Всевышний Аллах своим посланием, через Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обратился ко всему человечеству, ко всем людям. Всевышний Аллах говорит:

يَاأَيُّهَا النَّاسُ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُمْ جَمِيعًا

“Скажи: “О люди! Я - Посланник Аллаха к вам всем”. [7:158]

يَاأَيُّهَا النَّاسُ قَدْ جَاءَكُمْ بُرْهَانٌ مِنْ رَبِّكُمْ

“О люди! К вам пришло доказательство от вашего Господа”. [4:174]

يَاأَيُّهَا النَّاسُ قَدْ جَاءَكُمُ الرَّسُولُ بِالْحَقِّ مِنْ رَبِّكُمْ

“О люди! К вам пришел Посланник с истиной от вашего Господа”.  [4:170]

А также обратился своими законами, как к верующим, так и к неверующим. Всевышний Аллах говорит:

يَاأَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ  إِنَّ زَلْزَلَةَ السَّاعَةِ شَيْءٌ عَظِيمٌ

“О люди, бойтесь Господа вашего! Ведь сотрясение последнего часа - вещь великая”. [22:1]

يَاأَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُوا رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُمْ مِنْ نَفْسٍ وَاحِدَةٍ

“О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души”. [4:1]

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قَاتِلُوا الَّذِينَ يَلُونَكُمْ مِنَ الْكُفَّارِ وَلْيَجِدُوا فِيكُمْ غِلْظَةً

“О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость”. [9:123]

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لاَ تَقْرَبُوا الصَّلاَةَ وَأَنْتُمْ سُكَارَى

“О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны”. [4:43]

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا ضَرَبْتُمْ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَتَبَيَّنُوا

“О вы, которые уверовали! Когда отправляетесь по пути Аллаха, то различайте”. [4:94]

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُونُوا قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاءَ لِلَّهِ وَلَوْ عَلَى أَنفُسِكُمْ

“О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетелями пред Аллахом, хотя бы над самим собой”. [4:135]

Таким образом, для того, кто слышал это обращение становится обязательным, осмыслить, понять и уверовать в него,  а тому, кто уверовал в него, осознать и поступать в соответствии с этим пониманием, поскольку оно является шариатским решением. Поэтому в основе каждый мусульманин сам должен понимать решение Аллаха в обращении Законодателя, ибо обращение направленно от Законодателя непосредственно всему человечеству, всем мукалляфам а не только лишь муджтахидам и ученым. Тем самым становиться обязательным для всех мукалляфов осмысление и понимание обращения, в результате чего, они могли бы поступать в соответствии с ним, ибо совершение поступка в соответствии с обращением не возможно без его осмысления и понимания. Следовательно, становится необходимым условием для всех мукалляфов выводить решения Аллаха, т.е. ижтихад является обязательным для всех мукалляфов. Исходя из этого, каждый мукалляф обязан самостоятельно выводить решение Аллаха из обращения Законодателя, так как оно является  обращенным к нему, решением Аллаха.

Однако реальность мукалляфов такова, что они различаются между собой в осмыслении, в рассуждении и в познании, а также отличаются друг от друга уровнем просвещения. Поэтому не всем мукалляфам доступен самостоятельный вывод решений шариата из их источников, т.е. исключается возможность, чтобы все мукалляфы были муджтахидами. И поскольку самостоятельный вывод решения не доступен всем мукалляфам из-за различия их осмысления, рассуждения и познания, стало быть, обязательность ижтихада является коллективным (фард кифая). И если выполнят её некоторые из них, ответственность за ижтихад снимается с остальных. Исходя из этого, обязанностью мукалляфов из числа мусульман является постоянное наличие муджтахидов среди них, которые самостоятельно будут выводить шариатские решения.

Поэтому, реальность мукаллафин и сущность решения такова, что мусульмане делятся на муджтахидов и мукаллидин. Человек, самостоятельно извлекающий решения шариата непосредственно из доказательств, является муджтахидом, а тот кто спрашивает муджтахида о решении шариата относительно какого-либо вопроса, является мукаллидом, равным образом, спрашивает ли он для того, чтобы познать и поступать в соответствии с этим, или чтобы познать, поступать и обучать этому, или чтобы только лишь обучать. Также мукаллидом считается спрашивающий того, кто не является муджтахидом, но познал решение шариата и может рассказать его другому, равным образом является ли он ученым или нет. Все они будут мукаллидами другого в данном решении, даже если не знают личности выводившего это решение. Поскольку то, что требуется от мукаллида это принятие шариатского решения, а вовсе не подражание какой-либо личности. Ведь суть того, что он мукаллид заключается во взятии шариатского решения посредством какой-либо личности (способной делать ижтихад), без самостоятельного выведения, а вовсе не в том, чтобы подражать личности, ибо речь идет о решении шариата, а отнюдь не какой-либо личности.

Муджтахид отличается от мукаллида тем, что муджтахид это тот, кто самостоятельно выводит шариатские решения из шариатских доказательств, а мукаллид это тот, кто берет решение, которое он не выводил самостоятельно, несмотря на то, знает ли он того, кто его вывел или нет, если это решение считается шариатским. И не будет шариатским такълидом считаться взятие мнение какого-нибудь из людей на том основании, что оно исходит от него самого, или на том основании, что это мнение является мнением некого ученого, мыслителя или философа. Все это не является шариатским такълидом, и запрещается мусульманину такие действия, поскольку Всевышний Аллах приказал нам ограничится принятием только от Посланника Аллаха, а не от кого другого, помимо него, кем бы он не был. Всевышний Аллах говорит:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانْتَهُوا

“И что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь”. [59:7]

Также и в Сунне приводится запрещение на принятие мнения, исходящего от людей. От Ибадату Бин Аль-Самит  передается, что он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Придут после меня поколения (люди), позволяющие то, что вы порицаете и порицающие то, что вы одобряете. Нет подчинения тому, кто ослушался Аллаха, не поступайте согласно своему мнению», т.е. такому мнению, которое исходит от себя. Выведенное муджтахидом мнение не является мнением, исходящим от себя, напротив оно служит шариатским решением. Запрещенным мнением считается мнение, исходящее от себя, именно это мнение Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал новшеством. В одном из достоверных хадисов приводится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшая речь – это книга Аллаха, наилучший путь – это путь Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, и самое порочное из дел – это новшество, ведь каждое новшество – это заблуждение». Новые дела и каждое новшество – все что, противоречит Корану, Сунне и Иджма из законов, равным образом было ли это поступком или высказыванием. А все что касается того, что не входит в сферу законов относительно поступков и вещей, то это не попадает в категорию новшества и не является порицаемым и запрещенным мнением, напротив то, что попадает в категорию новшеств это взятие от человека мнения, относительно какого-либо поступка или какой-либо вещи. Стало быть шариатское решение следует извлекать только из шариатских доказательств. Следовательно суть разрешенного шариатом такълида заключается в том, что человек, самостоятельно не выводивший шариатское решение в каком-либо вопросе, должен спросить о нем у знающего это решение в предоставленном вопросе, чтобы познав, принять его. Т.е. каждому незнающему шариатское решение полагается спросить другого, кто сведущ об этом решении, чтобы познать и принять его у него. Именно таким и является согласно шариату реальность мукаллида.

 

Читаемое