Деятельность, направленная на изменение народов – это деятельность, которой занимаются руководители, особые люди и те, кто хочет оставить после себя какой-то след, до того как покинут эту жизнь.

Эти люди направляют свое усердие на то, чтобы поднять уровень своего народа и перенести его с высокой степени к более высокой. Это является их естественным делом, до тех пор, пока они живы. Эти люди, обладающие обостренным чувством, не могут успокоиться, пока собственными глазами не увидят высокое положение и величие своего народа. Если их народ пребывает в упадке, они приведут его к развитию или умрут на этом пути, не достигнув цели. Если же их народ занимает высокое положение и обладает величием, они побуждают его распространять его истинную идеологию во всем мире, наряду с защитой этой идеологии от перерождения и упадка, внутри своего государства скольких бы усилий и средств это им ни стоило.

Эти люди не могут соглашаться с меньшим, чем это, поскольку ответственность за других людей становится одним из качеств, свойственных им. Они не могут жить ни одного мгновения без высокой цели, которую спешат достичь. Так, в общем, обстоит дело с этими людьми, которые делают историю. И теперь представьте, как должно обстоять дело с искренними мусульманами, которым Аллах оказал милость Исламом и возложил на них ответственность за его распространение и донесение всем людям, без какого-либо различия между ними. Ибо каждый из них достоин призыва, даже если принятие призыва некоторыми людьми вызывает недовольство государства. Цель этих искренних мусульман не выражается в чем-то материальном или моральном, как, например, заслужить память о себе на века или остаться записанным на страницах о великих людях. Их цель – это достижение довольства Аллаха, что дает им спокойствие в этом мире и сильное желание удостоиться в Судный день Его милости. Но это осознает только лишь тот, кто решительно и твердо уверовал в истину.

Связь носителя призыва с людьми

Связь носителя призыва с людьми, подобна связи души с телом. Если призыв остается замкнутым внутри человека, то этот призыв гибнет. И среди кого, как ни среди людей, должен распространяться этот призыв?! Согласно шариату, носитель исламского призыва должен любить людей, желать для них добра и истинного пути. То, без чего невыполнима обязанность (ваджиб), само является обязанностью. И это помимо того, что Посланник (благословение и мир Аллаха ему) дал нам верное указание в следующих своих словах: «Никто из вас не будет верующим, пока не будет желать для своего брата того же, чего он желает для себя». Это то, что касается мусульман. Что же касается желания наставлять кафиров на истинный путь и доводить до них добро, то огромное стремление нашего Пророка (благословение и мир Аллаха ему) и его крайнее усердие в том, чтобы вывести кафиров из тьмы к свету, что постоянно присутствовало в нем, и в особенности в мекканский период, несомненно служит наибольшим доказательством этому до такой степени, что Всевышний Аллах описал данное положение следующими словами:

﴿ لَعَلَّكَ بَاخِعٌ نَّفْسَكَ أَلاَّ يَكُونُوا مُؤْمِنِينَ ﴾

«Может быть, ты готов убить самого себя от того, что они не веруют». (26:3)

﴿ فَلَعَلَّكَ بَاخِعٌ نَّفْسَكَ عَلَى ءاثَارِهِمْ إِن لَّمْ يُؤْمِنُوا بِهَذَا الْحَدِيثِ أَسَفًا ﴾

«Быть может, ты убьешь себя от горя, сожалея о том, что они не верят этому Посланию» (18:6)

Призыв может существовать только в том случае, если люди принимают его. Вначале люди неизбежно будут отвергать призыв, и это отрицание будет принимать различные формы, от издевательства до убийства. На таком критическом этапе, Ислам велит своим приверженцам проявлять терпение, смирение и не слабеть перед трудностями, дабы борьба не перешла из своей шариатской сферы в личную или семейную сферу, или даже в национальную сферу. Если это произойдет, то можно считать, что носитель призыва погиб, не достигнув успеха в призыве, и потеряв свою огромную награду. Этот тонкий момент нельзя ни на миг забывать и упускать из виду.

Всевышний Аллах сказал:

﴿ إِنَّ الَّذِينَ أَجْرَمُوا كَانُواْ مِنَ الَّذِينَ ءامَنُوا يَضْحَكُونَ . وَإِذَا مَرُّواْ بِهِمْ يَتَغَامَزُونَ . وَإِذَا انقَلَبُواْ إِلَى أَهْلِهِمُ انقَلَبُواْ فَكِهِينَ . وَإِذَا رَأَوْهُمْ قَالُوا إِنَّ هَؤُلاء لَضَالُّونَ . وَمَا أُرْسِلُوا عَلَيْهِمْ حَافِظِينَ . فَالْيَوْمَ الَّذِينَ ءامَنُواْ مِنَ الْكُفَّارِ يَضْحَكُونَ . عَلَى الأَرَائِكِ يَنظُرُونَ . هَلْ ثُوِّبَ الْكُفَّارُ مَا كَانُوا يَفْعَلُونَ﴾

«Поистине, которые преступили (кафиры), смеялись над теми, которые уверовали, и когда проходили мимо них, мигали друг другу, а когда возвращались к своей семье, возвращались с насмешками. И когда видели их, говорили: «Поистине, они заблудшие!» А они не были посланы смотрителями над ними. А в тот день те, которые уверовали, будут смеяться над кафирами, на ложах созерцая. Разве не воздастся кафирам за то, что они творили?» (83:29-36)

Носитель призыва, беря в руки оружие, сражаясь с предводителями куфра и проливая кровь, в соответствии с шариатскими условиями, делает это исключительно для того, чтобы уничтожить материальные препятствия, которые преграждают путь людям для принятия ими этого призыва, которые попали в тупик и горят желанием спастись от жизни полной лишений и бедствий, как результат претворения над ними законов куфра. Всевышний говорит:

﴿ وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا ﴾

«А кто от Моего Послания отступит, у того, поистине, будет жизнь стесненная!» (20:124)

﴿ يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاء إِلَى اللهِ وَاللهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ ﴾

«О люди, вы нуждаетесь в Аллахе, а Аллах богат, преславен» (35:15)

Все берут оружие, и все сражаются, но только лишь мусульманин сражается, для того чтобы возвысить слово Аллаха. И когда это слово утверждается на земле с убежденностью, силой и искренностью, со стороны людей, то все человечество начинает жить в стабильности и счастье, и миром правят высокие культурные понятия, вместо понятий разврата, лицемерия, ненавистного эгоизма и материальной выгоды.

Связь носителя призыва с людьми построена на шариатских основах, а не на каких-то желаниях, принятых людьми, в качестве божества, помимо Аллаха. Если носитель призыва заключает мир, то заключает его ради Аллаха, если сражается, то сражается ради Аллаха. Он доволен тем, что ведет к довольству Аллаха, и гневается тому, что гневит Аллаха. Если люди доставляют страдания носителям призыва и посягают на их жизнь, и в особенности до упрочения призыва на земле, они проявляют терпение в отношении всех испытаний. Обучая Своего Посланника и его умму после него, Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَاصْبِرْ عَلَى مَا يَقُولُونَ وَاهْجُرْهُمْ هَجْرًا جَمِيلاً ﴾

«Терпимо относись к их словам, и покинь их с честью» (73:10)

Однако после упрочения призыва, враги Ислама уже будут тысячу раз думать, прежде чем посягнуть на мусульман, не говоря уже о посягательстве на их религию.

Но при этом во всех случаях, если носители призыва гневаются, то делают это ради Аллаха, и если довольны, то также довольны ради Аллаха, а не из-за каких-то своих мирских желаний или интересов. Наивысшей их целью является довольство Аллаха.

Так, например Аиша, мать правоверных, клянется и говорит о Посланнике Аллаха: «Клянусь Аллахом, никогда Посланник не мстил за себя, пока не оскверняли то, что считается неприкосновенным в Исламе, и тогда он мстил ради Аллаха» (передает Бухари в книге «аль-Худуд»).  Тот, кто желает распространять добро, любовь, терпение, целомудрие, правдивость, чистоту и строгое соблюдение истины – должен быть доброжелательным, любящим ради Аллаха. Ради Аллаха он должен быть терпеливым, целомудренным, правдивым, чистым, прямо идущим по истинному пути и в меру всех своих сил должен быть решительным. Носитель призыва должен радоваться присутствию этих качеств у других людей, которые находятся в противоречии с ним во мнениях, ибо присутствие этих качеств у них помогают ему в распространении призыва с одной стороны, а с другой стороны помогают им понять его прямую искреннюю позицию и должным образом оценить их.

Реальная действительность распространения призыва

 

Когда люди, верящие в какую-то всеобъемлющую акыду и размышляющие на ее основе, находят свое общество – частью которого они являются, с точки зрения географической и национальной привязанности, основывающимся на той же самой акыде, то они начинают сохранять эту действительность от того, чтобы она не переродилась и не изменилась в худшую сторону. Они не разрушают эту действительность, поскольку их связь с теми, кто находится вокруг них, гармонична и устойчива, где индивиды ощущают свою принадлежность к обществу, несмотря на проявление у индивидов, групп и правителей изъянов, которые невозможно уничтожить ни в одном обществе, основывающемся на идеологии, и это также касается общества, построенного самым великим Пророком, т.е. Посланником Аллаха – Мухаммадом (благословение и мир Аллаха ему). Дело в том, что претворение в жизнь понятий, будь то на уровне индивида, группы или государства, зависит от человека.

Человек же не может быть безгрешным и безошибочным. В данном случае речь идет о поведении, которое противоречит понятию, но не о самом понятии, с точки зрения правильности или неправильности этого понятия, или с точки зрения замены понятия для изменения убеждений. То есть речь идет о побуждении человеком самого себя к терпению, покорности, соблюдению, и принуждении себя к раскаянию и возврату к истине. Понятие не переходит автоматически в образ поведения. Необходимо заставлять себя претворять в жизнь это понятие, дабы человек стал исламской личностью. Всевышний Аллах говорит:

﴿ وَاذْكُر رَّبَّكَ إِذَا نَسِيتَ ﴾

 

«…и вспомни своего Господа, когда ты забудешь» (18:24)

﴿ وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَا الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ﴾

 

«О верующие, обратитесь все с покаянием к Аллаху, – может быть, вы достигнете успеха!» (24:31)

Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) сказал: «Каждый человек ошибается, и лучшие из ошибающихся – это те, кто раскаивается». В другом хадисе он говорит: «Клянусь Тем, в чьих руках находится моя душа, если бы вы не совершали грехов, Аллах убрал бы вас с этой земли и поселил бы на ней других людей, которые грешили бы и просили бы у Аллаха прощения, а Он прощал бы их».

Однако проблема проявляется тогда, когда основы, на которых зиждется общество, противоречат всеобъемлющей акыде этих верующих людей, решительно утверждающих, что они основываются на истине, а люди на лжи, и что жизнь, устроенная на основе этой лжи не может быть правильной. Здесь возникает идеологическая борьба между этими верующими людьми, если они правдивы, и теми, кто стоит над обществом, в которых олицетворяются общественные нормы. Эта борьба ведется для достижения определенной цели, а именно для построения общества на новых основах, что возможно лишь путем изменения, понятий людей в общем, или изменения их, в частности у тех, кто может изменить мысли людей. Изнутри государство может разрушить только идеологическая партия, являющаяся группой во главе с амиром, подчинение которому является обязательным. По своей сути эта группа является объединением индивидов, понятия и чувства которых находятся в полном согласии, и их основные понятия, исходящие из их всеобъемлющего понятия о вселенной, человеке и жизни, являются едиными. Если усилия этих индивидов устремлены в одном направлении, как результат их подчинения только лишь своему амиру, то они на самом деле станут определенной группой. Но если эти индивиды действуют каждый сам по себе, словно каждый из них является главой, которому нельзя что-то приказать, и когда ему что-либо приказывают он преследует в этом свою выгоду, а когда к нему обращаются в чем-то – изменяется в лице и его охватывает гордость, и тем самым получается, что он отделил себя от хизба, даже несмотря на то, что он может наизусть знать просвещение хизба, понимая или не понимая его. Такие индивиды фактически не могут образовывать партийную группу, и даже если они являются таковой группой, то она существует только по форме, но не по содержанию. Поэтому необходимо уделять большое внимание индивидам, чтобы они соответствовали партии, в полном смысле этого слова, ибо индивиды группы имеют значимость, которую трудно переоценить. Эта значимость касается успеха всей деятельности или ее провала, что может произойти, в случае если деятельность остается в замкнутом круге.

Носители призыва, в конце концов, являются, в сущности, индивидами, даже несмотря на то, что они предстают частью особой группы. Сила веры и размышления этих индивидов, а также их строгое соблюдение Ислама, желание добра людям, скромность перед Аллахом, а поэтому и перед людьми, являются важными отличительными знаками, указывающими на успех и являющимися истинными предвестниками получения помощи от Всевышнего Аллаха.

Призыв одинаково направляется к индивидам и обществам. Индивид имеет крайне большое значение в коренном всеобъемлющем процессе изменения, поскольку идеологическая атака на общество является делом индивидов и сплочений, опирающихся на усилия индивидов, несмотря на различие между ними, а также на различие между индивидуальной деятельностью и упорядоченной индивидуальной деятельностью. Что касается индивидуальной деятельности, то она никогда не может образовать нахда, какой бы силой не обладал индивид, между тем как упорядоченная индивидуальная деятельность приводит к нахда, если партийная группа проявляет самоотверженность в доведении своих понятий людям или обладающим властью из них, с целью обеспечения приведения этих понятий к власти во всем народе от низов до верхов. И уже тогда нужно будет использовать усилия индивидов, какими бы слабыми они ни были. Кроме того, чисто индивидуальные усилия часто бывают необдуманными и зависят от обстоятельств, между тем как усилия индивидов в партийной группе являются частью общего плана. И если план будет точным и будет выполнен с искренностью и самоотверженностью, со стороны особых индивидов (истинных носителей призыва), а также будет соответствовать уровню желаемого изменения, то эти усилия сформируют организованную идейную силу, которая обеспечит разрушение исполнительного органа, основывающегося на прогнивших идеях.  Более того, поборники чисто индивидуального движения в скором времени приходят в отчаяние и устают, и как результат, потеряв силы, они отстраняются от людей, приспосабливаются к условиям и растворяются в обществе, оставаясь беспомощными. Такое положение полностью отличается от упорядоченного индивидуального движения в группе. Здесь заповедуют между собой истину, и заповедуют между собой терпение, существует амир, подчинение которому исходит из подчинения Аллаху, а также существует содействие друг другу в благих деяниях и богобоязненности, и вместо клетки, которая погибает, с дозволения Аллаха, возникают другие клетки.

Реальная действительность распространения призыва, на уровне общества, означает деятельность для изменения господствующих понятий и мыслей, имеющих твердое главенство над жизнями людей и жестоко угнетающих их, и формирующих общественные нормы, а также моральную и материальную власть, и перед тем как задеть которую индивид думает тысячу раз, не говоря уже об усердном старании разрушить эту власть, даже если это происходит только на уровне слов. До тех пор, пока твои слова не выходят за рамки идеологии и конституции, ты можешь говорить что угодно, и твои слова будут принимать или отвергать. Но если ты выходишь против них, то этого уже достаточно, для того чтобы люди, по меньшей мере, пренебрегли тобой и отвергли тебя, если не сказать, чтобы убили тебя. Такое положение распространяется на различные идеологии, включая Ислам, что служит для защиты акыды и государства, и это относится к высшим целям для сохранения общества в Исламе. Действие и ответная реакция одинаковы у всех, но воздаяние различно, ибо есть тот, кто получает рай и тот, кто его теряет. Вопрос остается открытым, а именно, сколько индивидов в сплочениях, которые претендуют на деятельность по изменению реальной действительности, готовы, открыто говорить истину, быть строго покорными приказу Аллаха и практически выполнять амр биль ма’руф и нахий ‘аниль мункар, как это сделал великий сподвижник Абдуллах ибн Масуд в тот день, когда бросил вызов кафирам, на их же земле и перед их глазами, в состязании с Кораном, действуя по собственной инициативе, и не спрашивая разрешения у Мухаммада (благословение и мир Аллаха ему). Теперь, что вы думаете о тех, кто проявляет бездействие после приказа? Сколько тех, кто готов пожертвовать своей жизнью, ради Аллаха помогая умме, не ограничиваясь только наблюдением за ней?! О Аллах, я прошу у Тебя смерти шахида, которой Ты будешь доволен, и великую победу.

Согласно вышесказанному, эта группа будет достойной достичь явной победы, посредством силы и искренности индивидов группы, среди которых широко распространилась вера, и они понесли призыв только лишь ради Аллаха. Некоторые индивиды, относящиеся к группе, являются слабыми с точки зрения понимания, деятельности и своего поведения. И когда они иной раз объясняют мысли призыва, объясняют их высокомерно и с хладнокровием, в котором отсутствует сила веры, а также объясняют их так, что это не дает твердого доказательства, а наоборот отбивает всякую охоту и старание, и вселяет в ряды носителей призыва отчаяние и безнадежность. В таком случае, каким может быть положение этих индивидов в отношениях с людьми, которые являются объектом призыва? Когда они приводят доказательства, если предположить, что они приводят его, люди не воспринимают их, поскольку люди, по своей природе, презирают и питают чувство отвращения к тому, кто ведет себя высокомерно. Если они делают что-то, то делают это ради своей земной жизни. А что касается призыва, то здесь они пассивно присутствуют, в однообразном состоянии, не отдаваясь призыву всем своим умом и чувствами, не имея влияния в своих домах, кварталах, школах, местах работы. Их личные поступки не свидетельствуют о той связи с группой, о которой они говорят. Коллективный (партийный) дух у них не присутствует, и поэтому они не уважают ни амира, ни ответственного. Такие индивиды стали обузой для призыва, и как было бы хорошо, если бы они оставили других в покое. В книге «Мукаддамату дустур» говорится: «Следовательно, то, что сохраняет ее в качестве дееспособной группы – это подчинение амиру группы. Двумя качествами, которые обязательно должны присутствовать, дабы существовала группа, занимающаяся двумя делами (да’ват к Исламу, амр биль ма’руф и нахий ‘аниль мункар) именно как группа – это наличие связи в группе и существование у группы амира, которому обязательно следует подчиняться».

В некоторых партиях отсутствует подчинение, и то, что они называются партией – это всего лишь одно название, не имеющее содержания. Так, одинаковым образом, обстоит дело с партийными (лишь по названию) и общественными сплочениями, что требует обязательного решения этой проблемы для сохранения партийного сплочения.

Что же касается действий и слов, то чаще всего они соответствуют своему обществу и почти не имеют различия, которое указывало бы на то, что эти индивиды отличаются от остальных беспечных людей.

Чем больше слабеют индивиды группы, тем больше отдаляется от нас великая победа, которую мы жаждем и надеемся увидеть. Тот, кто ищет довольства Аллаха и победы для уммы, тот обязательно устремляется к деятельности, не обращая внимания на тех, кто малодушны и только мешают работать, не говоря уже о тех, кто отклонились в сторону и ленивы. А также, не придавая значения тем, кто занимает позицию бездействующих зрителей, будь то те из них, от кого исходит какой-то вред или те, кто безвредны. В Судный день мусульманин придет к Аллаху один, лишится рая или получит его тоже один, отдельно от другого, кем бы он ни был. Так пусть же каждый из нас будет бдительным по отношению к себе и стремится развиваться, чтобы быть на уровне строго соблюдающих мусульман, не говоря уже об уровне искренних носителей призыва. Пусть каждый из нас смотрит на тех, кто находится впереди него, чтобы соревноваться с ними в благих деяниях, и не смотрит на тех, кто позади, чтобы не думать, что он в полном благополучии.

Распространение призыва исламской личностью находится на уровне, который намного превышает уровень религиозного человека, вера которого исходит только из инстинкта поклонения, и который исполняет из Ислама лишь то, что касается его индивидуально, и в лучшем случае его семьи. Выполняя только обряды поклонения и нравственные поступки, не обращая внимания на те положения, в которых находится общество, как будто дела общества его не волнуют, и как будто Ислам предоставил своим приверженцам разъяснять Ислам, согласно их желаниям. Это не является полным подчинением Всевышнему Аллаху, согласно природе этого подчинения, которое Он утвердил. Наши обстоятельства, наша среда и наши органические потребности должны подвергаться влиянию Ислама, но не наоборот. Воплощение Ислама в верующем мусульманине должно иметь место до того, как он начнет распространять призыв, поскольку само распространение призыва является частью Ислама. Тот, кто не беспокоится относительно индивидуальных законов, касающихся его как индивида, тот проявляет еще большую небрежность относительно других законов. Дело в том, что для такого человека нет причины соблюдать более тяжелые законы, которые не в силах выполнить каждый, в то время как с легкостью выполняются те законы, соблюдение которых не вызывает притеснения со стороны врагов Аллаха. Многие прибегают к этим законам и отговариваются тем, что они заняты и отвлечены ими от распространения истины и открытого ее провозглашения, словно эти законы достаточны для них, чтобы спастись в тот День, когда не помогут ни богатство, ни дети. Распространение призыва – это не слова, которые просто произносятся, и не мысли, которые воспринимаются без убежденности. Необходимо достаточно глубоко подвергаться влиянию убеждения, а затем это убеждение, которое находится под влиянием истинной идеологии, должно переходить в открытый и ощутимый образ поведения, в соединении с жизненной энергией и духом. И этот дух должен присутствовать в каждом поступке и по отношению ко всем, кому мы несем этот призыв, чтобы они собственными глазами видели нашу веру в эти понятия в реальной жизни, и в результате этого понимали, что этот призыв не представляет собой неосуществимый вымышленный идеализм. Перед ними стоят реальные примеры носителей призыва, которые заслуживают доверие и вселяют спокойствие.

По мере того, насколько искренни носители призыва перед Аллахом, и по мере того, насколько распространены эти живые примеры среди уммы, а также насколько самоотверженны и искренни эти люди, обладающие силой в умме, и насколько высока преданность всех их Аллаху, а не кому-нибудь иному, по мере всего этого мы, с дозволения Аллаха, приближаемся к победе. Невозможно возникновение государства праведного Халифата, посредством людей, которые не соблюдают законы шариата.

Если носитель призыва не подчинил себя призыву согласно тем приоритетам, на которые он указал, и в особенности, когда призывающий оказывается перед несколькими ваджибами, а также, если не проявляются какие-либо результаты призыва, по меньшей мере, в его доме, квартале и в среде, где работает, то он, до того как погрузиться в идеологическую борьбу с людьми, должен вновь обратить внимание на свое положение, если он правдив в воздействии призыва на него. Поскольку, если идеология проникла глубоко в сердце человека, она не может оставаться замкнутой в нем.

Речь носителя призыва – это предоставление фактов, его позиция – потрясение для оппонента, а его молчание – воздействие на него. Если о нем говорят, то либо хвалят, либо порочат, ибо то, что он непоколебимо стоит на пути истины, которую несет, и занимает позицию, в которой нет лицемерия, а также показывает реальные истины, со всем этим не согласны люди, привыкшие жить в роскоши, а также льстецы и лицемеры. Влияние носителя призыва на таких людей является отрицательным, в том смысле, что становится объектом их издевательства, клеветы и злословия, высказываемых как ему в лицо, так и в его отсутствии, до тех пор, пока Аллах не пошлет победу. В результате появляется его положительное влияние, принятие призыва и уважение, но не по отношению к личности носителя призыва, а по отношению к самому призыву, после зарождения веры в него и готовности к самопожертвованию на его пути.

Что касается носителя призыва, который пользуется уважением людей, остающихся в своем прежнем положении, и в сердца которых еще не проникла вера (строгое соблюдение шариата), то он должен осознавать свое полное упущение в деле проведения идеологической борьбы в обществе и кривизну своих поступков. Так Посланник Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) до пророческой миссии был правдивым и надежным, а сразу после начала пророческой миссии, как будто стал лжецом и сумасшедшим из-за того, что крепко держался за Книгу Аллаха. Это указывает на то, что призыв Посланника Аллаха (благословение и мир Аллаха ему) был направлен на взаимоотношения людей.

Утешение носителя призыва после его стойкости на пути истины, его возврат к истине после ошибки, уважение его другими людьми, как теми, кто одобряет его, так и теми, кто выходит против него, или презрение с их стороны. А также отсутствие высокомерности или издевательства над ними с его стороны, наряду с сильным желанием того, чтобы они встали на истинный путь, все это ведет к тому, что его противники в глубине души будут понимать, что, в конце концов, он выше них, до тех пор, пока продолжает оставаться стойким и крепко держится истины, без малейшего отклонения от нее, какими бы ни были оправдания. Это закон Аллаха относительно призыва. Положение, в котором оказались потерпевшие поражение, а их мысли и понятия стали противоположными тому, какими они были вначале. Эти люди, если им суждено оказаться у власти, то правителями будут их личности, а не идеология, которую они продали в тот момент, когда отклонились от нее. Люди, служащие своим желаниям, чернь, а также лица, пользующиеся богатствами общества, и враги, имеющие алчные интересы в нем, смогли воспитать и привлечь на свою сторону тех отступивших от веры общества людей, которые когда-то заявляли, что работают для изменения общества. Критерием их поступков стало довольство людей и правителей, но не критерий, провозглашаемый идеологией. Это шаткий критерий, который отвергают гордые люди, не говоря уже о мусульманах.

Читаемое