بسم الله الرّحمن الرّحيم
Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду его семье и всем его сподвижникам!
БЕСПЕЧНОСТЬ (ГАФЛЯТ) имеет значение невнимательности, небрежности, то есть, отвлечение человека от огромного и важного из-за ничтожного и пустякового. На этом основании подразумеваемая здесь беспечность – это занятость, отвлеченность от Последней жизни (Ахырат), от настойчивого труда ради нее и нерадивость, упущение, халатность бездействие в отношении поминания (зикр) Аллаха и повиновения Ему, предпочитая мирскую жизнь (дунья) и занимаясь ею, подобно тому, как сказал Всевышний:
Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей. Аллах запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды. (16:107-108)
БЕСПЕЧНОСТЬ является корнем зла и порицаемым качеством. Запретил Аллах это качество своим рабам и предостерег от нее. Сказал Всевышний:
وَلا تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَنْ ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطًا
и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными. (18:28)
Разъяснил Аллах Пречистый, что обитателями Огня являются беспечные люди, сказал Всемогущий и Великий:
Воистину, тем, которые не надеются на встречу с Нами, довольствуются мирской жизнью и удовлетворяются ею, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями, пристанищем будет Огонь за то, что они приобретали. (10:7-8)
«Аллах запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды. Несомненно, в Последней жизни они окажутся потерпевшими убыток» (16:108-109)
А кто такие – БЕСПЕЧНЫЕ? Аллах дал им слух, зрение и сердце. Однако оставили они эти органы без такого дела, которое принесет им пользу в отношении их Последней жизни (ахырат) и не стремились к размышлению, ведущему их к истине. Поэтому опустил их Аллах на положение тех, которые не слышат и не понимают. Даже они сами будут свидетельствовать этим в Судный день, и уверять, что они не слышали и не понимали; потому что они не воспользовались ими ради своей Последней жизни. Приводится в Коране их слова:
وَقَالُوا لَوْ كُنَّا نَسْمَعُ أَوْ نَعْقِلُ مَا كُنَّا فِي أَصْحَابِ السَّعِيرِ
«Они скажут: «Если бы мы прислушивались и были рассудительны, то не оказались бы среди обитателей Пламени»» ( 67:10)
И сказал Всевышний относительно обитателей Преисподни:
«Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» (7:179)
Являющийся БЕСПЕЧНЫМ относительно размышления, вспоминания и поминания Аллаха является находящимся в положении животного, и даже в положении худшем, чем животное. Если раб Аллаха повинуется Всевышнему и Великому Аллаху, то является из самых почетных созданий, а если ослушивается Аллаха – то становится положением ниже, чем животное.
ПРИЧИНЫ БЕСПЕЧНОСТИ (ГАФЛЯТ)
1 – ВОСХИЩЕНИЕ, ИСКУШЕНИЕ МИРСКОЙ ЖИЗНЬЮ И ОТВЛЕЧЕННОСТЬ, ЗАНЯТОСТЬ ЕЕ ЖЕЛАНИЯМИ.
Внушают страх слова Всемогущего и Великого Аллаха в Коране, о том, что большинство людей являются беспечными (гафилюн), как сказал Всевышний:
«Таково обещание Аллаха, и Аллах не нарушает Своего обещания, однако большинство людей не знают этого. Они знают о мирской жизни только явное, и они беспечны к Последней жизни» (30:6-7).
Шейх Абдурахман Ас-Саади в отношении слов Всевышнего Аллаха «однако большинство людей не знают этого», сказал: «Обращены их сердца и желания к мирской жизни и ее страстям, то есть: абсолютно все их стремления, мысли и цели связаны только с временной и бренной мирской жизнью. Трудятся ради нее и добиваются ее приобретения и являются беспечными относительно Последней жизни – то есть не думают, абсолютно, о Последней жизни; не имеют стремления, желания и цели ради Последней жизни. Не желают страстно Рая, и не боятся Огня и присутствия перед Аллахом и встречи с Ним. Это является признаком несчастья и знаком беспечности».
Итак, самой большой причиной беспечности, даже, скорее, корнем ее возникновения, является любовь к мирской жизни (дунъя) и занятость ее приобретением, восхищение, искушение ее страстями и ее развлечениями.
Следует отметить, что Ислам не запрещает любить блага этой жизни. Он побуждает уделять делу Последней жизни больше сил, труда и стремления, нежели делу этой – Ближней жизни. Ближняя жизнь является временной, а Последняя – вечная. И если мусульманин копит богатство и блага, только для того чтобы стать богатым и значимым – это и есть дело ближней жизни и это порицаемо.
Однако Ислам побуждает к богатству, и нет ничего плохого, если мусульманин будет самым богатым в мире. Похвальным является то богатство, которое, обеспечивая человеку достаточность для жизни, расходуется на пути Аллаха, на пути претворения и распространения Ислама, распространения религиозных знаний. Т.е. расходуется и жертвуется на дела, указанные и рекомендуемые Аллахом Всевышним.
И как сказал Пророк (с.а.с.): «Будь подобно путнику в мирской жизни». И как путник, когда выходит в путь, берет только то, что ему понадобится в пути, рабу Аллаха – мусульманину, тоже нужно быть таким и обязательно взять из этой Ближней жизни то, что пригодится в Судный день и определит нас в Последней.
Стремление человека к приобретению украшения мирской жизни и занятость ею вызывает в сердце привязанность к ней в чрезмерном виде, мысли переходят в размышление о мирской жизни и из сердца исчезает желание работать ради Последней жизни. Украшение мирской жизни нравится для заглядывающихся на нее и околдовывает их сердца. Их сердца становятся небрежными, беспечными относительно поминания Аллаха. Они поддаются в чрезмерном виде наслаждениям и желаниям, теряют свое время и проявляют упущение относительно своего самого важного дела и терпят огромный убыток – убыток относительно своей Последней жизни.
Поэтому, защитил Всемогущий и Великий Аллах Своего Пророка (с.а.с.) и ответивших ему из его Уммы, защитил их от этого опасного падения – то есть восхищения, искушения этой мирской жизнью (дунъя).
И сказал Всевышний:
وَلا تَمُدَّنَّ عَيْنَيْكَ إِلَى مَا مَتَّعْنَا بِهِ أَزْوَاجًا مِنْهُمْ زَهْرَةَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا لِنَفْتِنَهُمْ فِيهِ وَرِزْقُ رَبِّكَ خَيْرٌ وَأَبْقَى
«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению»(20:131)
2 – УХОД И ОТКАЗ ОТ ПОМИНАНИЯ АЛЛАХА И БЕСПЕЧНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО РАЗМЫШЛЕНИЯ об этом – это является главной причиной нечестивости, ослушания Аллаха и неверия. Сказал Всевышний:
«Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха, и Он заставил забыть самих себя» (59:19)
Бывает это по причине беспечности раба относительно своего Господа:
«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в день воскресения будет всего лишь Пригоршней его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к нему в сотоварищи» (39:67)
Ослушивающийся, в действительности, ослушивается Господа вследствие своего невежества относительно Аллаха и беспечности относительно огромной и беспредельной Его важности, Его права, Его справедливости, Его полноты, щедрости и милости для нас.
3 – БЕСПЕЧНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО НЕМИНУЕМОСТИ СМЕРТИ И СУДНОГО ДНЯ.
Смерть – потеет лоб, слышится стон и хрип, охлаждаются органы, человека постепенно охватывает смертельная агония. То, как смерть забирает душу подобно тому, как серп (коса) скашивает траву. Если душа будет праведной, обрадуется в тот час, и будет пребывать в радости: «несите меня вперед…несите меня вперед», а если будет другой, воскликнет в тот час: «горе мне, куда направляетесь со мной».
Это день открытия покрывала, ясным становится мутное и очевидным становится тайное. Тогда увидит «беспечный» собственными глазами то, относительно чего пребывал в беспечности, был отвлеченным и упустил из виду. Сказал Всевышний:
«Ты был беспечен к этому, но Мы сорвали с тебя твое покрывало, и острым является сегодня твой взор» (50:22)
Вспоминание о смерти пробуждает в душе стремление подготовки, действий, труда ради Господа. Потому что знающий и бдительный знает, что смерть является конечным пунктом и невозможно потом что-то изменить. И спешит запастись до того, как его застигнет врасплох этот день. Сегодня труд и нет отчета, а завтра отчет и нет труда.
Говорит Шугба бин аль-Хаджадж: «Не сидите незанятыми, ибо смерть требует, желает вас». Таким является состояние бдительных всегда.
Спросил один царь ученого: «Почему мы боимся смерти?...» и ответил ученый: «Потому что вы разрушили свою Последнюю жизнь и строите свою мирскую жизнь. И не хотите переходить из построенного в развалины». И сказал верно.
Аллах стучится в эти безразличные, введенные в обман сердца, которые ожидает ужас. Аллах раскрывает эту ужасную действительность и уверяет огромным уверением, говоря:
«Но нет! Скоро вы узнаете! Еще раз нет! Скоро вы узнаете! Но нет! Если бы вы только обладали убедительным знанием!», (102:3-5)
Да, это убедительное знание, в котором нет сомнения и непризнания. Подобные великие аяты наполняют живое сердце заботой о Последней жизни вместо занятия пустяками и глупостями мирской жизни с ее мелочами, которые радостно встречают незанятые и бегут к ним беспечные.
Да, из причин пребывания в беспечности является забывание дня страшного Суда, дня прибытия в Огонь, дня скольжения ног, и не будет слышатся в тот день голос, за исключением голоса: «О, Аллах спаси, спаси».
Подобно тому, как Аллах сделал для всякого недуга лекарство и для всякой болезни лечение, то и для беспечности существует лечение с помощью Аллаха и его содействия. Из важнейших средств ее устранения и отражения от себя (нафс) являются:
1 - ДЕРЖАТСЯ ПОМИНАНИЯ АЛЛАХА ВСЕМОГУЩЕГО И ВЕЛИКОГО. Говорит Аллах, побуждая Своих рабов к неразлучности с поминанием Его:
«О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно» (33:41)
И предостерег Всемогущий и Великий от пребывания в беспечности относительно поминания (зикр) Аллаха, сказал:
«Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха!» (39:22).
«Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха, и Он заставил забыть самих себя» (59:19)
И сказал Всемогущий и Великий своему пророку:
«Поминай Аллаха с покорностью и страхом про себя и не громко по утрам и перед закатом и не будь одним из беспечных невежд» (7:205)
Поминание Аллаха отводит шайтана от раба, шайтана который занимает, отвлекает его от повиновения своему Господу посредством ничтожных вещей из дел мирской жизни. Приводится в хадисе: «поистине шайтан кладет свою морду на сердце сына Адама. И если он поминает (Аллаха) – то (шайтан) отдаляется, а если пребывает в беспечности – (шайтан) берет в рот его сердце».
И Посланник Аллаха (с.а.с.) подтверждает это, говорит: «Поистине сердца покрываются ржавчиной. И очищаются путем поминания Аллаха».
Согласно высказыванию ученых, поминанием (зикр) называется любое дело, когда человек, например, вспоминает о каком-либо деле, что Аллах запретил это дело и не совершает его; или если наступает время определенной обязанности и человек вспоминает, что должен совершить эту обязанность, т.к. Аллах велел совершить эту обязанность; или если человек посещает собрания, где проходят исламские лекции, это собрание называется собраниями зикра, потому что они вспоминают Аллаха и его приказы. Или просто произносит определенные слова, которые приводятся в хадисах, что также называется зикром. Также если читает Коран, является делающим зикр и даже это является самым большим зикром. Или распространяет знание и это тоже называется поминанием Аллаха. Или думает о последней жизни, о Рае и Аде и он называется делающим зикр.
2 – ОСВОБОЖДЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ ОТ ГРЕХОВ, потому что то при увеличении количества грехов бывает, что запечатывается сердце их хозяина и он становится из числа беспечных. Ведь сказал Пророк (с.а.с.): «Если Мой раб совершает грех … (вызывает) черное пятно в своем сердце. А если покается, придается блеск в его сердце. Если увеличит, увеличивается, это и есть слово Всевышнего Аллаха:
«Но нет! Напротив, их сердца окутаны тем, что они приобрели» (83:14)
Сказал аль-Хасан: «Окутаны – это грех за грехом, пока сердце не станет слепым».
3 – ДЖЕМААТ: мы живем во время, где редко можно найти праведное, благословенное общество. Как мы нуждаемся в правдивом качестве и праведном примере для подражания.
Всемогущий и Великий Аллах обращает внимание на это важное средство для изгнания беспечности и запирания ее двери. Это нахождение около совершающих добро и поминающих, которые напоминают об Аллахе и Последней жизни. Сказал Всевышний:
وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ وَلا تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ تُرِيدُ زِينَةَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَلا تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَنْ ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطًا
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику» (18:28)
В этом аяте Аллах велит дружить с наилучшими, общаться и не разлучатся с ними. Так как в дружбе с ними имеется огромная польза. И как сказал Али, да будет доволен им Аллах: «Не будь другом нечестивому (порочному человеку), ибо он украшает тебе свое дело, и не будет доволен, пока ты не будешь подобным ему». Ибо дружба с подобными является смертью для сердец.
ПРОСИМ ЩЕДРОГО АЛЛАХА одарить наши сердца бдительностью, и пробудить нас, чтобы воспользоваться добрыми делами, и отдалить нас от злых искушении и соблазнов явных их и тайных.
Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников!
Абу Рамазан, г.Симферполь
Абу Карим, г.Бахчисарай