Термин “доктрина” (اَلْعَقِيدَةُ) в лингвистике – то, к чему привязывается сердце. Смысл выражения «…к чему привязывается…» означает – в чём является уверенным, т.е. то, что утверждает с глубокой убеждённостью.
Это определение является всеобщим и охватывает утверждение всего. Однако при утверждении какой-либо вещи, нужно обратить особое внимание на то, если эта вещь есть основа или ответвление от этой основы, то правильным будет назвать это доктриной, так как это может быть основным критерием ко всему остальному, и при привязанности сердца к этому – появляется явный след. А если вещь, которую утверждают, не является основой или ответвлением от этой основы, то это не будет частью доктрины. Так как при привязанности сердца к этому не появляется никакого следа, и при веровании в это нет какой-либо реальности или пользы. В случае привязанности сердца к этому, если появится след, который побуждает определить позицию в этом, в отношении утверждения и опровержения, то это будет частью из доктрины.
Доктрина – это полная идея о вселенной, человеке и жизни, о том, что было до существования этого мира, что будет после, а также связь этого существования с тем, что было до него и будет после. Это есть определение для всех доктрин, что подходит и для исламской доктрины. В неё также входят неосязаемые человеческими органами чувств существа. Вера в Аллаха, ангелов, посланные книги, посланников, последний день и вера в судьбу и предназначение, а также в то, что плохое и хорошее в них от Всевышнего Аллаха – является исламской доктриной. Вера в рай, ад, ангелов, шайтанов и т.п. есть исламская доктрина и мысли, а также то, что связано с этим. Сообщения и существа, связанные с ними и неощутимые человеком, считаются частью исламской доктрины.
А законы Шариата – это обращение Законодателя, связанное с действиями Его рабов (Всех людей, без исключения). Другими словами это мысли, связанные с каким-либо из поступков человека, или связанные с каким-нибудь из его качеств, и принятые во внимание в качестве поступков. Наём, продажа, рост, полномочия, молитва, выбор халифа, претворение законов Аллаха устанавливающих наказания, обязательность для халифа быть мусульманином, для свидетеля – справедливым, для правителя мужчиной и т.п., всё это является законами Шариата.
Единственность Всевышнего Аллаха, послание, воскрешение, правдивость Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), безгрешность пророков, сущность Корана, являющегося словом Аллаха, суд в судный день, наказание и т.п. – всё это считается доктриной. Доктрина – это мысли, утверждаемые людьми, а законы Шариата – это обращение, связанное с поступками человека. Два ракаата в молитве “аль-фаджр” являются законом Шариата, в отношении того, что они составляют часть молитвы, а утверждение того, что это от Аллаха, есть доктрина. Поощряемая молитва “аль-фаджр” в два ракаата, которая если не будет совершена, то в этом нет ничего греховного, а если будет совершена, то за это имеется вознаграждение, равное двум ракаатам молитвы “аль-магриб”.
И это в полной мере соответствует примеру в вышеприведённом предложении, в отношении того, что все они являются законами Шариата. В отношении же доктрины, утверждение двух ракаатов молитвы “аль-фаджр” – является неизбежным делом, и тот кто отрицает их, считается неверующим, так как они подтверждаются путём таватур. Утверждение же двух ракаатов поощряемой молитвы “аль-магриб” требуемо, но тот, кто отрицает их, не считается неверующим, ибо они подтверждаются сомнительным доводом, что называется сообщением единиц. А сообщение единиц не является доводом в доктрине. Отсечение кисти руки у вора есть закон Шариата, а сущность этого, в том что это от Всевышнего Аллаха, и утверждение этого является доктриной. Запрещение роста – закон Шариата, а утверждение того, что это от Всевышнего Аллаха есть доктрина и т.д.
Поэтому имеется разница между доктриной и законом Шариата. Доктрина – это вера, а значит утверждение, которое соответствует реальной действительности и исходит из доказательства. То, что требуется в этом – это непоколебимость и глубокое убеждение. А закон Шариата – это обращение Законодателя, связанное с действиями Его рабов. В этом случае хватает предположения, т.е. сомнительного доказательства. Понимание мысли и утверждение наличия её реальности, или наоборот – есть доктрина. Понимание мысли и её принятие в решении проблем в сфере поступков, или наоборот, непринятие будет законом Шариата. Для того чтобы принять идею в качестве решения к какой-либо проблеме, достаточно сомнительного доказательства, а для того, чтобы утверждать наличие реальности этой мысли – необходимо убедительное доказательство.