Я выбрал тему, которая состоит лишь из одного слова «присяга» (байат), но которой пренебрегают некоторые сыны Уммы. Они утверждают, что вопрос присяги (байата) — это незначительный вопрос, который не накормит и не напоит, когда ты голоден и хочешь пить.
А того, кто поднимает эту тему, воспринимают как мечтателя. Учитывая сложившуюся ситуацию, носителям призыва необходимо разъяснить этим сынам Уммы смысл присяги (байата), её виды, методы её осуществления: кто может давать присягу (байат), кому она даётся, объект присяги, выполнение обязательств присяги (байата), территория, где будут выполняться обязательства присяги (байата).
В связи с этим возникает ряд вопросов: разве есть народ (фиа), обладающий достаточным потенциалом, чтобы установить сильное государство на своей территории? Или есть необходимость в объединении нескольких народов (фиа) из нескольких государств, чтобы образовать государственность? Каким образом будет даваться присяга (байат), если не находится сильный народ (фиа) хотя бы в одной стране?
С именем Аллаха, начнём рассмотрение темы. Хочется отметить, что если учитывать жизнеописание Пророка Мухаммада (с.а.с) и определения учёных науки фикх, то присяга (байат) — это договор обоюдного согласия и выбора между правителем и людьми, желающими жить под его правлением. Договор несёт в себе смысл того, что правитель будет править на основе законов Аллаха, однако от людей требуется послушание и подчинение ему.
Из этого определения мы понимаем, что система правления в Исламе основана на согласии людей, и не может быть в этом никакого принуждения! Это означает, что система Ислама с самого первого дня нахождения правителя во власти гарантирует стабильность и порядок, потому что люди считают её частью себя, а себя — частью её, как это было при второй присяге (байате) при Акабе, когда Пророк (с.а.с.), обращаясь к племенам Аус и Хазрадж, сказал:
أَنْتُمْ مِنِّي وَأَنَا مِنْكُمْ
«Я — от вас, а вы — от меня…».
Однако возникает вопрос: по какой причине весь этот процесс назвали «присягой» (байатом), почему не назвали «договором о правлении» или «взаимным соглашением»?
Всевышний Аллах указал на этот момент в Своей Книге:
إِنَّ اللَّهَ اشْتَرَىٰ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ أَنفُسَهُمْ وَأَمْوَالَهُم بِأَنَّ لَهُمُ الْجَنَّةَ يُقَاتِلُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ فَيَقْتُلُونَ وَيُقْتَلُونَ
«Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая» (9:111).
Беря во внимание то, что Аллах осуществил покупку, выходит, что есть процесс купли-продажи, т.е. есть продавец и есть покупатель. В роли покупателя — Всевышний Аллах, в роли продавца — верующие. В качестве товара выступают жизнь и имущество верующих. А ценой всего этого процесса — Рай. Именно поэтому, когда Аус и Хазрадж спросили Посланника Аллаха (с.а.с.) о том, что им будет взамен присяги (байата), он (с.а.с.) ответил:
اَلْجَنَّةُ
«Рай!».
Поэтому Ислам самым тщательным образом подобрал этот термин «присяга» (байат), он сделал правителя и людей продавцами своих жизней и имущества, где в роли покупателя выступает Всевышний Аллах. Следовательно, Ислам сделал присягу (байат) священным делом, означающим повиновение со стороны верующих (правителя и людей, желающих жить под его правлением) Всевышнему Аллаху. А слова Посланника Аллаха (с.а.с.):
أَنْتُمْ مِنِّي وَأَنَا مِنْكُمْ...
«Я — от вас, а вы — от меня», —
указывают на то, что правитель и люди — это одна сторона: сторона, которая продаёт свою жизнь и имущество Всевышнему Аллаху. Учитывая, что правитель и люди выступают одной стороной, это лишает правителя возможности иметь какое-либо преимущество в виде иммунитета или священности; так же и люди не имеют подобных качеств. Поэтому мнения людей не имеют законодательной силы в отношении халифа. Единственными решениями, обладающими священным качеством, выполнение которых обязательно, будут решения, взятые из Ислама в случае нарушений халифом чего-то в области Шариата. Однако имеется распределение ролей: как для правителя — своя, так и для людей — своя, и на каждого из них возложена ответственность.
Присяга (байат) бывает двух видов:
1) присяга на заключение,
2) присяга на подчинение.
Присяга на заключение — это присяга, в процессе которой человеку, обладающему условиями халифа, вручаются все необходимые полномочия для осуществления правления. Другими словами, это договорной процесс между претендентом на пост с достаточным количеством мусульман из числа народа и обладателей силы, при этом народ и обладатели силы должны иметь достаточные полномочия для передачи этой самой власти на определённой территории.
Есть ещё один момент, связанный с этим видом присяги: это положение, когда присяга была дана двум халифам. В данном положении против второго никто не выступает сразу, а рассматривается положение того, соответствует ли присяга первому халифу всем условиям присяги или нет, т.е. проверяется, имеются ли у человека все обязательные условия халифа? Понимает ли человек, что присяга (байат) даётся ему для того, чтобы он претворял Ислам? Его власть опирается только на мусульман, или же имеется некая поддержка со стороны врагов Ислама? Те, кто передал ему в руки власть, имеют ли главенство на территории, где присутствуют все необходимые компоненты государства? Способны ли они установить сильную власть, которая сможет объединить мусульманские страны в одно целое? Ведь если власть будет слабой, то государство рухнет, и в присяге (байате) пропадёт всякий смысл.
Если власть не имеет достаточных полномочий или присяга дана человеку, не обладающему достаточным пониманием для претворения Ислама, то такая присяга (байат) недействительна в своей основе, даже если она произошла раньше присяги второму халифу. Говоря о присяге второму халифу, следует отметить, что в случае, если все необходимые столпы и условия были соблюдены, в отличие от первого, то присяга будет считаться легитимной по Шариату. В связи с чем к первому халифу будет направлено обращение, чтобы он отказался от своих притязаний, но если он останется на своём, то против него выступают с целью покончить со смутой, и все те, кто находится вместе с ним, кроме людей, согласившихся подчиниться и признать легитимность второго халифа, могут быть убиты.
Присяга на подчинение — это присяга, которая усиливает влияние халифа. Посредством неё достигаются спокойствие и стабильность, ею выражается довольство людей новой властью. Эта присяга — своего рода оглашение довольства и выбора людей в адрес избранного на пост халифа человека. Также в этой присяге присутствует информационная сторона. Что касается ситуации, когда при произношении присяги на заключение уже становится понятным довольство людей, то в таком случае нет необходимости брать ещё и присягу на подчинение, потому что она как само собой разумеющееся уже имела место. Посланник Аллаха (с.а.с.) не брал присягу на подчинение у ансаров, когда для него стало очевидным их довольство в момент его взъезда в Медину. Однако Абу Бакр взял эту присягу (байат), когда произошли волнения и вероотступничество со стороны племён, а также тех, кто отказался выплачивать закят.
Дозволяется халифу, когда он почувствует низкий уровень довольства людей, потребовать от них присягу на подчинение, т.е. возобновить её. Если государство переживает тяжёлые времена, которые угрожают единству рядов мусульман, то халифу дозволяется в качестве укрепления государства потребовать от людей присягнуть на подчинение, чтобы возродить доверие людей по отношению к себе. Потому что свою власть он получил от Уммы с её согласия, и если халиф утратил довольство людей, то они могут сместить его шариатским методом и присягнуть тому, кем довольны. Посланник (с.а.с.) потребовал присягу на подчинение во время Худайбии, когда возвращение Усмана ибн Аффана с переговоров с курайшитами затянулось. Он (с.а.с.) это сделал, чтобы убедиться в их довольстве, и поэтому Аллах ниспослал аят:
لَّقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ
«Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом [в Худайбии]» (48:18).
Метод проведения присяги (байата) включается в себя следующее:
1) определение тех, кто может давать присягу (байат),
2) кому даётся присяга (байат),
3) объект присяги (байата),
4) выполнение обязательств присяги (байата),
5) территория, где будут выполняться обязательства присяги (байат).
1) Присяга (байат) берётся у двух категорий:
а) народ, для которого вопрос возобновления исламского образа жизни стал ключевым в его жизни,
б) обладатели силы, которые говорят от имени народа; они неотделимы от него, они принимают все проблемы народа как свои. Поэтому дозволено взять присягу (байат) одновременно у людей и у обладателей силы. Именно так произошло во время присяги Усману ибн Аффану. Либо дозволяется взять присягу у авторитетных представителей мусульман (ахлю ль-халь валь-акд), которые говорят от имени народа и обладателей силы, как это произошло во время присяги Абу Бакру. Причиной тому служит наличие власти в руках Уммы. В хадисе Абу Хазима приходит, что сподвижники спросили Посланника (с.а.с.):
فَمَا تَأْمُرُنَا
«Что же ты нам прикажешь?».
Пророк (с.а.с.) сказал:
فُوا بِبَيْعَةِ الأَوَّلِ فَالأَوَّلِ
«Соблюдайте присягу, данную первому, и снова первому из них».
Пророк (с.а.с.) разъяснил, что власть находится в руках той группы мусульман, которая сформирована из народа и обладателей силы, и от них требуется дать присягу (байат), потому как власть берётся только у этих двух сторон. Что касается взятия присяги (байата) только у одной из сторон, то это не будет считаться наделением достаточной властью, т.е. власть будет ограниченной, слабой и разваливающейся. Для более ясного понимания приведу хадис:
إِذَا بُويِعَ لِخَلِيفَتَيْنِ فَاقْتُلُوا الْآخَرَ مِنْهُمَا
«Если будет дан байат двум халифам, то последнего убейте».
Отсюда понимается, что когда народ и обладатели силы придут в движение, чтобы устранить последнего халифа и тех, кто с ним, ради объединения мусульман, то здесь ясно проявляется, что власть находится в руках народа, среди которого — обладатели силы. Поэтому, когда Посланник Аллаха (с.а.с.) входил в Медину, его встречал народ и руководство обладателей силы. Они передали Пророку (с.а.с.) 500 вооружённых воинов, чтобы он, опираясь на них, мог осуществлять правление. Эти две стороны и встречали Посланника (с.а.с.) в Медине.
2) Присяга (байат) даётся тому, в ком воплотились все условия её заключения, как это разъяснили учёные науки фикх: мусульманин, совершеннолетний, в здравом уме, мужчина, свободный, справедливый, понимающий суть дела, способный нести бремя правления. Кандидат на пост халифа должен олицетворять проект Ислама, знать о системах Ислама. А тому, у кого нет подобного представления, не даётся присяга (байат). И если дадут присягу (байат) тому, кто видит Ислам как набор наказаний и ритуальных обрядов, но не видит, что Ислам — это комплекс систем для жизни, и понимает Ислам так, как этого хочет враг, то такой человек не подходит на пост халифа. Причина тому — его непонимание объекта присяги (байата), т.е. он не понимает, для чего ему была предоставлена власть.
3) Объект присяги (байата) — это предмет присяги, который заключается в том, чтобы осуществить поклонение Аллаху и добиться Его довольства. Осуществление поклонения происходит через Его Шариат и его претворение на земле. Присяга (байат) выступает в качестве помощи в благочестии и набожности правителю, чтобы Шариат Всевышнего был претворён на земле и осуществлялось поклонение во всём мире только Ему Одному.
4) Выполнение обязательств через присягу (байат). Присяга (байат) — это объединение желаний Уммы и правителя. Желание Уммы заключается в том, чтобы правитель правил на основе ниспосланного Аллахом закона, т.е. Шариатом. Желание правителя заключается в получении власти, которая означает послушание и подчинение ему со стороны Уммы (народа, обладателей силы) при условии, что он будет претворять Ислам в жизнь. Выполнение присяги (байата) — это приведение в исполнение обязательств обеих сторон (людей и халифа), а в случае невыполнения своих обязательств любой из сторон присяга уходит в прошлое, т.е. как бы её и не было. Правитель теряет власть, а Умма теряет претворение Ислама, который и является объектом присяги (байата).
5) Территория, где будут выполняться обязательства присяги (байата) — это место, где есть народ и правитель, которые желают помочь друг другу осуществить свою обязанность после присяги (байата). В отношении правителя не должно иметь места какое-либо иностранное воздействие политическим, физическим, психологическим или эмоциональным путём. Напротив, он свободен и имеет свою волю, он не имеет никаких связей с кем-либо кроме тех, кто даёт ему присягу. Что касается народа и обладателей силы, то именно они — настоящие обладатели власти в том месте, где проживают. Они не подвержены какому-либо давлению, которое могло бы лишить их власти, помешать осуществлению политического и материального контроля на своей территории. Посланник Аллаха (с.а.с.), живя в Мекке, не был свободен в своих действиях, напротив, был даже гоним. Поэтому он (с.а.с.) был вынужден тайно встречаться со своими сподвижниками, однако в Медине он (с.а.с.) был свободен в своих действиях. Что же касается тех, кто говорит от имени народа и обладателей силы (семьдесят три мужчины и две женщины), которые прибыли в Мекку из Медины для присяги при Акабе, то они так же не имели полной свободны, т.е. не могли делать то, что захотят, в любое время суток.
Они были очень слабы и неспособны защитить себя на чужой земле, поэтому они присягнули Пророку (с.а.с.) тайно, применяя все меры предосторожности от возможной агрессии со стороны курайшитов.
И ещё хотелось бы рассмотреть вопрос касательно существования сильного народа (фиа): имеется ли такой народ, обладающий достаточными полномочиями для создания сильного государства в одной стране? Или же нужно его сформировать из разных стран и каким образом это сделать?
Ответ заключается в том, что некоторые люди пренебрегают возможностями мусульманских стран, считая их неспособными иметь народ (фиа), который обладал бы сильной властью. Эти слова не соответствуют действительности. Например, о Йемене они высказались, что он слаб, однако враги на Западе вынуждены встать на колени и создать союз из семи армий против народа Йемена. Всё это указывает на силу народа, живущего там. Также некоторые считали, что мусульмане в Сомали слабы, но когда на них напала сильнейшая в мире американская армия, они прогнали её, хотя они не имели такого оружия, как у американцев. Если воля народа Йемена станет единой в отношении установления Халифата, то именно он и будет той группой, обладающей властью для установления молодого государства.
Так же и Судан: в нём проживает сильный народ (фиа), способный установить многообещающее молодое государство. Доказательством тому служит уровень заговоров вокруг Судана: его разделяют, ослабляют армию, ввергают в бедность его жителей, уничтожают образование, разрушают инфраструктуру, способствуют индустрии болезней путём захоронения ядерных отходов, ввоза электронных отходов, уничтожают сельское хозяйство, сдерживают активность молодёжи, создавая искусственно безработицу и проводя борьбу с производством. Теперь хочется сказать: «И всё это делается против силы, которая всего лишь выдумана?!». Вся эта война ведётся для того, чтобы разрушить неподвижные горы, они пытаются их разрушить уже на протяжении десятилетий, однако горы неимоверно огромны!
Поэтому мы обращаемся к некоторым сынам нашей Уммы, которые не видят существования сильного народа (фиа) в какой-либо мусульманской стране, способного установить государство. Поэтому они отклонили своё мышление в сторону необходимости собрать несколько народов (фиа) для установления государства и спрашивают о механизмах осуществления присяги (байат). Следовательно, в их умах закрепилось то, что невозможно совершить присягу в основе, т.к. нет отдельного народа из мусульман, обладающего достаточной властью. И они считают невозможным объединить несколько народов (фиа) и объединить несколько государств, чтобы сделать один большой народ (фиа), в котором соберётся всё необходимое для установления Халифата. Мы обращаем их внимание на то, что у нас имеются сильные народы (фиа), как мы об этом упоминали выше.
Поэтому враг, поняв это, приступил к обновлению старого проекта «Сайкс–Пико», назвав его «Большой Ближний Восток», в котором предусматривается дробление сильных народов на мелкие, т.е. в соответствии с новой политической картой. Следовательно, сегодня мы находимся в гонке с Западом; кто выиграет время? Сегодня у нас есть возможность установить Халифат в Египте, Судане, Шаме, Пакистане, Бангладеш, Турции, Узбекистане, Марокко, Алжире, Саудовской Аравии, Индонезии, Йемене, Нигерии и т.д.
Нужно всегда помнить, что победа — только от Аллаха:
وَمَا النَّصْرُ إِلَّا مِنْ عِنْدِ اللَّهِ الْعَزِيزِ الْحَكِيمِ
«Победа приходит только от Могущественного и Мудрого Аллаха» (3:126).
Наш долг — стремиться возродить Умму и сильный народ (фиа), обладающий властью в тех странах, на которые мы указали. Мы должны неустанно двигаться в этом направлении, пока не будет дана присяга халифу, если на то будет воля Всевышнего.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Мухаммад Мустафа
13 Шаъбана 1439 г.х.
29.04.2018 г.