Познание носителем призыва самого себя, означает познание других людей, так как природа человека у всех одна. Для того чтобы достигнуть умения изложить свой призыв и достигнуть глубины сердец, от нас требуется изучить реальность человеческой природы.
И если рассмотреть человека, то мы найдем, что он имеет разум, размышляет, соотносит и выводит свои решения, а также сердцем он переживает, заботится, чувствует и подвергается влиянию. Однако чтобы узнать, как возникают мысли и чувства, и каким образом мысли сочетаются с чувствами, как соединяется работа разума с работой сердца, для этого необходимо изучить реальность всего этого. Знание об этом, позволяет носителю призыва понять важность наличия этого в себе, в мусульманах и в каждом человеке, чтобы поступать в соответствии с данными требованиями и чтобы его призыв в своем обращении полностью согласовывался с методом Корана, а также с методом призыва Посланника Аллаха (благословение и мир Аллаха ему).
Мы утверждаем, что человек имеет природу (фитра), которую сотворил в нем Всевышний Аллах, которую невозможно удалить из него, она постоянно находится вместе с ним и является неотъемлемой частицей его сущности.
Всевышний Аллах сказал:
(فأقم وجهك للدين حنيفا فطرة الله التي فطر الناس عليها لا تبديل لخلق الله ذلك الدين القيم ولكن أكثر الناس لا يعلمون)
“Обрати же свой лик к религии истинно, по природе созданной Аллахом в людях, нет изменений в творении Аллаха, это - вера прямая, однако большинство людей не знают”. (30:30)
Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) сказал: “Каждый рождающийся, рождается по определенной природе, и только его родители обращают его в иудаизм, или в христианство, или в огнепоклонство”.
Природа человека – это ощущение нужды в Создателе, возникающее в результате естественной слабости человека, и она относится к структурной сфере, а не к сфере желаний. Человек чувствует ее наличие в себе и ощущает ее реальность, следовательно, он может осознать ее и понять каким образом она функционирует. Понимание всего этого, способствует в верном осмыслении того, как следует обращаться с ней.
Наличие данной природы в человеке, толкает его к ее удовлетворению. Человек нуждается в вещах непроизвольно, и не требует знаний по их сущности, а также не совершает свои действия бесцельно, напротив, все совершаемые действия направлены на удовлетворение своей природы, т.е. его интересы связанны с этим удовлетворением. И посредством удовлетворения своей природы он находит успокоение, а в случае отсутствия удовлетворения он испытывает тревогу, беспокойство и переживания. Всевышний Аллах сотворил человека требующим знаний, которые связаны с его природой, и следующим тому, что связанно с ее удовлетворением.
Человек находит в себе природное побуждение, толкающее его верить в Аллаха Творца, и находит в себе твердую основу в том, что Бог-Творец должен характеризоваться абсолютными качествами. Человек находит в себе природное побуждение, толкающее его поклониться этому Богу, поэтому он находит в себе много природных чувств, при каждом их возбуждении, которые находятся в гармонии с этим побуждением, такие как духовность, покорность, освящение, возвеличивание, уважение, страх и т.д. Это природное побуждение и эти природные чувства, нуждаются в верном удовлетворении, дабы человек смог найти успокоение. Если они не будут удовлетворены верным путем или вообще не будут удовлетворены, то в таком случае, человек будет находиться в обеспокоенном, встревоженном состоянии. Следовательно, человек нуждается в правильном познании своего Творца, а также в правильной системе, которая определит правильную связь между человеком и его Творцом, для того, чтобы он смог насладиться этой связью и жить ею, для того, чтобы его сердце наполнилось успокоением и блаженством.
Человек находит в себе природное побуждение, толкающее его на сохранение себя, под воздействием которого он совершает различные действия, направленные на то, чтобы остаться в живых, в спокойствии и в безопасности. Поэтому, он находит в себе природные чувства из такого рода побуждений, как чувства боязни за жизнь, любовь к владению, к сплочению, к главенству, стремление к защите своей чести, смелость, трусость, скупость, щедрость и т.д. В ответ на эти чувства человек прибегает к поиску законов, которые сохранили бы его жизнь и удовлетворили бы эти проявления правильным путем, и когда он находит эти законы, он предпринимает действия для их претворения. Следовательно, основа существования этих законов – это наличие в человеке этих чувств, которые он ощущает в себе, а также осуществление цели установления этих законов.
Также человек находит в себе природное побуждение, толкающее его сохранить человечество от вымирания и исчезновения. Подтверждением тому служит множество чувств, существующих в человеке и направленных на удовлетворение этого побуждения, как например, чувство влечения к другому полу, родительские чувства у отца и у матери, братские чувства у братьев, родственные чувства и так далее, и эти чувства особенно проявляются при потере матери, или отца, или кого-нибудь другого, когда их постигает смерть. Стремление спасти утопающего или того, кто находится в опасности, чувство жалости к нищему, даже если он незнакомец. Все эти чувства направлены на сохранение человеческого рода, и они нуждаются в правильной системе для осуществления этой цели, поскольку отсутствие правильной системы угрожает человечеству вымиранием.
Следовательно, озабоченность и заинтересованность человека находится в зависимости от собственных чувств, которые он находит в себе, и которые выражают наличие нужд, требующих удовлетворения. А то, что не находится внутри человека, не в состоянии вызвать в нем какой-либо интерес или озабоченность. Поэтому, интерес человека тесно связан с удовлетворением своих нужд правильным удовлетворением, а вовсе не каким-либо удовлетворением.
Это и представляет собой природу человека. Однако каким образом он способен достигнуть правильной системы удовлетворения и успокоения своей природы? Здесь необходимо участие разума, т.е. без применения разума невозможно познать это. И равным образом, достиг ли разум верного решения самостоятельно, или посредством чего-либо, разум остается единственным средством, при помощи которого человек способен принимать решения, изучать, сопоставлять, различать, предпочитать одного над другим и понимать. Природа человека оказывает давление на разум, чтобы разум нашел метод ее удовлетворения, разум отвечает на это давление и под этим воздействием, принимается во внимание все, что связано с нею. Поскольку природа человека представляет собой совокупность чувств потребности в чем-либо, без всякого определения направления, которое является составной частью удовлетворения, а также без всякого определения метода удовлетворения. Так, например, она представляет собой совокупность чувств, проявляющихся в необходимости поклонения тому, кто заслуживает поклонения, без всякого определения того, кто заслуживает поклонения, а также без всякого определения метода, в соответствии с которым происходит удовлетворение этой нужды. И здесь приходит ответ от разума, после изучения. Также она представляет собой совокупность чувств, проявляющихся в необходимости владеть чем-либо, дабы существовать, без всякого определения чем и как. А что касается объектов владения, и какие виды собственности бывают, и каким методом осуществляется владение, то ответ на это предоставляет разум. И также она представляет собой совокупность чувств необходимости сохранения человеческого рода, без всякого направления и метода удовлетворения, ответ этому дает разум, он рассматривает это, с тем, чтобы удовлетворение было осуществлено правильным образом. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что природа слепа и разум является ее зрением, она нема и разум является ее языком, и это указывает на то, что разум не действует независимо от природных нужд и не представляет собой, в своей работе, отдельное от нее бытие. Напротив, они работают, взаимодействуя друг с другом. Сначала начинает работать природа, а затем подключается разум, и в основе лежит природа, а разум это средство нахождения ответа на запросы, выдвинутые ею. Из этого следует, что мышление и мысли существуют для познания правильной системы, которая упорядочивает удовлетворение потребностей природы таким образом, что человек при этом приобретает спокойствие и счастье.
Таким путем соединяется разум с природой. И носителю призыва следует ясно осознавать эту реальность, находящуюся в каждом человеке, чтобы, согласно этому, выполнять свои действия в призыве. Ему следует обращать внимание на наличие природных нужд, в человеке которого он призывает, и на наличие в его разуме заинтересованности в познании правильного ответа на запросы, возникающие под давлением его природы (фитры). Такая осмотрительность в этом, требует от носителя призыва концентрировать свое внимание на двух вещах, т.е. его обращение должно охватывать как природу человека, так и его разум. Это и поможет максимально воздействовать на призываемого, чтобы он смог полностью проникнуться призывом. Поскольку носитель призыва совершил свой призыв в гармонии с сущностью человека. Поэтому эта тема очень важна для призывающего, так как знание всего этого обеспечивает ему хорошие результаты в его деятельности. И для подтверждения этого, достаточно сказать, что это тот самый метод Корана в своем обращении и метод призыва благородного Посланника Аллаха (благословение и мир Аллаха ему).
Но здесь необходимо учесть некоторые подробности относительно роли разума в обращении и принятии идей, для несения призыва в полном виде. Разум в своем соединении с природой, имеет следующие роли:
1) Роль третейского судьи, который предоставляет свое собственное мнение в определенном рассматриваемом вопросе. Здесь разум работает самостоятельно, основываясь на разумных постулатах и очевидных аксиомах, одинаково существующих в каждом разумном человеке, которым не противоречит сознание людей. Разум, посредством этого, приходит к подтверждению основной мыслительной базы, которая способна определить мировоззрение и ответить на все вопросы жизни, а также быть основой для идеи, согласно которой оцениваются поступки и вещи. При определении разумом такой мыслительной базы, природа человека получает спокойствие, следуя в соответствии с этим, а его желания и страсти согласовываются с ней, с ее принципами и со всеми решениями, исходящими из нее. Здесь работа разума заключается в удовлетворении природы (фитры) путем достижения веры в Аллаха, Создателя и Упорядителя. Частое размышление в этой сфере, укрепляет в человеке силу его веры и удовлетворяет его, тем самым, существующую в нем нужду в поклонении. Эта сфера охватывает осознание существования, величия, могущества и единства Аллаха, путем размышления над сотворенными Им объектами, а также охватывает осознание пророчества Мухаммада (благословение и мир Аллаха ему) и того, что Коран является речью Наимудрейшего Аллаха. Здесь разум работает путем озаряющего метода мышления, и самостоятельно приходит к ответу, который он искал, и поэтому он выступает как третейский судья.
2) Роль понимающего, в том, что необходимо понять. Поскольку после убеждения разумом в существование Создателя и в пророчестве Мухаммада и в то, что Коран это речь Аллаха, он переходит на роль понимающего, что предписано Аллахом человеку в поклонении Ему и в решении различных вопросов. Другими словами понять требования Аллаха в текстах Его послания (нусус), дабы познать правильное послушание Ему во всех сферах жизни. Здесь разум не работает самостоятельно в изучении текстов и в предоставлении своего мнения, напротив, он ограничивается этими текстами и строго следует согласно указаниям смыслов и их значений. Поэтому он не может достичь правильной системы самостоятельно, напротив, он нуждается в откровении (аль-вахий) и только посредством него он способен сделать это. Здесь работа разума ограничивается пониманием реальной действительности, которую следует оценить, и текстов относительно нее, а затем вынесением решения на нее, с помощью арабского языка, правил, и норм усуль-аль-фикх (методология права). Поэтому здесь разум работает путем глубокого мышления, и несмотря на важность использование разума в этой сфере, как единственное средство в понимании вещей, он все-таки продолжает оставаться только лишь средством, а вовсе не целью. Поскольку целью является жизнь мусульманина в просторе шариатского решения. И здесь роль разума заключается только в подтверждении какого-либо вопроса. И после вынесения разумом шариатского решения, основной целью в дальнейшем становится исполнение данного решения и строгое соблюдение его. Поэтому, носителю призыва к Исламу, следует позаботиться об исполнении определенного шариатского решения, в требуемых доказательствами рамках.
Здесь следует учесть тот факт, что после того, как носитель призыва уверовал в свою доктрину и принял ее как основную мыслительную базу, на которой строятся все его понятия и из которой исходят решения для него, в нем складывается определенный метод понимания вещей и поступков, что называется интеллектуальностью (акълия), а также определенные, согласованные с выведенными из этой базы понятиями, склонности к вещам и поступкам. Другими словами, его побуждения к удовлетворению, будут связаны с его убеждениями, что называется психикой (нафсия). При рассмотрение работы разума, можно заметить ее сходство с работой вычислительной машины, которая выполняет свою работу в зависимости от введенной в нее прежде информации, для базирования на ней при нахождения ответа.
Таким образом, человеческий разум выполняет две важные роли, которые отличаются друг от друга. Что касается первой роли, то ее наличие в человеке является необходимым в своем бытие, и каждый раз, когда верующий использует свой разум, он все глубже проникает в эту сферу, его вера укрепляется в нем, и он становится ближе к Аллаху, и его любовь к Нему увеличивается. Эти явления, возникающие у носителя призыва при размышлении, также возникают и у других людей, это и заставляет людей убежденно принимать его призыв, а также дает ему возможность донести Ислам в полном виде. А что касается наличия второй роли, то мы видим, что это необходимо для другого, т.е. для знания решений шариата. И деятельность в этой сфере способствует развитию его интеллектуальности и возможности глубоко рассуждать, мудро вести дебаты и дискуссии, а также выносить решения шариата из источников Ислама. И каждый раз, когда носитель призыва укрепляет свое соблюдение тех решений, которые он достиг путем собственного иждихада, то его психика укрепляется и развивается, а его сердце наполняется довольствием и спокойствием.
Исходя из этого, призывающему следует установить равновесие между своей интеллектуальностью и психикой. Будет неправильным озадачивать себя подтверждениями, относительно каких-либо решений, без всякой заботы о соблюдении их. Напротив, ему следует уделять внимание и попечительствовать тем и этим одновременно. Интеллектуальность следует укреплять путем просвещения самого себя исламским просвещением, а психику путем неуклонного соблюдения ахкам-уш-шариа (законов шариата), богобоязненностью и поклонением. Таким образом, он будет справедливым в отношении себя и того к чему призывает.
Отсюда следует, что носитель призыва, осознанно принявший Ислам, применив разум в роли третейского судьи, верно понимающий законы Ислама, применяя разум в понимании его текстов согласно определенным правилам, а также притворяющий на себе эти законы, путем сочетания своих поступков с решениями шариата, является обладателем влиятельной исламской личности, выделяющейся своими качествами среди людей, как ясный свет. Призывающий к Исламу, который характеризуется качествами исламской личности, способен быть одновременно рядовым и главнокомандующим, совмещающим между милосердием и строгостью. Именно он является тем, кто понимает эту жизнь правильно и имеет упорядоченную приверженность. Однако у понимания и приверженности есть минимальные и максимальные приделы. Призывающий к Исламу должен развивать свою интеллектуальность и психику так, чтобы его личность стала подобна личностям сподвижников (сахаба) и последователей сподвижников (табиин), с тем, чтобы в нем воплотилось высказывание, утверждающее, что он из числа искренне последовавших им, и чтобы в нем блистала покорность к Аллаху в самом прекрасном виде, достижения которой желает каждый призывающий, а увидеть это наяву хотят все принявшие Ислам.
Трудные обстоятельства, слабость защиты и помощи в нелегком пути призыва, учат носителя призыва быть покорным только своему Создателю, прибегать за помощью только к Нему, совершать молитвы со страхом, обращаться с мольбами, публично и в тайне, только к Аллаху, размышлять над Его благами. Быть постящимся в знойно палящие и холодные дни, боясь дней более суровых, чем эти, дающим закят, отводящим взоры, исполняющим свои обещания, моджахедом на пути Аллаха, если в состоянии того, а если нет, то побуждающим себя к Джихаду, взывающим к Аллаху, общающимся с Ним через чтение Корана и стоя и сидя.
Всевышний Аллах описал любимые для Него качества в верующих, которые приближают их к Его помощи, милости, и к получению Его одобрения и Его джанната.
Всевышний говорит:
(محمد رسول الله و الذين معه أشداء علي الكفار رحماء بينهم تراهم ركعا سجدا يبتغون فضلا من الله و رضوانا، سيماهم في وجوههم من أثر السجود)
“Мухаммад Посланник Аллаха, и те, кто с ним, - яростны против неверных и милостивы между собой. Ты видишь их, преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благоволения. Приметы их - на их лицах от следов падения ниц”. (48:29)
(و السابقون الأولون من المهاجرين و الأنصار و الذين اتبعوهم بإحسان رضي الله عنهم و رضوا عنه)
“А опередившие, первые из мухаджиров и ансаров и те, кто искренно последовал за ними, доволен ими Аллах, и они довольны Им”. (9:100)
(قد أفلح المؤمنون الذين هم في صلاتهم خاشعون و الذين هم الغو معرضون و الذين هم للزكاة فاعلون )
“Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, которые уклоняются от пустословия, которые дают закят”. (23:1-4)
(و عباد الرحمن الذين يمشون علي الأرض هونا و إذا خاطبهم الجاهلون قالوا سلاما، و الذين يبيتون لربهم سجدا و قياما)
“А рабы Милосердного – те, которые ходят по земле смиренно, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: “Мир”. И те, которые проводят ночи пред своим Господом, стоя и падая ниц”. (25:63-64)
(لكن الرسول و الذين آمنوا معه جاهدوا بأموالهم و أنفسهم، وأولئك لهم الخيرات، و أولئك هم مفلحون أعد الله لهم جنات تجري من تحتها الأنهار خالدين فيها ّلك الفوز العظيم)
“Но Посланник и те, которые уверовали вместе с ним, усердствовали своими имуществами и душами. Для них - лучшее, и они достигшие успеха! Аллах уготовал для них сады (джанат), где внизу текут реки, - для вечного пребывания там. Это - великий успех!” (9:88-89)
(التائبون و العابدون الحامدون السائحون الراكعون الساجدون الآمرون بالمعروف و الناهون عن المنكر و الحافظون لحدود الله و بشر المؤمنين)
“Кающиеся, поклоняющиеся, прославляющие, странствующие, кланяющиеся, падающие ниц, приказывающие добро, удерживающие от зла, охраняющие установления Аллаха… и обрадуй же верующих!” (9:112)
Это и есть метод Посланника Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) в формировании и развитии личности. Он призывал людей к Исламу, сначала путем призыва к исламской доктрине, пока они не уверовали, а затем, после принятия ими Ислама, усердствовал для укрепления этой доктрины в них и наблюдал за построением их интеллектуальности (акьлия) и психики (нафсия) на основе этой доктрины. Затем начал разъяснять аяты Корана ниспосланные ему от Аллаха, объяснять законы (ахкам) и учить людей Исламу.
Всевышний говорит:
(كما أرسلنا فيكم رسولا منكم يتلو عليكم آياتنا و يزكيكم و يعلم عليكم الكتاب و الحكمة و يعلمكم ما لم تكونوا تعلمون)
“Мы послали среди вас посланника из вашей среды; он читает вам Наши знамения, и очищает вас, и обучает вас писанию и мудрости и обучает вас тому, чего вы не знали раньше”. (2:151)
Результатом усердия Посланника (благословение и мир Аллаха ему) и тех, кто последовал ему, стало огромное количество превосходных исламских личностей, которые были наилучшими на этой земле после личностей пророков (мир им всем). Следовательно, это и есть путь развития, по которому должен продвигаться призывающий, где с каждым продвижением он становится все ближе к Всевышнему Аллаху.
Поистине мусульмане предпочитают принимать призыв правдивого призывающего, поступки которого соответствуют его словам. Нет сомнения в том, что когда проявятся в нем отблески такъвы (богобоязненность) и набожности, чистоты души, и выявится в нем величие и блеск Ислама, тогда Всевышний Аллах откроет пред ним сознания людей и успокоит их сердца и сделает их внемлющими его призыв. Таким образом, призыв будет совершен в полном виде и доведен до совершенства, и достигнет своих целей, тем самым призывающий спасает себя и других. И если получение одобрения Аллаха является обязанностью для всех мусульман, то у призывающего эта обязанность занимает первую ступень, и если от мусульман требуется отдать в призыве должное Аллаху, то призывающий является их руководителем, и если от мусульман требуется устроить свою связь с их Господом, то призывающий устраивает ее в самом прекрасном виде.
Если носитель призыва обратит свой взор и подумает над тем, к чему он призывает, безусловно, он найдет, что это призыв к вере в Могущественного Аллаха, Создателя, которому человеческая душа готова покориться. Этот призыв заключается в достижении согласия Аллаха и отстранении от всего, что вызывает Его гнев. И вера призывающего в его призыве, несомненно, должна быть сильней, чем у остальных людей. Поскольку к этому он пришел через убеждение, имея множество доказательств, подтверждающих правоту и истинность его призыва. И каждый раз, когда он призывает людей к Аллаху, его вера становится все прочнее, его сердце наполняется успокоением, а разум убежденностью. Он живет с верой в Аллаха, его душа наполняется любовью к Нему, стремлением покорится Ему и стать пред ним на колени. Поэтому мы видим, что действия носителя призыва, направленные на осознание идей призыва, должны сопровождаться работой его сердца, и в дополнение к этому всему, признанием своих изъянов.
Цель этой беседы, касающейся работы разума и природы (аль-фитра), а также их соединения друг с другом, их формирования и развития, заключается в том, чтобы призывающий четко понимал, каким образом создается у мусульманина определенное мнение и позиция в чем-либо. И с тем, чтобы он выполнял свои действия в соответствии с этим, и чтобы убежденно придерживался того, что следует соблюдать. Так он станет наглядным примером для остальных.