По своей специфике политическая деятельность выделяется из всех дел тем, что касается общественного вопроса, связанного с обществом и государством со всеми внутренними и внешними факторами, которые оказывают влияние на общество и государство. Поэтому политик должен проявлять усердие и серьёзность в понимании этих факторов и всех событий и происшествий, связанных с ними, для извлечения всего, что послужило бы пользой в реализации своих проектов и достижении намеченных целей.
Этим он, т.е. политик, отличается от политического аналитика, задача которого ограничивается только пониманием реальности событий, а также анализом и представлением их в обществе, без всякого принятия определенной позиции или мер, исходящих из собственных выводов.
Политический анализ считается требуемым делом у каждого, кто хоть как-то обеспокоен общественной жизнью, независимо от того, является ли он академиком, журналистом или политиком. Тем не менее, ограничение в этом только теоретической стороной, определяя сам анализ центром внимания, рассматриваемым предметом и целью, по своей сути, уводит обладателей политического проекта от концентрации на том, что необходимо предпринимать для взаимодействия со сложившейся ситуацией, вызовами и препятствиями, стоящими перед реализацией собственного проекта. И очень скоро, способность анализировать превратится из попытки осознания в тяжкое бремя, ввергнув их в нескончаемые споры.
Отсюда следует важность понимания того, что ценность проведения политического анализа политиком заключается в определении степени его участия, в ясном представлении реальности. И все это с целью принятия и совершения требуемых действий, на основании полученного понимания реальности, для достижения требуемой цели. Поэтому необходимо быть уверенным в том, что оценка любого события аналитическая и практическая, начиная с определённого угла, формирующего у политика критерии понимания, и заканчивая полным пониманием влияния этого события на реальность. Это необходимо для того, чтобы, затем, взаимодействовать с ним и его вызовами через отслеживание политических действий, проводимых под протекторатом этого события, в его следствии или в его контексте.
Для кристаллизации приведённой нами мысли остановимся на двух произошедших событиях, которые служат идеальными образцами для прояснения нашей мысли.
Первый пример: События 11 сентября.
Длительные споры относительно событий 11 сентября, по сей день продолжаются в виде дискуссии вокруг этого, невзирая на то, что после уже прошел длительный период времени. И не будет удивительным, если они и далее будут иметь своё продолжение.
Так одна группа аналитиков и исследователей утверждает, что захват самолётов и всё, что было связано с этими событиями или является продолжением, построенным на них, есть не что иное, как профессионально проделанная работа американского центрального разведывательного управления, по ранее подготовленному плану.
Другая группа утверждает, что это действительно организованная операция «аль-Каиды», которая воспользовалась слабым положением служб безопасности США и множеством пробелов в общепринятых процедурах мер безопасности в американских аэропортах, и с лёгкостью захватила самолёты, а затем атаковала знаменитые башни-близнецы и пентагон. Этим актом она нанесла удар по имиджу Америки и отомстила ей за совершённые преступления в отношении мусульман.
Существует также другой анализ, предполагающий, что вопрос переплетен между двумя сторонами, т.е. «аль-Каида» спланировала эту операцию, а Америка облегчила или позволила совершение этого теракта вместо его предотвращения, чтобы в дальнейшем использовать «аль-Каиду» в своих геополитических планах.
Невзирая на все подробности этого спора, он не разрешится ни сегодня и ни завтра. Тем не менее, искусство политика проявляется в прощупывании того, насколько сильно отразились эти события на его проекте, планах и конечных результатах, а также насколько они отрицательны или положительны для его взгляда, который он стремится воплотить в жизнь. Поэтому ему следует удерживать себя от погружения в одни лишь анализы. Необходимо озадачить себя пониманием события, чтобы извлечь из него все то, что может оказать влияние на его проект. И пока это понимание, и его знание будут оставаться при нём, он защищен от отрыва от реальности, на которую необходимо оказать влияние. В данном примере, невзирая на то, кто стоит за событиями 11 сентября, мы видим, что результатами этого события стали:
– Представление негативного образа Ислама во всём мире. На основании этого события развернулась широкомасштабная глобальная пропаганда со всеми, вытекающими из этого, последствиями. Интенсивная концентрированная международная информационная контратака, представляющая Ислам в образе религии захвата, убийства, разрушения, разжигания ненависти среди людей. На основании этого были приняты отвратительные политические программы, которые проявились в попытках опорочить Ислам, его святости и символы. Карикатуры, надругательства над Кораном, высмеивание, запрет женской шариатской одежды (хиджаб) и т.д., как продолжение произошедшего.
– Навязывание Америкой переустройства Ислама согласно своим интересам. Так появились термины «демократический Ислам», «национальный Ислам», «либерально-гражданский Ислам», «турецкая модель» – Эрдоганский. И посредством этого Америка желает освободить Ислам от факторов угрозы влиянию и гегемонии Запада. Также просматривается желание лишить Ислам его исламской отличительности в том, что Ислам является особенным образом жизни, охватывающим систему правления, которая находится в полном противоречии со всеми существующими сегодня системами, как по форме, так и по содержанию.
– Стремление Америки переустроить мир в политическом плане под предлогом ответных действий этим терактам и борьбы против «глобального террора» для сохранения мира и безопасности в мире. Проявилось ее желание посредством новых попыток изменить международную политическую систему, которая была установлена по завершению Второй мировой войны, чтобы подвести мир под новые реалии, сложившиеся после развала Советского Союза. Это ярко прослеживалось в заявлениях первых лиц в американской администрации того времени, а также в мерах, предпринятых в оккупации Ирака вопреки постановлению Совета Безопасности.
– Усердие Америки в попытке устранения других сверхдержав с международной арены следующими действиями:
Попытка расширить своё влияние в странах Персидского залива и африканского континента за счет вытеснения влияний Британии и Франции;
Расширение своего влияния на среднеазиатские республики, Грузию и государства Восточной Европы для сдерживания России;
Следование политики сдерживания в отношении Китая через поддержания экономических связей, или дополнительного размещения американских военных баз в сопредельных с ним государствах, или налаживания тесных связей с Индией для образования Китаю регионального конкурента.
– Переустройство исламского мира и упорядочивание положение его дел согласно интересам Америки. США увязли в своей войне против исламского мира, оккупировали со своими союзниками три исламские страны; Афганистан, Ирак и Сомали. Америка разожгла множество войн и ожесточённые внутренние конфликты в ряде исламских стран, как Йемен, Пакистан, Судан и Ливан.
Второй пример: Революции арабских народов
Эти революции подобны событиям 11 сентября с точки зрения споров и прений, разгоревшихся вокруг того, что происходит. Появились разнообразные мнения относительно этого. Некоторые назвали революции стихийными против несправедливости и гнета после десятков лет тирании, диктаторства и коррупции. Другие увидели в них западный запланированный заговор, чтобы переустроить регион в политическом, культурном, идейном и чувствительном плане, чтобы обеспечить продолжение западной гегемонии над регионом. Особенно после того, как существующие правящие режимы изжили свою легитимность. Третьи считают, что это обычное эхо свирепого геополитического столкновения между действующими политическими силами в Европе, с одной стороны, и Америкой, с другой. Существуют и такие, кто считают, что у каждой страны своя революция, на которую воздействуют собственные факторы, или предполагают, что эти революции, все или некоторые, начались стихийно, а затем произошли попытки урегулировать и перенаправить их согласно планам сверхдержав, со всеми вытекающими из этого столкновениями интересов.
Если аналитик усердствует, пытаясь найти наиболее сильное мнение и обосновать свое виденье, то политик стремится понять событие с целью извлечения из него того, что может оказать влияние на его проект. И в этом положении необходимо остановиться перед следующими моментами:
Переход уммы из состояния молчания и изолированности в состояние действия. Осознание своего общественно-политического веса после того, как стало заметным влияние её активности в словах и делах в центре исламского мира. И все это именно там, где бьется её сердце, говорящее на арабском языке. Её активность переросла в грандиозное массовое сплочение, устремленное к свержению правящих режимов. Это стало возможным после того, как умме удалось сломить страх и восстать против реальности, требуя свои права в правлении, богатстве и достойной жизни. Таким образом, выход людей из состояния отчаяния, растерянности и изолированности, а также их приобщение к политической деятельности, озабоченности общественными делами и ощущению того, что умма является силой, имеющей вес – все это, оставит незабываемый след на политической жизни.
Умма превзошла ту элиту, которая была навязана ей с целью уклонения её от серьезной деятельности. Эта элита состояла из зловещих учёных, интеллигенции и мнимых мыслителей, которые были назначены для того, чтобы сохранять нахождение диктаторов на своих постах. Именно они издали фетву о запретности выхода против этих диктаторов и долго пытались убедить людей в невозможности избавления от них.
Разоблачение тех, кто вел торг делами уммы, из числа мнимых героев, сопротивленцев и защитников, которые постоянно насыщали умму разговорами о сопротивлении большим силам беззакония, о высокомерии мира и так далее. Сегодня они, вдруг стали помогать диктаторам, ограбивших умму, уничтоживших её достояния и проливших кровь её сынов.
Появление новых средств и способов организации и управления политическими делами через новейшие глобальные СМИ, интернет-технологии и социальные информационные сети, которые сыграли действующую роль в побуждении народных масс к взаимодействию с событиями и инновациями.
Однако взаимодействие с факторами, которые недавно проявили свою роль в явном виде, должно быть равнозначным. Поскольку они, никоим образом, не аннулируют другие факторы, которые также следует принимать во внимание в политической ситуации. Так армия, как аппарат или организация, продолжает быть обладателем мощи и решающим фактором в любом политическом урегулировании в регионе, как это явно проявилось в Египте и Тунисе. Также колониальные сверхдержавы и их агенты из числа правящих режимов продолжают иметь действенное влияние на текущие события через военное вмешательство, подобно Ливии, или посредством других каналов, как международные организаций и резолюций, либо путем финансирования лояльных политических и культурных сторон, конференций и кругов, чтобы завладеть политической и идеологической аренами.
Заключение
Цель политической деятельности заключается в достижении ощутимой цели в реальной действительности. Тот, кто решил заняться этой деятельностью, должен неукоснительно следовать практическому пути с ясными знаками, ощущая посредством этого свою способность достичь своей цели – наряду с абсолютной верой в то, что результат от Аллаха. Здесь мы говорим об ответственности, которая ложится на плечи политика, и о том, как её упорядочить. Поэтому, политическое понимание должно быть средством для пояснения взгляда на то, какие меры необходимо предпринять. Т.е. политическое понимание есть основа для восприятия новых происшествий для противодействия угрозам и вызовам, а также проведения необходимого рассмотрения в каждом периоде времени с целью планирования и определения соответствующих способов и средств, необходимых для истинного движения к цели, чтобы, с дозволения Аллаха, достичь желаемого результата.
Хасан аль-Хасан