Человек, внимательно изучающий историю хиджры, увидит, что она имеет три стороны. В первую очередь она является отсчетом месяцев и лет. Во-вторых, это хиджра Пророка из Мекки в Медину. В-третьих, это связь исламской истории с хиджрой и её начало.
Что касается первой стороны, то это вопрос исчисления месяцев и лет. Это вопрос, связанный с законом Вселенной, о котором знали люди в древности и знали арабы до Ислама. Аллах сказал:
«Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах с богобоязненными» (9:36).
Арабы знали месяцы и новолуния. Они знали начало месяца по рождению луны, затем середину месяца и его завершение. Они отсчитывали месяц за месяцем, пока не завершался год, состоящий из двенадцати месяцев. Он начинался с месяца мухаррама и заканчивался в месяц зуль хиджжа, даже если они в джахилии называли месяцы не теми названиями, которые мы знаем сегодня. Однако это те же месяцы. Поэтому они откладывали месяцы согласно словам Аллаха:
«Откладывание запретного месяца только увеличивает неверие. От этого неверующие впадают в заблуждение. В один год они объявляют его дозволенным, а в другой год объявляют его запретным, чтобы уравнять количество месяцев, которые Аллах сделал запретными. Они объявляют дозволенным то, что запретил Аллах, и их злодеяния кажутся им прекрасными. Аллах не ведет прямым путем неверующих людей» (9:37).
Это запретные месяцы, которые они откладывали из-за своих определенных замыслов и страстей, например, военных походов в них. Запрет ведения сражения и агрессии касался именно этих месяцев и это указывает на их знания о них. Это месяц раджаб и три следующих за ним месяца: зуль къада, зуль хиджжа и мухаррам.
Поэтому когда произошло сражение, начатое мусульманами под предводительством Абдуллаха ибн Джахша в запретный месяц раджаб, курайшиты стали осуждать действие мусульман и стали распространять среди арабов весть о том, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) преступил запретные месяцы. Кроме того, пролил кровь, взял в плен и захватил трофеи. Это легло тяжелым камнем на сердца мусульман, пока не был ниспослан аят, оправдывающий их перед обвинениями курайшитов о запрете сражения в запретные месяцы. Сказал Аллах:
«Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц – великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда её жителей еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство. Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (2:217).
Ниспосланные аяты разъясняли, что курайшиты первыми совершили преступление, что намного страшнее перед Аллахом, чем сражение в запретные месяцы.
Осталось упомянуть о том, что с приходом Ислама эти месяцы и новолуния стали определением промежутка времени для людей, и никто из людей не может играться ими, как это делали во времена джахилии. Сказал Аллах:
«Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они определяют промежутки времени для людей и хаджа» (2:189).
Закон – это двенадцать лунных месяцев, признанных Шариатом. А солнечный год или то, что называют люди годом по григорианскому календарю, не говоря уже о солнечном месяце или том, что называют люди григорианским месяцем, не имеет значимости. Потому что даже если в астрономии и есть солнечный год (это когда Земля завершает свое вращение вокруг солнца), то все равно солнце не имеет месяцев. То есть, нельзя определять месяцы по солнцу. Но известно, что по солнцу можно определять год, времена года, ночь и день.
Следовательно, мерилом являются лунные месяцы. И посредством них определяются дни, месяцы, годы и шариатские сроки, как, например, законы идды, поста, хаджа и закята.
Что касается второй стороны в истории хиджры, то это переселение из Мекки в Медину. Оно было совершено в месяце раби уль-авваль в тот год, который стал первым в исламской истории. То есть хиджра стала началом нашей истории.
О хиджре было сказано много и было упомянуто много уроков и назиданий. Это как история самой хиджры, события, божественные аяты касающиеся её, победа и божественная помощь, точность и планирование, мудрое осуществление, великая самоотверженность тех, кто усердствовал на пути Аллаха и в оказании помощи Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Или же прием ансаров, эхо которого все еще доносится сквозь века. Или же Священный Коран и те аяты, которые ниспосланы касательно неё и которые читаются днем и ночью всякий раз, когда упоминается хиджра.
Поистине, хиджра была новым периодом призыва к Исламу. После того как призыв был ограничен мудростью и красивым увещеванием, посредством хиджры он приобрел силу и власть. После периода слабости и проявления терпения он перешел на уровень утверждения и наместничества на земле. Это начало отсчета правления тем, что низвел Аллах своему Посланнику. То есть претворение законов Аллаха на земле посредством первого исламского государства в Медине и его первого руководителя Мухаммада ибн Абдуллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Третья сторона, касающаяся хиджры, это история. Является ли история просто отсчетом дней, месяцев и годов, как принято писать сегодня? Или же она имеет другие значения? Если история нужна для отсчета, то почему бы не взять любое время или любой год, если в этом нет иного замысла?
Люди установили мерила и стандарты во всем том, в чем они нуждаются. Они определили мерилом поверхность воды для измерения подъема и падения уровня земли. Они установили мерила для определения температуры человека, для жидкостей, расстояний, и скорости. Они даже подумали, что определили значения справедливости, несправедливости, истины и т.д.
Относится ли история к подобным вещам и определяется ли подобным образом?
Внимательно исследующий историю человек видит в ней это, но в ней есть и другое более важное. И нельзя использовать истину для утаивания другой истины, тем более, когда она намного больше и важнее. Как, например, когда говорится, что евреи и западный колониализм являются врагами жителей Палестины. Это истина, но она используется для утаивания другой истины – враждебности этих неверных колонизаторов в отношении всех мусульман. Примеры этому Ирак, Афганистан, Чечня и т.д.
Григорианское летоисчисление отражает историю христианства, которое начинается с рождения Исы Мессии сына Марьям. Это согласуется с их убеждениями, согласно которым они обожествляют его. Они не начали отсчет, например, с ниспослания Евангелия или чего-то другого из его призыва или же с чудес, которые Аллах показал его руками для подтверждения его пророчества и послания. Поэтому правильнее будет сказать, что это христианская история, дабы выявить в этом главную истину.
А теперь мы обозначим самую важную истину в истории хиджры. Мы видим, что сподвижники (да будет доволен ими Аллах) во время правления Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) посовещались для обозначения истории мусульман и Ислама. Они перебрали многие важные события для мусульман, начиная с рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его пророчества и ниспослания Корана, или другие важные дни в Исламе, как сражение при Бадре, завоевание Мекки, победу Посланника Аллаха над римлянами в сражении Табук или прощальный хадж и то, что было ниспослано во время него о завершении религии. Однако почему они взяли хиджру за начало исламской истории?
Но прежде чем проявить эту истину, необходимо обратить внимание на вопрос, который может подняться. Этого не было во время Пророка и во время Абу Бакра, и нет на это текстов ни в Коране, ни в Сунне?!
Мы скажем да, верно. Но разве собирание Корана не было во время Абу Бакра. Аллах наставил сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на это дело и это было благом. Затем записывание Корана и отправление его во все города Ислама было в эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) и это было благом. Подобных примеров множество во время сподвижников и тех, кто был после них. Это большая глава, для описания которой здесь может не хватить времени и места, но не достаточно ли мы указали примеров на то, чтобы развеять сомнения?
Повторимся и скажем, что история хиджры – это исламская история. И она начинается именно с хиджры, ибо известно, что Ислам – всеохватывающее послание для человека, общества и государства. Он является совокупностью систем и законов, которые можно претворить только при помощи государства, которое будет править им, претворять и нести его посредством призыва, джихада и армий к другим народам. И все это началось только с хиджрой.
Итак, история это не просто дни, месяцы и годы. Это не просто цифры, которые записываются людьми. Напротив, это яркие события, влияющие на жизнь людей. Например, арабы отметили год слона из-за огромных событий, произошедших в нем. Или спор между Абу Бакром и неверными курайшитами относительно войны, произошедшей между римлянами и персами. По этому поводу было ниспослано:
«Алиф. Лям. Мим. Повержены римляне, в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трех до девяти) лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются» (30:1-4).
Следовательно, исламская история началась тогда, когда мусульмане стали строить жизнь на Исламе, истинном пути, истинной религии посредством сражений. Историей мусульман стал Бадр, Ухуд, сражение у Рва, ан-Надыр, Къурайза, Хайбар, аль-Худайбийя, завоевание Мекки, Муъта и Табук. Историей, связанной с хиджрой стало принятие Ислама племенами и отправление гонцов к королям, завоевание Иерусалима, Шама, Ирака, Персии, открытие Египта и Африки. Исламской историей стали Ярмук, аль-Кадисия, Хиттин, Айн Джалут и завоевание Константинополя. Такова история, это великие дни и решающие события в жизни людей. История создается, а иначе это не будет историей, даже если пройдут тысячи лет. Таким образом, у арабов до Ислама не было истории, ибо они не имели значимости ни для себя, ни для других. И многие народы не имеют истории, достойной поминания, кроме прошедших дней и лет.
Исламская история продолжалась долгие века, пока мусульмане и Ислам не достигли окраин земли, ведя призыв и джихад, изучая и делая иджтихад, распространяя культуру и развивая цивилизацию. Это продолжалось так, пока не разрушилось исламское государство спустя более 1300 лет. Тогда прекратилась исламская история, и теперь мусульмане и Ислам не имеют никакого влияния на жизнь – ни на свою, ни на чужую.
История сегодня на протяжении почти века является западной историей. Европа и Америка – это те, которые создают историю человечества своими войнами и колонизациями. Люди сегодня знают Первую и Вторую Мировые войны, сбрасывание Америкой атомной бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Они знают роспуск Лиги Наций, возникновение ООН, Совета Безопасности и Всемирного Банка, они помнят вьетнамскую войну, войну в Корее, колонизацию Алжира, Ливии, обещание Бальфура, бедственное положение Палестины и войну 1967. Они помнят бойню Кафр-Касем, Дейр-Ясин, Сабру и Шатилу, Грозный и Сараево. Они помнят падение Багдада, Кабула и Кандагара.
Такова история и такой она стала сегодня по созданию Запада. После оккупации Ирака американской армией, выступая на встрече с журналистами, Буш сказал, что он создает историю, а они её записывают. Однако он создает черную историю для себя, для своей культуры и народа, как это делали монголы. Передается, что Гитлер в конце войны сказал, что нет пользы от того, что он говорит, ибо историю пишет победитель.
Вот уже прошло около девяноста лет с того момента как прекратилась исламская история. Настало время вновь возобновить путь с того, с чего он начинался. А это оказание помощи, присяга, переселение и исламское государство. Нет иного пути кроме этого. Ведь это обещание Всевышнего Аллаха и радостная весть от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о втором праведном Халифате по методу пророчества, который приближается для того, чтобы вновь создать историю человечества завоеванием Рима, освобождением Иерусалима и утверждением Халифата в нём. А также доведением Ислама и его власти до того, что бывает охвачено покровом ночи и дня.
Сказал Аллах:
«Это и есть великое преуспеяние! Ради такого пусть трудятся труженики!» (37:60-61)
Бурхан (Абу Амир)