assad-iranВ последнее время Иран по различным направлениям занимал заголовки новостей. Так, в качестве  реальной угрозы его рассматривает Еврейское образование, Запад продолжает беспокоиться по поводу ядерной программы Ирана, страны Персидского залива (ССАГПЗ) с горечью жалуются на вмешательство Тегерана в Бахрейн и Йемен, а Сирия обвиняет иранские силы в убийстве гражданских лиц. Тем не менее, есть одна новость, которая совсем недавно стала поверхностно упоминаться, о том, что влияние Ирана в регионе идет на убыль.


Именно Шам и Ирак являются теми странами, в которых быстрыми темпами уменьшается влияние Ирана, и подрывается его возможность влиять на региональную политику. Поворотной точкой в этом стала Сирия. В начале революции Иран твердо стоял на стороне своего союзника Асада. Помощь, оказываемая Тегераном, укрепила экономику Сирии, а элита иранских десантников поддержала силы Асада в жестоком подавлении восстания. 1 октября 2012 года газета «Таймс» сообщила, что Тегеран выделил 10 миллиардов долларов на поддержку Асада и его режима. Это решение ясно демонстрирует ценность поддержки Асада для Тегерана, несмотря на огромные экономические потери от международных санкций, применяемых против иранского народа. Летом 2012 года Тегеран изо всех сил пытался скрыть свои подпольные военные действия в Сирии, но в конечном итоге деятельность бригад «Аль-Кудс» стала настолько выраженной и широко распространенной, что Тегеран, наконец, признал свои военные операции в стране. В сентябре 2012 года командующий бригадами генерал Мохаммад Али Джафари сказал: «Несколько бригад «Аль-Кудс» находятся в Сирии и Ливане ... мы консультируем и даем советы (этим странам), а также передаем им полученный опыт».


По мере того, как сирийские джихадисты приближаются к окружению Дамаска, миллиарды долларов и военная помощь Ирана в поддержке Асада оказались бесполезными и напрасными затратами. Влияние Ирана в среде суннитских джихадистов незначительно, и это вызывает озабоченность иранского руководства в ходе их борьбы с ситуацией. Оно сталкивается со стратегическим выбором, продолжать ли поддержку алавитских групп и их отрядов «Шабиха» после падения режима, или принять суннитских джихадистов, которые глубоко презирают иранский режим. В статье под названием «Судьба Сирии зависит от того, кого она больше всего ненавидит, США или Иран?» агентства Bloomberg от 6 февраля 2013 года очень точно подведены итоги стратегической дилеммы Тегерана: «В дальнейшем Иран столкнется со стратегическим решением: или продолжать поддерживать преимущественно алавитскую милицию, которая представляет лишь небольшую часть сирийского общества, или работать с суннитскими исламистами, которые готовы захватить власть в Дамаске после свержения Асада. Иранские лидеры будут пытаться охватить суннитских радикалов, а если им это не удается, они будут работать с отрядами «Шабиха», чтобы предотвратить формирование стабильного, анти-иранского порядка в Сирии».


Не меньше проблемой для Ирана является вероятная нестабильность в Сирии, в Ливане и шаткое положение «Хизбаллы».  В начале арабских революций верная Ирану «Хизбалла» и ее суррогатный лидер Насралла публично приветствовали падение самодержавных правителей в Тунисе, Египте и Ливии, однако открыто поддерживали Асада и посылали вооруженные отряды для подавления сирийского народа. Лицемерная позиция «Хизбаллы» поставила под угрозу ее способность заручиться поддержкой среди ливанского населения, особенно среди суннитов. Кроме того, это вызвало презрение сирийцев из-за пособничества и подстрекательства Асада против повстанцев, что побудило джихадистов Сирии открыто предупреждать Насраллу об ужасных последствиях для него, если он и впредь будет поддерживать Асада. Впоследствии власть «Хизбаллы» ослабла как у себя дома, так и во всем арабском мире. Слабость «Хизбаллы» также подразумевает ослабевание иранского влияния в ливанской политике.


Оси «Хизбалла» - Асад – Иран был нанесен еще один удар нарастающей волной протестов в Ираке. В суннитских районах Ирака с запозданием начинают развиваться события арабской весны, которая угрожает позиции Аль-Малки в иракской политике. Аль-Малки, имеющий тесные отношения с Тегераном, изо всех сил пытается сдержать суннитские районы после того, как иракские солдаты открыли огонь по безоружным гражданским лицам.


В период с 2004 по 2008 годы иранское влияние и власть в стране были на своем пике. В результате король Абдалла прокомментировал охват и масштабы иранской власти, используя термин «Шиитский полумесяц», в котором описывается иранское влияние, простирающееся от Дамаска до Тегерана  и проходящее через Багдад. На другой стороне полумесяц проходит через Бахрейн, Восточную Саудовскую Аравию и Йемен. Сегодня Иран стоит перед реальной угрозой в Сирии, которая, безусловно, означает конец иранских усилий по созданию «Шиитского полумесяца» и пресекает его амбиции доминировать на Ближнем Востоке в поставках углеводородов.


Тем не менее, Иран не единственный проигравший в политической перестройке, которая начнется после окончания правления Асада. По-настоящему проиграет Америка. За последние четыре десятилетия Америка тайно сотрудничала с Ираном в отчаянной попытке создать «Шиитский полумесяц», который, в конечном итоге, передаст нефтяные запасы из рук суннитских деспотов в руки шиитских диктаторов и мулл, которые, в свою очередь, будут более лояльными подданными Америки, чем сунниты. Это также объясняет, почему Америка не хотела пресекать вмешательство Ирана в Ливан, Ирак и Сирию, хотя у Вашингтона была возможность наказать Тегеран. Аналогично Америка не стала успокаивать израильскую обеспокоенность в связи с ядерной программой Ирана. Америка очень хорошо знает, что если Иран подвергнется военной атаке, то влияние Ирана, простирающееся от Йемена до Ливана, будет угасать. Поступая таким образом, способность Америки моделировать политические решения и сохранять свою гегемонию в регионе будет серьезно нарушена. Бжезинский предупредил о последствиях для Америки в том случае, если она решит наказать Иран. Он сказал: «Война на Ближнем Востоке в данном контексте может длиться годами. Высокая инфляция, нестабильность, неуверенность ... вероятно, значительная изоляция Соединенных Штатов на мировой арене. По сути, американский налогоплательщик должен быть готовым заплатить от 5$  до 10$  за галлон бензина, если хочет развязать войну в Ормузском проливе».
Таким образом, Америке не остается ничего другого, кроме как использовать Иран для поддержки Асада и надеяться, что долгосрочный план по использованию Ирана для контроля ближневосточных углеводородов  с помощью «Шиитского полумесяца» останется неизменным.


Абу Хашим

khilafah.com

перевод halifat.info

Читаемое