Отношение между Саудовской Аравией и Ираном обострились после того, как Саудия казнила Нимра аль-Нимра 2 января 2016г. В ответ на это иранские официальные лица проявляли молчание до тех пор, пока сотни человек не разгромили посольство Саудовской Аравии в Тегеране.

Данный конфликт представляется со стороны мировых СМИ как очередной эпизод суннито-шиитского противостояния. В свете этого необходимо учитывать следующие 10 фактов об Иране:

1. Иран преподносит казнь Нимра аль-Нимра как масштабное посягательство на шиитов, именно поэтому Аятолла Али Хаменеи подчеркнул, что пролитие крови шиитского проповедника повлечет за собой священное возмездие. Тем не менее, все общеизвестные заявления Ирана о том, что он является исламским государством, основанным на шиитском фикхе, являются не более чем пустой риторикой. На практике Ислам играет вторичную роль в Иране, а правительство руководствуется национальным интересом, который заключается в превращении страны в региональную сверхдержаву. Подобно Саудовской Аравии Иран использует исламскую обертку для того, чтобы заручиться доверием мусульман региона.

2. Революция 1979г. обычно представляется, как попытка возобновить истинное исламское правление на Ближнем Востоке. Невзирая на то, что эта революция воспринимается как исламская, группы, принимавшие в ней участие, в своем большинстве были неисламскими. В их числе были коммунисты, ученые, левые, профсоюзы и многие другие, которые не стремились к исламской революции. После того как Хомейни оказался у власти в его повестке дня Ислам занимал последнее место, несмотря на огромные надежды народа на перемены. Аятолла Хомейни остановился на символических «переменах». Осью, вокруг которой народ Ирана объединился вокруг революции, было всеобщее желание перемен. На фоне безуспешности шаха в выполнении своих обещаний любая личность могла стать лидером, стоило ей лишь начать критиковать шаха. По факту революция означала не более чем переход от одной крайности к другой.

3. После прихода к власти от Аятоллы Хомейни исходило мало чего исламского, не смотря на написанные им прежде книги об Вилаят аль-факих. Начавшаяся в виде настоящей и антидиктаторской революции основанной на широкой коалиции анти-шахских сил, эта революция вскоре трансформировались в банальный насильственный захват власти. Преданные сторонники Хомейни получили должности в важных кабинетах, в то время как многие из тех, кто принесли жертвы для того, чтобы привести к власти Хомейни были сосланы, брошены в тюрьмы и вытеснены на второй план. Хомейни и следующие после него клерики, создали политическую структуру, которая позволяет им доминировать над Ираном и его политикой до сегодняшних дней. На вершине этой системы находится одна самая влиятельная личность – Высший руководитель Ирана, эту должность по сегодняшний день занимало всего две личности. Первой личностью был основатель республики – Аятолла Хомейни, который занимал этот пост с 1979 по 1989г. вплоть до своей смерти. После него данную должность занял его ключевой союзник и бывший президент Ирана на протяжении двух сроков, Аятолла Али Хомейни, который занимает эту должность на протяжении более двух десятилетий по сегодняшний день.

4. Иран, равно как Персия до него, всегда имели влияние в регионе. Подобно тому, как это было на протяжении истории, сегодня Иран также хочет доминировать. Это было подчеркнуто множеством иранских политиков. Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки заявил в 2009г. следующее: «Иран предстает в качестве региональной сверхдержавы на фоне увеличивающейся роли Тегерана в международных вопросах». Махмуд Ахмадинежад сказал: «Мы стремительно становимся сверхдержавой. Наша мощь не исходит от военного оружия или наших экономических возможностей. Наша мощь исходит от нашей способности влиять на сердца и души людей, и это вселяет страх в наших врагов». Иран работал над расширением своего влияния на Ближнем Востоке и разработал ряд стратегических шагов для достижения этого. Иран основал Хизбаллу в Ливане в начале 1980-х годов и продолжает расширять свою помощь этой организации в виде обучения и оружия. Аналогичным образом в Палестине иранский режим вооружал Хамас. Духовное руководство страны укрепило отношения с алавитским режимом в Сирии и сегодня поддерживает его в ситуации, когда сирийский народ выступил против него.

5. Иран использует суннито-шиитское противостояния как предлог для вмешательства в дела других стран, сделав себя официальным защитником шиизма в мировых масштабах. Цель всего этого - доминирование в регионе. В свете этой стратегии Иран установил связи с государствами, в которых имеется шиитское население, такими как Саудовская Аравия, Бахрейн и Афганистан, а также другими странами в Персидском заливе. В этом заключается ключевая стратегия, которую Иран практикует в отношении Саудовской Аравии. В силу того, что восточные провинции Саудовской Аравии в своем большинстве населены шиитами и в них расположены нефтяные бассейны страны, Иран во многих эпизодах поддерживал народные волнения в этих провинциях с целью ослабления Саудии. Аналогичная политика практикуется в отношении Бахрейна, где суннитское меньшинство правит над шиитским большинством.

Одной из причин того, что Саудия немедленно отправила войска в Бахрейн во время Арабской весны, является факт того, что Иран использовал бы данную нестабильность для ослабления правителей Бахрейна. Политика Ирана по поддержке шиизма является лишь средством, а не самоцелью. Суть в том, что в реальности Иран не оказывает поддержку шиизму повсеместно, напротив, он оказывает поддержку лишь тогда, когда это содействует ему в укреплении доминирования в регионе. Иран не оказал поддержку шиитам в Азербайджане или Таджикистане, невзирая на их угнетенное положение, т.к. такая помощь не реализует его цели. В то время как шииты в Афганистане и Саудовской Аравии получают серьезную поддержку от Ирана, т.к. они играют центральную роль в достижении Ираном своей цели по доминированию в регионе.

6. Несмотря на то, что Иран всегда называет США дьяволом и постоянно обращает в их адрес агрессивные высказывания, в реальности все это призвано скрыть факт того, что во всех ключевых стратегических вопросах Иран всегда сотрудничает с США. В документальном фильме BBC снятом в 2009г. в честь 30-ой годовщины Иранской революции Мухаммад Хатами указывал на многочисленные попытки его администрации нормализировать отношения между Ираном и США. Хатами рассказал об обмене разведданными относительно целей в Афганистане после возглавляемого США вторжения в эту страну. Он также рассказал о центральной роли Ирана в операции по взятию Кабула Северным альянсом, а также оказанных в пользу США усилий Ирана в формировании нового правительства Афганистана. Относительно Ирака Хатами заявил: «Саддам Хусейн был нашим врагом, мы желали его свержения, давайте повторим опыт Афганистана в Ираке, давайте будем действовать в формате 6+6, шесть соседствующих с Ираком государств с одной стороны и постоянные члены Совета Безопасности ООН и Египет с другой. Иран следует рассматривать не как проблему, а как силу способную решать проблемы». Однако, США не приняли данного предложения, в результате чего Иран лишь наблюдал за тем, как американская военная машина вторглась в Ирак.

7. После вторжения в Ирак, Америка прочно увязла в партизанском движении, которое возглавлялось многочисленными шиитскими группами на юге Ирака. Эти группы были основаны Ираном во время правления Саддама Хусейна как фактор иранского влияния в Ираке. Когда США приступили к выстраиванию политической архитектуры, Иран пожелал гарантировать себе доминирование в этой новой политической системе, чтобы это позволило ему иметь влияние в Ираке. В результате контролируемый Ираном Высший Исламский совет Ирака, основанный в Тегеране в 1982г., собрал вокруг себя шиитские группы для соучастия в созданной США политической системе нового Ирака. Это позволило США сконцентрировать свою борьбу против повстанческих группировок в центральном Ираке. Саид Али аль-Хусейни аль-Систани убедил Садра, Высший Исламский совет Ирака и шиитские группы, занимающиеся призывом сформировать «Объединённый иракский альянс», который получил значительное количество мест после парламентских выборов 2005г. Эта политическая сила также одержала уверенную победу на парламентских выборах 2010г. Таким образом, без помощи Ирана США никогда не смогли бы выбраться из болота в Ираке.

8. Иран практически полностью свернул свою ядерную программу, невзирая на заявления об обратном. Президент Ирана Хасан Рухани преподнес свои уступки в июле 2015г. как победу Ирана, но по факту в обмен на упразднение санкций руководство Ирана пошло на компромисс, который может быть характеризован не иначе как капитуляция. Условия, с которыми согласился Иран, вызывают крайнее негодование. Иран согласился на ряд ограничений, включая утилизацию 98% своих запасов обогащенного урана, полный запрет на экспорт ядерного топлива, а также запрет на строительство реакторов на тяжелой воде. МАГАТЭ получило право инспектировать все подозрительные объекты. Иран также согласился на запрет проведения научных исследований в области обогащения урана в течение следующих 15 лет! Невзирая на затраченные многомиллиардные расходы на ядерную программу, одним росчерком пера Иран принял условия и капитулировал перед США не получив ничего кроме снятия некоторых санкций.

9. Если говорить о внутренней политике, то клерикальный режим нанес огромный ущерб Исламу. Вместо того, чтобы претворять Ислам и нести его в качестве маяка для всего человечества, клерикальный истеблишмент заботится лишь о своих проблемах, своем положении и погряз в коррупции. Большая часть богатства Ирана находится в руках тех людей, которые ответственны за устройство социального равенства. Клерикальные лидеры вместе с Корпусом Стражей Исламской революции создали политическую систему, в которой процветают лишь они, члены их семей и преданные им сторонники. Когда Аятолла Али Хамейни занял пост Высшего руководителя Ирана, он внедрил свою собственную систему покровительства, вступив в союз с КСИР. Корпус стражей контролирует значительную долю в экономике страны. По информации аналитического сайта Al-Monitor с 2006г. КСИР было вверено более 11000 проектов в различных отраслях от строительства и аэрокосмической промышленности до нефти и газа.

10. Клерикальный истеблишмент проявил полную некомпетентность в решении самых актуальных проблем Ирана. Иран изнемогает от ряда социальных недугов, невзирая на свои попытки влиять на внешнеполитическом поприще. В Иране остро стоит проблема алкоголизма. Согласно прогнозу Всемирной организации здравоохранения Иран с 35 литрами спирта на одного человека занимает 19-ое место в мире по уровню потребления алкоголя. Другими словами, по количеству алкоголиков на душу населения Иран обходит Россию (30-ое место), Германию (83-е место), Британию (95-ое место), США (104-ое место) и Саудовскую Аравию (184-ое место). Иран также лидирует в мире по количеству наркоманов на душу населения. Энергетическая инфраструктура Ирана насчитывает более 100 лет и находится в плачевном состоянии. Несмотря на многочисленные обещания клерикального режима модернизировать эту область, никаких изменений не последовало. Сегодняшний Иран это страна 80% населения, которого моложе 35 лет и, следовательно, не были свидетелями революции 1979г. Тем не менее, у руководства страны стоят клерики, возраст которых перевалил за 60 лет. Этот демографический потенциал будет порождать все больше протестов против некомпетентного клерикального истеблишмента, который использует Ислам только лишь в качестве прикрытия.

 

Аднан Хан

Перевод halifat.info

Источник

Читаемое