Главной целью организации хаджа в Исламском государстве будет оказание услуг и помощи паломникам в выполнении этого обязательства наилучшим образом. Получение прибыли от паломничества, будь то от гостиниц, транспорта или сферы питания, не входит в число основных целей, и подобную практику предпочтительнее предотвращать по мере ее возникновения.
В настоящее время планировка Запретной мечении не позволяет разместить более 3.5 - 4 млн. человек одновременно. Учитывая текущую численность мусульманской Уммы и ее рост с точки зрения принимающих ислам, число паломников, которым позволяется совершить хадж, должно быть увеличено. Это одна из приоритетных задач Исламского государства. При этом любое увеличение количества паломников требует перестройки наружной и внутренней частей мечети.
В 1982 году, когда король Фахд пришел к власти, он объявил о расширении мечети Аль-Харам и построил ныне известное расширение короля Фахда. Король Абдалла, нынешний король Саудовской Аравии, также объявил о другом расширение, которое, как ожидается, будет завершено к 2020 году.
План расширения короля Фахда требовал получения значительных земельных площадей из окрестности мечети. Были разрушены тысячи домов, многое из которых нести историческую ценность. Существенная часть приобретенных земель и домов была отдана застройщикам, что привело к тому, что некоторые немусульмане (которым запрещен въезд в Мекку) открыли свои гостиницы в окрестности Аль-Харам. Radission, Sheraton, Intercontinental ... у всех них есть дорогостояща собственность вокруг Запретной мечети. Более того, никто не возражает против раздачи священной земли людям с плохой репутацией, как, например, не так давно пользующейся дурной славой Пэрис Хилтон было разрешено открыть по ее франшизе салон вблизи мечети.
Таким образом, проект расширения короля дал ему не только политические дивиденды, но и принес выгоду многим членам его семьи, которые теперь оказались в доле в строительстве недвижимости в Мекке.
Изначально Исламское государство возьмется за расширение площади вокруг Запретной мечети для размещения большего числа паломников. Так как в летнее время температура воздуха может быть очень высокой, открытое пространство будет оттеняться с помощью механических зонтиков (похожих на те, которые используются в Медине). Вместе с ними будут установлены кислородные дозаторы, выделяющие кислород и влагу и поглощающие тепло в течение лета. Таким будет первоначальный план действий государства, за которым со временем последуют масштабные работы по покрытию и кондиционированию этих территорий.
Существующее строение охватывает площадь в 356 800 квадратных метров (88,2 акров), в том числе открытые и закрытые места для молитв, и может вместить до четырех миллионов верующих в период хаджа.
Следует отметить, что гигантский проект Shamiyya к северо-западу от святилища размещается на площади около 1 500 тысяч квадратных метров и простирается от окраины святилища до второй кольцевой дороги на севере, от улицы Священной мечети на востоке до дороги Джабаль-аль Кааба на западе.
План включает в себя объекты Аl-Shamiya, Garoul, Alqarara wа Alnqa .Размещенная почти на трех миллионах квадратных метров эта область распределена между различными сферами деятельности, в числе которых отели, гостиничные комплексы, торговые центры и рынки, предприятия сферы общего обслуживания, в дополнение к местам постоянного проживания населения. Но если бы только этот участок, примыкающий к мечети Аль-Харам, был преобразован в покрытое мрамором молельное место для паломников, это позволило бы разместить еще 4.5 млн. молящихся! А если бы он был преобразован в двухэтажное сооружение с перекрытием, то это число могло быть удвоено. Однако существующая площадь для развития проекта Al-Shamiya включает в себя размещение жилых и гостиничных комплексов, предназначенных для 250 000 человек, и мест для молитв всего для 400 000 человек.
Проект Джабаль Омара на юго-западной стороне мечети, для которого было изъято более 600 объектов, включает в себя строительство двух пятизвездочных гостиниц с 935 номерами и шести трехзвездочных отелей на 1255 номеров, на площади около 244 800 квадратных метров. Жилые здания достигают 20 этажей и позволяют разместить 100 000 человек, также строятся 520 ресторанов и 4360 коммерческих и розничных подразделений. В настоящее время план включает в себя строительство шестиэтажного здания для 100 000 молящихся.
Миссия Исламского государства заключается в том, чтобы обеспечить возможность исполнения пятого столпа ислама все большим и большим количеством людей, и в этом стремлении оно не будет пытаться заработать на паломниках, а будет направлять силы на оказание им помощи, содействия и предоставления всех средств для облегчения их паломничества.
Если преобразовать Джабаль Омар в площадь для молитвы с механическими оттеняющими зонтами, как уже упоминалось ранее, и кислородными дозаторами, можно разместить 0.75 млн. паломников.
Другой проект - Джабаль Кандама, занимающий более 600 000 квадратных метров, в настоящее время разрабатывается в смешанных районах с отелями, жилыми массивами и торговыми объектами. Переоборудование этой области в место для молитвы предоставит пространство еще для около 2 млн. молящихся.
Все эти проекты находятся рядом с мечетью Аль-Харам и могут быть с легкостью к ней присоединены.
В большинстве из этих проектов недвижимость изымается часто с небольшой или вообще без компенсации, а в некоторых случаях владельцам отводят срок менее недели на освобождение своих жилищ.
Еще один проект - Джабаль-Кааба охватывает площадь размером около 46 000 квадратных метров. Как и в случае с крепостью Ajyad на горе Бюльбюль, которая была разрушена для строительства башен Abraj Al Bait. Эти башни вместе с другими высокими строениями нарушают святость Каабы. Иронично то, что, с одной стороны, самолетам нельзя летать над Аль-Харам, при этом, с другой стороны, высокие башни могут постоянно затмевать Запретную мечеть.
Исторические объекты религиозного значения, которые были уничтожены Саудитами, включают в себя пять из известных «Семи мечетей», изначально построенных дочерью Мухаммада (с.а.с.) и четырьмя его "величайшими сподвижниками": Мечеть Абу Бакра, Мечеть Салмана аль-Фарси, Мечеть Умара ибн аль-Хаттаба, Мечеть Сайида Фатима бинт Мухаммад (с.а.с.) и Мечеть Али ибн Абу Талиба.
Ранее сообщалось, что в настоящее время в Мекке осталось меньше 20 строений, которые восходят к временам Мухаммада (с.а.с.). Также были уничтожены следующие здания: дом Хадиджи, жены Мухаммада (с.а.с.), был снесен для освобождения места под строительство общественных туалетов; дом Абу Бакра, сподвижника Мухаммада (с.а.с.), где в настоящее время расположена местная гостиница «Хилтон»; дом внука Мухаммада (с.а.с.) и мечеть Абу-Кубайс, на месте которых теперь расположен дворец короля в Мекке; место рождения Мухаммада (с.а.с.) было снесено, чтобы освободить место для библиотеки, и башни Abraj Al Bait, построенные после разрушения крепости Ajyad времен Османской империи.
Официальной причиной для большинства случаев уничтожения исторических зданий было строительство гостиниц, квартир, парковок и других объектов инфраструктуры для паломников, совершающих хадж. Тем не менее, многие из них были уничтожены без какой-либо причины. Например, когда был обнаружен и раскопан дом внука Мухаммада (с.а.с.), король Фахд лично приказал снести его бульдозерами, чтобы он не стал местом паломничества.
Королевский дворец на горе Абу Кубайс, который занимает более 100 000 квадратных метров, также освободит место для размещения большого числа паломников во время молитвы.
Таким образом, если бы окрестности Мечети были освобождены от зданий и хотя бы предварительно преобразованы в покрытое мрамором пространство, то появилось бы место, по меньшей мере, для 10 миллионов паломников.
Также внутри мечети должны быть выполнены некоторые структурные изменения. Так, например, должна быть расширена область для тавафа – матаф. Снятие ограждений времен Османской империи приведет к увеличению пространства в области матаф, а дальнейшее расширение может быть осуществлено путем ликвидация еще нескольких корпусов так, чтобы размер матаф увеличился.
Для облегчения положения детей, женщин и пожилых людей, государство будет внедрять современные технологии, такие как траволаторы (движущиеся бесступенчатые дорожки) на верхние этажи. Это не только облегчит дела паломников, но и остановит взимание непомерной платы с владельцев инвалидных колясок.
Относительно доказательств дозволенности использования траволаторов нам известно из хадисов от Ибн Аббаса (р.а.): В своем последнем хадже Пророк (с.а.с.) выполнял таваф Каабы верхом на верблюде и указал изогнутой палкой на угол (Черного Камня). [Бухари]
Аналогично траволаторы могут быть использованы между Сафа и Марва.
Второй задачей государства станет необходимость решения проблемы местожительства для мекканцев и паломников. Находящаяся в горном районе территория Мекки покрыта несколькими горами. Снесение этих гор и преобразование территорий в жилые районы решит множество жилищных проблем. Этими горами покрыты большие земельные участки к юго-востоку от мечети, к северу от района Хиджра и к югу от парковки Mahbas Al jenn.
С ростом мусульманского населения наступит время, когда даже запланированных государством преобразований будет недостаточно. Поэтому далее придется работать над созданием городов-спутников вблизи Мекки для размещения паломников и жителей города, хотя такая реальность не ожидается в ближайшем будущем, однако это, несомненно, произойдет, когда весь мир обратится в ислам.
عن تميم الداري قال سمعت رسول الله صلى الله عليه و سلم يقول : ليبلغن هذا الأمر ما بلغ الليل والنهار ولا يترك الله بيت مدر ولا وبر الا أدخله الله هذا الدين بعز عزيز أو بذل ذليل عزا يعز الله به الإسلام وذلا يذل الله به الكفر وكان تميم الداري يقول قد عرفت ذلك في أهل بيتي لقد أصاب من أسلم منهم الخير والشرف والعز ولقد أصاب من كان منهم كافرا الذل والصغار والجزية
Этот хадис был передан Ахмадом в его Муснаде от Тамим аль-Дари, который сказал, что он слышал, как Пророк (с.а.с.) сказал: «Воистину это дело достигнет тех мест, до которых достигают день и ночь, и Аллах не оставит ни один дом в городах, и ни один дом кочевников без того, чтобы не ввести в них эту религию с великим величием или с большим унижением. Это величие, с которым Аллах будет делать Ислам могущественным, и унижение, с которым Он будет унижать куфр».
Третьей задачей для государства становится проблема перевозок. Требуется полное преобразование существующей транспортной системы. Для нужд паломников будут использоваться и общественный транспорт, и система скоростного общественного транспорта, которая изначально будет применена в таких священных местах как мечеть Мекки, Мина, Муздалифа, Арафат, а в конечном итоге будет охватывать все районы священных мест.
Проектирование и строительство системы скоростного общественного транспорта будет подземным и будет включать несколько линий в каждом пункте. Это связано с желанием избежать заторов в пунктах посадки и высадки пассажиров. Будут изучены и приняты примеры эффективного использования системы скоростного общественного транспорта в Малайзии, Дели, Лондоне и др.
На каждой станции количество людей, осуществляющих посадку, и количество периодически прибывающих поездов должно планироваться таким образом, чтобы избежать аварий и несчастных случаев из-за переполнения станции.
В этом году в день Арафата несколько человек скончались на станциях метро. Причина заключается в том, что в метро работает 21 поезд, каждый из которых может принять 4000 паломников одновременно, однако количество паломников, вошедших на станцию после захода солнца, было гораздо больше. Многие погибли от удушья, а некоторые умерли из-за последующей давки. Исламское государство не может позволить себе ставить под угрозу жизни мусульман, поэтому оно будет планировать свои действия таким образом, чтобы не причинить трудности паломникам.
Что касается общественного транспорта, существует проблема серьезной нехватки внутригородского общественного транспорта, а дороги узкие и плохо устроены. Частные автомобили не будут допущены в районы с высокой нагрузкой, такие как мечеть Аль-Харам и Арафат, а в этих районах будут предоставлены государственные транспортные средства.
Далее поговорим относительно проблемы государства, связанной с ситуацией в Мине, Муздалифе и Арафате. Горная местность этих городов похожа на мекканскую. Поэтому в таких районах горы должны быть снесены, а на их месте построены многоэтажные здания. Сунной для паломников является пребывание в Мине, но не обязательно в палатках, и, следовательно, многоэтажные здания позволят очень эффективно использовать имеющееся пространство.
Причина, по которой правительство Саудовской Аравии не занималось строительством зданий, заключается в очень низком показателе отдачи от инвестиций. Показателем же рентабельность инвестиций исламского государства будет награда за его усилия в облегчении хаджа для мусульман.
В настоящее время в этих трех городах проблемы касаются, в основном, сферы транспорта и свободного пространства, поэтому система скоростного общественного транспорта позволит решить транспортную проблему, а строительство высотных зданий поможет в преодолении пространственных ограничений.
Текущее планирование моста Джамарат превосходно и позволяет принять гораздо большее число паломников.
Еще одной проблемой, с которой будет сталкиваться государство, - это проблема обеспечения паломников пищей и водой. В Джидде будут созданы крупные заводы по опреснению воды для удовлетворения растущей потребности в воде, а вода Замзам станет доступной в различных пунктах по всему городу и в других священных местах. Будет проводиться строгий контроль над качеством пищи, будет введен запрет на любые фальсификация с пищевыми продуктами и на взимание чрезмерной платы с паломников.
Все это будет осуществляться путем развития богобоязненности в людях и посредством напоминания, и в меньшей степени с помощью принуждения. Государство будет стремиться внедрять аналогичные параллельные программы в Медине и в Мекке.
Пусть Аллах (Свят Он и Велик) дарует нам победу и позволит нам восстановить Халифат по методу пророчества в ближайшее время.
USTADH ABU KHALID AL-HEJAZI
khilafah.com
перевод halifat.info