sisi-morsiМухаммад Мурси, теперь опальный и свергнутый Президент Египта, ощутил глубокое разочарование в первую годовщину своего правления, когда Главнокомандующий Египетскими Вооруженными Силами генерал Сиси, организовал устранение Мурси от власти – фактически, государственный переворот.


Широко развернувшиеся протесты потрясли Египет, когда множество людей вышло на улицы выразить свое недовольство «Братьями-Мусульманами», которые преобладали в правительстве. «Братьев-Мусульман» привела к власти Партия Свободы и Справедливости, выиграв парламентские выборы в начале 2012 года, а затем, они выигрывают президентскую гонку, обойдя во втором туре второго кандидата. Однако за год политическая карьера и Мурси и «Братьев-Мусульман» пришла к внезапному концу. «Братья-мусульмане» старались изо всех сил, чтобы разрешить мириады проблем, с которыми столкнулся Египет. Они одновременно сражались и с головорезами на улицах, и с крамольной оппозицией, и с коррупцией в системе судебных органов и решали проблемы государства, которое находилось в упадке на всех уровнях. Исходя из того, как Мурси и «Братья-Мусульмане» определили свое будущее, мы рассмотрим четыре основные причины - почему для «Братьев-Мусульман» все сложилось таким образом.


Во-первых, «Братья-Мусульмане», преобладавшие в правительстве, унаследовали экономику, которая уже была на грани краха. Отсутствие четкого экономического плана действий, сделало ситуацию в экономике еще хуже. Проблема египетской экономики в том, что ее контролирует немногочисленная элита. Когда значительная часть экономики была приватизирована, то государственные активы перешли прямо в руки друзей Мубарака. Эти бизнес магнаты по-прежнему сохраняют контроль над египетской экономикой, и Мурси даже не попытался это изменить.[1] Неравномерное распределение ресурсов привело к ситуации, в которой 40% египетского населения живет за чертой бедности.[2]


После падения Мубарака, крупная бизнес элита вывезла огромную часть своего богатства из страны, что привело к сильному падению египетского фунта, резко повысив цены на импорт.[3] Так как Египет является зависящим от сельскохозяйственного и энергетического импорта, это создало огромный дисбаланс в торговле и вынудило «Братьев-Мусульман» принять решение обратиться в МВФ (Международный Валютный Фонд). Когда инфляция выскочила из-под контроля и выросла безработица, множество людей вышло на улицы в знак протеста.


Во-вторых, Мурси потерпел неудачу в умиротворении большей части оппозиции, которая использовала любой подходящий случай, чтобы «подложить мину» под его правление.[4] Светская оппозиция - чиновники и официальные лица времен Мубарака, а также представители бизнес элиты, никогда не признавали победу «Братьев-Мусульман» на выборах и никогда не признают. Их ключевым требованием всегда было то, что Мурси должен подать в отставку.  


Со дня прихода к власти, «Братьям-Мусульманам» приходилось вступать в противоборство с постоянными восстаниями и Мурси пытался бороться с этим, уволив генерального прокурора Абдель-Магид Махмуда и присвоив себе верховенство над законодательной и исполнительной властью, а также иммунитет от суда. Это вызвало встречную вспышку и привело к массовым бунтам и противостоянию на улицах Каира. Мурси не сумел разобщить оппозицию, разделить ее или, по крайней мере, ослабить. Как результат, деятели оппозиции регулярно устраивали демонстрации, часто с применением насилия, чтобы расшатать правление Мурси и привести страну к застою.


В третьих, режим Мурси страдал нерешительностью и был неспособен иметь дело с насущными проблемами, так как ему недоставало видения широкого масштаба. После 80-ти лет борьбы с тиранией и восхождения «Братьев-Мусульман» во власть, стало абсолютно ясно, что у них нет четкой политической позиции. После победы на выборах, «Братья-Мусульмане» пошли на многое, чтобы продемонстрировать Западу свою умеренность. В самом деле, торопясь умиротворить так называемое международное мнение, они полностью отбросили свою приверженность принципам правления по Исламу. Когда дело дошло до применения Исламских принципов, они стали ссылаться на конституциональные барьеры и обязанность не оставлять меньшинства «вне игры». Когда дело дошло до применения Исламской экономики, они стали ссылаться на то, что надо остерегаться того, чтобы не отпугнуть международных инвесторов и  туристов.


Когда дело дошло до применения Исламской международной политики, они стали ссылаться на то, что надо показать умеренный образ, чтобы успокоить Запад. Такие лозунги, как «Ислам – это решение», были очень быстро смещены на призывы о цивилизованном государстве. Мурси незамедлительно отправил коммюнике, подтверждая  приверженность Египта мирным отношениям с Израилем.[5] Первоначальные призывы к Исламу были изъяты из заявлений Мурси, как только он обосновался во власти.


В четвертых, «Братья-Мусульмане» показали, что им недостает осознания политической ситуации, когда ввели политический процесс, учрежденный Гамаль Абдель Насером и который поддерживает армия. Вмешательство армии в управление страной и несоразмерное влияние ослабляет президента. После того, как был свергнут Мубарак, армия оставила в руках правительства повседневное управление страной, но международную политику крепко держала в своих руках. Министр обороны постоянно является главнокомандующим египетской армии. Любая политика, такая как оборонный бюджет, которая могла повлиять на положение армии, отвергалась. Как результат, «Братья-Мусульмане» должны были стоять навытяжку перед армией, отказываясь от всех планов, стоявших на их собственной повестке дня. Имея мандат, который они получили на выборах, «Братья-Мусульмане», вместо того, чтобы попытаться бросить вызов политической системе Египта, отвергли то, за что выступали.


Несмотря на то, что «Братья-Мусульмане» пошли на компромиссы во всем, за что они выступали,  этого оказалось совсем недостаточно для светских элементов, которые желали оказаться победителями на последних демонстрациях. Было очевидно, что на экономическом фронте, и Мурси, и «Братья- Мусульмане» не имеют ясного и четкого видения. Руководя регионом, Мурси не сделал ничего, чтобы изменить существующее положение, но сохранил то, что было построено предшественниками. Вопреки тому, что они свыше 80-ти лет усиленно агитируя, твердили: «Ислам – это решение», когда счастливый случай сам предстал перед «Братьями-Мусульманами», они не справились с поставленной задачей управления страной. И как результат, несмотря на победу на выборах, они всегда были в невыгодном положении, защищая свою власть. Когда «Братья-Мусульмане» потерпели неудачу, при попытке утихомирить оппозицию, демонстрации против них стали расти и шириться, что, в конечном счете, привело страну в тупик, после того, как были введены войска. Ирония этого потрясения в Египте заключается вот в чем: вопреки тому, что «Братья-Мусульмане» никогда не претворяли Ислам, чтобы угодить Западу и секуляристам (приверженцам светского образа жизни), вопреки этому, в годовщину своего нахождения у власти, они были отстранены от правления. 

 

Ссылки

[1] http://www.foreignpolicy.com/articles/2012/06/18/10_reasons_countries_fall_apart?page=0,4

[2] http://www.guardian.co.uk/world/2013/may/16/egypt-worst-economic-crisis-1930s

[3] http://www.meforum.org/3527/egypt-economic-ruin

[4] http://www.jadaliyya.com/pages/index/12466/unpacking-anti-muslim-brotherhood-discourse

[5] http://www.guardian.co.uk/world/2012/aug/01/israel-egypt-letter-mixup

 

Аднан Хан

khilafah.com

перевод halifat.info

Читаемое