ayatДевизом ответственного мусульманского политика должны быть слова Всевышнего Аллаха:

 

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56).


Этот девиз должен вселять в наши сердца чувство ответственности и страха за то, чтобы нашим исходом не стали позор в ближайшей жизни (ад-Дунья) и мучение в последующей жизни (аль-Ахират). Аллах не сотворил нас понапрасну, как и не для того, чтобы только ели, пили, спали и размножались. Это участь животного мира, который Аллах подчинил для службы во благо сынов Адама. Напротив, Всевышний Аллах сотворил нас для более возвышенной, благородной и вознесенной миссии – поклонения Всевышнему Аллаху и исполнения долга Его наместничества через претворение Его решений.

 

Всевышний Аллах говорит:

 

وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً ۖ قَالُوا أَتَجْعَلُ فِيهَا مَن يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ وَنَحْنُ نُسَبِّحُ بِحَمْدِكَ وَنُقَدِّسُ لَكَ ۖ قَالَ إِنِّي أَعْلَمُ مَا لَا تَعْلَمُونَ

«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Неужели Ты поселишь там того, кто будет распространять нечестие и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и освящаем Тебя?». Он сказал: «Воистину, Я знаю то, чего вы не знаете» (2:30).


Эта возвышенная и величественная миссия в то же время означает возобновление исламской жизни путем установления праведного Халифата. И она требует высокой заботливости, постоянной бдительности и не слабеющего ощущения ответственности по мере величины этой миссии, её потребностей и последствий. Да будет милостив Аллах к Умару ибн аль-Хаттабу, получившему прозвище аль-Фарукъ (разделяющий), который, как передает аль-Хаджна’а бин Къайс, сказал: «Клянусь Аллахом, я заставляю себя вступать в близость (с женой) в надежде на то, что Аллах оставит от меня потомство, которое будет восхвалять Аллаха» (Книга «ас-Сунан аль-Кубра» аль-Байхакъи).


Человек становится похожим на мертвеца, когда переступает границы соблюдения законов Аллаха. Но когда находится в границах соблюдения шариатских законов, он подобен пальме, дающей урожай зимой и летом. Он принимается за заботу об Умме в полной мере, огорчается её несчастьям и радуется её успеху. Он призывает одобряемое (мааруф) и запрещает порицаемое (мункар). Его органы чувств днем и ночью бдительны относительно состояния Уммы. Он следит за ней и живет вместе с ней каждую минуту. И когда он слышит о резне в Сирии и Ливии или о разделе Судана, то испытывает горечь, и, словно лев, принимается наставлять, напоминать и побуждать мусульман своей страны к тому, чтобы они интересовались проблемами мусульман, даже если они проживают на самых отдаленных островах планеты. В противоположность ему тот, кто передвигается по жизни без всякого ориентира и без определенной цели, и, следовательно, без какой-либо заботы за исключением угождения страстям и следованию прихоти. Такой – всего лишь подобие скота, но еще больше сбившийся с пути. Всевышний Аллах говорит:


أَمْ تَحْسَبُ أَنَّ أَكْثَرَهُمْ يَسْمَعُونَ أَوْ يَعْقِلُونَ ۚ إِنْ هُمْ إِلَّا كَالْأَنْعَامِ ۖ بَلْ هُمْ أَضَلُّ سَبِيلًا

«Они – всего лишь подобие скотов, но они еще больше сбились с пути» (25:44).


Качественный переход и новое рождение происходит в человеке, когда он соблюдает свою религию и входит в лоно Ислама первоначально, а затем его заботливость (внимание) растет больше и больше, когда он работает в партии, которая заботится о возобновлении исламского образа жизни по-новому и претворении законов Аллаха во всем мире. Именно тогда он ощущает величину ответственности и последствия этой принадлежности, воплощая в жизнь господние предписания и пророческие наставления через исполнение возложенных на него обязанностей.


Заботливость


В толковом словаре арабского языка слово «الهَمَّةُ» (аль-хамма) означает: беспокойство по поводу того, что требуется совершить. Это стимул, побуждающий к действию. Действие бывает высокой или низкой степени. Арабы говорят: «إِنه لَعظيمُ الهَمّ» (иннаху ла’азим уль-хамм) – «он очень заботливый» или «إِنه لَصغيرُ الهِمّة» (иннаху ласагир уль-хамм) – «он беззаботный (незаботливый человек)». Когда это слово пишется с огласовкой касра: «الهِمَّةُ», то оно означает (в переводе на русский язык) решительность. Данное выражение употребляют в отношении сильной и решительной личности. Арабы говорят: « ذو همة عالية» (зу химматин а’алия) – «деятельный и энергичный человек», а также « ملك همام» (малику химам)– «волевой или обладающий большой силой воли человек».


Заботливость, не является идейным действием, напротив, это внутреннее состояние человека, когда мусульманин понимает, что реальность, в которой сегодня живут мусульмане, является деградированной и отсталой по причине отсутствия правления тем, что ниспослал Аллах. И понимает, что ему следует работать над претворением Шариата Аллаха через исламское государство. Когда осознает все это, он обязан приняться за дело, стремясь к вышесказанному, чтобы устранить нависший над ней (Уммой) гнет, мрак и упущение. Все это возможно не иначе, как благодаря заботе и желанию до совершения действия.


От Абу Мусы приводится: «Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел некий араб. Его приняли и оказали гостеприимство. Затем он сказал: «Приведите его». И когда его привели, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Проси то, в чем ты нуждаешься». Он ответил: «Хочется верблюдицу, которую мы могли бы седлать (со снаряжением к ней), и овец, которых доили бы мои домочадцы». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты не смог поступить так же, как поступила старушка из народа Исраила». Сподвижники спросили: «Посланник Аллаха, кто эта старушка из народа Исраила?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Муса решил пойти в путь с сынами Исраила, но в дороге сбился с пути. Тогда ученые мужи из сынов Исраила сказали ему: «Мы сообщаем тебе, что Юсуф перед смертью именем Аллаха взял с нас клятвенные обещания, что мы не выйдем из Египта, пока не возьмем его кости с собой». Муса сказал: «Кто же из вас знает, где находится могила Юсуфа?» Они сказали: «Никто не знает местонахождение могилы Юсуфа, кроме одной старой исраильтянки». Муса отправил за ней, затем сказал ей: «Укажи мне могилу Юсуфа». Старушка сказала: «Нет, пока не исполнишь мое желание». «Что ты желаешь?» – переспросил Муса. – «Пока не буду с тобой в Раю» – продолжила она. Мусе не понравились её слова, и он не захотел дать ей обещание, что исполнит её желание. Но Аллах низвел ему божественное откровение с велением: «Дай ей то, что она просит». И он дал ей то, что она попросила. Она привела их к озеру и сказала: «Вычерпайте всю воду отсюда». А когда они вычерпали, она сказала: «Ройте здесь и извлеките кости Юсуфа» (хадис хасан). Его передали ат-Табарани, Абу Я’ала, Ибн Хаббан в своем сборнике. Аль-Хаким сказал, что этот хадис сахих.


Какая огромная разница межу заботой этой женщины, несмотря на её преклонный возраст, и заботой этого араба, который спросил для себя немного из скоротечных услад ближайшей жизни (ад-Дунья). Приводится, что Абу Убайда рассказал: «Однажды устроили состязание лошадей. Тут появилась некая лошадь, и перегнала всех. Один человек из зрителей начал возвеличивать Аллаха громким голосом, и прыгать от радости. И когда его спросили: «Что, твоя лошадь?» – он ответил: «Нет, моя только уздечка». Такой скромный уровень состояния личностей вряд ли сможет привести Умму к развитию или оказать существенное влияние.


Как известно чувства заботливости отличительны среди людей. И здесь я имею в виду носителей призыва. В основе носитель призыва должен иметь сильные и возвышенные чувства заботливости, а также не позволять себе заниматься пустяками и незначительными делами. Что не подобает пророкам и посланникам, также это не подобает преемникам пророков, проповедникам и носителям призыва. Если обратить внимание на великих людей и героических мужей Ислама из числа первопроходцев и тех, кто после них, то можно заметить, что сильная озабоченность, т.е. высокая степень заботливости, является общим знаменателем между ними. Они те, которые восславились Исламом, и восславился Ислам ими.

Они посвятили свою жизнь защите народа и службе Умме. Равным образом, были ли они учеными, проповедниками, обновителями, муджахидами, наставниками (воспитателями) или обычными благодетелями. Если бы они не озадачили себя высокой степенью заботливости, то не вошли бы в список великих людей, и не покорили бы сердца сынов своего народа, и не приукрасились бы их упоминанием страницы истории, и не наделил бы Аллах их правдивой речью перед остальными людьми. Если бы они не имели высокую степень заботливости, то были бы лишь простыми числами, увеличивающими численность мусульман и только.


Сколько людей, которых можно назвать – один из тысячи,
И сколько тысяч людей, которые живут, и нет им счета.
Великие дела свершаются насколько есть решительных людей,
Заслуги приобретаются насколько есть заслуженных людей.
В глазах ничтожного кажутся великими его ничтожные дела,
В глазах великого кажутся незначительными его великие дела.
(Арабский поэт аль-Мутанабби)
Мудрецы говорили: «Если ты ноль, то приобрети ценность».


Ибн аль-Къайм (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Высокая заботливость – это когда душа не останавливается перед кем-либо, помимо Аллаха, и не ищет в чем-либо другого вместо Него, не довольствуется никем, кроме Него, и не продает свой достаток, полученный от Аллаха, приближённость к Нему, любовь Его, радость, ликование и восхищение Им за какие-то низменные скоротечные наслаждения. Высокая заботливость стоит над всеми прочими заботами, как птица высокого полета летает над остальными птицами».


Однажды ат-Табарий (да будет милостив к нему Аллах) сказал своим друзьям: «Не хотите ли собрать толкование Корана?». Они спросили: «А в каком объеме оно будет?». Он ответил: «Тридцать тысяч листов». Они сказали: «Скорее мы умрем, пока закончим собирать его». Итак, они сократили до трех тысяч листов, которые они заполнили под его диктовку на протяжении семи лет. Затем он сказал им: «Не желаете ли собрать историю мира от Адама, мир ему, до наших дней?». Они спросили: «А в каком объеме она будет?». Он ответил: «Около тридцати тысяч листов». Они сказали: «Скорее мы умрем, пока закончим её собирать». Тогда он сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху. Да, заботы умерли (до того, как душа покинула тело)». Так они сократили настолько, насколько мы имеем эту книгу сегодня.


Однажды Ибн аль-Джавзий спросили о количестве его книг: «Более трехсот сорока книг». Он очень много составил и написал книг. Великий ученый аль-Хафиз аз-Захабий сказал о нем: «Я не знал такого ученого, кто столько написал, сколько этот ученый (Ибн аль-Джавзий). Он никогда не тратил время понапрасну. В день он писал четыре брошюры, одновременно работая учителем и консультантом (дающим фетвы) в народе».


Да будет милостив Аллах к шейх-уль-Исламу Ибн Таймии, который большую часть своего многотомного собрания исламских правовых ответов (фатва) написал, будучи в тюрьме.


Имам ан-Навави (да будет милостив к нему Аллах) описал жизнь своего ученика Ибн аль-Атара. Он пишет: «Ежедневно он читал двенадцать уроков своим шейхам с объяснением и исправлением. Два урока по книге «аль-Васит», один урок по книге «аль-Мухаззаб», один урок по сборнику достоверных хадисов Муслима, один урок по книге «аль-Лама’а, один урок по правильному произношению, один урок по морфологии «ат-Тасриф», один урок по основам исламского права «Усуль аль-фикх», один урок по изучению автобиографии людей, один урок по основам вероучения «Усуль уд-дин». Я старался записывать все пояснительные комментарии, крылатые выражения и лаконичные тезисы. Всевышний Аллах даровал мне благословение в моем времени».


Самым ярким качеством заботливой личности служит то, что обладатель устремлений (ат-тамух) стремится к возвышенным степеням и испытывает широкие надежды. Арабы говорят: فرسٌ طموح (фарас (ун) тамух (ун) – устремленная лошадь, т.е. бежит с поднятой головой). Также говорят: بحرٌ طموح (бахр (ун) тамух (ун) – сносящее море, т.е. с большими волнами). Ат-тумух (устремленность) – это неисчерпаемое сокровище. Лишенный этого (т.е. устремления) обречен на безуспешность. Обладатель устремлённости всегда с вожделением смотрит на возвышенные цели. Одним из таких был Умар ибн Абдуль-Азиз, обладатель высокой степени заботливости и устремленности к благородству. Он говорил: «Моя устремленная душа желала руководства и добилась этого. Затем пожелала Халифат и добилась его. И сегодня я сильно желаю заслужить Рай и надеюсь, что заслужу его».


Дорогой брат, носитель призыва!


Береги свою заботливость и возвышайся ею. Поскольку заботливость является посылкой всего. Если человек правильно наладит свою заботливость и будет правдив в ней, то все последующие от этого дела будут правильными. Существует огромная разница между носителем призыва, который недовольно посещает двухчасовые кружки в полуспящем состоянии, не приказывает одобряемое и не запрещает порицаемое, проявляет равнодушие к своим братьям, пренебрегает в отношении Аллаха, забывает о призыве (он подобен пожелтевшему листку на молодом зеленом деревце; это груз, от которого следует освободиться, чтобы судно двигалось быстрей и быстрей, в противном случае он самостоятельно выпадет).

И между носителем призыва, который испытывает большую степень заботливости, проявляет серьезность, старается и не соглашается быть грузом, обременительной ношей и пустой цифрой. Напротив, его заботливость побуждает к высоким целям, к тому, чтобы он проводил свои ночи и дни в несении призыва, напрямую соединяясь с братьями и сестрами по вере. Более того, он заботится о развитии своей личности, что со временем делает его ученым в необходимых ему законах, разбирающимся в шариатских науках по мере сил. Одновременно с этим его личность становится исламской в исполнении законов Шариата, а не только в знании их. Напротив, он стремится претворить их во всех своих делах, а именно во взаимоотношении с Творцом, с самим собой и с другими творениями в том виде, в котором желает Аллах и Его Посланник.


Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал: «Один дирхам может опередить сто тысяч дирхамов!» Его спросили: «О Посланник Аллаха, каким образом?!». Он сказал: «У человека есть только два дирхама, и он тратит один из них. И есть человек, у которого множество денег, он берет с края своего имущества сто тысяч, и дает садака» (ан-Насаи 2527, Ибн Хузайма 4/99).


Тот, кто живет для себя, возможно, он проживет свою жизнь спокойно какое-то время. Однако он проживет её низко и умрет, будучи низким и грешным. У великого же человека, который взял на себя это великое бремя, бремя несения призыва, жизнь проходит по-другому. Разве есть у него время для глубокого сна, покоя, теплой постели, тихой жизни, удовольствий? Ведь великие дела неразрывно связаны с тяжестью. Ведь прибыль, достаток, благосостояние и роскошь невозможно добиться без приложения больших усилий. Для того чтобы достичь этого, неминуемо следует преодолеть множество трудностей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) четко описал суть и величину дела, когда сказал Хадидже, матери правоверных (да будет доволен ею Аллах): «Отныне (после сегодняшнего дня) нет отдыха, о Хадиджа!» Верно, закончилась пора сна и покоя, и не быть отныне ничему иному, как только усердной и напряженной работе и бессонным ночам.


От Ибн Къутайбы из нескольких книг мудрости приводится: «Если даже остановить человека, имеющего высокую заботливость, то его душа все равно не смирится ни с чем кроме, как только с высокой миссией. Он подобен пламени огня, которое, даже если попытаться свернуть, все равно будет стремиться вверх». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто заботился о том, чтобы сделать доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела» (передал аль-Бухари).


Также в отношении того, кто снарядился на джихад, но по дороге его постигла смерть, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах воздаст его награду по величине его намерения (т.е. его стремления к совершению этого деяния)» (передали Ахмад и др.). От Хусайна ибн Али (да будет доволен Аллах ими обоими) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах любит великие и благородные дела, и ненавидит бессмысленные дела» (ат-Табарани). Ибн аль-Къайм аль-Джавзий говорит: «Человек совершенен своей заботливостью, которая возвышает его, знанием, которое освещает и наставляет его».


Самые важные сферы, где носитель призыва должен проявлять высокую степень заботливости:

1 – Должен сильно заботиться о поиске знаний и увеличении исламского и партийного просвещения.


Выдающий ученый Яхья ибн Абу Касир (да будет милостив к нему Аллах) говорит: «Знания невозможно снискать покоем плоти».


Кто проявляет терпение ради знания, тот добьётся своего.
Кто сватается к красавице, тот терпеливо переносит жертвы.
Кто, жаждая покоя, не заставляет себя к достижению великой цели,
Тот проживет свою долгую жизнь, будучи в братстве с унижением.


Поэтому носитель призыва должен обогащаться из источника исламского просвещения. В основе, он должен хорошо владеть автобиографией (жизнеописанием) Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Он больше всех имеет право изучать её и жить, подражая тому, что черпает из неё. Он не должен довольствоваться тем, чтобы быть учеником всю свою жизнь. Напротив, его заботливость должна толкать его к росту, к тому, чтобы он стал учителем, проповедником и конечно факихом.

2 – Должен сильно заботиться об исполнении обрядов поклонений (ибадат) и приближении к Аллаху посредством дополнительных обрядов (нафиль).


Выдающий исламский ученый аль-Хасан аль-Басри сказал: «Кто соперничает с тобой в религии, то соперничай с ним (старайся опередить его), а кто соперничает с тобой ради мирской жизни, то брось её (мирскую жизнь) ему в шею». Вахиб ибн аль-Вард сказал: «Если ты можешь сделать так, чтобы тебя никто не опередил в стремлении к Аллаху, то усердствуй в этом».

3 – Должен сильно заботиться о несении призыва и живом соединении с людьми.


Несомненно, этого не достичь носителю призыва в отрыве от людей, если он не будет совершать намаза в мечетях, если не будет находиться с людьми на торжественных и траурных мероприятиях. Мысль не выносит заточения. К тому же мы взаимодействуем с Уммой и внутри неё. Поэтому необходимо прилагать все усилия и напряженно трудиться над тем, чтобы непосредственно встречаться с людьми без всякого разочарования и тоски.


От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Награда верующего, который находится среди людей и терпеливо переносит их притеснения, намного выше, чем награда того верующего, который не находится среди людей и не терпит их притеснений» (передали имам Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).


Во избежание ослабления заботливости у носителей призыва следовало бы ознакомиться с причинами, которые ослабляют степень заботливости.


Причины ослабления заботливости:

1 – Нежелание последующей жизни (ахирата) и стремление только к мирскому


Всевышний Аллах говорит:


وَمَنْ أَرَادَ الْآخِرَةَ وَسَعَىٰ لَهَا سَعْيَهَا وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُولَٰئِكَ كَانَ سَعْيُهُم مَّشْكُورًا

«А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены» (17:19).


Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для кого мирская жизнь станет (главной) его заботой (суета начнет съедать его; страхи, беспокойство и тревоги не дадут ему спокойно спать и есть; всё в его делах и поступках, устремлениях и желаниях, даже мольба, обращенная к Богу, будут вертеться вокруг преходящего, мирского), того Всевышний сделает разрывающимся (дела его будут разорваны Им в клочья и раскиданы повсюду, он станет напряженно стараться собрать их воедино и хоть что-то успеть), и (в итоге, ни в чем ничего серьезного не добившись, теряя надежду и уверенность в собственных силах и возможностях, он придет к тому, что Господь) поставит ему печать нищеты (прямо) меж глаз: в мирской обители он получит лишь то, что уже определено для него (и лишит себя Божьей милости и щедрости).Чьим же стремлением (конечной точкой устремленности, сутью его намерений) окажется вечность, дела того Аллах соберет воедино(необходимые обстоятельства, возможности, люди будут вовремя появляться на его жизненном пути. Аллах благословит его на сосредоточенность, собранность, четкое видение мирских и вечных целей, задач и наилучших решений), и наполнит его сердце всесторонней самодостаточностью. И мирская же жизнь, желая того или нет, падет к его ногам (врата земного изобилия и всестороннего благополучия будут по мере необходимости беспрепятственно открываться пред ним)» (Ибн Маджа).


Такого не может быть, чтобы носитель призыва своими делами не стремился к довольству Аллаха, или не стремился к благосклонности его наставника (мушрифа) или ответственного (мас’уля). Необходимо, чтобы носитель призыва проявлял искренность в своих делах. Поскольку он ответственен перед Аллахом. И пусть благородные сподвижники (да будет доволен ими Аллах) станут предметом подражания для нас. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) искал защиту (талаб ун-нусра), некоторые племена, как племя Сакъиф, отвергли его предложение. Другие приняли, как Бану Тамим, но поставили условие, чтобы он гарантировал им место во власти после себя. Их цель и забота были сосредоточены на преходящие мирские блага. Такой испорченности заботливости и решительности предшествовала испорченность доктрины. Но пришли ансары на великую присягу «аль-Акъаба» и присягнули Пророку (мир ему и благословение Аллаха) после того, как он убедился в надежности их. Они сказали: «Что нам будет, о Посланник Аллаха?» Он сказал им лишь: «Рай». Они ответили: «Какая выгодная сделка! Мы не отречемся от своего слова и не отступим!» ( «Тафсир» Ибн Касира, II, 406).


Их заботы и желаемая цель превзошла все критерии мирских благ. Некоторые из них отдали свои души на пути соблюдения этой присяги, а тот, кто оставался в живых, чувствовал себя недостаточно сильным для получения Рая. Такой была присяга сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на ведение джихада и оказание помощи. Они и далее присягали ему, как случай под деревом. И так перед каждой битвой, подтверждая свой обет либо словами, либо действием. Этим они доказали, что являются самыми решительными, волевыми и заботливыми людьми на свете.

2 – Вялость


Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В каждом деле есть бойкость, а в каждой бойкости есть вялость» (ат-Тирмизи и Ахмад). Бойкость – это активность, сила и старание, а вялость – это слабость и расслабленность. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие дела перед Аллахом те, которые, хоть и малые, но постоянные» (аль-Бухари).

3 – Растрачивание драгоценного времени на излишки дозволенных вещей (мубахат)


От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть две милости, цену которым не знают многие люди. Это здоровье и свободное время» (аль-Бухари). Такое не подобает и не позволительно в отношении носителя призыва. Как правило, у него мало времени, и он использует его (это время) в различных сферах, чтобы оказать помощь несению призыва. Ибн аль-Къайм (да будет милостив к нему Аллах) сказал: «Оплошности и сна не избежать тебе, однако не позволяй себе много спать». Аль-Фудайл ибн Ийяд говорит: «Я знал тех, кто считал сказанные ими слова от пятницы до пятницы (стараясь не говорить ничего, кроме блага и не тратить свое время на всякие разговоры)».

4 – Откладывание (на потом) и мечтание


Это качество беззаботного человека с притупленными чувствами, который каждый раз, когда появляется желание совершить благое, либо откладывает на потом (пока не наступит смерть), либо идет с ним в плавание по безбрежному океану мечтаний, которое обрекает его быть из числа несостоявшихся людей. Выдающий мусульманский ученый аль-Хасан аль-Басри (да будет милостив к нему Аллах) говорит: «Есть люди, которых отвлекали мечтания о прощении, пока не покинули этот бренный мир, так и не совершив покаяние. Один из них говорил: «Я сильно люблю Аллаха и хорошо (с чистым сердцем) отношусь к нему». Но, он лгал. Поскольку, если бы он любил и хорошо (с чистым сердцем) относился, то усердствовал бы свершать благие деяния».

5 – Отдаление от объятия Хизба


Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, волк поедает овцу, отбившуюся от стада» (ан-Насаи). Носитель призыва всегда близок к своим братьям, общается с ними, постоянно встречается с ними, что позволяет им оберегать его. И если он ошибется, они исправляют и наставляют его, если отклонится, то выправляют, если его сердце постигли отчаяние и слабость, они вдохновляют его, возвращают ему надежду и энергичность. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Есть люди, которых можно назвать ключами добра и замками зла» (Ибн Маджа).

6 – Забывание о поминании смерти


От Ата приводится, что «Умар ибн Абдуль Азиз (да будет милостив к нему Аллах) каждый вечер собирал ученых. Вместе они поминали смерть, воскрешение (аль-Къиямат), последующую жизнь (аль-Ахират), и плакали». Носитель призыва больше всего должен поминать смерть. Как иначе, ведь он прекрасно понимает, что если не будет должным образом нести свой призыв, то встретится с Аллахом, умерев джахилийской смертью.


Дорогой брат, носитель призыва!


Знай, что не постигнет секретов славы и благородства тот, кто согласился идти в последнем ряду. Поистине, это ответственный долг (аманат), а значит, требует доблестных мужей подобных нашим предшественникам. Ведь они были теми, которые забыли покой и сон, и объяли своими заботами весь мир, довольствуясь урывками сна и скромными наслаждениями. Этим они желали заслужить заступничество перед Господом и получить вознаграждение за все лишения. Они осознали смысл жизни и поняли, что все, что в ней – тленно, а все, что у Аллаха – вечно.


Знайте, нет блага в глубоком сне, продолжительном отдыхе и нерадивом исполнении обязанностей. И нет благо тому, кто вообще не заботится или мало заботится. Каждый из них обречен на погибель. Такие не устоят на страже рубежей и предадут ту истину, защищать и распространять среди людей которую сподвижники дали обет Аллаху. Не могут два противоречия объединиться, как и не сотворит Аллах два сердца в одной груди: сердца, желающего мирской жизни (ад-Дунья) и её скоротечных услад, и сердца, стремящегося к последующей жизни (аль-Ахират) и её вечному блаженству.


Клянусь Аллахом! Пришла ваша пора, благородные братья! Сегодняшние дни – дни вашего благоденствия! Религия вашего Господа в ваших руках, и вы её изучили и осмыслили на своих познавательных собраниях (халакатах). Перед вами стоит враг Аллаха и ваш враг, восседая на троне несправедливости и гнета после того, как разрушил ваш Халифат. Вот она ваша Умма, и в её древе вновь пробудилась жизнь. Осталось лишь сделать последний шаг. Сколько пробивали туннелей в каменистых скалах, чтобы снести барьер между народом и его правителями, а также между Уммой и её молчанием. И вот, сегодня она призывает к тому, что мы говорили, даже если частично. Аллах направил её к нам, так покажите Всевышнему Аллаху то, чем будет Он доволен вами.


Дорогие носители призыва!


Закончилось время сна и отдыха! Настало время бодрости, настойчивости, усердия, серьезности и высокой степени заботливости.
Время сна и отдыха должно быть заменено на бдительность, настойчивость и решимость. Все окружающее нас призывает к этому. Поистине, это миссия пророков и посланников. Эта религия постигает апогея славы и победы лишь благодаря настоящим мужчинам, которых ни торговля, ни продажа не могут отвлечь от поминания Аллаха. Ни сон, ни отдых, ни что-то подобное не могут уклонить от призыва к возобновлению благородной исламской жизни по методу пророчества.


Ибн аль-Джавзий (да будет милостив к нему Аллах) в книге «Сайд уль-Хатир» упоминает притчу: «Как-то собака обратилась ко льву со словами: «О царь зверей! Поменяй мне имя, ибо оно некрасивое». Лев ответил: «Ты предаешь (доверенное тебе – аманат), и другое имя, помимо этого, тебе не подойдет». – «А ты проверь меня», – обратилась к нему собака. Лев дал ей кусок мяса и сказал: «Побереги его до завтра, а я (за это) поменяю твое имя». Собака взяла этот кусок мяса. Спустя некоторое время собака начала смотреть на мясо и проявлять терпение. Но когда её плоть (нафс) взяла вверх над ней, она сказала: «А что в моем имени такого? Собака как собака, приятное на слух», – и съела мясо. Затем, комментируя эту притчу, Ибн аль-Джавзий говорит: «Таким же является человек с низкой заботливостью. Ему свойственно довольствоваться самыми низкими положениями и предпочитать скоротечные ближние услады над поздними (которые будут в аль-Ахирате) нескончаемыми блаженствами».


Будьте, да будет милостив к вам Аллах, из числа высоко заботливых мужей! Будьте из числа воинов Аллаха, не ведающих покоя! Ведь заботливые благодетели – они и есть опора. Ведь только им подвластны великие дела! И это факт. Мы слышали и читали о предыдущих благодетелях, которыми Всевышний Аллах осветил мир и вознёс Умму. Да будет так, чтобы и сегодня Умма вновь возродилась усилиями сегодняшних заботливых благодетелей, по дозволению Аллаха!


О Аллах! Удостой нас честью быть из числа обладателей высокой заботливости, которые удовлетворяются не иначе, как усердной работой, направленной на принесение присяги амиру. И пусть станет он (этот амир) щедрым даром Аллаха мусульманам – праведным халифом. Поистине, это не сложно для Всемогущего Аллаха!

Читаемое