В месяце Раджаб 2009 года в Ливане исламской политической партией Хизб ут-Тахрир была проведена ежегодная конференция под названием "Джихад в Исламе".
Вступление
Введение
Единственное, что постигло мусульман в результате оставления ими джихада – это унижение. Наши уши не перестают слышать эти слова унижения, которые повторяются и утром и вечером.
Каждый раз, когда начинаются вторжения, нападения неверующих на мусульманские страны, на арене исламской политики всплывает общепринятый термин «джихада», и это естественно. В основе уммы, в ее глубине живет любовь к истинной славе, достоинству, могуществу, после чего нет унижения. И эта слава, достоинство и могущество – в абсолютном подчинении Господу миров.
Один из недостатков, который в большинстве случаев примешивают к джихаду (точнее подменивают им джихад) – это почитание сражающихся (между собой), хотя это и сражаются между собой сыновья одной религии, сражающиеся ради лидерства или родины. А также, в большинстве случаев, когда описывается джихад, являющийся фардом-айн или фардом-кифая, говорится о джихаде в Ираке и в Афганистане. Поэтому необходимы знания о законах джихада, о его условиях, его месте и всем том, что касается этого слова.
Лингвистическое (языковое) и шариатское значение слова «джихад».
Лингвистическое значение: «Джихад – это сила, энергия, способность, терпение и усилие, затруднение, труд».
Старание, усердие в каком-то деле – это значит отдаваться полностью, охватывать его полностью, отдавать ему всю энергию, всю силу для достижения цели этого дела и его завершения.
Всевышний Аллах сказал в Коране:
وَجَاهِدْهُم بِهِ جِهَادًا كَبِيرًا ...
… и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу. (Аль-Фуркъан: 52)
Т.е. не оставляй своего усердия в помощи истины и подавлении лжи, кроме как отдаваясь полностью, приложи все усилия в твоем стремлении и не отчаивайся в истинном пути и не оставляй его достижения (доведения).
Как указано в изречении Пророка (с.а.с.), переданном от отца Абдуллы Тарика бин Шихаба: «Поистине один из мужчин спросил Пророка (с.а.с.), вложив ногу в кожаное стремя: «Какой джихад наиболее предпочтителен?». Пророк (с.а.с.) ответил: «Сказать слово истины перед несправедливым, притесняющим, жестким правителем».
Слово «Джихад» имеет шариатское значение, также как и слово «Молитва». По определению ученых, «джихад – это отдаваться полностью в сражении на пути Аллаха непосредственно, или с помощью средств или мыслями или увеличением людей и др.; его действительность - это сражение с неверующими, и нет им мира, потому что не является запретным их кровь, их вера и их честь».
Согласно этому определению, не является джихадом сражение, целью которого является что-то иное, а не доведение слов Аллаха до вершины. И не является джихадом сражение не с неверующими.
Джихад является обязательным (фардом), согласно текстам Корана и изречениям Пророка (с.а.с.).
Всевышний Аллах сказал:
وَقَاتِلُوهُمْ حَتَّىٰ لَا تَكُونَ فِتْنَةٌ وَيَكُونَ الدِّينُ لِلَّهِ ۖ فَإِنِ انتَهَوْا فَلَا عُدْوَانَ إِلَّا عَلَى الظَّالِمِينَ
«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками». (Аль-Бакъара: 193)
Всевышний Аллах сказал:
«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными». (Ат-Тауба: 29)
Всевышний Аллах сказал:
«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете ». (Аль-Бакъара: 216)
Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей суровости. И знайте, что Аллах – с богобоязненными». (Ат-Тауба: 123)
Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, Аллах купил у верующих их жизнь и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате (Торе), Инджиле (Евангелии) и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние». (Ат-Тауба: 111)
Пророк (с.а.с.) сказал: «Я был послан с мечом перед Судным днем до тех пор, пока не будут поклоняться одному Аллаху, не придавая Ему сотоварищей».
Передается от Анаса (р.а.): «Сказал Пророк (с.а.с.): «Сражайтесь с многобожниками имуществом, руками, своими душами»».
Передается от Анаса (р.а.): «Сказал Пророк (с.а.с.): «Выступать на пути Аллаха утром и возвращаться вечером лучше, чем этот мир и все что в нем есть»».
Сказал Расулуллах (с.а.с.): «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не скажут: «нет бога кроме Аллаха». И сказал: «Джихад должен вестись до Судного дня».
Передается от Заида сына Халида: «Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто снаряжал совершающих поход на пути Аллаха – тот уже совершил поход; и кто последовал за теми, кто совершает поход с хорошем намерением – уже совершил поход»».
Передается от Гата сына Язида: он спросил: «О, Пророк (с.а.с.), кто из людей наиболее достойный?», – и Пророк (с.а.с.) ответил: «Уверовавший, который сражается на пути Аллаха и душой и имуществом»».
Сказал Пророк (с.а.с.) сказал: «Тот, кто умер, не сражавшись (на пути Аллаха) и (ни разу) не сказав себе, что (он должен) сражаться – умер, не избавившись от одного из проявлений лицемерия».
Передается от сына Абу Ауфы: «Расулуллах (с.а.с.) сказал: «И знайте: рай находится под тенью сабель»».
Передается от Абу Хурайры (р.а.): «Один человек из сподвижников Посланника Аллаха (с.а.с.) прошел мимо народа, у которого имелись колодцы со сладкой, вкусной водой. Ему понравилась вода, и он сказал: «Я отрекусь от людей, и буду жить у этого народа, но я не сделаю это, пока ни спрошу разрешение у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует». Когда он спросил разрешение у Пророка (с.а.с.), он (с.а.с.) ответил ему: «Не делай этого, поистине место одного из вас на пути Аллаха лучше, чем семьдесят лет молитвы дома»».
Пророк (с.а.с.) сказал: «Совершайте джихад на пути Аллаха, и поистине, кто сражается на пути Аллаха, чтобы слово Аллаха было превыше всего – ему рай становятся обязательным. Выступление на пути Аллаха утром и вечером лучше, чем этот мир и все, что находится в нем».
Джихад изначально является фардом-кифая, а фардом-айн становится он для тех мусульман, на кого напали враги. На остальных же он остается также фардом-кифая, до тех пор, пока враг не будет выдворен и пока не очистится исламская земля от нечестия неверия. Смысл слов – «джихад является фардом… изначально…», – означает, что мы начинаем сражение с врагами, даже если они не начали войну. И если в какой-то промежуток времени никто из мусульман не начнет сражение, то на всех мусульман падет грех оставления джихада. Если, например, джихад изначально был начат жителями Египта, учитывая то, что Египет часть исламского государства, то фард спадает с жителей Индонезии, так как сражение, начатое мусульманами против неверных, действительно осуществилось, и фард джихада выполнился. Но, если вспыхнуло сражение между мусульманами и неверными, и жителей Египта было недостаточно в сражении, то фард с жителей Индонезии и Индии, с помощью жителей Ирака и Египта не спадает. И фард ложится на тех, кто ближе всего, затем на тех, кто чуть подальше, и т.д. И так до тех, пока не будет достатка в силе. Если фард не выполним без помощи всех мусульман, то джихад становится фардом для всех мусульман, пока враг не потерпит поражение в сражении. Сущность джихада – фард-кифая, – это в том случае, если халиф не призвал на него. Но тот, кого призывал халиф на джихад, то для него джихад становиться фардом-айн, и доказательством этому служат слова Всевышнего Аллаха:
«О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно». (Ат-Тауба: 38)
И слова Посланника Аллаха (с.а.с), где он сказал: «Если вас призывают выступить (на джихад), - то выступайте».
Смысл достаточности в джихаде исламского государства заключается в том, что должно быть достаточно людей для сражения. Или должны быть списки солдат, то есть регулярные войска, как это было во время Омара (р.а.), или же все должны находиться в состоянии мобилизации для джихада, как это было во время Абу Бакра (р.а.).
Слово «Джихад» – изначально не означает прямое вторжение и сражение. Необходимо неверующих сначала призывать к Исламу. Мусульманам нельзя начинать бой с теми, до кого еще не дошел исламский призыв. Они должны сначала призывать неверных к Исламу, и если те от этого откажутся, то необходимо предложить им подчиниться правлению Исламского государства и выплачивать джизью. И только в том случае, если они откажутся и от этого, против них объявляется джихад. Сулейман ибн Бурайда передает от своего отца, который сказал: «Когда Пророк (с.а.с) назначал амира войска, то давал ему наставление, чтобы он боялся Аллаха и проявлял добро к подчиненным ему мусульманам. Затем Пророк (с.а.с) говорил: «Сражайтесь с именем Аллаха. Сражайтесь на пути Аллаха с теми, которые проявили неверие (куфр) в Аллаха! Сражайтесь и не предавайте. Не отрезайте уши и носы, не убивайте детей. При встрече с врагом призывайте их к трем вещам. Если они согласятся, то примите от них и воздержитесь. Затем призовите их к Исламу. Если они согласятся, то примите от них и воздержитесь. Если они откажутся, то призовите их платить джизью. Если согласятся, то примите от них и воздержитесь. Если откажутся, то призовите в помощь против них Аллаха и сражайтесь с ними»». (Передал Муслим). Передается от Ибн Аббаса, что он сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) никогда не начинал войну с каким-либо племенем, пока не призывал их к Исламу». Передается от Фардв ибн Масика: «Я сказал: «О, Посланник Аллаха, сражаться ли мне с племенем и их руководителем, если я встречу их?» Он (с.а.с.) ответил: «Да», и когда я стал уходить, он (с.а.с.) позвал меня и сказал: «Не воюй с ними, пока не призовешь их к Исламу»».
Джихад является абсолютным фардом, не обусловленным ни какими условиями, и не связан с какими-либо обстоятельствами. Аят приводится в абсолютной форме: "…предписано вам сражение…". Наличие халифа не относится к условиям того, чтобы джихад был фардом. Джихад является фардом, несмотря на то, есть ли халиф или его нет.
Отсюда следует, что джихад в Исламе делится на два вида:
Первый вид: наступательный джихад – сражение с неверующими, которое начинают сами мусульмане для донесения им Ислама, для выведения их из мрака к свету. Это один из видов джихада, и именно этот вид джихада, точнее понятие именно об этом виде джихада встречает наиболее жесткое мыслительное и просвещенческое противоборство. Потому что неверные именно из-за этого вида джихада терпят разрушение своих мирских интересов, которые заключаются в эксплуатации людей и высасывании их крови. (Именно этот вид джихада нужен для спасения людей от того, от чего терпят убыток и от жестокости их образа жизни). Поэтому Запад направляет свои стрелы против закона джихада, так как осознает его опасность для своей культуры и просвещения, и показывает этот джихад враждебным, вредным для народов, тем, что там проливается кровь, происходит, якобы, порабощение, ограбление…, то есть Запад искажает истинный смысл джихада.
К сожалению, некоторые сыны исламской Уммы попадают под влияние Запада и западного просвещения и следуют их методу. Они, движимые методом и примером многих востоковедов, призывают к тому же, к чему призывают востоковеды: якобы, джихад является только оборонительным, и что, якобы, нет в джихаде того смысла и сущности, которые распространены между людьми наступательного джихада. И это делается для того, чтобы угодить или соответствовать западному просвещению. Самым отвратительным из того, в чем они следуют методу западного просвещения, является то, что они кричат то же самое, что и враги Ислама, утверждая, что джихад – это вражда и терроризм.
Известно, что джихад, и его законы ясно указывают на жертвы, которые должны приносить мусульмане для освобождения других наций (народов), и проливать свою кровь, расходовать свое имущество, оставлять свои дома для донесения света Истины, и история тому подтверждение. Вот, например, страны, которые мусульмане завоевали со времен Праведного халифата и до периода Османского халифата. Здесь история ясно нам показывает степень заботы мусульман о других нациях и народах. Что касается сегодняшнего положения, то мусульмане отдалились от такого понимания джихада: некоторые из них попытались дать иной смысл слову «джихад», так что в их понимании это слово стало означать лишь защиту нафса, или защиту человека. Вследствие этого они потеряли источники силы и развития, и они отреклись от ответственности перед человечеством из-за слабости их интеллекта и отсутствия правильного понимание законов Ислама.
Основа джихада – это наступательный джихад (джихад талаб), он был узаконен ради распространения Ислама, и это для того, чтобы он (Ислам) охватил весь мир. И мы не рассматриваем сейчас тему спора относительно джихада. Сегодняшняя тема споров не касается юридического законоположения джихада, или понятия – «вражеская агрессия». Однако мы говорим, что аяты, которые призывают к джихаду и вменяют его в обязанность, являются общими и ни чем не ограничиваются, следовательно, ограничение их в чем-то нуждается в доказательстве. Также хадисы, которые мы приводили ранее – «призови их к трем...» – ясно разъясняют нам, что джихад не является оборонительным, так как нападающие на исламские земли враги ни к чему не призываются, между нами и ними только меч, до тех пор, пока они не покинут исламские земли. И это категорично доказывает, что джихад служит только для несения призыва.
Второй вид является – оборонительным, посредством которого мусульмане обороняются от своих врагов – неверных. Оборонительный джихад является обороной от врага в случае его нападения, и до тех пор, пока еще он не утвердился в нашей стране. Т.е., оборонительный джихад – это оборона страны от врага до тех пор, пока он не утвердится стране, в то время когда он нападает или хочет войти в нашу страну. Что касается ситуации, когда враг уже утвердился в нашей стране, то тогда становится ваджибом для мусульман изгнать его из страны. Но, однако, тогда этот вид джихада уже становится другим и попадает под другие условия. Тот, кто изучает законы джихада, может обнаружить, что джихад не возложен шариатом лишь ради своей сущности, то есть – не возложена война ради войны. Только лишь для того, чтобы сломить силу и мощь врага и ради претворения Ислама. А также ради преобразования страны из дар-уль-куфр в дар-уль-Ислам, ради формирование атмосферы для людей, которые хотят войти в Ислам, без всяких материальных препятствий, без принуждения, без нападения на тех, кого убивать харам, без нападения на женщин, стариков, детей.
При глубоком рассмотрении Ислама, мы находим, что он содержит в себе акъиду (мировоззрение) и систему, идею и метод. Идея состоит из разумной акъиды, из которой вытекает система, и из решения проблем людей в этой жизни. А что касается метода, то он включает в себя сохранение этой акъиды, претворение в жизни решений проблем человека исходящих из нее, а также ее донесение ко всем людям. Внедрение в жизнь этой идеи и метода также является частью метода. Из акъиды исходит претворение в жизнь этого решения и метод претворения этого решения в реальной жизни. Эти решения всеобщие и истинные для каждой проблемы, которая стоит перед человеком. Нет какой-либо идеи или какого-либо закона шариата, с которыми пришел Ислам, чтобы они были свободны от приказа к их выполнению или претворению. Наоборот, каждая идея, каждый закон оснащены претворением их в практике, их защитой и распространением, установленной границей: как их претворять, защищать и распространять. Поэтому, мы утверждаем, что Ислам состоит из идеи и метода.
При глубоком анализе действий, на которые указывают законы шариата, касающиеся метода, можно увидеть, что они являются материальными действиями, приводящими к ощутимым результатам, а не наоборот, действиями, которые приводят к неощутимым результатам, даже если эти два вида поступков: поступок из идеи и поступок из метода, осуществляют одну и ту же ценность. Например, молитва, обращенная к Аллаху, и джихад, – оба действия, являясь материальными, ведут к достижению духовной ценности. Однако результатом молитвы становится неощутимый результат, которым является вознаграждение, хотя целью молитв человека и является осуществление духовной ценности. Джихад отличается от молитвы тем, что, являясь сражением с врагами, он, как материальный поступок, приводит к ощутимому результату, например, завоевание крепости, города или убийство врага и так далее, и хотя здесь также целью муджахида является осуществление духовной ценности. Стало быть, поступки, относящиеся к методу, являясь материальными, приводят к ощутимым результатам, и отличаются от других поступков. Следовательно, молитва не является методом для джихада, хотя муджахид и взывает к Аллаху, как и наставление не является методом для сдерживания вора, хотя он и получает наставления. Всевышний Аллах говорит:
“И сражайтесь с ними, пока не останется фитны, и вся религия будет принадлежать Аллаху”. (Аль-Анфаль: 39)
وَالسَّارِقُ وَالسَّارِقَةُ فَاقْطَعُوا
“Вору и воровке отсекайте руку”. (Аль-Маида: 38)
Поэтому решительно отвергается то, чтобы все действия, которые направлены на осуществление идеи Ислама, были действиями, приводящими к неощутимым результатам. Ибо это противоречит методу Ислама. Здесь нет разницы между действиями, которые применяются для исполнения законов, касающихся решений проблем, и действиями, которые используются для распространения исламского призыва. К примеру, намаз относится к идее, а методом его осуществления является государство. И вместе с применением обучения и образовательных программ для выполнения людьми намаза государство должно в отношении человека, не совершающего намаз, применять материальное наказание, как, например, тюремное заключение. Таким же образом и распространение исламского призыва, который тоже является идеей, а методом ее осуществления со стороны государства является джихад, т.е. война против врагов. Значит государство относительно устранения материальных препятствий на пути распространения исламского призыва, не занимается чтением сборника “Сахих аль-Бухари”, а обязательно применяет джихад – материальное сражение против врагов. Такой подход осуществляется по отношению ко всем таким действиям.
Следует знать, что хотя действие, указанное методом, и является материальным, имея ощутимые результаты, однако оно должно выполняться на основе предписаний Аллаха, и этим необходимо иметь целью достижение довольства Аллаха. Также над мусульманином должно главенствовать осознание им своей связи с Всевышним Аллахом, вследствие чего он будет приближаться к Нему путем совершения намаза, чтения Корана и тому подобных действий. Мусульманин обязан верить в то, что победа дается Аллахом. Поэтому в сердцах мусульман должна прочно утвердиться богобоязненность для исполнения законов Аллаха, должна иметь место мольба к Нему и поминание Его, а также необходимо постоянное осознание своей связи с Аллахом при исполнении всех своих поступков.
Джихад является коллективной обязанностью – фард-кифая, которая не поручается индивиду или партии, а поручается умме и является обязанностью совершение его на этой основе. Поэтому мы находим в шариате отличие между джихадом, защищающим личную неприкосновенность, как, например, честь, имущество, жизнь, и между общим джихадом, обязанность которого возложена на умму. Поэтому необходимо осуществление следующих условий джихада, установленным шариатом образом.
1. Джихад, должен быть за мусульманским правителем.
2. Силы врага не должны превышать силы мусульман более чем в два раза. (Эти два условия будут рассмотрены далее).
3. Отказ врагов принять призыв.
Всевышний Аллах сказал:
«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными». (Ат-Тауба: 29)
Приказ, относящийся к сражению, сопряжен с обстоятельствами неверия. Было приказано сражаться из-за обстоятельств неверия, то есть с ними сражаются, потому что они не верят в Аллаха и судный день и т.д... Эти качества являются тесной связью для сражения, поэтому, причиной сражения является неверие. В другом аяте приводится:
Как видно и из этого аята, мусульманам было приказано сражаться по причине обстоятельств неверия. И подобно этому приводится много других аятов:
«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными». (Ат-Тауба: 29)
«Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не уверовали, сражаются на пути тагута. Посему сражайтесь с помощниками сатаны. Воистину, козни сатаны слабы». (Ан-Ниса: 76)
«Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят». (Ат-Тауба: 12)
Все они приказывают сражаться при соответствии определенным качествам, и причина сражения – это неверие. Отсюда следует, что причиной джихада является неверие. Если те, с кем сражаются, принимают призыв, то становятся мусульманами, а если отказываются от принятия Ислама и, соглашаясь платить джизью, соглашаются с правлением Ислама, то это удерживает от сражения с ними, потому, что не разрешается принуждение для принятия Ислама. Пока они принимают правление Ислама и платят джизью, – они уже подчинились призыву, если даже не приняли Ислам. Поэтому нельзя с ними воевать после принятия исламского правления и выплаты джизьи. Следовательно, причиной джихада является отказ от принятия призыва, и нет больше других причин для джихада.
Джихад – это вершина Ислама: им возвеличивается умма, при помощи него распространяется призыв, при помощи него освобождаются страны, защищается честь, внушается почтительный страх другим нациям, возрождается надежда народов на освобождение от тирании.
Джихад в Исламе – это символ самопожертвования и альтруизма. В Исламе со всей простотой и легкостью жертвуют душами, жизнями, самым ценным имуществом мусульман на пути спасения других народов, – и какой фард величественнее этого?! Какая же еще идея или религия величественней, чем миссия Ислама – жертвовать своими сынами ради освобождения человечества?! Поэтому враги Ислама знают джихад и поэтому нападают на правильное понимание джихада. А так как мы утратили понимание джихада, поэтому мы оставили его. Джихад является великим фардом, что подтверждено Кораном:
«Неужели утоление жажды паломника и содержание Заповедной мечети вы приравниваете к деяниям тех, кто уверовал в Аллаха и в Последний день и сражался на пути Аллаха? Они не равны перед Аллахом, и Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». (Ат-Тауба: 19)
Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей». (Ат-Тауба: 24)
Что касается Сунны, то Пророк (с.а.с.) был спрошен: «Какое деяние наиболее достойнее, приоритетное?». Пророк (с.а.с.) сказал: «Вера в Аллаха и Его Посланника». Его (с.а.с.) спросили: «А потом что?». Он (с.а.с.) сказал: «Джихад на пути Аллаха». – «А потом что?». Он (с.а.с.) сказал: «Принятый хадж».
А также в предании приводится: «Мы были с Пророком (с.а.с.) в походе Табук, где он (с.а.с.) сказал: «Если ты хочешь, я сообщу тебе о начале нашего дела, о столпе его и о его вершине», и сказал я: «О да, Посланник Аллаха!» – «Что касается начала нашего дела, – то это Ислам, а что касается его столпа, – это намаз, что касается вершины, – джихад»».
В предании приводится, что один мужчина попросил у Посланника (с.а.с.) о путешествии, где Посланник (с.а.с.) сказал: «Путешествие моей уммы – джихад на пути Аллаха». А также приводится: «Кто доволен Аллахом как Господом, Исламом как религией, Мухаммадом (с.а.с.) как Посланником, – он достоин рая». Этим словам удивился Абу Саид и сказал: «Повторите эти слова мне, о, Посланник Аллаха (с.а.с.) и Посланник Аллаха (с.а.с.) повторил это и добавил еще: «Аллах поднимает Его раба на 100 степеней, расстояние между двумя степенями как расстояние между небом и землей», я спросил: «Что это за деяние?» – Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Это джихад на пути Аллаха». В следующем предании приводится: «Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Подобие муджахида на пути Аллаха подобно постящемуся днем и выстаивающему молитву ночью, пока он не вернется, то есть до момента его возвращения». В следующем предании приводится: «Не сообщить ли вам о лучших из людей, которые достигнут наилучшего места». Мы сказали: Да! О, Посланник Аллаха (с.а.с.)!», – он сказал: «Человек, который возьмет за голову свого коня (т.е. оседлает) на пути Аллаха, до тех пор, пока не умрет, или не будет убитым». Один человек из сподвижников Посланника Аллаха (с.а.с.) прошел мимо народа, у которого имелись колодцы со сладкой, вкусной водой, ему понравилась вода, и он сказал: «Если отрекусь от людей, и буду жить у этого народа, но я ни сделаю этого, пока не спрошу разрешения у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует». Когда он спросил разрешение у Пророка (с.а.с.), тот сказал ему: «Не делай этого, поистине место одного из вас на пути Аллаха лучше, чем семьдесят лет молитвы дома. Желаете ли вы, чтобы Аллах простил вас и ввел в рай? Совершайте сражение на пути Аллаха: тот, кто сражается на пути Аллаха даже на период фаука, то ему становится ваджибом джаннат» (фаука – это время между двумя удоями верблюдицы, то есть верблюдицу доят, потом оставляют на время, потом опять доят).
Следовательно, мы понимаем, что исламская акъида продолжает воздействовать на душу мусульман, которые жертвуют свою жизнь, расходуют свою дешевую жизнь на пути распространения акъиды и защищают ее. С древних времен и до наших дней были многие жертвы, и они будут продолжаться до Судного Дня, как сказал Посланник (с.а.с.): «Джихад будет идти до судного дня». И живая умма Мухаммада любит жертвы на пути довольства Аллаха, и нет нужды в напоминании о первых жертвах, – они всем и все известны, однако мы приведем некоторые эпизоды из нашей действительности, чтобы указать на это.
В то время когда слышны крики помощи мусульман из Афганистана, Боснии, Герцеговины, Палестины, мир увидел обширные, несметные группы парней из уммы Мухаммада (с.а.с.), которые составляли десятки тысяч, которые преодолели все препятствия и границы, и, достигнув территории битв, сражались в легендарных битвах, удивляя врагов. И это исключая тех, которые были заключены под стражу на пути их достижения, – и количество их превышало десятикратно число тех, которые смогли достичь своей цели.
Даже слепому была видна степень желания стать шахидом у смертников в Ираке и Палестине, где их матери соревновались с сахабийками, надевая на своих детей пояса шахидов, приближаясь, тем самым, к Аллаху на пути Его довольствия.
В каждой исламской стране, в которую входят враги, грабят и уничтожают, унижают честь и достоинство мусульманок, оскверняют святыни мусульман – нет, и не будет им мира. И вот именно это мы видим сегодня – умму, которая желает бороться против иудеев и американцев, чтобы изгнать их из стран мусульман. Есть лишь малые группы, которые пользуются богатством уммы и сажают в тюрьмы юношей и стариков, опровергают джихад, дружат с врагами и борются против религии Аллаха. Но, несмотря на то, что они пытались оградить врагов от мучения, они не смогли своей властью и властью тех, кто за ними, остановить эти жертвы.
Если мы будем перечислять количество жертв на пороге мечети Аль-Акса со времен входа иудеев в Палестину, то мы узнаем продолжительность подготовки уммы приносить жертвы в наше время. Также как мы видим, что умма, несмотря на всю вражду к ней, вместе со своими сыновьями взаимодействует и движется, в любом месте и до Судного Дня. Ее дети – миллионы мужчин и женщин, по причине беспомощности, готовые пожертвовать ради уммы и ради религии, пожертвовать самими собой, плачут и выкрикивают: «Откройте нам врата джихада, оставьте нас с нашими врагами, чтобы мы отомстили им!»
Определение термина «мученик» и «мученичество» вызывает много беспокойства у врагов Ислама, которые хотят исказить его, в противовес его основному шариатскому значению. Особенно в последнее время, когда в Ливане участились предательские операции, где некоторые из врагов Ислама продолжают называть мучеником всякого обладателя чина, степени, богатства, если даже тот умрет в своей постели, если даже будет не из мусульман! «Шахид» или «мученик» – это термин, которому шариат придает особое значение; отсюда следует, что шариатское значение – это то значение, которым мусульмане должны пользоваться. Шахид называется шахидом, потому что ему засвидетельствован рай – это преобладающее значение слова «шахид» (свидетель). И самая высшая степень шахида – это шахид на поле битвы, он иначе называется «шахид дунья ва аль-ахират» – «шахид этого и того мира», – это тот, кто сражался с неверными на пути Аллаха и на пути возвышения Его слова.
Также и есть другие значения, где Посланник (с.а.с.) умерших называл шахидами, как например: «заколотый, умерший от боли в животе, утопленник, попавший под завал…», – этих факихи называют «шахидами ахирата». То есть они только в ахирате считаются шахидами, и хукмы в отношении них отличаются от хукмов в отношении шахидов сражения. И поэтому в Исламе термин «шахид» имеет смысл – «тот, который сражается ради возвышения слова Аллаха», или же один из четырех видов… по отношению же к другим использовать этот термин нельзя.
Нельзя называть шахидами тех, кто умер ради родины, джамаъата, партии, или школы (мазхаба). Это те люди, к которым относятся слова Пророка (с.а.с.): «Кто вышел из подчинения, вышел из джамаъата, – умер смертью джахилии; кто сражался под знаменем нации, гневался ради нации, призывал к национализму, помогал в этом и был убит, – умер смертью джахилии; и тот, кто вышел против моей уммы, нападая, наступая на благих и грешных, и не избегал от верующего, и не выполнял завет, который дан, – он не от меня, и я не от него». Пророк (с.а.с.) сказал: «Тот, кто был убит под знаменем национализма, призывая к родовому духу, или помогал национализму, – то смерть его – джахилийская». Таким образом, Ислам приказал умереть только ради него. Следовательно, тот, кто умирает не на пути Ислама, не на пути знамени Ислама, или на пути чего-либо, тому и соответствуют эти два хадиса. Кто сражался, для того чтобы возвысилось знамя таухида, несмотря на его цвет и его символику, тому соответствуют эти два хадиса. Шахада – это великое дело нашей религии, и нельзя допустить, чтобы, следуя страстям людей, грешников или неверующих называли шахидами.
(Перевод с арабского)
Второй доклад по этой ссылке.