Нравственность – это качества и характер, которые определяются шариатским пониманием. То, что посчитал шариат хорошим в нравственности, считается хорошей нравственностью. А то, что посчитал безобразным, считается безнравственностью. Это потому, что нравственность часть шариата, и часть из повелений и запретов Аллаха. Шариат побуждает к хорошей нравственности и запрещает плохую, и поэтому мусульманину, а особенно носителю исламского призыва необходимо стремиться обладать хорошей нравственностью согласно законам шариата.
Стоит упомянуть и сделать концентрацию на то, что нравственность должна быть построенной на исламской доктрине, и мусульманин должен обладать ею на основе того, что это законы и запреты Аллаха. Он говорит правду, потому что Аллах приказал быть правдивым и верным. А не для того чтобы хорошая нравственность приносила ему материальные блага, или увеличила спрос людей на его торговлю, или люди избрали его на какой-то пост. Именно этим отличается правдивость мусульманина от правдивости неверного. Первый из них сказал правду, потому что Аллах повелел это ему, а второй сказал правду, чтобы осуществить выгоду этим. И как велика разница между ними.
Шариатские тексты, связанные с правдивостью.
• От Абдуллаха Ибн Амра передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине самые лучшие из вас – лучшие нравственностью». (Бухарий, Муслим)
• Нувас Ибн Самъан сказал: «Я спросил Посланника Аллаха (с.а.с.) о благочестии и грехе, и он сказал: «Благочестие – это хороший нрав, а грех – это то, что мучает твою совесть, и не хочешь, чтобы узнали об этом люди». (Муслим)
• От Абу Дарда передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Нет ничего тяжелее в Судный день на весах мусульманина, чем хороший нрав, и поистине Аллах ненавидит распутника и бесстыдного». Ат-Тирмизий сказал, что хадис хороший и правильный. Точно также у Ибн Хаббана.
• От Абу Хурайры (р.а.) передается: «Однажды Посланника Аллаха (с.а.с.) спросили о том, что больше всего вводит людей в Рай. Он ответил: «Богобоязненность и хороший нрав». Потом его спросили о том, что больше всего вводит людей в Ад, он сказал: «Это язык и половые органы». (Бухарий, ат-Тирмизий, Ибн Хаббан, Ибн Маджа, Ахмад и Хаким)
• Передается от Абу Умама (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Я гарантирую дом в окрестностях рая тому, кто оставит спор, даже если он был прав. И дом в центре рая тому, кто оставил ложь, даже если он шутил. И дом на самой вершине рая тому, кто был хорошим нравом». (Абу Давуд и Нававий).
• От Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Самые сильные в вере мусульмане – это самые лучшие нравом, и самые лучшие из вас – это самые лучшие для жен своих». (Ат-Тирмизий, Ахмад, Абу Давуд и Ибн Хаббан).
Из хорошей нравственности.
Застенчивость.
• От Ибн Умара (р.а.) передается, что когда Посланник Аллаха (с.а.с.) проходил мимо одного человека из ансаров, поучавшего своего брата застенчивости, сказал: «Оставь его, поистине застенчивость от веры». (Бухарий, Муслим)
• От Умрана Ибн Хасин (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Застенчивость не приносит ничто, кроме как благо». (Бухарий, Муслим)
• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Вера включает в себя более семидесяти или шестидесяти ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах» (Нет бога, кроме Аллаха), а наименьшим - устранение с пути того, что наносит вред людям. Стыдливость - одно из ответвлений веры». (Бухарий, Муслим)
Мягкость, терпеливость и милосердие.
• Сообщается, что Ибн Аббас (р.а.) сказал: «Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал Ашаджу Абд аль-Кайсу: «Поистине, присущи тебе два качества, которые любит Аллах: мягкость и терпеливость»». (Муслим)
• Сообщается, что Аиша (р.а.) сказала: «Как-то раз Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал мне: «Поистине, Аллах милосердный, и Он любит милосердие во всём»». (Бухарий, Муслим)
• Также передают со слов Аиши (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, Аллах милосердный, Он любит милосердие и дарует за него то, чего не дарует ни за суровость, ни за что-либо иное». (Муслим)
• Сообщается от Аиши (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Милосердие всегда украшает собой то, в чём оно есть, а когда что-то лишается милосердия, то это неизбежно приводит к бесславию». (Муслим)
• Сообщается, что Джарир Ибн Абдуллах (р.а.) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Лишённый милосердия полностью лишён и блага». (Муслим).
• Сообщается, что Аиша (р.а.) сказала: «Я слышала, как Посланник Аллаха (с.а.с.), (находившийся) в моём доме, сказал: «О Аллах, будь суров с тем, кто получит хоть какую-то власть над моей уммой и будет суров с ними, и будь добр с тем, кто получит хоть какую-то власть над моей уммой и будет проявлять милосердие по отношению к ним!» (Муслим)
Правдивость.
«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми». (9:119)
«если бы они были правдивы с Аллахом, было бы лучше для них». (47:21)
• От Ибн Масъуда (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Будьте правдивыми, и поистине правдивость ведет к праведности, а праведность ведет в Рай. И человек будет говорить правду, и придерживаться этого, пока не будет записан у Аллаха правдивым». (Бухарий, Муслим)
• От Каба Ибн Малика (р.а.) передается хадис о том случае, когда он остался и не пошел с Посланником Аллаха (с.а.с.) на сражение Табук... «Я сказал: «О Посланник Аллаха! Аллах спас меня за правдивость, и моим покаянием является то, что я говорю только правду, пока жив». (Бухарий, Муслим)
• Хасан Ибн Али (р.а.) сказал: «Я запомнил от Посланника Аллаха (с.а.с.) его слова: «Оставляй сомнительное и бери не сомнительное. Поистине правдивость – это спокойствие, а ложь – это сомнение»».(Ат-Тирмизий)
• Абдуллах Ибн Амр (р.а.) сказал: «Люди спросили: «О, Посланник Аллаха! Какие люди самые лучшие?» Он ответил: «Все, у кого нет зависти в сердце, и правдивые». Затем спросили: «Мы знаем правдивых, а кто это тот, у которого нет зависти в сердце?» Он ответил: «Это богобоязненный, чистый, нет в нем греха, несправедливости, ненависти и зависти»».(Ибн Маджа, Хайсамий и Мунзирий)
• Абу Бакр ас-Сыддык (р.а.) сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Будьте правдивыми, т. к. правдивость вместе с праведностью и они в раю»».(Ибн Хаббан, Табараний, Мунзирий и Хайсамий).
• От Абу Саида аль-Худрий передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Правдивый верный торговец будет с Посланниками, с правдивейшими и шахидами».(Ат-Тирмизий)
Уверенность в том, что говорит и рассказывает и точность в передаче.
«И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания». (17:36)
«Не произнесет он и единого слова, иначе как у него - готовый надсмотрщик». (50:17)
• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:
«Для того чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать всё, что он услышал». (Муслим).
Добрые слова.
• Сообщается, что Адий Ибн Хатим (р.а.) сказал: «Я слышал, как Пророк (с.а.с.) сказал: «Защитите себя от Огня хотя бы с помощью половинки финика»». (Бухарий, Муслим)
• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал: «Доброе слово – саадака». (Бухарий, Муслим). Эти слова являются частью длинного хадиса, который полностью был приведен выше.
• От Абдуллаха Ибн Амра передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине в раю есть комната, наружная сторона которой видна изнутри, и внутренняя из наружной стороны». Малик аль-Ашарий спросил: «О Посланник Аллаха, для кого она?» На что он ответил: «Для того, речь которого была доброй, и того, кто кормил другого едой и совершал намаз, когда все люди спали».(Табараний, Хайсамий, Мунзирий и Хаким).
Веселое лицо.
• Сообщается, что Абу Зар (р.а.) сказал: «Однажды Пророк (с.а.с.) сказал мне: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого шариатом, даже тем, что следует тебе встречать брата своего с улыбкой»». (Муслим)
• От Джабира Ибн Абдуллаха (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Все одобряемое милостыня, даже встречать брата своего с улыбкой и выливать из своего ведра в сосуд твоего брата».(Ахмад и ат-Тирмизий).
• От Абу Зарр (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Улыбка в лицо твоему брату – милостыня...» (Ахмад и Ибн Хаббан).
• Абу Джарий аль-Худжаймий сказал: «Я пришел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и сказал: «О, Посланник Аллаха! Поистине мы жители пустыни, так научи нас чему-нибудь, чем принесет Аллах нам пользу». И Он сказал: «Не презирай из одобряемого ничего, даже выливать из твоего ведра в сосуд просящего пить, и говорить с братом с улыбкой лице». (Ахмад, Ибн Хаббан, Абу Давуд и ат-Тирмизий).
Говорить только о хорошем или молчать.
• Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что Пророк (с.а.с.) сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит». (Бухарий, Муслим)
• Бара Ибн Азиб (р.а.) сказал: «К Посланнику Аллаха (с.а.с.) пришел бедуин и сказал: «О, Посланник Аллаха! Научи меня поступку, который введет меня в Рай». И он сказал: «Если говоришь коротко, считай, что ты подробно ответил на вопрос. Освободи раба, а если не можешь, то накорми голодного и напои жаждущего, призывай к одобряемому и запрещай порицаемое, а если не можешь и этого, то говори только о благом»».(Ахмад, Хайсамий, Ибн Хаббан и Байхакий).
• От Савбана (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Блаженство тому, кто удержал свой язык, и дом у которого был просторным для него, и кто плакал за свои ошибки». (Табараний).
• Передает Билял Ибн аль-Харис аль-Музаний (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Поистине мужчина говорит слово, которое довольствует Аллах, и он не знал, до какой степени поднимутся эти слова, а Аллах запишет ему свое довольство за него, до того дня, когда встретит его. И поистине другой мужчина говорит слово, которое гневит Аллах, и он не знал, до какой степени поднимутся эти слова, Аллах ему запишет свой гнев за него, до того дня, когда встретит его» (Малик, ат-Тирмизий, Насаий, Ибн Маджа, Ибн Хаббан, Хаким и Захабий).
• Муаз Ибн Джабаль (р.а.) сказал: «Однажды я был в пути с Посланником Аллаха (с.а.с.) и, приблизившись к нему во время движения, спросил его: «О, Посланник Аллаха! Извести меня о поступке, который поможет мне войти в Рай, и удалит меня от огня...» Тогда Он ответил: «Не известить ли мне тебя о том, кто владеет всем этим?» Я сказал: «О да, Посланник Аллаха!» На что он сказал: «Удерживай себя от этого, и указал на свой язык». Я сказал: «О, Посланник Аллаха! Разве мы будем спрошены за то, что говорим?» И Он сказал: «Разве вводит людей в огонь что-либо кроме их языков»» (Ат-Тирмизий, Насаий, Ибн Маджа и Ахмад).
Верность.
«О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах». (5:1)
«Выполняйте свои обещания, ведь с вас будет спрошено за них». (17:34)
Из книги "Основы исламской нафсийи"