Исламское правоВопрос: На одном из наших собраний мы обсуждали вопрос о том, что в терминологии означает понятие бидъа (новшество). Некоторые из нас сказали, что оно применяется в отношении всего, что противоречит приказам законодателя. А некоторые сказали, что оно применяется только в отношении того, что противоречит приказам законодателя в сфере ибадата (поклонения)… Мы просим вас разъяснить этот вопрос и пусть Аллах воздаст вам благом?

Ответ:

1- Приказы законодателя бывают двух видов:

Первый – это приказы, изложенные в повелительном наклонении, относительно которых Законодатель разъяснил метод их выполнения, т.е. в Коране или в хадисах имеются подробные инструкции о том, как именно необходимо исполнять данный приказ.

Например, Всевышний Аллах сказал:

«Совершайте намаз.» (2:43)

Это приказ в форме повелительного наклонения. Но Законодатель не позволил человеку совершать намаз так, как ему захочется. Напротив, приводятся другие тексты, которые разъясняют метод выполнения намаза, то есть содержат описание и последовательность таких  движений, как кыям (стояние), чтение, руку и суджуд (сидение)…

Также Всевышний Аллах сказал:

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь.» (3:97).

Этот приказ также приведен в повелительном наклонении, т.е. в форме требования.     И к нему также имеются тексты, разъясняющие метод выполнения этого приказа – хаджа…

Второй вид приказов – это приказы Законодателя, которые изложены в повелительном наклонении в общей или абсолютной форме,  без разъяснения метода его выполнения, т.е. в шариатских текстах не указаны практические меры их исполнения.

Например, слова посланника Аллаха (с.а.с.):

"Если кто-то дает что-либо под залог, то пусть дает его в определенной мере, с определенным весом и на определенный срок". (Приводит аль-Бухарий).

Здесь приказ приводится в форме условного предложения. То есть в случае передачи чего-либо под залог приказано определить меру, вес и срок, но нет конкретного разъяснения, как должна происходить эта сделка. Например: чтобы договаривающиеся стороны стали друг перед другом, прочитали что-либо из Корана, затем сделали шаг вперед, обнялись и начали обговаривать условия этой сделки…, и только после этого происходит передача и принятие…и т.д.

Или, например, посланник Аллаха (с.а.с.) говорит:

"Золото на золото будет ростовщичеством, если не обменять сразу же при наличии того и другого". (Приводит аль-Бухарий и Муслим).

А также:

"Золото на золото и серебро на серебро равномерно и наличными". (аль-Бухарий и Муслим).

Это также приказ в форме требования, в котором нет разъяснения подробных практических действий для совершения такого взаимообмена.

Например, приводится от посланника Аллаха (с.а.с.) что он приказывал вставать во время прохождения похоронной процессии, как это приводится в хадисе от Муслима:

"Если вы увидите проходящие похороны, то встаньте".

Слова посланника Аллаха (с.а.с.) означают требование, т.е. приказ. Однако он не разъяснил практические действия выполнения этого приказа согласно примерам приведенным выше.

Таким образом, есть приказы Законодателя, в которых имеются практические меры для их выполнения. Также есть приказы, которые приводятся в общей и абсолютной форме без разъяснения подробных практических действий, необходимых для выполнения данных приказов.

2- Противоречие приказу законодателя, относительно которого есть метод выполнения, называется в терминологии бидъа (новшеством), потому что он не соответствует указанному шариатом методу. Лексическое значение слова бидъа, как приводится в словаре «Лисан-уль Араб», означает: новатор, вносящий что-либо новое…

В терминологии значение такое же, т.е. «что-либо новое, что  противоречит шариатскому методу, разъясненному законодателем для выполнения шариатского приказа».

Это значение содержится и в хадисе:

"Кто совершит поступок не соответствующий нашему делу будет отвергнут". (аль-Бухарий и Муслим).

Итак, например, если кто-то совершает три земных поклона во время намаза вместо двух предписанных Аллахом, то он вносит бидъа (новшество). Если кто-то бросит в столб во время хаджа восемь камушек вместо семи, то совершит бидъа (новшество)… А всякое новшество и есть заблуждение. А всякое заблуждение наказуемо огнем. Т.е. те, кто вносит бидъа (новшество)  при исполнении приказов, относительно которых уже Аллах установил шариатский метод их исполнения, нарушают приказ и совершают грех.

3- Противоречие приказу, относительно которого Законодатель не определил метода выполнения, рассматривается следующим образом. Если приказ Законодателя связан с таклифом (обязательством), то нововведение может быть харам (запретным), макрух (нежелательным) или мубах (дозволенным). Если же обращение было связано с положением (вадъ), то о нем говорится батлан (недействительный) или фасад (негодный). И это согласно къарине (доказательству), имеющейся в приказе с точки зрения категоричности или вероятности или же предоставления выбора.

И оно имеет место в законах шариата и о нем говорится харам, макрух или мубах, если оно было обращением законодателя связанный с таклифом (обязательством). Или же говорится батыль или фасид (недействительный), если это было обращением связанный с положением вадъ.

Например, если кто-либо дает что-то в залог  и при этом нарушает приказ Законодателя, т.е. не определена мера, или не определен вес, или не определен срок, то не говорится, что внесено бидъа (новшество), а говорится, что этот договор противоречит приказу Законодателя и поэтому, является батыль или фасид (недействительным).

Во втором примере, если кто-либо нарушает приказ "Золото на золото равномерно и наличными", т.е. совершает сделку не равномерно и не наличными, то не говорится, что он совершил бидъа (новшество), а говорится, что эта сделка  харам (запретна), так как согласно хадису - это ростовщичество.

Также не говорится, что невставание во время прохождения похоронной прцессии и сидение является бидъа (новшеством). Напротив, это дозволено, потому что шариатские тексты приводятся в двух положениях. Приводит Муслим от Алий ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) что он сказал: "Посланник Аллаха (с.а.с.) встал, а затем сел". (Муслим).

И точно также в отношении противоречия приказу законодателя» Бери по богобоязненности и будешь счастлив« (аль-Бухарий) не говорится, о совершении бидъа (новшество), а изучается закон шариата связанный с браком не на богобоязненной, ибо законодатель не разъяснил практические меры для выбора жены. Например, чтобы жених стал перед ней и прочитал аят аль-Курсий, затем сделал шаг вперед и прочитал суры "Фелякъ" и "ан-Нас" и затем сделал еще шаг и сказал Бисмиллях, а затем протянул правую руку для заключения брака… и т.д.

Также слова посланника Аллаха (с.а.с.) в отношении торговцев, которые много и часто клянутся:

"О торговцы! Поистине торговля сопровождается пустословием и клятвами. Поэтому, почаще давайте милостыню". (Абу Давуд).

Законодатель не разъяснил подробные меры для выполнения этого приказа "почаще давайте". Поэтому не говорится что тот, кто занимается торговлей и клянется, при этом не давая милостыни совершает бидъа (новшество). Необходимо изучать закон шариата связанный с положением, когда торговец не дает милостыню, давая клятву во время торговли.

Таким образом в отношении всех противоречий приказам, относительно которых Законодатель не установил подробный метод исполнения, нужно рассматривать реальность данного приказа и шариатские законы, связанные с ним.

4- Рассматривая шариатские тексты видно, что метод исполнения приказа Законодателя присутствует в большинстве законов из сферы ибадата (поклонения). Поэтому бидъа (новшество) может иметь место только в законах ибадата (поклонения), и только в тех из них, в которых приводятся практические меры для выполнения приказа.

Мы говорим в большинстве законов ибадата, потому что в некоторых нет практических мер выполнения. Например, джихад хоть и относится к поклонению, все же его приказы приводятся в общей и абсолютной форме:

«О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас.» (9:123)

«О Пророк! Сражайся с неверующими и лицемерами и будь суров с ними.» (66:9).

В отношении этих приказов нет текстов разъясняющих метод их выполнения. Например, не приводится как нужно вести сражение, например: прочитать аят, сделать один выстрел, затем сделать шаг и сделать другой выстрел, а затем отклониться в правую сторону… Поэтому о тех, кто не ведет джихад, когда он является обязательным не говорится, что он совершил бидъа (новшество), а говорится, что он совершил харам из-за неведения джихада.

5- Вывод: противоречие приказам Законодателя, где Он разъяснил метод выполнения того или иного действия - является бидъа (новшеством). А противоречие общему и абсолютному приказу Законодателя, где Он не разъяснил метод выполнения, то это противоречие бывает в законах шариата как харам, макрух или мубах или же в положении вадъ, как бутлан или фасад (недействительность).

И так как при рассмотрении видно, что именно большинство форм поклонения (ибадат) имеют определенный Законодателем метод их выполнения, то бидъа (новшества)  могут относиться именно к сфере законов поклонения.

Что же касается доказательств взаимоотношений или джихада… то они приводятся в общей и абсолютной форме. Поэтому противоречие им относится к законам шариата "таклиф (обязательство): харам, макрух, мубах" или к положению вадъ: бутлан, фасад (недействительность)".


18/9/2008г.

Читаемое