atanbaev-medvedevКремль начинает раздражать желание Кыргызстана получать помощь, не давая в дипломатическом смысле ничего взамен. Дабы продемонстрировать свое неудовольствие, российские власти откладывают реализацию договоров о сотрудничестве и требуют более значительную часть акций одного из оборонных предприятий Кыргызстана.


По словам российских аналитиков, в ходе своих визитов в Москву в феврале и марте месяце президент Алмазбек Атамбаев вызвал неудовольствие российского руководства своими настойчивыми требованиями оказать экономическую помощь. Особенно рассердил Кремль тот факт, что никакой ответной услуги за услугу со стороны России от Атамбаева не предполагалось. А ведь в обмен на свою помощь российские лидеры рассчитывают на дипломатическое послушание. Бишкек же остается привержен своему "многовекторному внешнеполитическому курсу", предусматривающему выстраивание теплых отношений со всеми державами региона, а не только исключительно с Москвой.


С самого момента прихода к власти своей администрации Атамбаев демонстрировал готовность оказывать дипломатическое неповиновение Москве, хотя сам неоднократно стучался в ворота Первопрестольной в роли просителя. По словам эксперта Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, российское руководство пребывает в состоянии недовольства с декабря месяца, когда Атамбаев пригласил на церемонию инаугурации в Бишкеке главного ворога Кремля, президента Михаила Саакашвили. Узрев списки приглашенных, в России отменили планы направить в Бишкек одного из высокопоставленных своих должностных лиц, заменив его чиновником более низкого ранга.


"Отношения между Москвой и Бишкеком охладели. Визиты Атамбаева в Москву потерпели крах, – говорит Алексей Малашенко. – В ходе этих визитов не было подписано ни единого соглашения".


В Бишкеке же многие аналитики смотрят на ситуацию не столь пессимистично. Правда, ряд экспертов усматривают параллели в нынешнем конфликте Кремля с Атамбаевым и последним случаем, когда Москва выражала недовольство президентом Кыргызстана. Тогда, в 2009-2010 гг., когда Кремль принялся закручивать гайки, экс-президент Курманбек Бакиев продержался у власти всего несколько месяцев.


В рядах же бишкекских политиков царит недовольство перманентным, по их словам, невыполнением Москвой своих обещаний.


После декабрьских выборов в Госдуму кыргызские власти ожидали получения от России займа в размере 160 млн. долларов, который Москва обещала предоставить по линии Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Однако Москва задержала перевод, заявив, что вернется к этому вопросу в 2012 году. В начале года Атамбаев совершил свои поездки в Москву, но вопрос о кредите так и не был решен окончательно. Бишкек же рассчитывал на эти деньги как способ пополнить государственную казну.


Помимо всего прочего, российские власти притормозили сделку, обсуждавшуюся на протяжении вот уже 10 лет, о приобретении российским "Газпромом" 75 процентов акций в государственной компании "Кыргызгаз". По словам кыргызских чиновников, ветхая инфраструктура "Кыргызгаза" отчаянно нуждается в модернизации, а других инвесторов у них нет.


После своих февральских встреч с премьером Владимиром Путиным и покидающим свой пост президентом Дмитрием Медведевым Атамбаев сделал ряд жестких заявлений, шокировавших обозревателей и в Москве, и в Бишкеке. "Если Россия готова нам помочь как наш стратегический партнер — пожалуйста, мы примем помощь. Но сегодня мы видим, что это не помощь", – заявил он в интервью газете "Коммерсант" от 27 февраля и добавил, что российская авиабаза в Кыргызстане лишь "тешит самолюбие российского генералитета…Зачем нам это надо?", попутно присовокупив, что Бишкек больше не станет клянчить ни у кого кредиты. Хотя в ходе визита он и смог добиться выплаты "мизерной" суммы в 15 млн. долларов, которую задолжала Россия за аренду военной базы, российские чиновники упрекнули Атамбаева, что тот все перепутал, и плата предполагалась за совершенно другие арендуемые РФ объекты, указав при этом на задолженность самого Кыргызстана перед Россией в размере ни много ни мало 480 млн. долларов.


В следующем месяце, во время приезда Атамбаева для участия в заседании ЕврАзЭС, источник в Кремле объявил, что Москва меняет условия еще одного приостановленного соглашения.


В 2009 году Москва пообещала предоставить КР пакет экономической помощи в размере 2,15 млрд. долларов, в том числе 150 млн. долларов живыми деньгами, 300 млн. долларов в качестве льготного кредита и 1,7 млрд. долларов на строительство ГЭС "Камбарата-1" мощностью 1,9 гигаватт на реке Нарын. Кроме того, в обмен на списание долга в размере 180 млн. долларов Кыргызстан должен был передать России 48 процентов акций своего торпедного завода "Дастан" в Бишкеке. В обмен экс-президент Курманбек Бакиев якобы пообещал выдворить США с авиабазы "Манас" под Бишкеком. Получив же обещанные деньги (но не инвестиции и не списание долгов), Бакиев передоговорился с американцами, позволив им остаться на базе – предприняв шаг, разгневавший Кремль и, по мнению многих, ускоривший его падение.


Теперь же в обмен на списание 180 млн. долларов Кремль желает получить уже 75 процентов акций завода "Дастан". Кроме того, российские чиновники заявили, что станут участвовать в строительстве ГЭС лишь в том случае, если Москве будут переданы 75 процентов акций данного объекта.


По словам российских аналитиков, такой жесткий торг подчеркивает растущее недоверие Москвы к Атамбаеву, избиравшемуся в прошлом году на пророссийской платформе. "После избрания Атамбаева на пост президента он подкорректировал внешнеполитическую риторику Кыргызстана, отказавшись от всех своих прежних заявлений по поводу России", – говорит считающийся приближенным к Кремлю алматинский политолог Александр Князев. Москва устала от подобного "дешевого торга".


Хотя Атамбаев неоднократно называл Россию важнейшей союзницей Кыргызстана и заявил, что по истечению срока аренды в 2014 году американская авиабаза "Манас" будет закрыта, он не слишком старается развеять опасения Москвы. "Период многовекторности закончился, пора Кыргызстану определиться со своими приоритетами – пойти ему с Россией и Казахстаном или с Грузией и США, и, возможно, Китаем", – говорит Князев.


По словам главного редактора российского информационного портала Regnum.ru Модеста Колерова, Москва не забыла надувательства со стороны Бакиева и хочет заручиться четкими заверениями атамбаевской администрации, что Кыргызстан не станет больше нарушать обещаний.

С точки зрения Бишкека, опасения Кремля преувеличены. Многие в Кыргызстане видят в России естественного союзника. Сотни тысяч жителей Кыргызстана пребывают в России на заработках, а сами страны связывают тесные исторические и культурные узы.


Политолог Кыргызского национального университета Темир Джумакадыров приписывает ужесточение российской позиции желанию Путина, готовящегося вновь занять президентский пост, произвести впечатление на российский электорат. "Регулярные обсуждения проектов, в том числе по базе "Манас", "Камбарата" и кредитам, являются инструментом влияния", – отмечает он, добавляя, что Бишкек придерживается прагматичной позиции, подыскивая других инвесторов.


"Но близится критический момент, когда Кыргызстану придется принять решение в том или ином направлении", – добавляет политолог.


По материалам EurasiaNet

Читаемое