china-1В последнее время усиление роли Китая занимает мысли многих западных высокопоставленных деятелей политики. Двузначный годовой национальный рост и глобальный экспортный механизм привели к тому, что большинство стран мира в большей или меньшей степени интегрированы в китайскую экономику. В 2012 году Китай бросил вызов американскому господству после десятилетий неоспоримого превосходства, а также заявил о своих претензиях на Южно-Китайское и Восточно-Китайское моря, осуществив ряд агрессивных маневров в регионе. Однако дальнейшее замедление экономического роста показывает, что феноменальный подъем экономики Китая достиг своего пика в 2012 году. Экономический рост был достигнут ценой увеличения социальной напряженности, позволившей Китаю стремительно развить морской флот. В какой точке своей траектории пребывает Китай в настоящий момент? Является ли его модель экономического развития устойчивой?


Действительно ли Китай обладает достаточной военной силой для урегулирования процессов во всем регионе? Вот некоторые из вопросов, которые обсуждали аналитики в 2012 году. В настоящее время стремление Китая получить власть, сталкивается с рядом проблем, многие из которых стали все более очевидными в 2012 году. Некоторыми из них являются:


- Обеспечение справедливого распределения постоянно растущего национального богатства.


- Рост благосостояния страны в целом - не улучшил жизнь многих людей в отдельности, что привело к внутреннему напряжению среди населения. Традиционные меры поддержания внутренней стабильности посредством обеспечения полной занятости, в условиях ориентированной на экспорт экономической политики, провалились.


- Прогресс в экономической сфере привел к росту политических амбиций Китая, в результате чего возникла напряженность в отношениях с другими государствами региона. Поддержание таких отношений и одновременно обеспечение экономической стабильности и роста является задачей, с которой стране придется иметь дело.


Экономическое развитие


Вопросы об устойчивости быстрого экономического роста Китая были рассмотрены в нашем предыдущем анализе. С этими вопросами Китайchina столкнулся в 2012 году. Увеличение глобальной роли государства было достигнуто в основном за счет быстрых темпов экономического роста. Центральную роль в этом процессе сыграло создание Специальных экономических зон (СЭЗ), ставших визитной карточкой периода «Открытости и реформ», последовавшего вслед за возвращением к власти Дэн Сяопина в 1978 году. В 1980 году Пекин создал первую Специальную экономическую зону (СЭЗ) в прибрежных провинциях Гуандун и Фуцзянь с целью привлечения иностранных инвестиций в трудоемкие сферы промышленности, предоставляя дешевую землю, труд, а также разнообразные налоговые и прочие стимулы. Успех в южных городах заставил Пекин расширять экономические реформы; для начала - в районе дельты реки Янцзы, а затем в городах, расположенных вдоль Желтого и Бохайского морей, таких как Тяньцзинь, Циндао и Далянь. На протяжении большей части последних 30 лет эти прибрежные кластеры выступали в качестве экспериментальной (и тщательно контролируемой) зоны связи Пекина с внешним миром.


Дэн Сяопин выразил надежду на то, что подобные зоны помогут генерировать ресурсы, необходимые для развития обширных бедных внутренних районов страны. Такие действия обеспечат социальную стабильность и, как следствие, сохранят власть Коммунистической партии. В то время как Пекин добился значительного прогресса в создании основ этого процесса, страна по-прежнему сталкивается с огромными трудностями, в числе которых отсутствие надлежащей инфраструктуры во многих частях внутренних районов страны, низкий уровень образования и повсеместная коррупция.


Эти СЭЗ (Специальные Экономические Зоны) впустили в страну иностранные инвестиции и технологии и стали новым источником благосостояния Китая. Сегодня страна является экспортно-ориентированной экономикой и зависит от импорта ее товаров иностранными государствами. Таким образом, несмотря на размеры золотовалютных резервов Китая, несмотря на дешевизну рабочей силы и технологические разработки, Китай зависим от экспорта и перевозок, так как морская блокада нанесет существенный урон стране. Многие страны мира импортируют товары из Китая ценой закрытия собственных заводов, и до тех пор, пока какая-либо другая страна не станет производить товары дешевле, Китай будет оставаться мировой фабрикой. Эта хрупкая модель развития, зависящая в большей степени от стран, импортирующих китайские товары, оставляет будущее Китая в чужих руках.


В настоящее время последствия глобального экономического кризиса начинают проявлять деформации этой модели экономического развития.economic-china Экономический спад в Европе и США, которые являются двумя главными торговыми партнерами Китая, привел к сокращению потребления и проявил зависимость страны от экспорта. Чтобы возместить снижение спроса, Китай не смог ни найти альтернативные рынки сбыта, ни увеличить внутренний спрос. Подобное экономическое напряжение сказывается на ситуации внутри страны. В отдаленных районах страны плоды экономического роста и развития практически не почувствовались; повсеместно распространены бедность и нищета. В то же время сейчас, после нескольких лет успешного экономического роста, внешний облик Китая стал меркнуть.


На протяжении трех десятилетий Китай был сфокусирован на развитии прибрежных городов как двигателей экономического роста в надежде на то, что в будущем эти прибрежные города будут способствовать развитию отдаленных районов страны. В настоящее время перед страной стоит задача по распределению благ между развитыми и отсталыми районами страны. Проблема заключается в том, что прибрежные города развиты благодаря прямому доступу к международным судоходным путям. Это, в сочетании с экспортно-ориентированной моделью экономического роста Китая, превратило их в экономические мега-центры. Географическое же положение и отдаленность от берега китайской глубинки делает экспорт гораздо менее привлекательным. Отправка товаров из внутренних городов Хунань и Аньхой происходит медленнее и является более дорогостоящей, чем из городов Чжэцзян или Гуандун.


Прогресс создал для Китая проблему: как распределить богатства по всей стране так, чтобы пользу от него получили не только прибрежные города и Коммунистическая партия. Однако до тех пор, пока китайская экономика ориентирована на экспорт, а не на внутреннее потребление, полностью интегрировать центральные провинции, как экономически обоснованные производственные базы, будет достаточно сложно. А для увеличения внутреннего потребления, которое Пекин рассматривает в качестве конечной цели экономической реструктуризации и реформ, потребуется развитие и прибрежных, и отдаленных внутренних зон. Поэтому сейчас Пекин пытается перенаправить экономику вовнутрь, заложив основу для базы внутреннего потребления, которой еще не существует.


Социальная сплоченность


На протяжении веков Китай пытался удерживать в целости огромную поликультурную и многонациональную страну, несмотря на периоды политической централизации и разделения. Но культурные и языковые различия усугубили неравномерный рост и несправедливое распределение богатства. Жестокое обращение, тюремные заключения, неэффективность трудового законодательства, мизерная оплата труда вместе с тем, что китайское правительство не смогло удовлетворить экономические потребности основной части населения - все это стало причиной внутренних раздоров и призывов к политической преемственности. В 2005 году в Китае зафиксировано 87000 случаев социальных волнений, в числе которых общественные беспорядки, демонстрации и гражданские выступления. В 2010 году в Китае прошло 180 000 протестов, массовых беспорядков и других многочисленных инцидентов, что более чем в четыре раза превышает число протестов десятилетием ранее. Эту цифру сообщил не официальный источник, а Сунь Липин, профессор университета Цинхуа. Профессор Ю - директор исследований в области социальных вопросов при Китайской академии общественных наук Института сельского хозяйства, который консультирует высшее руководство Китая и проводит исследования по социальным волнениям, привел статистические данные, показывающие, что число зарегистрированных случаев «массовых беспорядков» выросло с 8 709 человек в 1993 году до более чем 90 000 человек в каждом из последних трех лет. Общественное положение внутри Китая является очень нестабильным.


Значительная часть населения страны сегодня проживает в аграрных районах с неразвитой инфраструктурой в условиях бедности. По данным глобального исследования благосостояния домохозяйств, проведенного Boston Consulting Group 2008, 70% богатств Китая контролирует лишь 0,2% его населения. Такое положение дел привело к серьезным проблемам в социальной сплоченности страны, разрешить которые правительство пыталось посредством обеспечения полной занятости населения. Китай является экспортно-ориентированной экономикой, основанной на производстве товаров, которые экспортируются по всему миру. Определяющим фактором политики страны является не столько получение населением прибыли, сколько достижение территориальной сплоченности. Этот фактор движет валютной политикой страны. За счет низкой оплаты труда населения, Китай сокращает затраты на производство, что увеличивает экспорт, но делает работу населения  практически не прибыльной.


Китай имеет долгую историю крупномасштабных социальных потрясений. Периодически в течение всей его 4000-летней истории все рушится, поскольку каждая попытка развития трескается по швам. Существующий метод развития экономики, основанный на экспорте и обеспечении занятости, частично прикрыл существующие дыры, тем не менее в условиях экономического спада Коммунистическая партия становится свидетелем социальных волнений, число которых резко увеличивается с каждым годом. Коммунистическая партия может обнаружить, что ее власти может быть брошен вызов со стороны более чем миллиарда людей, многие из которых не ощутили блага от быстрого экономического развития страны.


Китайское руководство не предоставило четких политических мер борьбы с внутренними волнениями. Все тенденции указывают на то, что при решении проблемы социальной сплоченности китайское руководство продолжит использовать давний излюбленный метод - национализм. Сегодня китайский национализм представляет собой сочетание почти 4000-летней славной истории Китая и его унижения со стороны Японии и Запада в период современной эпохи. Китайский национализм сегодня характеризуется взаимосвязью между чувством национальной гордости, разочарованием и надеждой на будущее Китая. Эта политика в действительности была инструментом социального управления и обеспечения партийного контроля Коммунистической партии. Однако национализм является неустойчивой стратегией достижения социальной сплоченности и объединения населения, который может привести к вспышке насилия, вышедшей из-под контроля. В то время как Китай заявляет о претензиях в своем регион, он сталкивается с большими проблемами  внутри страны.


Военный подъем


В 2012 году Китай предъявлял достаточно агрессивные претензии на свои регион. После десятилетий дипломатических и ориентированных на экономическое сотрудничество политических отношений, Китай становится все более настойчивым и уверенным в своих претензиях. Пекин покупал с умом, инвестируя в подводные лодки, баллистические ракеты, наращивая космические и компьютерные способы ведения войны как часть общей обороны.


Экономический подъем Китая шел параллельно росту его военной мощи. С точки зрения военной силы, Китай прошел путь значительного развития. Учение Мао о тактике «сокрушающих человеческих волн», заключавшееся в том, что численность солдат должна превышать число пуль противника, сменилось на относительно меньшие вооруженные силы и применение новых технологий. Военное развитие Китая было обусловлено необходимостью защиты себя и своих линий снабжения в регионе. В настоящее время китайские военные стремятся направить свою военно-морскую мощь далеко за пределы китайского побережья: от нефтяных портов на Ближнем Востоке до судоходных путей в Тихом океане, где США уже давно воцарились в качестве доминирующей силы.


В «Стратегическом анализе 2012» были рассмотрены первый китайский авианосец «Варяг» и первый стелс-истребитель J20, а также влияние этих событий на военный потенциал Китая.


В количественном и качественном отношении Китай отстает от США и России, а большая часть военной техники была разработана во время войны во Вьетнаме. Хотя Китай делает быстрые успехи, он все еще отстает на несколько поколений от того уровня военного потенциала, который необходим для выхода за пределы своего региона. Китай по-прежнему сохраняет зависимость от российских систем вооружений и до сих пор не может производить надежные реактивные двигатели. В свете дефицита этого поколения вооружений - компьютерные системы ведения войны обеспечивают Китай асимметричным преимуществом для сдерживания агрессии со стороны сильных военных держав, когда они ловят традиционными военными мощностями.


В сфере защиты Китай планирует развивать военно-морской флот для обороны своих морских путей, а также для того, чтобы продемонстрировать силу, особенно перед США. Тем не менее, для достижения эффективной и значимой палубной авиации необходим обширный и многолетний непосредственный опыт работы в море.


Учреждение подготовленных кадров морских летчиков, эффективное проведение операций «flight-deck» по вылету с палубы и разработка военно-морской доктрины не может быть противопоставлена роли инженерии, поэтому в дальнейшем Китаю будет необходимо начинать инвестировать в изучение этих сфер на должном уровне.


Быстрое развитие военно-морского флота для защиты китайских границ беспокоит остальные страны региона. Хотя свой первый авианосец Китай выпустил только недавно, в его арсенале насчитывается более 60 подводных лодок и по прогнозам, в течение следующего десятилетия их будет 75, что превышает число подлодок США. Большинство подводных лодок Китая дизельно-электрические, а американские - ядерные, при этом сообщается, что последние модели класса Юань оснащены независимыми от воздуха движущими установками, поэтому обнаружить их намного сложнее. Так как Западная часть Тихого океана является «родными водами» Китая, то его подводным лодкам, в отличие от американских, не придется пересекать полмира, чтобы добраться до азиатского театра военных действий. В случае войны, США смогут добраться только к тому времени, когда война закончится.


Аналогичным образом Китай быстро развивает военно-воздушные силы. Начиная с 2000-го года, Китай увеличил число своих современных самолетов четвертого поколения от 50 до 600, несмотря на то, что размеры военно-воздушных сил, в общем, сократились с 3000 боевых самолетов до 2000. Это связано с тем, что Китай проводит военную модернизацию по пути создания меньших, но более современных структур.

Самой большой проблемой Китая является переход от внутренней безопасности к внешней экспансии. Армия Китая - Народно-освободительная армия Китая (НОАК) изначально было сформирована как силы внутренней безопасности, которые были необходимы в связи с исторической практикой внутренних напряжений страны. Будучи предназначенными для внутренней безопасности, НОАК с точки зрения теоретической и материально-технической подготовки склонны к наступательным операциям. Использование подобных сил для наступательных операций приводит либо к победе, либо к созданию очень болезненных тупиковых ситуаций.


НОАК была сформирована для контроля над внутренней ситуацией в стране, а не для внешнего проецирования военной силы. Следует отметить, что с 1980 года руководством Китая была предпринята попытка передать обязанности по обеспечению внутренней безопасности Народной вооруженной полиции, пограничным войскам и другим силам внутренней безопасности, которые были расширены и обучены действиям в случае социальной нестабильности. Однако несмотря на реструктуризацию, все еще остаются огромные недостатки, ограничивающие способность Китая проецировать военную мощь на достаточном уровне, чтобы напрямую бросить вызов США.


Заключение


В нашем предыдущем докладе был сделан вывод относительно того, что центральной позицией Китая будет сдерживание в будущем планов США в регионе. Несмотря на то, что 2012-й был годом выборов и новое поколение политиков пришло к власти - смена руководства Китая не изменит политический курс, так как управление в стране строится на основе консенсуса и лидеры выбраны заранее – аналогично ситуации с новым премьером Си Цзиньпином.


И несмотря на то, что 2012-й войдет в историю как год, когда Китай бросил вызов гегемонии США в Юго-Восточной Азии, все же стремления страны не выходят за пределы ее региона и не являются глобальными. Многочисленные региональные проблемы Китая были спровоцированы Америкой, чтобы сдерживать Китай в его регионе.


Озабоченность Китая своими территориальными вопросами означает, что США не должны принимать во внимание Китай в глобальных вопросах, так как он не представляет угрозы для интересов США в Европе, Палестине, Иране или Южной Америке. Коммунистическая партия исторически была введена в заблуждение относительно того, что интересы Китая сосредоточены в своем регионе. Если бы Китай обладал глобальными устремлениями, то смог бы конкурировать с США во всем мире, что дало бы Китаю больше пространства для решения собственных региональных проблем и для дальнейшего участия в решении глобальных вопросов.


Принимая во внимание все события 2012 года, наша итоговая оценка Китая остается неизменной. И хотя ряд событий продемонстрировал назревающие незначительные изменения, все же это вряд ли изменит баланс сил на данный момент, так как экономическая устойчивость Китая находится под вопросом.


Стратегические вызовы 2013


В 2013-м и в последующие годы новое поколение китайских лидеров столкнется со значительными стратегическими задачами. Быстрый экономический рост Китая позволил генерировать блага прибрежным городам, экспортирующим товары по всему миру, поэтому новому руководству необходимо будет разработать планы по распределению этого богатства в центральные провинции. Замедление темпов экономического роста усугубляет социальные волнения, и возникает необходимость регулирования региональной напряженности.


Разногласия


В 2013 году китайскому руководству необходимо будет найти баланс между двумя группировками, которые доминируют в коммунистической партии. К первой относятся молодежные лиги, которые более обеспокоены ростом неравенства между богатыми и бедными и предоставлением лучшей социальной защиты в тех сферах, которые пострадали от быстрого экономического роста. Затем там есть «Шанхайская клика», делающая акцент на экономическом развитии, высоком уровне ВВП и продолжении интеграции страны в глобальную экономику. На протяжении десятилетий Коммунистическая партия работает на основе консенсуса, однако события 2012 года, отмеченные рядом дел относительно коррупции и увольнением Бо Силая, указывают на рост внутренней разногласий.


Аднан Хан

Стратегическая оценка 2013

перевод haifat.info

Читаемое