Разговоры о химическом оружии в Сирии ведутся же более 18 месяцев с момента начала восстания. В выпусках новостей за 12 июля 2012 года сообщалось, будто бы сирийское химическое оружие было перемещено со складских помещений, что вызвало беспокойство американских чиновников по поводу возможности использования оружия против повстанцев и мирных жителей. В понедельник 9 октября Министерство обороны США подтвердило, что группа американских военных прибыли в Иорданию с целью решения вопросов касательно химического оружия Сирии.
Команда из 150 военнослужащих, в основном, американских, во главе с силами отрядов специального назначения занимается строительством в Аммане здания штаб-квартиры, которая будет служить центром оперативного планирования и сбора разведданных. На пресс-конференции в Брюсселе министр обороны США Леон Панетта заявил: «С Иорданией мы работаем уже в течение определенного периода времени…по ряду вопросов относительно ситуации в Сирии». Панетта отметил, что к числу вышеуказанных вопросов относится контроль над состоянием химического оружия с целью разработки планов реагирования на любые проблемы, которые могут возникнуть в этой сфере.
Жестокие репрессии, проводимые уже более 18 месяцев, не являются для США достаточным основанием для вмешательства, в то время как перспективы применения химического оружия и гражданской войны постоянно приводятся в качестве возможной причины интервенции. Напомним, что в Ливии поводом для военного вмешательство стала кровавая бойня в Бенгази, однако то, что в Сирии каждый день проливается кровь мусульман, недостаточно Западу для свержения Асада.
Химическое оружие
Сирия не подписала ни Конвенцию о химическом оружии (КХО), ни Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Как следствие этого, в стране началась разработка химоружия в 1973 году немного ранее до начала войны Йом Кипур (войны Судного Дня). С тех пор Сирия всячески старается наращивать свои арсеналы. В июле 2012 года на пресс-конференции в прямом эфире государственного телевидения представитель Министерства иностранных дел Джихад Макдисси подтвердил наличие у Сирии химического оружия: «Это оружие производится для применения строго в случае внешней агрессии против Сирийской Арабской Республики, оно находится под контролем сирийской армии и решение о его использовании принимается генералами».
Сообщается, что Сирия производит зарин, табун, Ви-Экс, иприт, или горчичный газ. Западными экспертами по нераспространению было выявлено пять объектов и, предположительно, одна военная база по производству химоружия, среди них Аль-Сафир, Керин, Хама, Хомс, Латакия и Пальмира.
По независимым оценкам Сирия ежегодно производит всего несколько сотен тонн химических агентов. Это связано с тем, что страна не в состоянии производить многие из необходимых прекурсоров (химических реагентов, участвующих в производстве токсичных веществ) и зависит от импорта химического сырья и производственного оборудования. В течение последних пяти лет практически в каждом своем рассекреченном докладе ЦРУ сообщает Конгрессу США о попытках Сирии приобрести из внешних источников химические прекурсоры и оборудование. Вероятно, запасы, накопленные до введения международного экспортного контроля, давно исчерпаны.
Конец игры в Сирии
В настоящее время ситуация складывается таким образом, что режим Асада, ранее контролировавший все слои общества, не справился с восстанием, и, даже применяя жесточайшие методы, не смог подавить волнения в стране. Положение усугубляют международные силы, преследующие собственные интересы в исходе дел и пытающиеся всяческие повлиять на результат. Однако даже тщательно продуманные стратегии Запада не смогли остановить призыв народа Сирии к переменам. В данный момент идет борьба за страну между мусульманами-суннитами Сирии и США.
Такое положение было достигнуто благодаря тому, что умма поборола страх перед властями с их пресловутыми методами и решили принять вызов режима, улучшив свою координацию и тактику. Мусульмане Сирии находятся в состоянии войны вот уже более года, и с опытом и помощью правительственных войск, перешедших на сторону повстанцев, их боевая хватка существенно улучшилась. Об этом свидетельствует резкий рост числа уничтоженных танков и бронированных боевых машин сирийской армии. Сообщается, что умму подкрепил также приток бойцов из других стран, в том числе из Сирии и Ирака, которые ранее сражались в Ираке против сил США. Их опыт применения самодельных взрывных устройств (СВУ) оказал огромное влияние на возможности уммы и увеличил ущерб и потери сирийских военных.
Именно поэтому сирийская армия избегала дорогостоящих бронированных нападений на контролируемые повстанцами городские районы, где бронетехника более уязвима. Силы режима привыкли полагаться на военно-воздушные силы и танки в дальнем бою, а также на поддержку артиллерии и боевых вертолетов. Оппозиция, как и Свободная сирийская армия (ССА), не нуждается в том, чтобы соответствовать количеством и огневой мощью силам безопасности, так как преимущество повстанцев заключается в их большей гибкости и мобильности, что позволяет проводить успешные рейды и засады где и когда им это удобно.
Отсутствие традиционной структуры контроля и управления войсками в рядах оппозиции существенно затрудняет проникновение сил Запада и аль-Асада. В связи с угрозой дезертирства Асад был вынужден почти полностью полагаться на Республиканскую гвардию и Четвертую бронетанковую дивизию, а также на Шабиху, при этом основная часть армии, состоящая из мусульман-суннитов, оставалась в своих казармах. В результате аль-Асад потерял большинство сельских районов и сосредоточил свои силы в битве за Дамаск и Алеппо.
Отсутствие у повстанцев тяжелой вооруженной техники является единственным препятствием на пути захвата столицы Дамаск и экономического центра Алеппо. Америка, Англия, Франция, Турция, Катар, Саудовская Аравия и Египет - все пытаются переманить на свою сторону повстанцев, обещая предоставить необходимое оружие. Но почему-то до сих пор оппозиция не получила тяжелого вооружения от тех, кто утверждает, будто бы поддерживает ее.
Оружие массового поражения (ОМП)
За последнее время было обнародовано несколько докладов, указывающих на то, что в целях безопасности запасы химического оружия были перемещены. Однако в сложившейся обстановке вряд ли применение химическое оружие значительно изменит ситуацию на местах.
Следует отметить, что Сирия не обладает значительными запасами химоружия, и даже с имеющимися объемами возникают проблемы транспортировки. Из опыта сражений Первой мировой и Ирано-иракской войн военные командиры поняли, что химические вещества являются летучими, быстро испаряются и рассеиваются. Как следствие, в реальных условиях создать смертельную концентрацию довольно сложно.
В Сирии восстание охватило территорию всей страны, а у повстанцев нет фиксированных объектов и штаб-квартир со складами боеприпасов. Силы оппозиции также рассредоточены, так что применение химического оружия на больших территориях не окажет существенного воздействия.
Доставка химического оружия осуществляется с помощью ракет, при этом токсичное вещество изготавливается в виде боеголовки, которая затем соединяется с ракетой. Развитие сирийско-российских отношений привело к экспорту вооружений, включая значительные объемы поставок ракет «Скад». «Скад» - это баллистические ракеты, разработанные в Советском Союзе во времена холодной войны, которые широко экспортировались в различные страны, в том числе и в Сирию.
Однако в качестве тактического боевого оружия ракеты «Скад» неэффективны. В 1991 году Ирак выпустил такие ракеты по Израилю, однако никакие значительные правительственные, военные или инфраструктурные объекты не были поражены, а от их прямого воздействия погибли двое израильтян. Этот вид оружия эффективен, скорее, как средство запугивания противника. «Скады» также подходят для крупных целей, таких как порты, аэропорты и большие промышленные объекты. Еще одним необходимым условием для применения химических боеголовок является концентрация бункеров и тяжелой техники на определенной территории, что не соответствует ситуации в Сирии. Противники Асада – это не традиционные войска, а их нестандартная и ассиметричная тактика ставит его в безвыходное положение. Общеизвестная неточность «Скадов» не позволит справиться с многочисленными повстанческими отрядами. Кроме того, остается под сомнением, удавалось ли режиму Асада когда-либо успешно соединить химические боеголовки с ракетой. В июле 2007 года в Сирии на оружейном складе произошел взрыв, в результате которого погибли, по меньшей мере, 15 человек. Военный журнал «Jane's Defence Weekly» сообщил, что причиной взрыва послужил попытка иракских и сирийских военнослужащих установить на «Скад» ипритовую боеголовку.
Интервенция
После взрыва в штаб-квартире Службы национальной безопасности в Дамаске 18 июля 2012 года, в результате которого погибли высокопоставленные лица и кандидаты-преемники на пост Асада, США начали активно продвигать идею о возможной интервенции в связи с угрозой гражданской войны и высокой вероятностью попадания химического оружия в руки радикалов. Сообщалось, что Министр обороны Сирии Дауд Раджа, бывший министр обороны Хасан Туркмани, министр внутренних дел Мохаммад аль-Шаар, Глава Совета национальной безопасности Хишам Бахтияр и заместитель министра обороны Ассеф Шаукат (зять Асада) погибли, а брат Б. Асада Махер аль-Асад - командир Республиканской гвардии и Четвертой дивизии - потерял обе ноги. Это событие повлекло за собой целый шквал заявлений с призывами к военному вмешательству со стороны официальных лиц США, в их числе были председатель Объединенного комитета начальников штабов США, министр обороны США, государственный секретарь и сам президент.
Такой порядок событий доказывает, что Штаты будут вмешиваться в том случае, если Умма будет на грани свержения асадовского режима, и на его смену не придет кто-либо из агентов или доверенных лиц США. А распространение химического оружия станет оправданием и, в случае необходимости, поводом для интервенции. Штаты сдерживают повстанцев, не предоставляя им военную помощь и препятствуя другим делать это, с целью сформировать такую оппозицию, которая будет проявлять лояльность их собственным интересам. Военная машина Америки будет вмешиваться тогда, когда Умма существенно окрепнет и появятся признаки капитуляции режима Асада. Однако после 18 месяцев вплоть до сегодняшнего дня США не смогли предоставить какой-либо альтернативы, поэтому их стратегией остается сдерживание развития Уммы и заманивание оппозиции обещаниями о военной поддержке.
Заключение
Для оправдания возможной интервенции Америка вместе со своими союзниками придумывает разнообразнейшие мифы. До настоящего времени США полагались на доверенные страны в регионе в надежде, что их интересы будут защищены, по возможности, и с помощью сирийского государственного аппарата. Химическое оружие станет предлогом для вмешательства в страну в том случае, если умма будет на грани свержения режима аль-Асада.
Аднан Хан
khilafah.com
перевод halifat.info