бухарий: «Хадисы от него отвергаются». Ан-Нисаи сказал: «Ему не следует доверять». ад-Даракъутаний сказал: «Его следует оставить». аш-Шавкани говорит так же о слабости Убайдуллах ибн Захр и аль-Касима, следовательно хадис очень слабый. Таким образом, он не принимается.
7 – Седьмой хадис, который передал Абу Давуд, путем Шайха (пожилого человека), который видел Абу Ваиля. В этом хадисе явно видно, что один передатчик неизвестный, человек который видел Абу Ваиля однозначно, не может зваться Шайхом. Поэтому хадис слабый и отвергается.
8 – Восьмой хадис, который передал ибн Джарир ат-Табарий, в своем тафсире является выражением ибн Масъуда, а не хадисом (марфуъ) от Посланника Аллаха (с.а.с.), слова сподвижников не могут быть доводом в религии. Мнения сподвижников являются законами шариата по отношению к ним самим или тем, кто следует их мнению из мусульман, что в свою очередь не обязывает других к соблюдению этого же мнения. Слова Ибн Масъуда (р.а.) следует расценивать как его собственное видение, личное понимание этого благородного аята. В частности, поясняя слово ( لهو ) – «забава», он говорит о его правильном значении, которое подтверждается первым хадисом во второй группе хадисов. «Нам была позволена забава (лахв) во время свадьбы», т.е. дозволенность музыки. Так же на это указывает третий хадис, приведенный во второй группе хадисов, выраженный словами аль-Бухари: «О Аиша! Разве не было для вас забавы (лахв)? Ансарам же нравится забава (лахв)», т.е. музыка. Однако, внимательно приглянувшись к смыслу аята, легко заметить, что забава (лахв) в аяте порицается по причине, того, что она выступает в роли отвращения от пути Аллаха, и если бы ни это, то порицания не существовало бы. Поэтому все то, что может быть связано с отвращением от пути Аллаха из слов, рассказов, будет порицаемым, тогда как, в общем, слова и рассказы продолжают оставаться дозволенными. Таким же образом и музыка, песни, являются дозволенными, как и любая другая речь или рассказ, до тех пор, пока за этим не будет преследоваться цель отвращения от пути Аллаха. Следовательно, в этом толковании нет никакого указания на то, что музыка является запретной.
9 – Остается единственный хадис, приведенный в сборнике аль-Бухари, на который ссылаются те, кто говорит о запрете музыки и музыкальных инструментов. Следует внимательно рассмотреть данный хадис, и сделать вывод из следующего:
а) Этот хадис, если даже и приводится в сборнике аль-Бухари, будет не правильным утверждать, что его передал непосредственно сам аль-Бухари. По той причине что, когда в книге аль-Бухари приводится этот хадис, то он его не приводит в виде выражения «Нам сообщил», или «Нас осведомил» или что-то в этом роде. На самом деле этот хадис приводится в виде ссылки (цитаты), следующим образом: «Передал Хишам от Аммара». Хадисы, приводимые в сахих аль-Бухари в виде ссылки не должны приниматься в качестве доказательств, возможное их использование только для подсказки в направлении верности (истиънас). Подвешенные хадисы (хадисы в виде ссылки) означают то, что в цепочке таких хадисов один передатчик, или боле этого не упоминаются, следовательно, такие хадисы считаются оборванными, иначе говоря, ставящими в затруднительное положение. В данном случае цепочка этих хадисов не доходит до конца, поэтому я задаюсь вопросом: Почему аль-Бухари не упомянул имени того, кто привел ему этот хадис? Разве это не указывает на то, что он сам находился в сомнении в отношении передачи и самого передатчика, и, следовательно, этот хадис не может претендовать на достоверность?
б) Хишам ибн Аммар доверчивое лицо, однако после того, как он стал преклонного возраста, его состояние изменилось, таким образом, не следует брать от него все подряд со спокойной душой. Например, Абу Хатим ар-Рази говорит: «Когда Хишам стал преклонного возраста, то он изменился, он говорил все что хотел, все что сам воспринимал, все и передавал». Абу Дауд говорил, слова, которого передал аль-Аджари: «Хишам передал четыреста хадисов с цепочками, которые не имеют никаких оснований». Так же он упомянул, что Хишам переняв хадисы от Абу Мусхар, рассказывал их. Акъиб говорил: «Я переживал за то, что он может отойти от Ислама». Ахмад ибн Ханбаль говорил: «Хишам легкомысленный и ветряный», так же он сказал: «Если будете за ним читать намаз, то перечитывайте его». В отношении такого передатчика отсутствует спокойствие в том, чтобы смело принимать от него хадисы, учитывая при этом тот фактор, что имеются достоверные хадисы, которым противоречит этот передатчик.
в) Этот хадис Абу Дауд передал в своей книге ас-Сунан с хорошей цепочкой передачи, и здесь отсутствует Хишам ибн Аммар, цепочка выглядит следующим образом: «Нам рассказал Абд-уль-Ваххаб ибн Наджда, а так же Бишр ибн Бакр, от Абд-ур-Рахмана ибн Язида ибн Джабира, нам рассказал Атыйя ибн Къайс, который сказал: Я слышал Абдуррахмана ибн Гъанам аль-Ашъарий говорил: Мне рассказывал Абу Амир, или Абу Малик, и клянусь Аллахом он мне не соврал, что он слышал как Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Среди моей Уммы будут народы, дозволяющие ношение шелка, затем упомянул еще что-то и сказал: Остальных же Он превратит в обезьян и свиней до наступления Судного дня». Цепочка этого хадиса хорошая, и в ней нет ничего сомнительного. В содержании хадиса отсутствуют слова музыкальные инструменты, пение, певицы. Так что же выглядит правильней, для возможного использования в качестве доказательства?
г) Законы Шариата полностью соответствуют природе человека, никто не может сказать что, что-либо идет в разрез с этим принципом. Музыка, как всем это известно, имеет непосредственное отношение к природе человека, невозможно себе представить человека, который прожил бы четыре года и более этого, ни разу ничего не припевая и не слушая музыки. Наши дети, еще находясь в возрасте, когда ничего не могут различать, мы видим, как они напевают, танцуют. Разве Ислам пришел для того, чтобы запретить нам то, что сосредоточено в нашей природе?
д) И последнее о чем следует упомянуть, если бы этому хадису не было бы противоречащих других хороших и достоверных хадисов, то следовало бы принять этот хадис и руководствоваться им, несмотря на имеющиеся в нем слабости. Однако дело обстоит иначе, существуют множество достоверных и хороших хадисов, которые противоречат этому хадису. Так как же тогда можно принять этот хадис?
По этим пяти причинам я не нахожу для себя возможности принять в доказательство указание этого хадиса, а именно что музыка и музыкальные инструменты являются харамом, запретными вещами.
После того, как мы поговорили про хадисы первой категории, и показали их слабые стороны, следует обратить внимание на указания хадисов приведенных во втором разделе этой темы. Все эти хадисы естественно пригодны для приведения в качестве довода, чтобы придти к определенному мнению в отношении музыки:
1. Первый хадис указывает на дозволенность музыки во время свадебной процедуры.
2. Второй хадис указывает на дозволенность музыки без наличия на то определенного повода, свадьбы или еще чего, притом, что может иметь место сопровождение музыкальных инструментов, а именно ударных (тарелки).
3. Третий хадис указывает опять же на дозволенность музыки, что происходило во время свадьбы.
4. Четвертый хадис указывает на дозволенность музыки вместе с сопровождением ударных инструментов, вероятнее всего коим был, бубен, что происходило во время праздника жертвоприношения.
5. Пятый хадис дозволяет играть на бубне женщине в присутствии мужчин. Будет неправильным утверждать из содержания этого хадиса, что дозволительного указания на музыку в тексте нет. Содержание указывает только на то, что надо быть верным своему обещанию, и если бы не обещание, то пение было бы запретным. Так неправильно будет говорить, потому что обещание (ан-назар – давать самому себе слово), если дается в запретном Шариатом поступке, то не дозволяется быть верным такому обещанию. И если бы пение было бы запретным, то его не дозволил бы Посланник Аллаха (с.а.с.). Как передается от Аиши (р.а.) от Пророка Аллаха (с.а.с.) который сказал: «Тот, кто дал слово подчиняться Аллаху, пусть подчиняется Ему, а тот, кто дал слово на ослушание Аллаху, то пусть не ослушается Его», передали аль-Бухари, Абу Дауд и ан-Нисаий. Так же передается от Имрана ибн Хусайна (р.а.) который сказал…Пророк Аллаха (с.а.с.) сказал: «… Нет верности тому слову, которое было дано себе самому в ослушании», передал Муслим. Поэтому если бы пение не было бы дозволенным делом, то Посланник Аллаха не разрешал бы женщине быть верной своему обещанию спеть перед ним (с.а.с.) после того, как он здоровым и невредимым вернулся с похода.
6. Шестой хадис прямым указанием говорит о рекомендации пения в сопровождении бубна на свадебных мероприятиях. Указание хадиса не ограничивается только дозволенностью (мубахом). Музыка на свадебной церемонии является рекомендуемым делом (мустахаб), а не просто дозволенным.
7. Седьмой хадис указывает на дозволенность пения, с позволения Посланника Аллаха (с.а.с.) учитывая то, что содержание песен недолжно противоречить нормам Ислама. Пение в хадисе происходило во время свадебной процедуры и по ее окончанию.
8. Восьмой хадис указывает на дозволенность пения перед Посланником Аллаха (с.а.с.) женщинами, что происходило во время праздника жертвоприношения.
9. Девятый хадис указывает на рекомендацию петь песни с хорошим смыслом. В словах Посланника Аллаха (с.а.с.) «Только Аллах знает насколько я вас люблю» девушкам, которые играли на бубнах и пели, имеется воодушевление в их адрес и похвала. Этот случай так же не был ограничен каким-либо мероприятием в виде свадьбы, например.
10. Десятый хадис указывает на дозволенность игры на дудке. Пророк Аллаха (с.а.с.) не запретил пастуху играть на дудке, а то, что он закрыл себе уши, было по причине выбора слушать или нет данную музыку, а не из за того, что следовало обязательно закрыть себе уши. Точно так же как это произошло однажды в случае, когда Пророку (с.а.с.) подали мясо шакала, он (с.а.с.) отказался от него, тогда как остальным не запретил употреблять его в пищу. Отсюда некоторые люди поняли что данный поступок Пророка (с.а.с.) указывает на нежелательность (макрух) музыки, тем самым допустив ошибку, если даже и сомневались в том, что утверждали. Этот случай так же не ограничивался каким-либо мероприятием, свадьбой или праздником.
11. Одиннадцатый хадис указывает на рекомендацию напевать во время чтения Книги Всевышнего Аллаха. Если бы пение было запретным, то существовал бы явный запрет в том, что связано с Книгой Аллаха, далекой от всякой неправильности в чтении, напевании и понимании.
12. Двенадцатый хадис настоятельно побуждает к напеванию при чтении Книги Всевышнего Аллаха.
После всего сказанного можно сделать вывод, в котором нет места сомнению, в том, что пение, музыка являются дозволенными, рекомендованными на свадебных мероприятиях, и почти обязательно при чтении Корана. Разве можно после такого ознакомления с хорошими и достоверными хадисами продолжать утверждать, что музыка является запретной, как ее исполнение, так и слушать ее? Правильной стороной данного вопроса, который должны понять многие является то, что музыка во время свадьбы, праздников, и во всех остальных мероприятиях является мубахом, и нет тут никакого харама, ни в исполнении, ни в слушании, без разницы происходит ли это в сопровождении музыкальных инструментов или нет.
Однако, если пение, музыка происходит в таком мероприятии, где все мужчины и женщины смешаны между собой (ихтилят), перед людьми танцует танцовщица, или там находятся женщины с открытыми авратами (табаррудж), то это естественно – харам. Шариат запрещает подобное, но не по причине запрета музыки как таковой, а по причине того, что вместе с музыкой происходят смешение мужчин и женщин (ихтилят), танцы женщин, открытый аврат. Тоже самое можно сказать и по поводу песен содержащих призыв к греху, или недостойные слова, или мысли неверия. Например, из песни Абдульхалима Хафиза где он говорит: «Судьба – насколько глупая дорога», такое содержание песни однозначно является запретным, и в этом нет сомнений, а что касается всего остального, то музыка и песни продолжают оставаться дозволенными, рекомендованными на свадьбах, и не обходимым условием при чтении Священного Корана. Конечно же, слова о запрете музыки, в общем, не соответствуют правильности в Шариате.
Абу-Уейда